глава 1

Цесаревич Николай в форме Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Фото: www.liveinternet.ru
Цесаревич Николай в форме Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка.
Фото: www.liveinternet.ru

Главы из книги писателя Андрея Хвалина о визите Наследника Цесаревича Николая Александровича в Приморье в 1891 году

 

Глава первая.

«Наше мировое положение и мировое призвание неоспоримо»

 

Православно-державное сознание издавна понимает значение Владивостока как первого и последнего форпоста России, своеобразных ворот, через которые, будь они предательски открыты, хлынет мощное антихристово воинство. Этому научили нас события истории.

То, что сегодня осознается многими православными людьми, ясно видел уже за сотню лет с высоты Царского Престола Император-Миротворец Александр III, отправляя Наследника Цесаревича Николая Александровича в 1890 году в путешествие по восточным странам с возвращением через далекую окраину Государства Российского.

Посещение Наследником Цесаревичем города Владивостока стало завершающим этапом его путешествия на Восток в 1890-1891 годах, которое началось 23 октября в Гатчине, пролегло через Древнюю Элладу, Египет, мусульманский Восток, Индию, Китай, Японию и завершилось 4-го августа 1891-го года возвращением в Петербург.

Владивосток, таким образом, явился первым русским городом, встречавшим будущего святого Русского Царя.

Уже современники понимали неслучайность выбранного маршрута, значение которого будет возрастать с усилением роли Востока в христианской политике России. Над составлением маршрута трудились воспитатель Наследника Цесаревича генерал-адъютант Г.Г. Данилович, адмирал Н.А. Шестаков, известный географ А.И. Воейков и капитан I-го ранга Н.Н. Ломен, впоследствии командир фрегата «Память Азова»… Частными сторонами поездки занимались отдельные ведомства.

Бухта Золотой Рог. Фото: www.img-fotki.yandex.ru
Бухта Золотой Рог.
Фото: www.img-fotki.yandex.ru

К началу 1890-х годов Владивосток являлся самым значительным населенным пунктом Приморской области. Указом от 28 апреля 1880 г. Владивосток получил статус города. В 1889 году город был определен как конечный пункт Транссибирской магистрали, с которой связывались большие надежды в освоении далекой окраины России. Соединение Владивостока с центром страны железной дорогой превращало его в важнейший транспортный узел и опорный пункт России на Дальнем Востоке. В 1889 году город преобразован в военную крепость. Сюда перенесен из Николаевска-на-Амуре административный центр Приморской области.

Однако приезд Наследника Цесаревича в город, носящий прообразовательное имя «Владеющего Востоком», имел не только политическое и экономическое значение, но, в первую очередь, глубокий религиозный смысл. Пройдет всего несколько лет, и этот смысл раскроет в своем замечательном Слове, так и названном «Россия и Восток», пламенный проповедник и новомученик Российский протоиерей Иоанн Восторгов. Вернувшись из поездки по Востоку, он произнес это Слово 14-го мая 1909 года в день Священного Коронования Государя Императора в Кафедральном соборе Владивостока при священнослужении Архиепископа Владивостокского Евсевия и Епископа Киренского Иоанна при большом стечении богомольцев. Вот некоторые места из этого исторического Слова:

«В этом городе, который носит громкое и выразительное имя «Влади — восток», в нынешний глубоко знаменательный день памяти Священного Коронования Царя, — события, во всей глубине значения и содержания понятного только христианскому сердцу и особо вдумчивому уму, напоминающего о таинственной, религиозно-мистической связи Царя и народа, освященной Духом Божиим, и получающего высшее объяснение только при мысли о мировом значении и мировых задачах России; наконец, лично мне, призванному Архипастырем к слову церковного проповедования сегодня, на другой день после того, как я возвратился в Россию, повидав соседние страны Востока: Китай, Японию, Корею, — естественно говорить о значении России и Востока и отсюда уже делать выводы и поучительные уроки в настоящем торжественном собрании градских и воинских чинов, при молитве о Царе и царстве.

Здесь не исключительно политический вопрос, как многим может показаться: в мировых планах Божественных, которые мы призваны разуметь себе к назиданию, не без значения и политическое положение царств и народов.

(…)

Памятник Наследнику Цесаревичу во Владивостоке
Памятник Наследнику Цесаревичу во Владивостоке

Обратимся теперь мысленно к нашему родному русскому народу. Народ христианский, народ единственный в мире, сочетавший начало своего государственного бытия с купелью своего крещения в веру Христову; народ, в своей государственности заключивший церковность и в своей церковности — государственность, народ, определивший себя, как «Святую Русь», и опознавший себя в православии («порадейте, православные»); народ-богоносец, по признанию его лучших мыслителей и писателей, — этот народ поистине есть новый Израиль. Знал и он дни отъединения от мира, когда он возрастал и укреплялся в вере. Пережил и он радости созидания государственного, пережил и скорби, горести, несчастья, разгромы, разрушения, политические тяготы. Как ни бранят его прошлое, его психологию и характер, его государственность, самодержавие его царей, как силу якобы пагубную и разрушительную, однако, факт на лицо: он от берегов Днепра и Ильменя, из малого зерна-племени, при всех невзгодах, вырос в силу мировую и дошел до Великого океана — города, коему дал пророческое и выразительное имя: «Влади — восток».

Наше мировое положение и мировое призвание неоспоримо. Мы поставлены географически на грани двух стран света, двух миров, двух цивилизаций, в ясном сознании всего прошлого в истории человечества, и в предчувствиях чего-то таинственного, что кроется в загадочных странах и народах Востока, пред которым мы стоим одни из всех европейских народностей прямо и непосредственно, лицом к лицу. По временам мы слышим на Востоке какие-то глухие раскаты громов, мы видим прорезывающие тьму молнии, мы предчувствуем какие-то назревающие мировые события. Кто, как не мы, по географическому положению и по историческому призванию, должны встретиться первыми с этими грядущими событиями? Кто, как не мы, в святом и провиденциальном призвании должны возвестить царству дракона о царстве Христа? И куда же, как не в эти царства Востока, сущия в области дракона, направиться теперь вечному и всемирному благовестию Христову?

(…)

Чем быть России и русскому народу? Если народом мировым, то ему нужен Великий Океан, и тогда понятно, что значит для нас Восток и Владивосток. Если народом-данником, то он может без сожаления оставить берега Великого Океана… Вот почему, быть может, в истории России не было войны более важной по идейному значению в мировых судьбах, по замыслам и стремлениям, как последняя война Русско-Японская. Русская интеллигенция этого не поняла, русская, так называемая, передовая печать этого не уразумела, и вот, началась травля всех и всего, что было причастно к этой войне, которая была объявлена «авантюрой»; начались наивные уверения, что нам ничего на Дальнем Востоке не нужно, что у нас и без того земли много… Развращался народ, развращались войска, под крики, злорадство при виде наших неудач, от прокламаций, бунтов, революции воцарилось общее уныние, война окончилась неудачно, состояние растерянности и теперь царит всюду.

Отчего все это? Ответим искренно. Оттого, что мы забыли и перестали даже ценить свое мировое религиозно-миссионерское предназначение. Если Дальний Восток и Океан — наша конечная цель, если мы здесь ищем только государственной и экономической мощи, как чего-то самодовлеющего, — то нечего и жалеть, что мы опозорены и отброшены. Тогда мы достойны своей судьбы. Надо возвратиться к смыслу, к доброму смыслу наших предков: мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой в страны области Дракона-дьявола, коснеющие в язычестве и неведении Христа. Но тогда идите с тем религиозно-нравственным началом русской государственности, о коем говорит Священное Коронование царей на царство; тогда идите в осенении идеального начала боговластия в царстве русском, а не языческого народовластия, т.е. человекообожения, которое слышится в преклонении пред правом, пред силою и голосом так называемого большинства, вместо правды Христовой, вовсе независящей от пресловутого этого большинства; тогда идите с крестом и евангелием, с храмами и монастырями, с христианскою верою и жизнью, как было встарь, а не с одними железными дорогами, крепостями, войсками, торговыми предприятиями и воеводским правлением. Тогда приветствуйте переселение сюда русского народа, его стихийное движение на Восток к Океану, но давайте прежде всего переселенцу устроение церковного быта, удовлетворение нужд и потребностей религиозных; тогда идите, как встарь, в союзе веры и жизни, веры и знания, церкви и государства.

(…)

Стойте здесь на грани России пред лицом врага; стойте на этой твердыне Владивостока; стойте пред лицом Востока с его загадочной судьбою. Но стойте со Христом и со крестом, и тогда Восток, приняв Христа, встретится с нами, как с братьями, а не как со смертельными врагами и хищниками. И не в крови, и брани, а в единении веры и любви будет тогда разрешение вопроса об отношениях России и Востока… Тогда исполнится мировое призвание России и та глубокая идея русской Христианской государственности, которая заключена в Священнодействии Коронования Царя на Царство. Аминь».

 

(продолжение следует)