Часть 6
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАРХИИ В РОССИИ.
Приамурский Земский Собор 1922 года. Материалы и документы.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
В конце 80-х годов XX века, работая в приморской молодёжной газете, приезжал в командировки в столицу и принимал участие в заседаниях московского Братства Царя-мученика Николая. Основной целью братчиков являлась канонизация Царской Семьи Государя Императора Николая II Александровича в лике святых Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно в Братстве впервые узнал о Приамурском Земском соборе, состоявшемся во Владивостоке в июле-августе 1922 года и восстановившем Династию Романовых на Всероссийском престоле. По просьбе членов Братства приступил к изучению данной важной темы в истории России. На первом этапе исследовал местные архивы и получил материалы от беженцев первой волны русской эмиграции и их потомков со всего мира, с которыми находился в переписке.
Весной 1991 года приехал в Москву для учёбы на Высших литературных курсах при литературном Институте им. А.М. Горького. Параллельно продолжал заниматься изучением истории Земских соборов на Руси и, в частности, Приамурского как последнего на данный момент. Материалы публиковались в православно-патриотической периодике. Вместе с братчиками участвовал в «заставах» по сбору подписей за канонизацию Царской Семьи и за строительство Храма Христа Спасителя.
Зимой 1992 года в Сергиевом посаде, вернувшем себе историческое имя, в небольшом домике, заваленном снегами, недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приступил к написанию книги о Приамурском Земском соборе. Осенью 1993 года закончил её в священнической квартире в Коломенском, молясь перед иконой Державной Божией Матери. В связи с октябрьскими событиями печатание тиража остановили в типографии. Но в начале 1994 года первая в истории России и зарубежья книга о Приамурском Земском соборе во Владивостоке увидела свет тиражом в одну тысячу экземпляров. Она моментально разошлась среди читателей на православно-патриотических вечерах и собраниях, в книжные магазины не поступала.
В дальнейшем материалы книги использовались в фундаментальных трудах «Русь соборная» приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) и «Россия перед вторым пришествием» церковного историка С.В. Фомина и др. В 1995 году книга «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 г. Материалы и документы» удостоена Всероссийской литературной премии «Традиция» Союза писателей России. Впервые представляем широкому кругу читателей полный вариант книги.
Часть 1. http://archive-khvalin.ru/chast-1-2/
Часть 2. http://archive-khvalin.ru/chast-2-3/
Часть 3. http://archive-khvalin.ru/chast-3-2/
Часть 4. http://archive-khvalin.ru/chast-4-2/
Часть 5. http://archive-khvalin.ru/chast-5-2/
Часть 6.
+
Михаил Константинович Дитерихс родился 5 апреля 1874 года в семье по мужской линии обрусевших чехов. Дед его, вследствие преследования немцев, переселился в Россию. Отец сорок лет служил в русской армии на Кавказе. Окончив пажеский корпус, военную службу М. К. Дитерихс начал лейб-гвардии во 2-ой артиллерийской бригаде. В 1900 году он окончил по первому разряду Николаевскую академию Генерального Штаба. Прошёл полный строевой стаж и стаж офицера Генерального Штаба. Принимал участие в русско-японской войне.
С 1910 года он — старший адъютант Штаба Киевского округа, глава мобилизационного отделения. В его руках фактически сосредоточена вся подготовка Киевского округа к войне с вероятным противником — Австро-Венгрией. В Первую мировую войну Киевский округ вступил наиболее подготовленным, в чём весомая заслуга М. К. Дитерихса.
В 1914-1917 годы проявил себя выдающимся военачальником. Состоя при командующем Юго-Западным фронтом, наряду с другими боевыми операциями разработал план наступления, вошедший во все учебники стратегии, как «брусиловский прорыв».
В конце 1916 года во главе 2-ой Русской особой Бригады генерал Дитерихс высаживается в Македонии. Согласно решению Ставки 5-го июня 1917 года он принимает командование над всеми русскими частями на Салоникском фронте. Приказом № 10 Главнокомандующего войсками союзников французского генерала Сарайля по Македонской Армии 3-й Особый полк 2-й Русской особой Бригады за боевые заслуги награждён Военным крестом и пальмой на знамени.
В октябре 1917 года генерала Дитерихса сменил прибывший из России генерал Тарановский.
Не приняв большевистского переворота, М.К. Дитерихс отправляется в Сибирь, где в 1918 году становится начальником штаба чешских войск, после чего состоял председателем комиссии по расследованию обстоятельств убийства Царской Семьи.
При правительстве адмирала Колчака он был назначен Главнокомандующим войсками Восточного фронта, а затем и начальником штаба Верховного Главнокомандующего.
Разойдясь с А.В. Колчаком в планах обороны Омска, М.К. Дитерихс был отрешён Верховным Правителем от должности и в 1920 году поселился в Харбине, где, живя в большой бедности (работал одно время сапожником) и воспитывая девочек-сирот убиенных белых офицеров, он написал свою знаменитую книгу об убийстве Царской Семьи[1].
По воспоминаниям современников, Михаил Константинович Дитерихс был человеком глубоко религиозным. В 1919 году он уже мыслил борьбу с большевизмом как борьбу религии с безбожием и безверием. Будучи Главнокомандующим армиями Восточного фронта (конец лета и осень 1919 г.) генерал Дитерихс приступил к формированию «дружин Святого Креста и полумесяца». Он верил, что Россию на большевиков можно поднять лишь во имя Церкви, Царя и Отечества. Его программа была нова для Белого движения, оригинальна и продумана. Она могла бы увлечь людей, если в них, конечно, ещё теплился огонёк веры и преданности трём национально-историческим основам России. И вот теперь, в 1922 году, генерал Дитерихс, не колеблясь решил проводить свои принципы[2].
Исследование М.К. Дитерихса «Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых на Урале» появляется летом 1922 года в книжных магазинах Владивостока (все вырученные от продажи деньги — книга стоила 5 рублей золотом — шли на содержание приюта детей-сирот). Восстановление Самодержавного Царства и спасение России генерал видел только по пути Христа: «Нет, не спасти России боярам-западникам демократам с крестьянами, ни боярам-западникам социалистам с монархией; не спасти её каким-либо политическим партиям. Россия не может быть ни пролетарской, ни крестьянской, ни рабочей, ни служилой, ни боярской. Россия может быть только — Россией Христа. Россией «всея земли». Надо прочувствовать это, познать это и поверить в это. Здесь нет ни монархистов, ни кадет, ни октябристов, ни трудовиков, ни социалистов; здесь нет ни классов, ни сословий, ни чиновников, ни крестьян. Здесь только одно — национальная Россия, с ея исторической нравственно-религиозной идеологией». В соответствии с этим М.К. Дитерихсом и молившимися за него единомышленниками возрождение национальной власти подразумевалось не через пресловутое Учредительное Собрание или военно-партийную диктатуру, а через «совет всея земли», т.е. Земский Собор: «Новое восшествие на Российский престол кого-либо из оставшихся в живых Членов боковых линий Дома Романовых, конечно, может случиться, но не как выдвижение кандидата какой-либо политической партией, группой или отдельными лицами, а только постановлением будущего Всероссийского Земского Собора»[3].
Мысль о том, что только Земский Собор может спасти Россию и Приморье, охваченное междоусобной смутой летом 1922 года, Господь вложил в сердца многих Русских людей. Во время кризиса власти между Временным Приамурским правительством и Народным Собранием 1-11 июня, получившего название «недоворота», здравомыслящие искали мирного выхода к обоюдному согласию. Видный деятель тогдашнего Приморья (работал и в Правительстве и заседал в Народном Собрании), участник Всероссийского Поместного Церковного Собора 1917-1918 гг. С.П. Руднев приводит в книге воспоминаний такой важный эпизод: «Тогда, день на третий или четвертый этого «недоворота», поздно вечером пришёл ко мне Атаман Уссурийского Казачьего Войска ген. Савицкий и, указывая на происходящее, создающее крайнюю напряженность местного казачества, просил спешно заняться осуществлением мысли, возникшей у них — казаков, о созыве в кратчайший срок Земского Собора»[4].
Однако Руднев этой мыслью «не занялся», а отправил атамана в Правительство, сам же хотел идти по кривой тропке политических компромиссов к Учредительному Собранию. Оно и понятно: у сентиментального чиновника из дворян, перебравшегося сюда из центральной России, имевшего во Владивостоке основное содержание от Торгового Дома «Кунст и Альберс» и занятого на государственном поприще в свободное от добывания хлеба насущного время, по собственному признанию, «веры в свою работу и дело — у меня, к моему несчастью, не было, той веры, которая могла бы двигать горами…» Да и откуда было взяться горячей вере в возрождение Самодержавной России у служащего известного на всю страну Торгового Дома. Хотя С.П. Руднев, как добропорядочный работник, всячески превозносит своих хозяев, факт остаётся фактом: «…весь Дальний Восток покрыт сетью магазинов фирмы «Кунст и Альберс». Владелец этой фирмы Дошан (Даттан) имел торговое заведение в Порт-Артуре. И что же, наживши миллионы от русского правительства (подряды) и русского народа, Дошан, после сдачи Порт-Артура, один из первых явился приветствовать с победой японского генерала Ноги.
В одно прекрасное время появился знаменитый приказ по войскам генерала Унтерберга, в котором говорилось, что фирма «Кунст и Альберс» (Дошан) оправдалась перед судом и что-де теперь можно опять покупать у этой фирмы «Кунст и Альберс». Такой приказ, такая реклама и защита торговых интересов и непонятна и наводит на грустные размышления, ибо бойкот фирмы «Кунст и Альберс» русскими офицерами был вызван его предательской политикой и естественным чувством оскорблённого патриотизма русского офицера: как ни странно, но факт налицо, что у этой фирмы «Кунст и Альберс» оказалось среди служащих Владивостока 38 молодых германских подданных, вызванных в Германию для отбывания воинской повинности, а остальные служащие конторы — японцы и корейцы»[5]. Позже, в эмиграции С.П. Руднев на первых порах устраивается в Харбинское отделение этого Торгового Дома, пока по требованию советского правительства хозяева не выставляют за дверь всех, и его в том числе, участвовавших в Белом движении русских.
Слава Богу, горячая вера в воскресение России Христа была у других русских людей.
Хотя неподчинившееся указу Временного Приамурского правительства о роспуске и устроившее выступление против законной власти Народное Собрание посулило М.К. Дитерихсу пост главы в новом правительстве, он отказался от него, сравнив возникший конфликт с Февральскими событиями 1917 года в Петрограде. Приняв на себя командование сухопутными частями, в своём приказе № 1 от 11-го июня 1922 года генерал объявил: «Вера христианина и совесть человека, которому вы высказали доверие в целях спасти идею национальной борьбы, заставляет меня сказать вам: никогда я не встану на революционный путь в среде национального антибольшевистского единения»[6], и подчинился Временному правительству С.Д. Меркулова до решения Земского Собора. Кризис, слава Богу, ко всеобщему удовлетворению русских национальных сил был преодолен.
В июне-июле подготовка к Собору шла полным ходом на основании разработанного Положения о Приамурском Земском Соборе. Исходя из него, Собор должен был выслушать доклад о деятельности Временного Приамурского правительства и избрать новый орган Верховной власти в крае.
В состав Земского Собора по Положению входили: Временное Приамурское правительство и представители от духовенства, от армии и флота, от гражданских ведомств, от несоциалистических организаций, от горожан домовладельцев, от сельского населения, от городских самоуправлений, от земства, от торгово-промышленного сословия, от местного казачьего населения и пришлых казачьих войсковых правительств, от православных приходов, от общества ревнителей Православия, от старообрядческого духовенства и общины, от высших учебных заведений, от областных несоциалистических организаций, от русского населения полосы отчуждения КВжд и от поселковых управлений. Таким образом сохранялся древний принцип выборов на Земский Собор — сословность вместо никудышной партийности, мнимой независимости и классовости.
Было в Положении и важное примечание: коммунисты и примыкающие к ним, а также социалисты-интернационалисты участия в Земском Соборе принимать не могут. Подробно разрабатывались и все процедурные вопросы: ведение повестки дня, порядок голосования, торжественное открытие и закрытие.
Открывшийся в день празднования КОНЕВСКОЙ иконы Божией Матери 10/23 июля 1922 года во Владивостоке Приамурский Земский Собор стал плодом молитв и усилий многих и многих русских людей, он вобрал в себя их надежды и чаяния на возрождение Великой Самодержавной России.
К трем часам дня перед открытым входом в Кафедральный собор был сооружён помост, покрытый ковром, и поставлен аналой с Крестом и Евангелием. Вскоре начали прибывать со всех сторон крестные ходы с иконами, хоругвями и во главе с духовенством всех местных церквей. Прибывающие с пением крестные ходы размещались вокруг помоста и по сторонам вдоль дорожки, ведущей в собор.
К месту молебствия прибыли председатель и члены Временного Приамурского правительства, управляющие ведомствами, члены Земского Собора, войска, резервы милиции, морские стрелки, два оркестра музыки: военный 3-го корпуса каппелевской армии и морского флота. Народ собрался в садике вокруг собора и расположился по обоим тротуарам главной улицы города — Светланской.
Около четырёх часов раздался благовест и начался торжественный молебен, совершённый Архиепископом Владивостокским и Приморским МИХАИЛОМ в сослужении с прочим духовенством.
После молебна общий крестный ход направился по Светланской улице к зданию Общедоступного театра, украшенному национальными флагами. Впереди шествия несли запрестольные кресты, местночтимые иконы из церквей и икону ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, окружённые развевающимися хоругвями. Затем следовало духовенство во главе с Владыкой МИХАИЛОМ, в полном облачении, в сопровождении певчих. За духовенством — председатель правительства, члены его, начальствующие лица, члены Земского Собора, народ и войска. Оркестры во время шествия непрерывно исполняли «Коль славен».
На Светланской, перед зданием Общедоступного театра, шествие остановилось и был совершён краткий молебен с провозглашением многолетия Земскому Собору. Во время молебна соборный хор певчих исполнял «Тебе, Бога, хвалим».
По окончании молебна священник о. Нежинцев, член Земского Собора, обратился к присутствующим с речью, разъясняющей историческое значение Земского Собора на Руси, настоящую разруху и гибель русского народа на родной земле, призывая всех проникнуться духом православия и к вере в то, что Земский Собор призван указать путь к святой Москве, древней собирательнице и устроительнице Русского государства.
На радость всем день выдался ясным и солнечным. Местные кинематографисты поспешили снять своими аппаратами многие моменты молебствий и крестных ходов.
Около здания Общедоступного театра толпа народа, оно охраняется усиленным нарядом милиции. Вход по билетам — для публики открыты боковые входы.
Внутри здание великолепно подготовлено: сцена, где заседает правительство и председатели комиссий — по созыву Земского Собора и владивостокского комитета несоциалистических организаций, украшена иконами, в середине — икона СПАСИТЕЛЯ. Арка сцены задрапирована под цвет горностаевой мантии. Наверху арки двуглавый орел, внизу которого, вместо скипетра и державы, флаги — морской и военный. Ниже орла — круг, в котором изображён крест с сиянием и внизу надпись: «Сим победиша». Над кругом надпись золотыми буквами: «Возрождение России».
По бокам сцены поставлены две кафедры: одна имеет эмблему орла, другая скипетра. С левой и правой сторон — ложи. С левой — для иностранных представителей, с правой — для членов совета управляющих ведомствами. Ложи задрапированы русскими национальными и военными флагами, теми же флагами украшено и все помещение.
В ложе иностранных представителей французский консул г. Андре, его секретарь, шведский и норвежский консул А.Ю. Бринер, китайский вице-консул, председатель японской дипломатической миссии полковник Гоми, его помощник и другие японские военные.
Приблизительно около 5 часов 10 минут соборным протоиереем о. Муравьёвым совершено окропление помещения святой водой. Члены Земского Собора занимают свои места Через несколько минут на сцену входит председатель правительства С.Д. Меркулов и, перекрестясь на икону, занимает председательское место, за ним члены правительства: Н.Д. Меркулов, А.Я. Макаревич, Е.М. Адерсон, председатель комиссии по созыву Земского Собора Манаев, председатель Владивостокского комитета несоциалистических организаций Н.Г. Рачков и секретарь комитета А.В. Рутковский.
В 5 часов 20 минут председатель правительства С.Д. Меркулов звонит и объявляет заседание Земского Собора открытым. Потом он обращается к собравшимся с приветственным словом.
Затем начались выступления (члены правительства А.Я. Макаревич, Е.М. Адерсон, Н.Д. Меркулов), в которых высказывалось удовлетворение примирением всех национальных сил на Земском Соборе и надежда на рождение крепкой власти, могущей продолжать борьбу с беззаконниками.
Генерал-лейтенант М.К. Дитерихс передал членам Земского Собора глубокий русский поклон от армии и флота, ждущих от них «светоча, который снова бы бросил их к берегам России. Войска и флот готовы отдать свою жизнь на благо и честь нашей родины».
Генерал-майор А.И. Андогский, городской голова Владивостока, бывший начальник Военной академии Генерального Штаба, обратился к выборным: «Задача необъятна. Полагаю, что пять лет российской революции и ваш опыт помогут вам выполнить эту необъятную задачу. Вы видели все недостатки того государственного строя, который воцарился к западу от нас и, наконец, имеете здесь, на последнем клочке, тоже большой опыт. Эти два опыта подскажут вам спасительное решение. В единении — сила».
Генерал Анисимов, председатель войскового правительства: «Войсковые атаманы казачьих войск от имени войск приносят горячий привет национальному русскому Земскому Собору, выражают надежду, что будет восстановлено государство Российское. Казаки всегда были оплотом (державы) и готовы грудью своею встать на защиту. Они выражают пожелание Земскому Собору, чтобы он сердцем своим почувствовал всю ответственность момента».
От несоциалистических организаций выступил П.П. Васильев и, приветствуя Собор, высказался за монархическую власть в Приморье. Его поддержал городской голова Никольск-Уссурийского В. Толок, передавший наказ жителей своего города — Земский Собор должен стремиться к такой русской национальной власти, которая привела бы к восстановлению на престоле русских Царей из Дома Романовых.
С приветствиями в день открытия Земского Собора выступили: Л.П. Кожеуров, председатель русского Учительского Общества; Манаев, председатель комиссии по созыву Земского Собора; полковник Поротиков от центрального Свято-казанского военного братства; Μ.П. Кан от Владивостокского корейского общества; А.В. Рутковский от Восточной окраины города Владивостока; священник Пономарёв от группы участников Всероссийского Церковного Поместного Собора; инженер Куприянов от Союза беспартийных города Харбина. Секретарь Собора А.В. Рутковский зачитывает приветственные телеграммы, в том числе и благословение от заболевшего Епископа Читинского и Забайкальского Мелетия.
По предложению председателя правительства С.Д. Меркулова присутствующие встают, чтобы почтить память всех, погибших за родину.
Члены Земского Собора принимают присягу, к которой их приводит священник Пономарёв, — все стоя повторяют за батюшкой слова присяги, после чего целуют Крест и Евангелие. Далее приводятся к присяге своим священником старообрядцы и дают подписи не приемлющие присяги.
В 7 часов вечера председатель правительства С.Д. Меркулов объявляет заседание закрытым. Всеми поётся «Достойно есть». Следующее заседание назначено на вторник, 25-го июля.
Примечания:
[1] См.: Филатьев Д.В. Катастрофа белого движения в Сибири 1918-1922. Впечатления очевидца. Париж. 1985. С. 58. Вильтон Р. Последние дни Романовых. Берлин, 1923. Сс. 10, 14, 105-106; Хазов. А.А. Легион чести. Брошюра. Б. г. и м.; Уссурийское Слово. № 554, 10 июня 1922 г.
[2] Филимонов Б.Б. Конец белого Приморья. Из-во Русского книжного дела в США. 1971. С. 64.
[3] Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых на Урале. Владивосток. 1922. Ч. 1. С. 17; Ч. II. С. 29.
[4] Руднев С.П. При вечерних огнях. Воспоминания. Харбин. 1928. С. 440.
[5] Союз Русского Народа. По материалам Чрезвычайной Следственной комиссии Временного Правительства 1917 г. М.-Л. 1929. С. 153-154.
[6] Приамурье, 1922 г, № 1 (июль). С. 14.