Записка Б. Апрелева-4

РУССКОЕ ДЕЛО НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Общее политико-стратегическое положение с русской национально-патриотической точки зрения – аналитическая записка капитана 2-го ранга Бориса Апрелева.
ОТ РЕДАКЦИИ «ИМПЕРСКОГО АРХИВА»

Автор данной аналитической записки – капитан 2-го ранга Российского Императорского Флота, писатель Борис Петрович Апрелев (1888-1951). Родился в старинной дворянской семье Новгородской губернии. В 1907 окончил с отличием Морской кадетский корпус. Служил на Балтийском флоте, в том числе на императорской яхте «Штандарт», в Морском Генеральном Штабе. Участник первой мировой и гражданских войн. В эмиграции жил в Югославии, Франции, Китае. В Харбине заведовал канцелярией Казанско-Богородицкого монастыря и печатался в монастырском журнале «Хлеб Небесный». В 1931 году переехал в Шанхай, где выпустил несколько книг морских рассказов и исторических очерков, среди них «Нельзя забыть» (1933), посвящённая Императору Николаю II, «Нашей смене» (1934), «На «Варяге» (1934), «Исторические очерки» (1935).

Записка Б. Апрелева-4В 1947 году Б. Апрелев был редактором газеты Российской эмигрантской ассоциации «Русское слово». С 1949 года проживал в Сан-Франциско (США), там же похоронен на православном Сербском кладбище. Книги Бориса Апрелева издаются и в наше время. Записка капитана 2-го ранга Б. Апрелева об общем политико-стратегическом положении на Дальнем Востоке с русской национально-патриотической точки зрения не известна широкому кругу читателей. Краткое упоминание о ней есть в книге А. Хвалина «Восстановление монархии в России. Приамурский Земский собор 1922 года. Материалы и документы» (М., 1993. С. 97).

Время составления записки «Русское дело на Дальнем Востоке» (название дано публикатором) обозначено автором 1929-м годом. Это время обострения ситуации на международной арене и разгар внутриполитической борьбы в СССР, «за чертополохом», как говорили русские беженцы о покинутой ими родине. Тугой узел политических проблем завязался и на Дальнем Востоке. С одной стороны, обострились отношения между Японией и США. С другой стороны, в самой Советской России в схватке за верховную власть сцепились на смерть различные группы большевиков, назрел «военный заговор», имеющий варианты, как для центра страны, так и для дальневосточной окраины.

Помимо исторического интереса, записка Б. Апрелева имеет и остросовременное звучание. Из неё становится ясно, что всевозможные сепаратистские проекты для любой части России могут иметь не только демократические, либеральные формы, но и лже-монархические изводы. Как бы там ни было, никакие буферные, «дальневосточные» или «сибирские» республики, «казакии» и мечтательные «великие княжества» даже в проектах, что прекрасно понимал и автор записки, не могут существовать без опоры на ведущие мировые державы. В современных условиях без военно-политической помощи «великих держав» любые российские сепаратисты или армии стран-лимитрофов обречены на разгром и поражение.

В тексте записки сохранён авторский стиль при минимальной орфографической и грамматической правке по нормам современного русского языка. Все выделения в тексте сделаны автором записки.

 

Публикуется по: Общее политико-стратегическое положение на Дальнем Востоке с русской национально-патриотической точки зрения. Записка. Составил кап. 2 р. Б. Апрелев. Под редакцией кап. 1 р. Шуберта. Машинописная рукопись. Харбин, 1929. – 35 с. Личный архив А.Ю. Хвалина.

Часть I http://archive-khvalin.ru/zapiska-b-apreleva-1/

Часть II http://archivekhvalin.ru/zapiskabapreleva-2/

Часть III. http://archive-khvalin.ru/zapiska-b-apreleva-3/

Часть IV (окончание)

 

IV

Японо-Американский конфликт близится, и всё вышеизложенное более или менее ясно здесь совершается.

Вероятно, нигде, как именно здесь возможно начать восстановление нашей Святой Матушки Руси. Но как?

Идея «Единой, Великой, Неделимой» неизбежно в руках американцев и масонов; идея «Святой, Царской, Православной, Тихой Руси» загажена японскими мелкими интригами. Своих средств и сил у нас нет. В любую минуту нас, русских эмигрантов, могут отсюда вышвырнуть. Оттуда, из-за «чертополоха», молчат: не то они нас ждут, не то мы их ждём. Выхода, по-видимому, нет, а между тем не будь всех, помянутых выше условий, он казался бы таким простым и лёгким.

Однако, несмотря на всё и именно учитывая, что не всё покупается деньгами и не всё строится на интригах, а также сознавая, что грядущий конфликт Японии и США во всяком случае избавит нас от этих «друзей» и «покровителей», а их обоих ослабит и, может быть, одного из них совершенно уничтожит, здесь представляется, что именно теперь, пока не поздно, мы можем ещё очень много сделать, но лишь отказавшись временно от тех представлений о спасении России и о России вообще, которые мы имели в период гражданской войны и в счастливые годы, когда Россия была велика и могуча.

Для этого нам прежде всего надо отказаться от тех ошибок, которые были сделаны в минувшие годы.

Освобождая Россию, нельзя пытаться создать немедленно Всероссийское Правительство, далее надо отказаться от стремления вырвать из рук III-го Интернационала всю Россию сразу, наконец, надо отбросить попытку создать в России господствующую политическую партию, которая лучшим образом отражала бы на себе «волю» или, скажем, чаяния народа, нельзя драться с кем-нибудь, продолжая жить, как все живут; (…) нельзя одновременно преследовать сепаратизм и т.д.

Короче говоря, надо временно отказаться от дорогого нам всем девиза «Великой, Единой, Неделимой» России и дорогого нам, монархистам, идеала России – «Царской, Православной, Народной». Такой России нам сейчас не создать; надо идти другим путём, и вот он представляется здесь так:

1) Надо здесь, на Востоке, оторвать от СССР известную территорию. Как здесь представляется – от океана по меридиан Байкала.

2) Опереться определённо на одну из враждующих здесь сторон, то есть, как понятно из вышеизложенного, на Японию (ибо она именно заинтересована в создании благожелательного для неё нашего Дальнего Востока).

3) На этой территории создать образцовый государственный порядок лишь для нужд этой территории и, не претендуя на Западную Сибирь и не помышляя пока о походе «на Москву».

4) Западную Сибирь и Европейскую Россию оставить так, как они находятся сейчас, не протестовать, если в Москве свалятся большевики, и там воцарятся, скажем, эс-эры или правые большевики.

5) Отстаивать лишь независимость своего маленького государства, созданного на нашей Дальневосточной окраине на манер·Эстонии и Кº.

Основания для этого те же. Русский народ на Дальнем Востоке не признаёт большевиков (как, правда, и всюду в России), он имеет право и желает жить, как все живут; имеем право и желаем мы, русские эмигранты, жить у себя в «своём доме». Ведь и мы «народ», ибо нас более 1.000.000 человек; население нашей Восточной Сибири около 1.500.000 человек, а земельных «угодий», сколько угодно и на большее количество населения.

Короче говоря, здесь, на Дальнем Востоке, мы можем требовать для здешнего населения и для желающих эмигрантов того же, что требуют евреи в Палестине – «своего очага», с той огромной и выгодной для нас разницей, что «наш очаг» населён нашим народом, а Палестина заселена далеко не одними евреями. Там протекторат Англии. Здесь может быть протекторат Японии. Те русские, кто этого не желает, сюда не поедут, мы же пределы своего государства, до поры до времени, расширять не будем.

6) В этом крошечном масштабе наше маленькое государство с русским правительством во главе, без всяких претензий на великодержавность, может мирно прожить до столкновения Японии с США.

Если бы эти положения можно было осуществить и ясно доказать японцам, что это маленькое государство не будет идти против них, что оно явится для них обеспеченным тылом в их будущем столкновении с США, что оно должно лишь управляться РУССКИМ национальным Правительством, иметь обеспеченные финансы и создать надёжную армию для обеспечения своего нейтралитета, то наше дело представляется здесь в следующем виде:

На нашем Дальнем Востоке по меридиан Байкала с помощью Японии создаётся маленькое русское Государство, конечно, с монархическим образом правления, ибо монархично и население этого района и те, кто стараются его создать и, наконец, та страна, которая ему протежирует (Япония).·Это маленькое государство называет себя, скажем, – «Великим Княжеством Забайкальским». Самого имени России в нём нет, оно с Россией ничем не связано. Население этого Великого Княжества призывает себе Великого Князя из Царствовавшего в России Дома Романовых без всякого признака легитимности или старшинства. Это будет единственная ниточка, связывающая это меленькое государство с прежней великой Россией. Правление в нём устанавливается такое, какое наиболее ему выгодно и практично, то есть самодержавное или конституционное, однопалатное или двухпалатное – безразлично. Все государственные установления учреждаются в самых минимальных размерах, лишь для надобностей этого государства.

Никаких прав или преимуществ для отдельных сословий в нём быть не должно. Оно должно носить именно тот характер, какой имеет население нашего Дальнего Востока, то есть страна крестьян, казаков, зверопромышленников, рыбаков, золотопромышленников, рабочих, купцов. Весьма вероятно, что лучшим образом правления для такого Великого Княжества было бы нечто вроде того, что было в прежней Черногории, причём Правительство состояло бы главным образом из деловых людей, а не людей той или иной партии. Само же Великое Княжество по необходимости должно носить характер вооруженного лагеря, ибо оно всегда будет рисковать подвергнуться нападению со стороны Манджурии (Китай) и со стороны Западной Сибири (большевики). Может быть, свою южную границу (с Китаем) оно могло бы обеспечить путём соглашения с Японией, потребовав, чтобы с этой стороны последняя взяла бы на себя его охрану.

Таким образом, основной политикой этого Великого Княжества было бы, прежде всего, экономия сил и средств, приведение в порядок своего внутреннего устройства, полное умиротворение всех последствий ужасной эпохи, полный внешний мир (не воевать ни с кем и лишь обороняться, если будут нападать). Внутренним содержанием этого маленького Государства будет глубокая религиозность и живое дело воссоздания внутреннего порядка, воспитать детей, дать достаток всему своему населению и создать здоровый нормальный справедливый государственный порядок.

Кратко говоря, это Великое Княжество было бы похоже на Московское Княжество самого тяжелого периода татарского ига – глубокая религиозность, высокое национальное сознание, скупость и бережливость·

Все эти элементы имеются налицо в населении нашего Дальнего Востока.

Для населения Западной Сибири, остающегося под игом большевиков, а в будущем, возможно, их преемников, это Великое Княжество не paссκaзом, а «показом» должно служить примером·того, как можно хорошо и мирно жить при разумно устроенном Государстве, без политических·дрязг и всеобщей злобы.

Может быть, Западная Сибирь будет звать к себе, просить помочь; здесь полагают, что будет разумнее на этот великий соблазн пока не идти, несмотря на то, что в Западной Сибири условия создания такого маленького Государства гораздо благоприятнее, чем на Дальнем Востоке.·Благоразумнее, потому что со слабыми силами маленького Великого Княжества этот соблазн может повести к войне и опять к развалу, то есть повторит прошлое Белой борьбы. Надо прямо сказать: мы добились создать себе наш маленький дом и пусть он будет маленький, но наш, мы скорбим за всю нашу Мать Россию, но пока мы не в силах Ей помочь, да и не знаем, что она хочет на самом деле. Весьма вероятно, что такой дальневосточный пример окажется соблазнительным и ускорит развязку и в остальных частях России. Этого именно и надо всеми силами души желать, ибо чрезвычайно важным и показательным залогом русской жизнеспособности явилось бы такое постепенное самоосвобождение своими собственными силами.

Маленькое Великое Княжество на Дальнем Востоке явится для измученных русских людей синицей в руках, всё остальное мы будем считать – журавлём в небе.

Это маленькое Великое Княжество должно будет нести тяжёлый крест унижения, как несла его в своё время Москва; Великий Князь его будет унижен и перед японцами, которые ему покровительствуют, и перед иностранцами, и перед русскими, которые будут его, может быть, считать изменником, но сила Его, как и в старой Москве, должна заключаться том, что у Него будет полное основание верить в свой народ, который русский до мозга костей. Его поддержит и Церковь Православная и вера в то, что наступят дни, когда все·русские найдут общий дом, найдут потерянную ими РОССИЮ.

Такой здесь представляется жизнь этого Великого Княжества за те годы, которые остались до столкновения Японии с США.

Всех бегущих из Западной Сибири, всех русских людей из-за границы, желающих стать подданными этого Великого Княжества, оно будет принимать с любовью при условии, чтобы человек желал сюда приехать, признавал законы и строй Государства и не вредил бы ему.

Записка Б. Апрелева-4
Обложка одной из книг Б. Апрелева, изданной в Шанхае. https://vtoraya-literatura.com/pdf/aprelev

Если Бог даст, эта маленькая, но реально возможная мечта осуществится, если русские люди, создавшие это Великое Княжество, сумеют перестрадать морально и физически эти годы, то можно надеяться, что в момент столкновения Японии и Америки положение Великого Княжества сильно изменится. Во-первых, оно может сильно разбогатеть, продавая воюющей Японии всё то, что той будет необходимо. Во-вторых, у него будут развязаны руки в отношении своих зарубежных братьев в Западной. Сибири; не задаваясь широкими целями, оно может поставить себе задачей в дальнейшем призвать к себе Западную Сибирь и таким образом объединить всю Сибирь, по возможности, самым мирным и добровольным путём, без насилий и гражданской войны. Оно сможет перенести свою столицу в Омск и стать уже Царством Сибирским, и пока на этом и остановиться, всё время работая над своим внутренним устройством.

Это будет «первое собирание» Руси. Может быть, Господь поможет и дальше, и Европейская Россия сама присоединится к этому царству, может быть, эта мечта будет отложена на некоторое время, но не надо торопиться.

Надо помнить, что разрушив Великую Империю, создать её в несколько лет нельзя. Если в период гражданской войны можно было надеяться успеть задушить анархию и не дать развалиться прошлому, то теперь надо признать, что для создания будущего, надо сначала создать очень маленькое, создать его солидно, как была создана старая Москва, и лишь тогда «собирать Русь воедино». Может быть, Господь и ускорит события, но здесь представляется, что наше стремление захватить непременно центральную власть в Москве в надежде, что это соберёт всю Россию является коренной нашей ошибкой. Да, вероятно, после большевиков, благодаря США, а также и политике Европы, Москва будет в руках демократического масонского Правительства отнюдь не большевицкого. Что ж пусть – Великому Княжеству Забайкальскому надо жить с ней в мире, примером своим импонировать Западной Сибири, взывать к её голосу крови и ждать, когда будет время стать «Царством Сибирским», освободившись пока от опеки Японии и живя новой надеждой, что, Бог даст, наступит время собрать всю Русь, свободную от зависимости иностранцев и от чуждого духу и истории народа правительства.

Тут очень говорят, что во главе Великого Княжества Забайкальского лучше всего было бы иметь Великого Князя НИКИТУ АЛЕКСАНДРОВИЧА[1] и при нём впредь до выработки основных законов Государства иметь Правительство, составленное персонально из наиболее нужных для местных условий деловых людей, то есть главным образом известных русских специалистов по вопросам финансов, путей сообщения, народного просвещения, внутренних дел и вооружённых сил. Всё в самом маленьком масштабе, но хорошо приспособленное для местных нужд.

Если эта мысль найдёт отклик, то пока не поздно, надо теперь же найти пути сговориться с японцами, убедить их в действительно искреннем нашем желании абсолютно не мешать им в их будущей борьбе с США и в нашей готовности дать им то, что им для этого надо – обеспеченный тыл и снабжение. Вот эти переговоры с Японией и должны бы были быть для нас сейчас главной задачей, по мнению местных людей, пока мы здесь сможем подготовить население «за чертополохом»[2] к свержению Советской власти и поможем ему как-нибудь организоваться на первое время. Времени остаётся немного. Надо было бы прислать из Европы какое-нибудь очень авторитетное лицо, которому бы японцы поверили. В случае удачи этих переговоров, всё остальное будет сравнительно легко.

Если же мы·не сможем согласиться ни с японцами, ни с США, то возможность скорого освобождения от красного ига, хотя бы только Приморья, сильно уменьшается.

ЗАКЛЮЧЕΗИE

Всё, здесь изложенное, как выражение внимательно присматривающейся ко всему происходящему и ищущей выхода русской мысли, заслуживает, на мой взгляд, серьёзного внимания, и это тем более, что все мои сведения я черпал из кругов правых, антимасонских и весьма осведомлённых обо всём, происходящем ныне на Дальнем Востоке.

Изо всех собранных мною в вышеприведённом докладе осведомлений, можно в сущности выделить две руководящие идеи:

1) Вполне единодушное утверждение, что борьбу на Дальневосточном театре, в силу местных условий, вести можно и должно, и что эта борьба ни в коем случае не является безнадёжной.

2) Указание на то, что не следует с места задаваться грандиозными планами во Всероссийском масштабе, а начинать с малого, постепенно закрепляя за собой захваченное, и лишь потом·двигаясь к дальнейшей цели.

И прибавлю здесь ещё два положения: идею о Дальневосточном Великом Княжестве не следует смешивать с областничеством; первое является лишь средством, тогда как второе – цель. Первое лишено всяких честолюбивых стремлений, тогда как деятели второго являются лишь мелкими карьеристами, думающими лишь о себе.

Положение русской эмиграции в Китае не везде одинаково, и не все эмигрантские круги одинаково расцениваются китайцами. Не исключена возможность, что китайские политики, учитывая малую пригодность своих войск, в случае большого нажима со стороны советов, обратятся к местным белым военным кругам с предложением сформировать русский вспомогательный корпус. Кое-какие указания в этом смысле уже имеются, и чем ближе к фронту, тем, в настоящее время, китайцы к нам, военным, благожелательнее. Эти настроения нам хорошо известны, и нашей общей мечтой является наступление такого часа, когда мы, получив вооружение и право легальных формирований, наконец-то, получим вновь возможность распоряжаться этими дарами по своему усмотрению.

Как бы то ни было положение русской освободительной борьбы на Дальнем Востоке далеко небезнадёжно и сулит всякие благоприятные возможности. Они, эти возможности, могли бы чрезвычайно увеличиться, если бы наши европейские круги уделяли больше внимания всему, здесь ныне совершающемуся, и нашли бы в себе желание и силы оказать борющимся здесь русским патриотам посильную моральную и материальную поддержку.

Капитан 2-го ранга Б. Апрелев.

Под редакцией капитана 1-го ранга Шуберта.

г. Харбин. 24-го сентября 1929 г.

Печатается по: личный архив Андрея Хвалина.

 

Примечания:

[1] Никита Александрович (1900-1974) — князь Императорской крови, третий сын Великого Князя Александра Михайловича и Великой Княгини Ксении Александровны. Внук Императора Александра III по материнской линии, правнук Императора Николая I по прямой мужской линии, родной племянник Царя-страстотерпца Николая II.

В эмиграции Никита Александрович являлся активным участником монархического движения: был одним из руководителей «Общества памяти Императора Николая II», руководителем «Монархического союза русской дворянской молодёжи», входил в состав Высшего монархического совета, являлся шефом созданного в Харбине в 1924 году «Союза мушкетёров Его Высочества Князя Никиты Александровича», был шефом корпуса имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

После смерти Великого Князя Николая Николаевича младшего в 1929 году часть русской монархической эмиграции на Дальнем Востоке именно Князя Никиту Александровича считала потенциальным Наследником Российского престола.

Князь Никита Александрович не получил вид на жительство ни в одной стране мира, оставаясь подданным Российской Империи. Умер в Каннах (Франция), похоронен на Рокбрюнском кладбище рядом с родителями.

[2] Роман-утопия «За чертополохом», повествующий о том, как группа русских эмигрантов отправилась на поиски новой России, был написан генералом П.Н. Красновым и впервые издан в 1922 г. в Берлине. Автор романа Пётр Николаевич Краснов (1869-1947) — генерал-майор Русской Императорской армии, атаман Всевеликого войска Донского, военный и политический деятель, писатель и публицист. В эмиграции П.Н. Краснов много писал. Его перу принадлежит более двадцати романов, которые издавались на русском, английском, французском, немецком и других европейских языках. В 1926 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.