6-я Неделя
6-я Неделя: с 25-го ноября по 1-ое декабря 1890 года
25 ноября/7 декабря. Воскресение. Свящ.-муч. Климента и Петра
Вагон
Выспался чудесно. К счастью, день был ясный и теплый.
Были осаждены массой фотографов. В 10 ч(асов) поехали на базар, где я сделал много покупок. Вернулись в Гизе[1] к завтраку. Сделали визит Хусейну-паше, нашему хозяину. Катались в прудике на шлюпках и срывали мандарины.
В 7 час(ов) обедали у нашего друга хедива и поехали в театр. Давали «Le petit Duc»[2]. Уехали из Каира в 12 ½.
26 ноября/8 декабря. Понедельник. Св. в-муч. Георгия. Преп. Иакова
Тезоименитство Их Императорских Высочеств, Великих Князей ГЕОРГИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и ГЕОРГИЯ МИХАЙЛОВИЧА
«Память Азова»
В 8 час(ов) приехали в Суэц. Пешком добрались почти до судов. В 10 час(ов) была обедня на фрегате и завтрак в кают-компании. Разбирался в своем помещении – здесь я чувствую себя дома. Обедали в 7 ½. Вечером сошел в кают-компанию. Была сильная выпивка. Лег спать в 12 ч(асов).
27 ноября/9 декабря. Вторник. Муч. Иакова Персиянина
Суэцкий залив
Спал отлично и встал бодрым и здоровым, хотя у многих сегодня болела голова. Завтракали в 12 ½. Поехал проститься с «Запорожцем»[3]. В 4 ч(аса) снялись с бочек и вышли из канала в море. «Владимир Мономах»[4] идет с нами. Вечер был тихий и теплый. Обедали по-старому в 7 ½. Курили свои чубуки.
28 ноября/10 декабря. Среда. Преп.-Муч. Стефана
Красное море
Оно встретило нас приветливо. Встал в 9 час(ов). Было совсем тепло, днем стало жарко. Много читал. У Георгия болели ноги – последствие пирамид и езда на верблюдах. Около 4-х стали нагонять англ(ийскую) канон(ерскую) лодку «Scout» (англ. «Разведчик» — А.Х.), кот(орой) командует Louis Battenberg. Играл в шашки с Басаргиным[5] и Кочубеем[6]. Обедали в 7 ½.
29 ноября/11 декабря. Четверг. Муч. Парамона и Филумена
Красное море
Проснулся в 8 ½ с чудесным утром. Был полнейший штиль. Жара настала тропическая, потому что мы пересекли тропик. Балкон является спасительным местом на судне. Писал Сандро[7]. После обеда спустился в кают-компанию. Играл с офицерами в шашки и домино.
30 ноября/12 декабря. Пятница. Св. Ап. Андрея Первозванного
Красное море
Рождение Его Императорского Высочества Великого Князя АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА
Кавалерский праздник ордена Св. Апостола Андрея Первозванного
Жара продолжается. Спал хорошо. Целый день почти сидели на балконе. За завтраком играла музыка. Писал с трудом. Ходил смотреть с полубака на свечение моря около тарана. Ночью встретили два парохода.
ДЕКАБРЬ
1/13 декабря. Суббота. Св. Филарета Милостивого
Красное море
Дул спасительный ветерок с носу и умерял жару. Читал и писал. Ушли от «Мономаха» (крейсер «Владимир Мономах» – А.Х.), чтобы засветло увидеть какой-то остров. Потом убавили ход, и он нас снова нагнал.
Встретили 3 парохода. Вечером с офицерами (сыграли – А.Х.) обычную партию в домино в кают-компании.
Комментарии:
Закончился визит Наследника Цесаревича в Египет. Об его итогах рассказывается в материале «Да здравствует Царская Семья и русский народ!» (http://archive-khvalin.ru/da-zdravstvuet-vsya-carskaya-semya-i-russkij-narod/).
Красочное описание последнего дня Высочайшего визита в Каир и завершающих часов пребывания на египетской земле дает в своей книге летописец восточного путешествия князь Э.Э. Ухтомский:
«Мы уже вчера (в субботу, 24 ноября – А.Х.) видели в здешнем театре «Бокаччо». Теперь идет «Petit Duc». Фески (головной убор в восточных странах; представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или чёрной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью – А.Х.) в партере, закрытые решетчатыми стенками ложи мусульманских дам, Париж, пересаженный в оперетке на совершенно чуждую для него почву, — все странно вяжется с раcсказом о том, как в Каире возникло, при хедиве Измаиле, великолепное оперное здание и как в нем, в присутствии самого Верди, с неслыханной роскошью ставилась «Аида».
После первого акта «Petit Duс» бывшая в России m-me Bohrer, аккомпанируемая хором, спела «Очи черные».
Около полуночи Их Высочества направляются по иллюминованным, разукрашенным улицам на железнодорожный вокзал. Шум и блеск проводов, оживление и торжественность прошальных народных приветствий не уступают празднеству в первый день въезда.
Станция переполнена провожающими. Длинная линия вагонов напоминает о таких же уже пережитых мгновениях неизбежного расставанья с тем, что казалось так трудно оставить за собой. Августейшие путешественники сердечно благодарят хедива и прощаются с ним. На дебаркадере вдруг вспыхивают и разгораются многочисленные бенгальские огни. Флаги, ткани, зелень и цветы выступают вдоль ярко-озаренного фасада. Паровоз медленно приходит в движение. Уж не сон ли все это было, не сказка ли «Тысячи и одной ночи»? – задается вопросом с восхищением от увиденного Э.Э. Ухтомский.
И на следующий день, в понедельник, 26 ноября/8 декабря автор продолжает:
«Утро. Половина девятого. Так называемая «Terre Pleine» (с фр. «полная земля», в данном случае, граница материка – А.Х.), конечный пункт рельсового пути в Суэц. Наша эскадра виднеется вблизи. Узкою полоскою тянется к морю какая-то насыпь, покрытая народом; среди воды мелькают домики и деревья; окрестность кажется отчасти искусственным насаждением, вроде Порт-Саида, создавшимся и развившимся исключительно ради канала.
Для встречи Их Высочеств выстроен караул от местных войск. Губернатор Мохамед Рашид-бей, русский вице-консул Коста, консулы других государств, капитан над портом Уэстон-бей и т.д. ожидают прибытия Августейших путешественников. Покидая свой экстренный поезд, отличавшийся еще большим комфортом, чем предыдущие (сегодня ночью египетские вагоны впервые освещены были электричеством; кроме того снопы света лились от фонаря, прикрепленного перед локомотивом и озарявшего, по крайней мере, 150 саженей впереди, в то время как расставленные по всей дороге костры тоже ярко освещали значительное пространство), Их Высочества милостиво прощаются с Риазом-пашой (председателем совета министров, сопровождавшим Наследника Цесаревича из Каира), с греческим генеральным консулом Аргиропуло, с церемониймейстером Диа-беем и заведовавшей ночным движением высшей железнодорожной администрацией.
При громких криках приветствующего населения Их Высочества переходят по насыпи к катеру «Памяти Азова». Салюты с наших судов и пришедшего сюда же из Порт-Саида английского военного судна «Scout» до основ потрясают Суэцкое побережье. «Ура» матросов, стоящих по реям, громовыми раскатами встречает Великих Князей».
(Ухтомский Э.Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток. Т. 1. М., Изд-во «Китеж». 2010. С. 116-118).
Примечания
[1] Гизе – дворец принца Хусейна-паши, предоставленный под резиденцию Августейшим путешественникам во время их пребывания в Египте.
[2] «Le Petit Duc» («Маленький герцог») – комическая опера в 3 актах знаменитого французского композитора Шарля Лекока (1832-1918). Либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви. Премьера: 25.1.1878, т-р «Ренессанс», Париж.
[3] «Запорожец» – канонерская лодка, заложена на верфях Николаевского адмиралтейства 9 мая 1886 года. Спущена на воду 23 мая 1887 года. «Запорожец» служил на Черном и Средиземном морях.
[4] «Владимир Мономах» — полуброненосный фрегат (броненосный крейсер), второй в серии из двух кораблей типа «Дмитрий Донской». Заложен 10 февраля 1881 года, спущен на воду 10 октября 1882 года, вступил в строй 1 июля 1883 года. Строился в Петербурге на Балтийском заводе.
1 января 1889 г. на крейсер был назначен новый командир, капитан 1-го ранга Ф.В. Дубасов. 25 ноября крейсер отправился на Дальний Восток, но получил приказ дожидаться в греческом Пирее формирования отряда, с которым на Дальний Восток должен был следовать Великий Князь Георгий Александрович. Планы изменились, и крейсер ушел в Триест, где присоединился к фрегату «Память Азова» (под флагом флаг-капитана Императора контр-адмирала В.Г. Басаргина. Наследник Цесаревич осмотрел крейсер «Владимир Мономах» на рейде Триеста. В феврале 1891 года на о. Цейлон крейсера присоединились к Тихоокеанской эскадре, а 11 мая в составе эскадры прибыли во Владивосток. Морская часть восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича на этом завершилась.
[5] Басаргин Владимир Григорьевич (1838-1893) – выходец из дворянского рода Басаргиных, известного с XVI века; флаг-капитан Его Императорского Величества, контр-адмирал, впоследствии генерал-адъютант. Выдающийся географ, исследователь залива Петра Великого (Владивосток) и Русской Америки. Преподаватель Наследника Цесаревича Николая Александровича по курсу военно-морского дела. В 1890-1891 гг. — флагман отдельного отряда кораблей, сопровождавших Цесаревича в плавании от Триеста на Дальний Восток. Из Владивостока сопровождал Наследника через Сибирь и центральную Россию в Санкт-Петербург.
[6] Кочубей Виктор Сергеевич, князь (1860-1923) — сын Полтавского губ. предводителя дворянства князя С.В. Кочубея, внук министра внутр. дел, гос. канцлера Российской Империи князя В.П. Кочубея (1768-1834), генерал-лейтенант. Получил домашнее образование и военное по экзамену в Михайловском артиллерийском училище. Во время восточного путешествия штаб-ротмистр В.С. Кочубей входил в Свиту Его Высочества Николая Александровича.
[7] Александр Михайлович (Сандро), Великий Князь (1866-1933). Российский государственный и военный деятель, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвёртый сын Великого Князя Михаила Николаевича и Великой Княгини Ольги Фёдоровны, внук Императора Николая I. Женат на Великой Княгине Ксении Александровне, сестре Государя Императора Николая II. В 1890–1891 годах на собственной яхте «Тамара» вместе с Великим Князем Сергеем Михайловичем совершил путешествие, в ходе которого были посещены Костантинополь, Сингапур, Индия, остров Ява, Цейлон и др. места. Маршрут плавания яхты «Тамара» пересекался с маршрутом путешествия на Восток Наследника Цесаревича. Впечатления путешественников вошли в книгу «23 000 миль на яхте «Тамара» о путешествии Великих Князей Александра и Сергея Михайловичей в 1890-1891 гг.» (С.Пб, 1892 г.), составленную доктором Г.И. Радде (1831-1903) и иллюстрированную академиком Н.С. Самокишем (1860-1944).