Заступница Русского мира
Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» …
Из истории Вселенского христианства и русского Православия хорошо известны случаи чудесного явления и таинственного земного пребывания богородичных икон. В этот священный ряд можно смело поставить обретение и бытование образа «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурской, первой явленной богородичной иконы в ХХ столетии, названном веком Русской Голгофы. В год 100-летия февральско-октябрьской революции (оптинские старцы выделяли именно Февраль 1917 г., считая Октябрь его продолжением, когда власть перешла от одной группы революционеров к другой) и «поновления» русского самодержавия уместно вспомнить историю одной из самых известных (наряду с «Державной» и «Августовской») икон Божией Матери.
В канун Русско-японской войны, в конце 1903 года, в Киево-Печерскую лавру, в Дальние пещеры, пришел поговеть из Бессарабской губернии старик-матрос Л.Е. Катанский, участник обороны Севастополя. 11-го (по другим источникам — 12-го) декабря ему явилась Богородица и, предупредив о ждущих Россию испытаниях, повелела написать Свой образ и отправить его на Дальний Восток для ободрения и помощи христолюбивому воинству.
Икона, средства на которую собирали всем миром и не более пяти копеек от человека, была написана безвозмездно в 1904 году киевлянином, академиком живописи П.Ф. Штронде. Образ изготовили точно по указанию матроса-севастопольца. На нем эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Вместе с резной рамой он составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (около 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота — 1 3/4 аршина (около 124 см), ширина — 1 аршин 1 1/2 вершка (около 77 см).
Композиция всей иконы, фигуры, цвета, детали одежд и подробности окружающей Богородицу обстановки переданы точно в том виде, в каком запомнились они севастопольскому ветерану: стоящая спиной к морскому заливу Пресвятая Богородица держала в руках продолговатый плат с сиреневой каймой, на котором изображен лик Спаса Нерукотворенного. Хитон у Божией Матери синий, а верхнее одеяние — коричневое. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Безплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; над ним была надпись по сиянию: «Да будет едино стадо и един пастырь».
На иконе Богородицы Порт-Артурская Матерь Божия изображена не с Богомладенцем, но с Прославленным Господом. Подобной иконографии Православная Церковь прежде не знала. Порт-Артурская напоминает известную в западной традиции икону «Плат Вероники», но вместо простой жены плат с Ликом Спасителя держит Сама Пресвятая Богородица — вечная Дева. На иконе Богородицы Порт-Артурской в то же время изображена икона Спасителя. Поэтому и празднование местночтимой на Дальнем Востоке иконы Порт-Артурской Божией Матери установлено 16 (29 н.с.) августа — в день памяти перенесения Нерукотворенного Образа Господня.
Образ Нерукотворного Лика Спасителя имеет особое значение в русской истории. Он укреплялся обычно на крепостных вратах городов как некий духовный щит. Икона Нерукотворного Спаса служила и воинским стягом для дружин под водительством св. блг. вел. кн. Александра Невского, св. блг. вел. кн. Димитрия Донского, Царя Иоанна Третьего, князя Дмитрия Пожарского. Икона укреплялась на древке и становилась воинской хоругвью. Спас Нерукотворный исстари осенял христолюбивое русское воинство на полях битв. В этом и был смысл завета Божией Матери доставить Ея Порт-Артурский образ в действующую армию, сражающуюся против врагов Веры и Отечества.
И хотя попечительство над иконой взяла на себя Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, нерасторопность военноначальников привела к тому, что икона не была доставлена в Порт-Артур — крепость оказалась сначала в блокаде, а затем окончательно пала к тому моменту, когда стали предприниматься активные попытки довезти икону или ее списки до места назначения. Повеление Богородицы не было исполнено русским людьми. Порт-Артурская икона «Торжество Богородицы» оставалась во Владивостокском кафедральном Успенском соборе до окончательного падения русской власти в 1922 году, после чего ее следы затерялись на долгие десятилетия.
Списки и фотографические копии с иконы Порт-Артурской Божией Матери начали создаваться во Владивостоке еще во время пребывания там оригинала. Число желающих иметь у себя такой образ росло по стране, и редакция журнала «Русский Паломник» сообщала читателям: «…Копии с этой иконы, которая пользуется благоговейным чествованием не только на Дальнем Востоке, но и внутри Империи, мы обещали разослать всем своим подписчикам, но встретили препятствие со стороны Св. Синода. Еще раз заметим, что так как икона была отправлена на Дальний Восток с соизволения Государыни Императрицы Марии Феодоровны, то мы обратились на имя Ея Императорского Величества со всеподданнейшим прошением об оказании нам содействия к получению упомянутого разрешения… В каком положении находится это дело в настоящее время, — мы, к сожалению, еще в неизвестности…»
Попыток получения разрешения Св. Синода на печатание копий иконы было сделано несколько, но во всех случаях был получен отказ. Однако писанные красками и фотографические списки образа расходились по России и были доставлены даже в Порт-Артур сестрой одного из погибших героев на его могилу.
В 1998 году в Иерусалиме паломниками с Дальнего Востока во главе с тогдашним иеромонахом Сергием (Чашиным), секретарем Владивостокского Епархиального управления, настоятелем Свято-Успенской церкви Владивостока (ныне епископ Солнечногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) была обретена Порт-Артурская икона, писанная мера в меру и подобием. При особом попечительстве настоятельницы Горненского монастыря игумении Георгии, при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и консульского отдела Российского посольства в Израиле, икона была выкуплена и возвращена на Русскую землю.
В 1999-2000 гг. вновь обретенная чтимая икона «поновлялась и лечилась» в реставрационных мастерских церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 году для Порт-Артурской иконы Божией Матери был изготовлен киот прекрасной работы хабаровчанина, народного художника России Г.Д. Павлишина и преподнесен в дар жителям Приморского края «во славу русского воинства, укрепления и процветания России».
Современный список иконы, созданный одним из владивостокских художников в 2003 году для храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери, был представлен на выставке, посвященной 100-летию со дня начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. Подлинник иконы находился в храме во имя преподобного Сергия Радонежского в здании епархиального управления. После возведения во Владивостоке Покровского кафедрального собора Порт-Артурская икона была перенесена туда, где и находится по настоящее время справа от алтаря.
Еще один список Порт-Артурской иконы, написанный реставратором М. Осипенко к столетию явления образа в 2003 году, по благословению Санкт-Петербургского митрополита Владимира был освящен в Никольском морском соборе г. Кронштадта. Побывав в Мемориальной Квартире о. Иоанна Кронштадтского (Сергиева), образ был доставлен в храм Леушинского подворья в С.-Петербурге, откуда, посетив Первопрестольную, Дивеево, Екатеринбург, Омск, Томск, Читу, Приамурье, был принесен четырьмя кронштадтскими паломниками в Хабаровск. Затем паломники пересекли российско-китайскую границу и достигли города-порта Люйшунькоу (бывший Порт-Артур), где на русском кладбище 9 мая — в День Победы была совершена панихида о всех погребенных русских воинах и молебен о Спасении России. 12-го мая 2003 года икона «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыла в Пекин, и в посольстве России в китайской столице иеромонахом Георгием (Летучевым), клириком Санкт-Петербургской епархии, перед ней был совершен молебен, а затем состоялся крестный ход. Так исполнилась воля Матери Божией.
Со временем явление иконы Порт-Артурской приобретает все более глубокий смысл и получает не только общерусское, но и мировое значение. Еще один новый ее список был создан в иконописной мастерской «Михаил Архангел» во Владимирской области по просьбе канадской частной благотворительной организации «Православное миссионерское общество святителя Иннокентия». В 2006 г. святыню доставили сначала в штат Аляска (США), где представителей Владивостокской епархии принял епископ Анкориджа, Ситки и Аляски Николай. По архиерейскому благословению икона побывала в нескольких городах Аляски и потом отправилась в Канаду, где дальневосточную святыню встречали в храмах Ванкувера, Эдмонтона, Оттавы и других городов.
По свидетельству тогдашнего настоятеля начавшего действовать с 2003 года Владивостокского храма Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы игумена Романа (Медведева), у написанной для Канады иконы существует ряд особенностей: «Образ Божией Матери остался неизменным, но берег изображен американский с молодым деревцем клена (кленовый лист — символ Канады). Кроме того, на российском берегу изображен православный храм, чего нет в этой иконе. И надпись по периметру сделана на английском языке». Отец Роман особо отметил, что дар Владивостокской епархии в приходах США и Канады восприняли как образ мира и единения всех православных христиан. По слову епископа Оттавского и всея Канады Серафима: «Эта святыня будет объединять всех православных Северной Америки».
Уже с другого края земли икона вновь посетила столицу России. По благословению приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Германа Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» с 1-го по 21 июля 2006 г. находилась в московском храме св. вмц. Екатерины на Всполье.
В сентябре 2006 г. верующие Черногории поклонились Порт-Артурской иконе Пресвятой Богородицы, привезенной из России. Святыня была сначала принесена в Цетинский монастырь в день Рождества Пресвятой Богородицы, потом — в монастырь Подмаине под Будвой, откуда 27 сентября отправилась в монастырь Савина, расположенный под городом Герцег Нови. После Савина монастыря икону доставили в Котор, затем в Бар, и через 15 дней она достигла столицы Черногории Подгорицы.
Ныне путь иконы Божией Матери «Порт-Артурская» продолжается по всему Русскому миру на всех континентах земли, и православные христиане могут обращаться к ее образу с умилительными словами Акафиста в Ея честь, составленного по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина сестрами Горненского женского монастыря на Святой Земле: Днесь торжествует град Владивосток, / и с ним сликовствуют вси приделы земли Дальнероссийския: / сретая вновь обретенную икону Твою, Богомати, / Порт-Артурскою нареченную, / в благословение и знамение торжества / христолюбивому воинству Дальней России дарованную, / на ню же взирающие вси зовем: / Русь Святая, храни веру православную, / в ней же твое утверждение (Тропарь, гл.4).
Источники
- «Владивостокские епархиальные ведомости» №№ 16-17. 1 сентября 1904 г.; № 2. 15 января 1905 г.; № 10. 15 мая 1905 г.; №№ 12-13 за 1905 г.
- «В Москву доставят чудотворную Порт-Артурскую икону Божией Матери». Сайт st-catherine.ru. от 27 июня 2006 г.
- «В Черногорию из России доставлена Порт-Артурская икона Божией Матери». interfax-religion.ru I 26 сентября 2006 г.
- Мальковский В.Н.. Сказание об иконе «Торжество Пресвятой Богородицы». Тверь, 1906.
- Мизь Н.. «Порт-Артурская» икона Пресвятой Богородицы. ЖМП, № 12, 1998; vladivostok.eparhia.ru.
- «Приморский Благовест». ?5 (95) 2003; ? 12 (102) 2003 г.
- Сб. Отвергнутая победа. Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Русско-Японской войне. Гл. редактор И.В. Пикуль. С.-Пб. — М., 2003.
- Сказание об иконе Порт-Артурской Богоматери. Составила Андерсин-Лебедева. Одесса, 1916.
- Сказание о Порт-Артурской иконе Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы». Изд-во Леушинского подворья. С.-Пб., 2004.
- Чистяков В.Н. Повествование об иконе Божией Матери «Торжество Пресвятыя Богородицы». Альманах «Марьино». Вып. 5. 2000 г.