Возрождение монархии

Харбин – чудный, диковинный плод взаимовлияния двух культур человеческой цивилизации, европейской и азиатской, словно дальневосточный кедр, обвитый виноградом.
Харбин – город, возникший по державной воле святого Царя-страстотерпца Николая II Александровича для строительства важнейшего ответления Великого Сибирского пути, – Китайско-восточной железной дороги.
Харбин – место взаимосотрудничества и соседства двух великих народов, русского и китайского.
Как Париж в Европе, так Харбин в Азии – главный центр жизни русских беженцев 20-40-х гг. ХХ века, времени после падения монархии в России и установления советской власти до окончания Второй мировой войны.
ХАРБИНСКАЯ ТЕТРАДЬ, как и ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ, представляет собой коллективный плод русской мысли, состоящий из отдельных авторских публикаций тогдашних книг и газет, рисующих Россию, в том числе дальневосточную, «которую мы потеряли», и пути возрождения новой России, которая обязательно воскреснет в былом величии и славе.
Благодарю Сергея Юрьевича Ерёмина, руководителя Исторической секции Русского клуба в Харбине, председателя ДИКЦ «Русское Зарубежье» и члена Русского географического общества (ОИАК, Владивосток) за содействие в работе над ХАРБИНСКОЙ ТЕТРАДЬЮ.
АНДРЕЙ ХВАЛИН
+
«МОНАРХИСТЫ О БУДУЩЕМ РОССИИ»
Постановление Конституционно-Монархической партии в Харбине.

Конституционно-Монархическая партия, обсудив поднятый в монархических кругах вопрос о будущем государственном устройстве России, постановила:

  1. Бунт в России в феврале 1917 г. против верховной власти Всероссийского Императора и Основных Законов Российской Империи, этою властью установленных, для всякого принципиального и последовательного монархиста, стоящего на правовой и законной точке зрения, не внёс никаких изменений в юридическую природу Российского государства, которое было и неизменно остаётся государством монархическим.
  2. Основные Законы Российской Империи никем не отменены, ибо отмена основного закона и издание нового может быть установлено волею законного монарха из династии Романовых, а по пресечении этой династии, путём свободного волеизъявления всего русского народа, суверенной воле которого тогда и будет принадлежать учредительная инициатива по установлению образа правления и изданию Основных Законов Российского Государства.
  3. Акт Императора Николая II об отречении от прав на Всероссийский престол за себя и своего сына, Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, а равно вытекающее из этого акта отречение Великого Князя Михаила Александровича, не имеют никакой юридической силы. С точки зрения государственного права акт об отречении может быть признан действительным и законным только в том случае, если он был дан совершенно свободно, без какого бы то ни было воздействия или давления посторонней силы. Эти необходимые требования при подписании Императором Николаем II акта об отречении отсутствовали, ибо самый акт явился следствием бунта против верховной власти и Основных Законов государства и был дан при обстановке, исключавшей всякую возможность свободного выражения воли.
  4. С Марта 1917 г. Российское Государство лишилось законной Всероссийской верховной власти, в каковом состоянии пребывает и по сие время. Ни Временной Правительство, которое было отрицанием всякой власти, ни узурпаторская интернациональная советская власть, ненавидимая русским народом и поддерживающая своё существование при помощи деспотизма и тирании, не имеют правовых оснований и не могут быть признаны в качестве законной верховной власти России.
  5. Конституционно-Монархическая партия признаёт, что по Основным Законам Российской Империи верховная власть принадлежит в Российском Государстве законному наследственному монарху из династии Романовых, который по окончании бунта вступает в законные права монарха Российской Империи и осуществляет свою законодательную власть с законодательными учреждениями в лице Государственной Думы и Государственного Совета, введёнными в Основные Законы Российской Империи Высочайшим манифестом 17 Октября 1905 г., коим было даровано русскому народу народное представительство.
  6. В виду вышеизложенного установление всероссийской власти вне порядка, указанного пунктом 2-м сего постановления, отмена или изменение Основных Законов до вступления на престол законного монарха из Дома Романовых будет умалением прав законной верховной власти в лице Всероссийского Императора и нарушением Основных Законов Российской Империи.

Председатель И. Щёлоков[1].

Товарищ (заместитель) председателя В.Ф. Иванов[2].

За секретаря Петров.

«Свет» (Харбин). № 1003. 5 октября 1922 г.

Возрождение монархии
Памятник русскому паровозу, «летящему вперёд», в современном Харбине. Фото Андрея Хвалина.

Примечания: 

[1] Щёлоков Иван Тихонович (1878-1947) – общественно-политический деятель, издатель и предприниматель. Родился в 1878 г. в селе Борщ Сапожковского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Получил среднее образование, окончив гимназию. На рубеже 19-20 веков во время подавления восстания ихэтуаней с одним из отрядов русских войск оказался в Китае. В 1901 г. был переведён в Харбинскую телеграфную компанию чиновником, заведующим экспедицией. Впоследствии занялся коммерцией. Также занимался благотворительностью, являясь членом Московского Филаретского и Холмского благотворительных обществ.

С 1906 принимал активное участие в патриотическом движении, был лично знаком с Г.В. Бутми-де-Кацманом, Я.Г. Демченко, С.А. Нилусом, В.М. Пуришкевичем, А.С. Шмаковым и др. видными монархистами. В 1913 основал в Харбине патриотическую газету «Харбинский день». В годы Первой мировой войны – ратник 2-го разряда, по требованию штаба Заамурской железнодорожной бригады в начале 1916 г. в качестве делопроизводителя находился в Харбине.

В годы государственного переворота состоял в Партии народной свободы и входил в харбинский комитет партии (1917–1918). В 1918 г. стал председателем Российской конституционно-монархической партии в Маньчжурии и возглавлял её вплоть до 1925 г., тесно сблизившись с крупным идеологом монархического движения в Китае, присяжным поверенным В.Ф. Ивановым. В декабре 1918 г. при непосредственном участии Щёлокова было выпущено антибольшевистское воззвание «К гражданам Великой России», направленное в Шанхай, Тяньцзин и Дайрен. Одновременно он являлся председателем Харбинского комитета Русского патриотического общества (1919–1922), возглавляемого бывшим губернатором Приамурья Н.Л. Гондатти.

При Временном правительстве демонстративно украсил свой дом национальными флагами, а витрины своего книжного магазина портретами Императора Николая II и Царской Семьи. По инициативе Щёлокова в Харбине была отслужена панихида по Царской Семье в 40-й день Её мученической кончины.

В 1920 г. усилиями Щёлокова была сорвана попытка большевиков вызвать всеобщую забастовку в Харбине. Тогда же он добыл необходимые денежные средства для расследовавшего дело об убийстве Царской Семьи судебного следователя Н.А. Соколова, которому на эти деньги «удалось выехать в Европу и спасти следствие».

В начале 1920-х гг. дом Щёлокова был одним из центров притяжения эмигрантской общественности. В 1921 г. он участвовал в работе 1-го и 2-го несоциалистических съездов во Владивостоке. В годы Гражданской войны продолжал заниматься благотворительностью, жертвуя средства на помощь юнкерам и военнослужащим Белой армии. В знак благодарности в марте 1921 г. Союз Георгиевских кавалеров Российской Восточной окраины принял его членом-соревнователем в свой состав. Жертвовал он и в пользу харбинских студентов и беженцев, являясь почетным членом Русского студенческого общества и участником Харбинского комитета помощи русским беженцам, одной из крупнейших общественных организаций Харбина. В 1924 г. он стал одним из учредителей Лиги борьбы с III Интернационалом, заняв должность товарища председателя (глава организации – Г.Г. Сатовский-Ржевский).

В середине 1920-х гг. в эмигрантской среде Китая развернулось движение за объединение эмиграции, важную роль в котором играл живший в это время в Пекине бывший управляющий КВЖД генерал-лейтенант Д.Л. Хорват, имевший поддержку со стороны лидера всей русской зарубежной диаспоры Великого Князя Николая Николаевича. В Маньчжурии идея объединения эмиграции была подхвачена многими, и в 1926 г. в Харбине было учреждено Общество русских эмигрантов в Трех Восточных Провинциях Китая. Почётным председателем Общества стал Хорват, председателем – профессор Н.И. Миролюбов (глава Приамурского Земского собора 1922 г. во Владивостоке, восстановившего в России монархию), а двумя вице-председателями – Сатовский-Ржевский и Щёлоков. В 1927 г. под председательством Хорвата было сформировано Дальневосточное объединение русской эмиграции, получившее широкую поддержку русских беженцев Китая.

С приходом в Маньчжурию японцев Щёлоков отошел от активной общественной деятельности, хотя и имел достаточно близкие отношения с некоторыми крупными представителями Бюро по делам русских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ), ставшего с середины 1930-х гг. центральным административным органом и основным консолидирующим центром эмигрантской колонии.

В августе 1945 г. после прихода советских властей в Харбин Иван Тихонович Щёлоков вместе с другими известными деятелями эмиграции был арестован и вывезен на Урал, в Востураллаг (Тавдинское отделение). Ужасные условия, тяжёлый труд сломили старого и больного человека. 7 февраля 1947 г. И.Т. Щёлоков скончался в лагерном лазарете и был похоронен на кладбище лагерного пункта «Карьер», следы которого на сегодняшний день найти невозможно.

[2] Иванов Василий Фёдорович (1885-1944) — русский политический деятель, писатель. Родился в крестьянско-купеческой семье. Закончил Казанский университет, успешно занимался адвокатской деятельностью. Активный участник Белого движения, идеолог-пропагандист при правительстве адмирала Колчака. В 1921 г. был министром внутренних дел в правительстве братьев Меркуловых во Владивостоке. В июле 1921 года — председатель совета управления ведомствами Приамурского временного правительства. В эмиграции в Китае, жил в основном в Маньчжурии, где стал одним из активных деятелей монархического объединения в Харбине. За время пребывания в Шанхае в 1920 году участвовал в создании Монархического объединения. Выступал с лекциями, преподавал в местных учебных заведениях, занимался юридической деятельностью, писал книги. Главным трудом стало исследование «Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней», изданная в Харбине в 1934 году. Его перу принадлежит и ряд других изданий, напечатанных в Харбине: «Мировая пошлость. (Несколько слов о социализме)» (1920); «Мученик за Россию» (1932); «В поисках государственного идеала» (1932); «Православный мир и масонство» (1935); «На реках вавилонских. О нашей эмигрантской доле» (1935); «На путях к России» (1938); «Император Николай II» (1939) и др.

Умер в Харбине в 1944 году.