ВО ХРИСТЕ ВОСКРЕСНЕТ …

ВО ХРИСТЕ ВОСКРЕСНЕТ ИМПЕРАТОРСКАЯ РОССИЯ
Поздравляя читателей со Светлым Христовым Воскресением, помещаем отрывок из книги Андрея Хвалина «Пасха Императора».

Великим постом коронационными торжествами началось Великим постом злодейским убийством и окончилось царствование верного сына и служителя Православной Церкви Императора-мученика Павла I Петровича.

ВО ХРИСТЕ ВОСКРЕСНЕТ Как повествует протоиерей В.И. Жмакин, в час ночи с 11-го на 12-ое марта ст.ст. 1801 года в Михайловском замке скончался Император Павел Петрович. Вступивший на престол новый Император Александр Павлович вместе с Великим Князем Константином Павловичем отбыл из Михайловского замка в Зимний дворец в два часа ночи. Государыня Императрица Елизавета Алексеевна и Вдовствующая Императрица Mapия Фёодоровна с Великими Князьями и Княжнами оставались в замке до утра, а потом все также переехали в Зимний дворец.

По отъезде Государя Александра Павловича из Михайловского замка тело покойного Императора было омыто и одето и с половины четвертого утра при нем начато было непрерывное чтение святого Евангелия, которое продолжалось день и ночь священниками разных церквей. Как известно, Евангелие читается над усопшими священного сана, над мирянами читается Псалтирь.

Утром после принятия присяги и принесения всеподданнейшего поздравления со вступлением на престол Государь вместе со всею Императорскою Фамилиею ездил в Михайловский замок и был у тела своего покойного родителя.

В седьмом часу утра и в шестом часу пополудни 12-го марта императорский духовник с придворным духовенством совершал панихиды при теле умершего Императора. Для отдания последнего долга к телу покойного Государя допускались лица всех сословий, причем они только проходили мимо тела и делали ему низкий поклон. Точно подсчитано, что со времени кончины и до погребения Императора Павла I на поклонении его телу перебывало 109.321 человек.

Согласно сведениям, опубликованных в Юбилейном статистическом сборнике «Санкт-Петербург 1703-2003» общая численность населения города в 1800 г. составляла 220,2 тысячи человек[1]. Таким образом, проститься с умученным Императором пришла половина жителей столицы, а если не считать детей, то – почти все взрослое население.

13-го марта в придворной церкви Михайловского замка, после заупокойной литургии, панихиду отправлял митрополит Aмвpocий с духовником Его Величества и другими духовными лицами. В двенадцать часов дня Государь с обеими Императрицами и другими членами Императорской Фамилии прибыл в Михайловский замок и, проследовав парадными покоями в комнату, где находилось тело покойного Императора, сделал ему достойное поклонение и возвратился в Зимний дворец.

Марта 16-го (в субботу – Лазарево воскрешение), после литургии в церкви Михайловского замка, панихиду при теле Императора совершал apxиeпископ Псковский Ириней. В половине двенадцатого часа Императрица Елисавета Алексеевна вместе с Великими Княжнами ездила в Михайловский замок к телу покойного Императора. В половине второго часа Государь Александр Павлович также и с такою же целью ездил в Михайловский замок.

В Вербное воскресенье, 17-го марта, в четверть двенадцатого в большой церкви Зимнего дворца императорским духовником о. Исидором совершена была литургия, по окончании которой митрополит Амвросий вместе с членами Св. Синода подходил к Их Величествам для принесения праздничного поздравления. В тот же день после литургии в придворной церкви Михайловского замка панихиду при теле покойного совершал архиепископ Грузинский Варлаам с духовенством.

Позже днем в Михайловском замке происходило перенесение тела покойного Императора из его опочивальни в тронную залу. В три часа пополудни тело покойного, до того времени лежавшее в его опочивальне на обыкновенной кровати, было одето в императорскую мантию и положено на парадную кровать. В стороне от нее, на небольшом, покрытом малиновым бархатом с золотым гасом столе и на такой же подушке положена была золотая императорская корона.

В пять часов пополудни в Михайловский замок собрались придворные чины первых трех классов и члены Святейшего Синода с духовенством. В пятьдесят минут седьмого часа Государь Император и Государыня Императрица Супруга вместе с Великим Князем Константином Павловичем, Великою Княгинею Анною Феодоровною и двумя старшими Великими Княжнами прибыли в Михайловский замок и прошли прямо в опочивальню, где находилось тело покойного Государя. По совершении литии, при пении хором придворных певчих «Святый Боже», тело покойного Императора поднято было генерал — и флигель-адъютантами и в сопровождении всей присутствовавшей Императорской Фамилии перенесено в тронную залу и поставлено на троне под балдахином. Впереди трона поставлены были два аналоя – один для образа, а другой – для святого Евангелия.

Тотчас по перенесении тела в тронную залу, в присутствии Их Величеств и Их Высочеств, совершена была митрополитом Амвросием с прочим духовенством панихида, после которой к телу покойного Императора подходили и с коленопреклонением целовали его руку сначала Государь и Государыня с прочими членами Императорской Фамилии, потом все духовенство, а за ним собравшиеся знатные особы обоего пола.

20-го марта, в среду на Страстной неделе, в Михайловском замке происходило перенесение тела покойного Императора Павла Петровича из тронной залы на устроенный в военном зале катафалк. По прибытии Высочайших Особ в тронную залу к телу покойного Императора митрополит с духовенством начал совершать литию, во время которой тело покойного Государя особо назначенными военными чинами с парадной кровати на троне положено во гроб, приготовленный близь трона. По возглашении вечной памяти, при пении хором придворных певчих «Святый Боже», гроб был поднят и открылось шествие, которое направилось чрез парадные покои и большую тронную залу в траурный зал. Там гроб поставили на катафалк, а по сторонам его на столе и на табуретах были разложены орденские знаки и императорские регалии.

23-го марта, в Великую субботу, было назначено перевезение тела Императора Павла в Петропавловский собор и погребение его. В пять часов утра этого дня войска шпалерами выстроились по пути шествия. В семь часов утра в Михайловский замок собрались придворные и первых пяти классов особы обоего пола, а также все члены Святейшего Синода с придворным и всех столичных церквей духовенством.

Около восьми часов утра прибыла в Михайловский замок Вдовствующая Императрица с двумя старшими Великими Княжнами и, поклонившись вместе с ними телу покойного Императора, удалилась в соседнюю с траурным залом комнату. Немного спустя, прибыли Государь и Государыня с Великим Князем Константином Павловичем и его супругою. Тогда митрополитом Амвроcием, с членами Святейшего Cинoда и прочим духовенством совершена была лития, а потом в 25 минут девятого часа, гроб с телом Императора из траурного зала был вынесен и поставлен на печальную под увенчанным короною бaлдaxинoм колесницу, запряженную восемью лошадьми. Вдовствующая Императрица не участвовала в процессии; она со слезами на глазах смотрела на нее из окон Михайловского замка. Затем, отслушав в придворной церкви Михайловского замка с Великими Княжнами литургию, она отбыла в Зимний дворец. Во всех С.-Петербургских соборах, приходских и домовых церквах, кроме монастырей и Петропавловского собора, литургии совершены были до начала процессии. Все городское духовенство собралось в Михайловский замок.

По первому сигналу из пушки начался в Петропавловском coборе благовест, а при начале процессии там началась литургия, которая окончилась ко времени внесения в собор гроба Императора. Также по третьем сигнале из пушки, означавшем собою начало самой процессии, во всех церквах производился звон до самого прибытия процессии к Петропавловскому собору.

Непосредственно за гробом шел Государь Император Александр Павлович, имея на себе черную мантию и на голове шляпу с флёром, а за ним следовал Великий Князь Константин Павлович с супругою.

Процессия от ворот Михайловского замка следовала до кабинета у Аничкова моста, по Невскому проспекту и по гласису Адмиралтейской крепости до Исаакиевского моста через реку Неву, по набережной Васильевского острова, по первой линии до Тучкова моста,. по главным улицам Петербургской стороны и по Большому проспекту, ведущему к Троицкому собору, и до ворот Петропавловской крепости, называемых Троицкими.

По прибыли процессии в Петропавловский собор и по поставлении гроба на катафалк, совершено было отпеваниe, после которого Государь с другими членами Императорской Фамилии, а за ними духовенство и знатные особы подходили к руке покойного Императора для отдания ему последнего долга. Tелo Павла I предано было земле и опущено в могилу, устроенную между левым клиросом и церковною стеною с северной стороны.

Как сообщает протоиерей В.И. Жмакин, «во время отпевания во всех столичных церквах производился колокольный звон, какой бывает при погребении священников» (выделено мной – А.Х.)[2]. При опущении тела в могилу произведена была пушечная пальба. Тогда в Петропавловском соборе начался колокольный звон, а по его примеру и во всех прочих церквах столицы, который продолжался в течение получаса.

После погребения Государь с Великою Княгинею Анною Феодоровною уехал в Зимний дворец, куда прибыла из Михайловского замка, прямо после выноса тела к погребению, и Императрица Елисавета Алексеевна[3].

Молитвенное поминовение Императора-мученика Павла I Петровича, сделавшего своим личным девизом слова Царя-Псалмопевца Давида: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей (Пс. 113:9) продолжается и по сию пору. Ко благовременью кончится в России «пост» на Царей и народ обрадованный среди лета запоет Пасху – Христос воскресе из мертвых! Воскресла из мертвых победившая смерть Святая Русь!

 

По книге: Андрей Хвалин. Пасха Императора. Материалы к житию Царя-мученика Павла I Петровича. М.: Кругъ, 2008. – 160 с.

 

Примечания:

[1] См.: Санкт-Петербург. 1703-2003: Юбилейный статистический сборник. /Под ред. И.И. Елисеевой и Е.И. Грибовой. — Вып. 2. — СПб: Судостроение, 2003. С. 16-17.

[2] Жмакин В.И., прот. Кончина и погребение Императора Павла I. «Прибавление к церковным ведомостям». № 10. 1901. С. 342.

[3] См.: Жмакин В.И., прот. Кончина и погребение Императора Павла I. «Прибавление к церковным ведомостям». № 10. 1901. С. 339-343; Шильдер Н.К.. Император Александр I. Т. II, приложение 312-324: Первые двенадцать дней царствования Александра I. Дело архива Святейшего Синода за 1801 г. № 210.