Ташкент – город верный. Ч. 2

ТАШКЕНТ – ГОРОД ВЕРНЫЙ.
Заметки о поездке в Узбекистан на День православной книги. 
Часть 1. http://archive-khvalin.ru/tashkent-gorod-vernyj-ch-1/
 +
Часть 2.
Память о владыке Луке

12 марта, вторник, днём прилетели в Ташкент в проливной дождь. Температура плюсовая. Одним самолётом летели несколько участников Дней православной книги. Долго добирались от аэропорта до гостиницы прямо по московским пробкам, местные водители ездят по-узбекски лихо, так и норовят подрезать или столкнуться. Гостиница, в которую нас поселили, находится в центре Ташкента. Оказалось – бывшая «Россия», переименованная как-то безлико на современный манер. Одноместный номер прекрасный, большой, почувствовал себя хоть в переименованной «России», но «как дома», кругом понимали по-русски.

В наступивших сумерках поехали на обед в семинарию, к нам присоединился Александр Фёдорович Чернавский, глава общественной организации «Православная миссия по возрождению духовных ценностей русского народа», приехавший ранее из Москвы с чудотворной мироточивой иконой Царя-страстотерпца Николая, которая совершает паломничество по православным храмам Узбекистана.

Ташкент – город верный. Ч. 2
Церковь Царственных страстотерпцев и Иова Многострадального (слева) и Успенский собор на территории Ташкентского православного духовно-административного центра.

Отправились все вместе за иконой Царя Николая, пребывавшей в храме святого Великого Князя Александра Невского. Заодно под проливным дождём зашли на Боткинское кладбище, расположенное с восточной стороны храма. С помощью телефонных фонариков рассмотрели нужные нам надгробия и поклонились праху супруги, дочки и внучки святителя Луки (Войно-Ясенецкого), бывшего в прошлом веке правящим архиереем Ташкентской епархии и служившего часто в этом храме и в часовне иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в годы атеистической и богоборческой власти. В 1919 г. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, как в миру звали владыку, неподалеку от храма св. блг. вел. кн. Александра Невского похоронил жену – Анну Васильевну Ланскую. В 1931 г. рядом с её могилой похоронили маленькую девочку из их рода, а через 53 года – единственную дочь Анны Васильевны, внучку владыки Луки. Сам же архипастырь, в силу обстоятельств, жил вдалеке от родных могил. С 1946 по 1961 год он был правящим архиереем Симферопольской и Крымской епархии, где и отошёл ко Господу. Ныне все кровные родственники святителя Луки (Войно-Ясенецкого) живут за пределами Узбекистана.

В православном народе владыка Лука (Войно-Ясенецкий) известен не только своими исповедническими трудами на церковной ниве, но и как выдающийся хирург, врач, оказавший медицинскую помощь тысячам болящим и раненым на поле брани воинам в годы Великой Отечественной войны. За значительный вклад в практическую и теоретическую медицину профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий был удостоен Сталинской премии 1 степени в 1946 году. Он автор знаменитой монографии «Очерки гнойной хирургии». В последние несколько лет у меня как-то сложилось, что не выхожу из дому, не испросив молитвенно помощи и заступничества святителя и целителя Луки.

Ташкент – город верный. Ч. 2
Памятник владыке Луке (Войно-Ясенецкому) у входа в Успенский собор.

Икону Царя-страстотерпца Николая благополучно доставили в Успенский кафедральный собор, где она будет пребывать в Дни православной книги, а затем отправится по храмам Среднеазиатского митрополичьего округа.

При кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы ныне создан мощный Ташкентский православный духовно-административный центр, раскинувшийся на большой территории. У центрального входа в главный храм митрополичьего округа установлен памятник владыке Луке. Невдалеке расположена прекрасная церковь Царственных страстотерпцев и Иова Многострадального – первый в Средней Азии храм в честь святых Царственных страстотерпцев, который был освящён 22 декабря 2018 г. главой Среднеазиатского митрополичьего округа митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием. Рядом расположены административные здания епархиального управления и православной семинарии, в помещениях которых и проходили мероприятия Дней православной книги.

Великий русский ташкентец

13 марта, среда. Дождя нет. Пасмурно. Во второй половине дня гостеприимные хозяева устроили нам экскурсию по городу. Первое, что осмотрели – так называемый «романовский дворец» – бывшую резиденцию Великого Князя Николая Константиновича (1850-1918), в котором сегодня находится Дом приёмов Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Поэтому на дворец мы полюбовались издали, его территория огорожена железной решёткой и вход внутрь закрыт для публики.

Личность и судьба Великого Князя Николая Константиновича достойны, чтобы найти отражение на страницах добротной научной биографии. Пока же те материалы, с которыми мне довелось познакомиться, в значительной степени несут на себе отпечаток советского периода истории Российского государства. Оставим в стороне все байки и россказни, стремящиеся выставить Его Высочество в лучшем случае авантюристом, удачливым дамским угодником, «другом простого народа», а в худшем – «красным князем», вслед за Великими Князьями Николаем Михайловичем, Кириллом и Андреем Владимировичами, Петром Александровичем, Дмитрием Павловичем – восстающим против воли монарха и самодержавных устоев государства. Посмотрим, как говорится, на реальные плоды жизни и деятельности Великого Князя Николая Константиновича в Туркестане.

Можно смело сказать, что Великий князь Николай Константинович (1850-1918) — внук Императора Николая I, старший сын Великого Князя Константина Николаевича, двоюродный брат Императора Александра III – стал пионером русского дела в Туркестане, одним из отцов-основателей современного Узбекистана.

Великий Князь Николай Константинович приезжает в Ташкент в 1877 году. В 1874 году в Туркестане строится первый русский посёлок. Но в целом размеры заселения до 1891-92 гг., когда Европейскую Россию постиг неурожай, незначительны (всего возникло 25 посёлков). В виду случившегося в России неурожая, в Туркестан нахлынула небывалая дотоле волна переселения и администрации пришлось сразу устроить 17 новых поселков, так что по 1892 год число водворенных в крае русских крестьян достигало почти 3.000 семей.

Кроме того, в Ходжентском уезде, начиная с первой половины 80-х годов, когда ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО Великий Князь НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ приступил к оросительным работам в Голодной степи, -лица, занимавшиеся этими работами, самостоятельно образовали на левом берегу реки Сыр-Дарьи восемь селений.

Всего, следовательно, к 1906 году в Туркестане было 74 русских селений, в которых устроилось до 4.800 семей[1].

В 70-х годах девятнадцатого века Великий Князь участвовал и возглавлял несколько научных экспедиций по изучению Средней Азии и изысканию кратчайшего пути для строительства железной дороги из России в Туркестан. На свои деньги издавал материалы этих экспедиций. В 1878 году в Оренбурге вышла брошюра «О выборе кратчайшего направления Среднеазиатской железной дороги», а в Самаре опубликована работа князя «Исследование направления Среднеазиатской железной дороги между Уралом и Сыр-Дарьей». В дальнейшем были опубликованы другие исследования Августейшего автора.

«Постройка Закаспийской железной дороги, — утверждал русский писатель и путешественник Е.Л. Марков, — была таким наглядным подвигом русской силы, бесстрашия, мудрости, пред которым побледнела в воображении восточного человека слава всяких Тамерланов и Искандеров»[2].

В 1880-х годах Великий Князь Николай Константинович строит канал «Искандер-арык» протяженностью 50 километров, который оросил 4513 гектаров земель по правому берегу реки Чирчик, занимался строительством канала Бухар-арык (из Сырдарьи) протяженностью 27 километров, чем намечалось начать орошение Голодной степи. В ноябре 1891 года он приступил к постройке в Голодной степи нового канала длиной 84 километра, который оросил 7600 гектаров земель в ее северо-восточной части.

Как свидетельствуют современные местные краеведы, в 1886 году Великий Князь приступил к «выводу» сырдарьинской воды, желая во что бы то ни стало оросить хотя бы часть Голодной степи между Ташкентом и Джизаком, затратив много энергии и личных средств. Работы, связанные с проведением канала, обошлись князю свыше миллиона рублей. На прибрежной скале около реки, у головного сооружения близ Бекабада, была высечена крупных размеров буква «Н», увенчанная короной, что означало посвящение своему Державному Деду Императору Николаю Первому.

На орошённых землях поднялись 12 больших посёлков. Великий Князь Николай Константинович писал: «Моё желание — оживить пустыни Средней Азии и облегчить правительству возможность орошения плодородных земель». К 1913 году там выросло уже 119 селений.

Таким образом, деятельность Великого Князя Николая Константиновича по орошению Голодной степи и строительству русских поселений предваряла собой работу государственных органов в Туркестане.

Благодаря его воле и инициативе благоукрашался и развивался Ташкент. Появились многие новые улицы города, первый в Ташкенте водопровод, первый в Средней Азии кинематограф «Хива», построен первый в Средней Азии фонтан. Организовал две фабрики по переработке хлопка: «Искандер» и «Золотая Орда», специально выписав из США хлопкоперерабатывающие станки. На личные средства Великого Князя открыта гостиница и пекарня-булочная, ставшая достопримечательностью города. Он занимался благотворительностью, открыв несколько приютов для пожилых туркестанцев, больницу для бедных и богадельню.

И, наконец, строится архитектурная жемчужина Ташкента – великокняжеский дворец в стиле «охотничьего замка». Главным архитектором проекта стал чиновник для особых поручений по строительству В.С. Гейнцельман при содействии архитектора А.Л. Бенуа. Здание было построено в 1891 году.

Ташкент – город верный. Ч. 2
Дворец Великого Князя Николая Константиновича в Ташкенте.

Как сообщают краеведческие источники, дворец представлял собой длинное, двухэтажное здание из обожжённого серо-жёлтого кирпича, со специально оборудованными для жилья подвальным помещением, где даже в жару было прохладно. В подвале находилась обширная кухня. На флангах дворца были построены круглые башни, красиво сливающиеся со зданием. На территории вокруг дворца известным ташкентским ботаником и фармацевтом И.И. Краузе был разбит сад.

Дворец в плане напоминает распластанного двуглавого орла. Над крыльцом главного входа были установлены металлические фигуры двух охотничьих собак, а у двух других подъездов – скульптуры оленей в полную величину. В одном из флигелей был зверинец, населенный дикими животными, водившимися в то время в Туркестане. В воскресные и праздничные дни клетки с животными были доступны для осмотра всеми желающими.

Во дворце размещалось художественное собрание картин и предметов западноевропейского и русского искусства, приобретённое на личные деньги Великого Князя. Впоследствии великокняжеская коллекция стала основой созданного в 1919 году Музея искусств Республики Узбекистан, имеющего одну из самых богатых коллекций картин европейской живописи среди художественных музеев Средней Азии. Помимо этого, около пяти тысяч книг из великокняжеской дворцовой библиотеки перекочевали в собрание Ташкентской публичной библиотеки, носящей сегодня имя Мир Алишера Низаметдина Ал – Навои.

Данные о причинах смерти и месте последнего упокоения выдающегося «русского ташкентца» – Великого Князя Николая Константиновича в 1918 году разнятся. По крайней мере они продолжают оставаться предметом научного исследования. Кстати, на нынешних Днях православной книги один из докладов – кандидата исторических наук Рината Шигабдинова, старшего научного сотрудника Института истории Академии Наук Республики Узбекистан (г. Ташкент) «Метрические книги – важный источник изучения родословия (по материалам Национального архива Узбекистана)» косвенно затрагивал тему о смерти Великого Князя Николая Константиновича. Думается, изучение этого вопроса надо продолжить – тем более, что обнаруживается некая общая картина в связи с останками Царской Семьи в Екатеринбурге, Великого Князя Михаила Александровича, убитого в Перми, и Великого Князя Николая Константиновича в Ташкенте. Один почерк…

За туркестанские други своя…

После великокняжеского дворца гости побывали в находящемся недалеко парке в центре города с мемориалом памяти павших, помолчали у вечного огня с 8-ми конечной звездой. Затем поехали к часовне св. Георгия Победоносца в память павших русских солдат генерала Михаила Григорьевича Черняева, освободивших Ташкент от войск кокандского хана-завоевателя в июне 1865 года и тем спасших горожан от террора кокандцев.

Как сообщают исторические источники, кокандцы, захватившие Ташкент, спустившись в ров, сняли одежду и отрубили головы у шести убитых русских солдат, оставленных во рву. Нацепив их головы на пики, они пронесли их по городу. После отступления русских войск около 3000 ташкентцев бежало из Ташкента в другие города, занятые русскими, например Туркестан и Чимкент, так как боялись прихода и расправы кокандцев и бухарцев.

Ташкент – город верный. Ч. 2
Часовня в честь святого великомученика воина Георгия Победоносца у Камолонских ворот Ташкента.

Политическую программу военной администрации Ташкента характеризует «договор», подписанный с одной стороны Черняевым, а с другой стороны представителями города — его старейшинами, который был переписан в четырёх копиях на узбекском языке для каждой из 4-х даха — административных единиц города того времени, вывешенный на городском базаре Ташкента и доведенный до всеобщего сведения населения джарчами города — его глашатаями.

В договоре подчеркивалось, что жители города должны соблюдать все прежние законы и предписания, установленные исповедуемой ими мусульманской религией. Немедленно же и бесповоротно отменялось рабство и торговля людьми, имевшая место до того момента. Все «рабы» освобождались и становились свободными безо всяких условий. Бывший до того в пленении у Кокандского хана город Ташкент вошёл в состав Российской Империи. В 1867 году Ташкент стал столицей Русского Туркестана — резиденцией генерал-губернатора Туркестанского генерал-губернаторства.

Часовня стоит неподалеку от Камолонских ворот Ташкента, которые не сохранились, она была построена в 1886 году над братской могилой 24 русских воинов, погибших при освобождении Ташкента. Освящена в честь святого великомученика воина Георгия Победоносца. Позднее установилась традиция: ежегодно в годовщину штурма — 15 июня по установленному церемониалу из Военного собора отправлялся крестный ход к часовне. В часовне на братской могиле в присутствии генерал-губернатора и всех властей совершалась панихида по убиенным воинам, сопровождавшаяся пушечным салютом, после чего крестный ход возвращался в собор.

В 1865 году над братской могилой была помещена надгробная плита с надписью «За други своя» и сооружен памятник: три пирамиды из мортирных ядер. В 1886 году была возведена часовня. Посередине часовни располагалась призма: с одной стороны призмы была икона, с другой — надписи из Ветхого и Нового Завета, а на третьей — имена погибших солдат.

Около часовни был скверик с церковным входом, крестами и красивой чугунной оградой. За памятником ухаживали инвалиды-ветераны войны, которым выдавали за это жалование. Каждый год, 15 июня, в День освобождения города по центральным улицам дореволюционного Ташкента совершался крестный ход с хоругвями и церковными песнопениями.

Комплекс просуществовал до «российской» февральско-октябрьской революции 1917 года, после чего был разграблен и разрушен местными большевиками. К Пасхе 2020 года часовня была полностью отреставрирована, как сообщают местные краеведческие источники.

Вечером того же дня приехавшие московские гости молились за всенощной в Успенском кафедральном соборе. Был канун праздника «Державной» иконы Божией Матери, икону Её установили рядом с иконой Царя-страстотерпца Николая. После всенощной читался акафист святителю Луке Войно-Ясенецкому. Завтра с Божественной литургии начинается научная конференция в рамках Дней православной книги в Узбекистане.

АНДРЕЙ ХВАЛИН

Фото автора.

Примечания:

[1] «Переселенческое дело в Туркестанском крае» (области Сыр-Дарьинская, Самаркандская и Ферганская): Отчет по служеб. поездке в Туркестан осенью 1910 г. чиновника особых поручений при Переселенч. упр. Н. Гаврилова. Санкт-Петербург. Издательство тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина. 1911. С. 4-336.

[2] Марков Е.Л. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб; 1901.

(Окончание следует)