Шмаковский монастырь-2

«НОВЫЙ ВАЛААМ» В ПРИМОРЬЕ
К 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича. О Свято-Троицком Николаевском Шмаковском мужском монастыре.

Визит в Приморье летом 1891 года Наследника русского престола Великого Князя Николая Александровича дал мощный импульс развитию православной миссии в крае и предопределил создание самостоятельной Владивостокско-Приморской епархии с единственной в тот период мужской монашеской обителью.

Шмаковский монастырь-2Основали Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский мужской монастырь в 1895 году. Он считался «Новым Валаамом» на приморской земле за схожесть монастырских уставов. В обители особо почитался Государь Император Николай II Александрович. В честь Его восшествия на Престол в 1902 году на склоне горы была построена часовня Казанской иконы Божией Матери. В главном Свято-Троицком храме монастыря за правым клиросом был установлен большой деревянный Крест-Распятие в память об Императоре-Миротворце Александре III, дорогом Родителе Государя Императора Николая II Александровича. В 1912 году в память 300-летия Царствования Дома Романовых во Владивостокской епархии был установлен ежегодный Крестный ход из Владивостока к монастырю.

История Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря – это история края и Православной России, ход которой был вероломно прерван революцией и гражданской войной. В десятилетия государственного атеизма монастырь был закрыт.

В 1995 году, в год столетия Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил Указ Св. Синода: «Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии». Начался новый период жизни в дорогом моему сердцу Шмаковском мужском монастыре.

Андрей Хвалин,

председатель Юбилейного комитета

к 130-летию восточного путешествия

Цесаревича Николая Александровича

 

Часть 1. http://archive-khvalin.ru/shmakovskij-monastyr-1/

Часть 2.

+
Внутренний устав монастыря.

Шмаковский монастырь был устроен по образцу Валаамского, известного в православном мире строжайшим соблюдением общежительного устава в духе самого древнего подвижничества святых отцов Церкви. Также, как и на Валааме, в Шмаковском монастыре настоятель и братия тщательно исполняли Христовы заповеди, хранили церковные предания, строго следовали требованиям устава, в котором были следующие положения:

«Строго запрещается братии принимать в келии кого-либо из мирских людей, даже и родственников; без нужды братия не ведут разговоров между собой, а с мирянами – тем более; в обители всё общее, никто ничего своего не имеет; при вступлении в монастырь деньги и вещи, если таковые имеются, сдаются на хранение настоятелю, а в случае ухода из обители возвращаются по принадлежности, но при пострижении в монашество всё поступает в пользу монастыря; без благословения настоятеля ничего не делается, так: запрещается своевольно писать письма и принимать их от кого бы то ни было, ходить в лес, на гору, на реку и т.п.; денег на руки братия ни от кого не принимает, а указывает на кружку «в пользу обители»; если кто, например, из богомольцев настойчиво вручает деньги, то брат берёт их и опускает в кружку; при встречах с настоятелем и иеромонахами братия подходит под благословение; при встречах друг с другом приветствуют…»

В монастыре неукоснительно исполнялись все службы суточного круга. В 3 часа 30 минут утра один из послушников (монастырский будильник) обходил все здания монастыря, звоня в колокольчик и произнося: «Пению — время, молитве — час. Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Пробуждая братию и богомольцев от сна, он звонил в колокольчик и говорил молитву около каждого здания до тех пор, пока в ответ не слышал «Аминь».

День начинался с полуношницы в храме в 3 часа 45 минут утра. По окончании её произносилось прошение: о Государе Императоре и всём Царствующем Доме, Священном правительствующем Синоде и местном архипастыре, о благопоспешении и укреплении христолюбивого воинства… Полунощница заканчивалась пением валаамского напева «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!».

Затем следовали утреня и литургия, после которой иноки расходились по послушаниям. Вечерня и повечерие начинались в 7 часов вечера. По окончанию обязательно говорилось поучение к народу или просто назидание инокам о жизни монашеской. Затем следовало взаимное прощание настоятеля и братии. Накануне воскресений и праздничных дней в 7 часов вечера с особой торжественностью служилось всенощное бдение.

Всенощная под великие праздники длилась не менее 4-х часов. Торжественно, благолепно, в сопровождении столпового старинно-русского распева проходили великопостные службы и праздничная литургия. На всех службах кроме братии почти всегда присутствовали богомольцы разных сословии, пола, возраста и положения. Постоянными трудами и молитвами был наполнен каждый день иноков и послушников. Все посетители монастыря единодушно отмечали, что иноки всегда пребывали «в каком-то радостном и спокойном настроении духа, которого часто миряне не имеют и тщетно ищут. В братстве не слышно крику, спору или ссоры между собою, потому что нет злобы, ненависти, зависти, наоборот во всем видна простота, благорасположенность, мир, любовь и тишина».

Святыни монастыря

Несмотря на сравнительно краткую историю, монастырь имел редкие святыни для большинства российских, даже и древних, монастырей. Три частицы Честнаго и Животворящего Креста Господня, более 30 частиц святых мощей великих угодников Божиих, несколько почитаемых икон – списков с чудотворных икон, писанных на местах их прославления, а также икон, присланных благотворителями.

После обретения Честнаго Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, царица Елена большую часть Животворящего Древа оставила в Иерусалиме, а другую послала в Константинополь. С VIII века начали отделять от Честнаго Креста части и раздавать в благословение. Таким образом Крест Господень был разделён и разнесён по всему миру. Частицы его появились и в России и, вделанные в престольные кресты и в ковчежцы, хранились как видимое ограждение от врагов видимых и невидимых.

В Шмаковском монастыре хранились три частицы Животворящего Древа: одна была вделана в ковчежец, а две другие – в напрестольные кресты, Один из них торжественно воздвигался 14 сентября – в день великого двунадесятого праздника – Воздвижения Креста Господня, когда Церковь прославляет в особенности Божественную силу креста, как залог победы и жизни.

В монастырском храме за левым клиросом находилась деревянная гробница, в которой были заключены четыре ковчежца со священными останками святых угодников Божиих: св. Василия Великого, преподобного Феодосия Великого, св. Иоанна Златоуста, св. мученика Трифона, священномученика Харлампия, св. мученика Севастиана, свт. Никифора – патриарха Константинопольского, св. мученицы Фотины, св. преподобномученика Евфимия Нового, св. мученика Каллиопия, св. великомученика Акакия Нового, св. равноапостольного царя Константина Великого, св. мученика Мины, св. великомученицы Марины, св. священномученика Ермолая, св. великомученика Пантелеимона, св. преподобномученицы Пелагии, св. преподобномученика Игнатия, св. апостола Иакова — брата Господня, св. великомученицы Параскевы, свв. бессребренников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Милостивого — патриарха Александрийского, св. великомученика Меркурия, св. апостола Андрея Первозванного, св. великомученицы Варвары.

Среди икон наиболее почиталась икона Святой Троицы, присланная с Афона бывшим настоятелем Шмаковского монастыря игуменом о. Алексием. Она была написана на доске из Мамврийского дуба, имела почти круглую форму в 2,5-3 вершка в диаметре. Икона была вделана в другую икону с изображением небесных покровителей обители – святителей Николая Мирликийского и Иннокентия Иркутского. Вся икона величиной десять на восемь вершков была в хорошем киоте, в серебропозолоченной ризе с цветной эмалью. Украшение иконы было выполнено на пожертвование жителя г. Хабаровска Бортникова. Икона помещалась на аналое за правым клиросом.

Ещё одна икона Святой Троицы – древнего письма, замечательная по художественному исполнению и ценности, была прислана в дар обители через архиепископа Евсевия Обер-Прокурором Св. Синода К.П. Победоносцевым с приложением письма от 25 апреля 1902 года. Икона имела роскошную
серебряную позолоченную ризу.

Ещё одна святыня монастыря – икона Божией Матери «Умиление» написана в Серафимо-Дивеевском монастыре на полотне размером десять на двенадцать вершков. Это – список святой иконы, перед которой молился и преставился преподобный Серафим Саровский и которую он называл «Всех радостей радость».

Другая икона — св. Исидора Юрьевского — была дана настоятелю монастыря игумену Сергию в благословение обители протоиереем Иоанном Кронштадтским в 1900 году, когда игумен Сергий сослужил великому молитвеннику и заступнику Земли Русской в Андреевском соборе Кронштадта.

Икона Божией Матери «Объятие Отчее» была написана собственноручно основателем Свято-Никольского Шмаковского монастыря игуменом Алексием на Святой горе Афон и дарована обители.

Казанская икона Божией Матери находилась в часовне, построенной в честь восшествия на престол Благоверного Государя Императора Николая II Александровича. Местный образ был написан на Афоне на кипарисовой доске, имел размеры шестнадцать на двадцать вершков и помещался в иконостасе часовни.

В храме монастыря за правым клиросом был установлен большой деревянный Крест-Распятие с предстоящими Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. На Кресте-Голгофе распятый Спаситель был изображён в человеческий рост. Крест был сооружён на монастырские средства в память об Императоре-Миротворце Александре III. Он был выполнен на высоком художественном уровне и стал родоначальником подобных Крестов-Распятий для всего Дальнего Востока, так как благочестивые паломники, при виде его, проникались желанием приобрести подобный крест и в свой храм, и путем заказа приобретали.

Значение монастыря для края.

Основанный в 1895 году тремя иноками-подвижниками, монастырь благоустраивался и расширялся весьма успешно и быстро. Если 1898 году в обители подвизалось 17 насельников (настоятель, казначей, несколько послушников и нанятых рабочих), то в 1903 году общее количество проживающих в монастыре составило порядка ста человек. В их число входили игумен-настоятель, казначей, 3 иеромонаха, 4 иеродиакона, около 20 монахов, 60 послушников и более 20 так называемых трудящихся (трудников). Через двадцать лет после основания обитель представляла собой форпост православной веры на Дальнем Востоке, образцовое многоотраслевое хозяйство с общим числом насельников порядка трехсот человек.

Шмаковский монастырь-2
Первая обитель на Дальнем Востоке. Паломники ученики: русские и корейцы. Фото из ж. «Нива» за 1905 г. https://sobory.ru/pic/.

Помимо постоянно посещавшего обитель правящего архиерея епископа Евсевия, здесь в разные годы побывали епископы Киотосский Андроник и Благовещенский Владимир. Они очень высоко отзывались о хозяйстве монастыря, посещали минеральные источники возле обители. Принимали они участие и в торжествах, часто устраиваемых в обители и собиравших множество богомольцев.

С 1912 года в память 300-летия Царствования Дома Романовых во Владивостокской епархии был установлен ежегодный Крестный ход. Тысячи паломников шли из Владивостока триста вёрст к монастырю. Шествие длилось от 12 до 17 дней с остановками во всех населённых пунктах для совершения церковных служб и молебствий.

Неоднократно бывал в монастыре губернатор Приамурского края генерал от инфантерии Николай Иванович Гродеков. Он очень сочувственно относился к нуждам обители и видел в ней пользу для Церкви и Государства. Н.И. Гродеков пожертвовал обители деньги, хороших породистых лошадей, приказал на средства казны построить хорошую дорогу от Шмаковки до монастыря для богомольцев.

Кроме главного своего делания – стяжания Духа Святаго – иноки монастыря в силу исключительных местных условий неустроенного края, выступали с делами христианского милосердия и просвещения окружающего населения, которое в первые годы было удалено от школы на 70-80 вёрст, а от врача и больницы – на 120 вёрст. Несмотря на скудость средств, обитель открыла у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь оказывалась бесплатно, лекарства – за умеренную плату, беднякам – бесплатно.

Летом 1901 года в Приморскую область от Попечительства Вдовствующей Императрицы Марии Фёодоровны о слепых был командирован глазной летучий отряд. По просьбе администрации края Владыка Евсевий благословил обитель принять отряд, который прибыл в монастырь 1-го мая и пробыл здесь до 10 июня. Отрядом заведовал врач В.М. Данченко, в работе отряда принимал участие монастырский фельдшер. Всего было принято около 500 больных, сделано 299 операций. Больных размещали в двух гостиницах и школе, содержание отряда и больных было бесплатным. Через два года, в мае 1903 года, в монастыре работал Второй глазной отряд.

Несмотря на сугубо мирный духовно-сосредоточенный характер жизни монастыря, он не мог быть отрешённым от общероссийских бед и тревог, от людского горя и страданий в военное время в особенности. В годы Первой Мировой войны 28 послушников из запасных нижних чинов, как и в Русско-японскую, ушли на фронт. Братия приняла на своё полное иждивение десять инвалидов войны и десять сирот – детей погибших воинов, на учебное время было принято дополнительно пятнадцать мальчиков – детей раненых солдат. Монастырь регулярно слал в действующую армию мёд, бельё, хлеб, скот, деньги, духовную литературу.

История Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря – это история края и Православной России, ход которой был вероломно нарушен революционными бунтами 1917 года. После революции в течение нескольких смутных лет жизнь в монастыре протекала без резких изменений. Строго соблюдая древний монастырский устав, иноки несли послушания в мастерских, в поле, в больнице, помогали всем нуждающимся.

С 1922 года начались притеснения со стороны органов советской власти – участь обители была предрешена. 20 апреля 1923 года в Приморском губисполкоме заслушали доклад заведующего земельным управлением Д. Шилова «О состоянии и передаче имущества бывшего Шмаковского монастыря в ведение Губземуправления». В докладе отмечалось, что комплекс монастыря следует считать хозяйством высокой культуры, которое оказывает несомненно благотворное влияния на окружающее крестьянское население.

Через три дня 23-го апреля 1923 года Примгубком РКП (б) постановил: «Все имущество бывшего Шмаковского монастыря: строения, промышленные предприятия, хозяйственные оборудования, живой и мертвый инвентарь и прочее имущество, являющееся в силу постановления Дальревкома от 28 ноября 1922 года и Декрета СНК «Об отделении Церкви от государства» народным достоянием, передать в ведение Приморского губернского земельного управления».

Комиссия «национализаторов» чужого добра оценила всё имущество монастыря в 116.568 рублей 92 копейки и «не нашла возможным немедленно расформировать монастырь, учитывая разгар посевной кампании и возможность потери опытных работников для хозяйства, а высказалась за то, чтобы пока назначить управляющего, бухгалтера, небольшой штат служащих для ведения учёта хозяйства». Так монастырь был «преобразован» в Шмаковский совхоз. Монахи оставались в обители до следующего года, но уклад жизни был сломан. 1-го апреля 1924 года вместе с настоятелем архимандритом о. Сергием (Озеровым) братия оставила монастырь.

С 1939 года на основных землях монастыря размещается военный санаторий: в бывшей монастырской трапезной – столовая, в братском келейном корпусе – спортзал, а в храме Иверской иконы Божией Матери – клуб и кинотеатр.

По-разному сложилась судьба иноков, многое ещё скрыто по воле Божией от людских глаз. Об основателях монастыря, валаамских монахах Сергии и Германе, в 1937 году писал известный русский духовный писатель Иван Шмелев: «Эти два валаамских инока, Сергий и Герман, настолько идеально поставили дело устройства новой обители, что, по созидании её, обитель эта славилась не только в Сибири, но даже и в России своей примерной монашеской дисциплиной, строгостью своего устава и своим благотворным влиянием на всё окружающее. В некоторых отношениях обитель эта даже превзошла свою духовную матерь – Старый Валаам. Именно, оборудованием собственной типографии, которая печатными произведениями снабжала не только весь Уссурийский край и Сибирь, но даже делилась со старым Валаамом. Упомянутые иноки Сергий и Герман доселе живы, пребывают они в России, в Ростовском крае. Старейший из них, о. игумен Сергий, святостью своего подвижнического жития снискал себе такое уважение, что ему митрополит Сергий предлагал сан епископа, но о. Сергий умолил Владыку, по своему глубочайшему смирению, оставить его в сущем сане».

В год столетия Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил Указ Св. Синода от 22 февраля 1995 года: «Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии».

Как встарь, два монаха и несколько послушников с большим трудом начали обустраивать хозяйственную и духовную жизнь обители. Зазвонили у Преображенской церкви колокола, собирая на богослужение местных жителей и приезжих богомольцев. Правится служба, преображая людские сердца, исполняются трудовые послушания, украшая окрестности. Словом и делом Шмаковский монастырь вновь указует нам дорогу и к личному спасению, и к возрождению Православной России в новом величии и славе.

(Печатается по: Шмаковский монастырь (1895-1995). Пресс-служба Преосвященнейшего Вениамина, епископа Владивостокского и Приморского. Владивосток, 1995. С. 2-18).

1995-2021 гг.