Русская смута
ДВЕ ЛЖИВЫЕ ЛЕГЕНДЫ
К годовщине декабрьского мятежа 1825 года.
27 декабря 1925 года в парижской газете «Возрождение» вышла редакционная заметка, посвящённая столетию декабрьского мятежа 1825 года. В ней особо отмечалось, что вместо реального анализа причин и уроков этого события, в российском общественном сознании возникли и укрепились две лживые легенды о декабрьском восстании. Во многом они продолжают существовать и в современных условиях. Поэтому давняя статья из русской эмигрантской прессы не потеряла своей актуальности.
+
СТОЛЕТИЕ ДЕКАБРЬСКОГО МЯТЕЖА
Исполнилось сто лет русской революции. От первого робкого всплеска, бессильно замершего у ступеней трона — до стихийного смерча, снесшего трон, смявшего русскую культуру, разнесшего на куски русскую государственность.
В итоге на месте Православного Царя – нечестивый Коминтерн; на месте светлого лика России — нечестивая маска Триэсерии.
Пред лицом этой разительной антитезы каким-то кощунственным словоблудием звучат безоговорочные, слепые дифирамбы декабристам. Кощунством по отношению к исторической России. Кощунством и по отношению к памяти декабристов. Ибо для них, если бы они могли прозирать вперёд, вплоть до нынешнего дня, возникал бы тягчайший трагический вопрос: не повинны ли они в русской катастрофе? Не гордость «отцовства» по отношению к русской революции испытывали бы они, а муки патриотической совести: не являются ли они соучастниками, вдохновителями и подстрекателями губительной русской смуты?
Сами декабристы оказались неповинны в разгроме России. Их спас от этого Николай I, который защитил от них не только свой трон, но и Россию. Что бы произошло с Россией, если бы мятеж удался? Трудно вообразить… могли бы мы сказать, если бы, после пережитого, это не было слишком легко вообразить. Иное — легенда о декабристах. В ней они сами тоже почти неповинны, ибо в общем лояльно и покорно приняли кару. Но в историю русской интеллигенции и в неразрывно связанную с ней историю русской революции эта легенда вошла, как некая светлая путеводная звезда на фоне «тёмного царства» Императорской России; вошла, как необходимый аксессуар революционной борьбы и интеллигентского свободомыслия. Эта легенда живёт ещё и сейчас.
Она продолжает быть необходимым аксессуаром мировоззрения тех, кто, живя вчерашним днём, не видит сегодняшнего, и не может выйти из привычных условностей «старого режима».
Для этих людей и посейчас вместо живой истории существует лишь мёртвая схема: Русская Империя есть зло, революция есть добро. Для них и сейчас Историческая Россия — и в частности и в особенности Россия Николая I — есть предмет лютой ненависти, а «революция» предмет молитвенного преклонения. Для этих людей и сейчас возведение революции к декабристам — есть выдача им почётного и лестного диплома!
Для того, чтобы вообще можно было славословить революцию, имея перед глазами распластанную под игом большевиков Россию, выдуман новый миф — «февральская революция», — бескровная, чистая, святая. И вот сейчас связывают изначальный миф декабристов с конечным мифом февральской революции, и на месте подлинной русской истории с её тёмными и светлыми сторонами, оказывается театральный фальшивый контраст стилизованно-чёрной России и стилизованно-светлой революции. Вместо исторической правды — две лживых легенды: легенда о светлой революции и легенда о тёмном «царизме».
И нет сейчас, у гроба декабристов, большего греха пред ними, как использование их в целях оживления и пропаганды этих двух лживых легенд. Почтим память этих чистых и бескорыстных русских людей, искренно желавших добра своей родине, и вручим их судьбу на суд истории. А этот суд будет исходить не из политических и партийных вожделений и пристрастий, а из следующих объективно непререкаемых фактов:
Императорская Россия крушилась в феврале 1917 года; всё её прошлое подлежит пересмотру под углом зрения оценки сил, ведших к этой катастрофе и предохраняющих от неё. Под этим углом зрения должны быть оцениваемы и декабристы.
«Возрождение». № 208. 27 декабря 1925.