Русская культура
«ЛАМПАДА РУССКОГО ГЕНИЯ»
О духовнике Императрицы Марии Фёодоровны
протоиерее Леониде Колчеве (22.09.-5.10.1871-7.06.1944).
Родился будущий Духовник Императрицы Марии Фёодоровны 22 сентября/5 октября 1871 года, на день священномученика Фоки, св. пророка Ионы, происходил из духовного звания. Окончил полный курс в Тамбовской духовной семинарии в 1894 году, после чего получил место надзирателя Тамбовского 2-го духовного училища, а на будущий год — в 1895 году – надзирателя Тамбовской духовной семинарии.
В ноябре 1897 года Леонид Колчев был рукоположен в сан иерея и стал священником Иоанно-Богословской церкви с. Ново-Александровка, Козловского уезда, а также – учителем церковно-приходской школы этого села и учительских классов при ней.
В следующем году eго перемещают в Александро-Невскую церковь (приютскую) г. Моршанска. Священническое служение он совмещает с законоучительством в 2-х классном училище при железнодорожной станции «Моршанск».
Когда возник вопрос о создании самостоятельного причта при Ореандской церкви Покрова Пресвятой Богородицы недалеко от Ливадии, то от главных жертвователей на строительство этого храма – Великой Княгини Александры Иосифовны, её детей поступило предложение назначить на эту должность именно о. Леонида.
Постепенно упрочилось его положение в Крыму, он становится законоучителем Ялтинского городского 4-х классного училища им. Н.В. Гоголя (с марта 1909 г.), и Ялтинского начального городского училища им. Л.Ф. Соболева (с 26.10.1909 г.).
Неизвестна дата его производства в протоиереи, но к 1917 году он уже имел этот сан. В 1901 году он был награждён набедренником, а в 1905 – скуфьей. Он пользовался любовью и расположением не только Вел. Кн. Дмитрия Константиновича и его брата, бывших владельцев имения в Нижней Ореанде и жертвователей церкви, но и Августейшей Семьи Государя Императора Николая Второго, которым стало принадлежать имение. Священник был пожалован золотыми часами с изображением Российского герба (1900 г.), золотым наперсным крестом из Кабинета Их Императорских Величеств (1902 г.). А в 1908 году, отметив 10-летний юбилей священнического служения, о. Леонид получил камилавку (6.05.1908 г.) и сребро-позлащённый образ преподобного Сергия Радонежского, пожалованный ему Вел. Кн. Елизаветой Фёодоровной по случаю её говения в Ореандской церкви 25 сентября 1908 года.
В 1909 г. окончил заочно курс Московской духовной академии. В 1918 г. был переведён в Ливадию. В 1920-1924 гг. был священником в Константинополе. Некоторое время служил в Париже. Затем переехал в Копенгаген, где до своей смерти был настоятелем православной церкви св. блг. князя Александра Невского и духовником Вдовствующей Императрицы Марии Фёодоровны (1847-1928) и Великой Княгини Ольги Александровны. В пору жизни в Дании пастырские заботы протоиерея Леонида Колчева включали в себя сплочение общины вокруг храма, что видно по его регулярным церковным проповедям; стремление привлечь в храм как можно больше русских православных людей, оказавшихся в Дании, о чём говорит публикация его речей и поучений в русскоязычной периодике и отдельными изданиями; духовное окормление Императрицы Марии Фёодоровны и семьи Великой Княгини Ольги Александровны. Исповедовал, соборовал и проводил в последний путь Вдовствующую Императрицу Марию Фёодоровну.
Женат был на Ольге Ивановне Литовской (род. 27.06.1872 г.), имел двоих детей: дочь Ларису и сына Аркадия. Скончался 7 июня 1944 г. и похоронен в русской части кладбища «Ассистенс» в Копенгагене, могила № 17.
Перу о. Леонида Колчева принадлежат «Первая книга по Закону Божию» (Париж, 1932 г.), «Тайны загробной жизни» (Копенгаген, 1934 г.) и «Сборник поучений на все воскресные и праздничные дни года», напечатанный в Копенгагене в 1938 году, которые ныне представляют библиографическую редкость. По данному изданию подготовлены публикуемые тексты.
Предисловие и публикация Андрея Хвалина.
+
Речь
по случаю празднования дня Русской культуры
На мою долю выпала задача сказать вступительное слово по случаю дня Русской культуры. Задача эта мне, пожалуй, не к лицу, но я не счёл себя в праве отказываться, помимо всего прочего, хотя бы потому одному, что обыкновенно культура приходит к человеку через культ. Это не парадокс, а исторический факт.
Являясь служителем религиозной истины, я счёл себя обязанным осветитъ пред вашим почтенным собранием те источники, откуда бьют живые струи света и тепла.
Известно, что в сердце каждого человека вложено неудержимое стремление к истине, добру и прекрасному. Все достижения на этом пути и принято у нас считать тем, что называется культурой. На это указывает и самое словопроизводство «культус», что значит возделанный, воспитанный, облагороженный.
Начало, толчок к таким завоеваниям и дает именно религия. Выявляя вовне априорную, иными словами — врождённую идею Божества, человек строит жертвенник и храм своему Богу, отсюда строительное искусство, скульптура, живопись. Выражая свое отношение к этому Верховному существу, человек создает так называемое богослужение, отсюда поэзия, музыка, пение и даже религиозные танцы, прикладное искусство. В дальнейшем, устраивая свою личную и общественную жизнь, в погоне за удобствами, человек, руководствуясь доводами разума, неизменно старается освещать их голосом своей совести. И чем ближе государственное строительство к законам своей религии, тем больше в нём правового порядка и, следовательно, возможности к дальнейшим усовершенствованиям. Само собой разумеется, что на всем этом ложится отпечаток каждой страны в зависимости от климатических условий, географического положения, путей сообщения, густоты народонаселения и пр.
Такие же этапы на пути к этому развитию прошла и наша родная Россия. Первоначальной лабораторией науки и искусства у нас была именно Церковь. «Постоять за веру православную, за царя-батюшку и Русь святую» — вот наш девиз. Под этим флагом и шло у нас накопление духовного богатства.
На арену мировой жизни Русь выступила сравнительно поздно. В то время, как народы западной Европы уже были просвещены светом христианского учения, Русь еще блуждала во тьме язычества и тяжко страдала в борьбе с дикими кочевыми народами. Да и потом, когда запад, почти ничем не стесняемый, шёл быстро по пути цивилизации, Россия пережила страшный удар со стороны азиатских выходцев — монголов. И разорённая, отовсюду стеснённая в течение двух столетий она служила как бы заслоном для своих западных соседей. Страдала Русь, в борьбе изнемогая, во многом далеко отстала, но лицо своё не потеряла. И здесь Церковь Христова в лице ея представителей сыграла созидательную роль.
Впоследствии, чрез прорубленное Петром Великим окно в Европу, к нам хлынули лучи света, но, к сожалению, одновременно с ними проникло и учение, чуждое нашему укладу. Не смотря на это, «Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра» и окрепла, быстро шагнув вперёд.
К концу XIX века мы видим Россию, занявшую подобающее ей место в ряду великих держав и блистающую мощной красотой своего духа в области религии, науки, искусства, торговли и промышленности.
Среди полей необозримых, степей широких, лесов дремучих на просторе необъятном выковывалась золотая, камнями самоцветными украшенная, лампада русского гения. При неблагоприятных условиях зажигалась эта лампада и на первых порах только слабо мерцала, издавая треск, но потом, мало-помалу, по мере того, как в неё вливался чистый святой елей народного духа, она ярко разгоралась, обливая своим светом, согревая теплом всю нашу бесконечно великую матушку Русь святую.
Но вот десять лет тому назад по лицу земли родной пронесся страшный ураган, об источниках которого говорить пока не будем. Дерзновенная рука, разрушив вековые устои, схватила и святую лампаду, изломала, осквернила, но огня не угасила. Его сохранили те, кто не захотел подчиниться красному зверю, и особенно те, кто мог скрыться за границу. Бережно хранить живой огонь русской культуры — долг всех невольных эмигрантов, о чём и считается благовременным напомнить ныне в день памяти великого поэта нашего А.С. Пушкина.
Верим и надеемся, что близок тот день, когда эта лампада чудесная вновь засияет над русскою землёй на гибель врагов, на радость друзей. Да скроется тьма и да явится свет!