Река времени впадает…
РЕКА ВРЕМЕНИ ВПАДАЕТ В РУССКОЕ МОРЕ
О новой экспозиции работ художника Игоря Машкова
В Московском парламентском центре Городской Думы в декабре 2018 года состоялась выставка картин «По реке времени» сотрудника Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича, заслуженного художника России Игоря Машкова. Автор давно и плодотворно трудится в жанре исторической живосписи, продолжая традиции В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.М. и А.М Васнецовых, М.В. Нестерова.
Как сказано в анонсе выставки, «насыщенная славными историческими сюжетами история России вдохновляет художника ещё со времён обучения в Суриковском институте. За несколько десятилетий им написан цикл картин по истории Московского царства и серия работ о российском казачестве от царя Ивана Грозного до Кавказских войн и энциклопедические серии «История русского православного паломничества» и «Путь ко Граду Небесному».
Поэтому настоящая выставка заслуженного художника России, член-корреспондента Российской академии художеств И.Г. Машкова выглядит логическим продолжением его творческого кредо «перевозчика» на реке времени между берегами прошлого и будущего. Причем между берегами по реке своей жизни «от рожденья до тризны» свободно перемещаются не только сам художник, но и его герои. И тогда наши современники превращаются в прототипы исторических персонажей на картинах Игоря Машкова. Этот художественно-исторический принцип, выработанный мастером, нашел отражение на более пятидесяти персональных выставках, проведенных в России и за рубежом за последние годы.
Данная выставка в Мосгордуме отличается от других «немногословностью»: в экспозиции всего 18 работ. Но они прекрасно подобраны тематически и свободно «дышат» в пространстве зрительного зала. Среди представленных полотен есть созданные давно, около двух десятилетий назад, и совсем свежие, написанные в последние годы: «Опричный двор Царя Иоанна Грозного» (1990); «Гармонист. Портрет Д. Омельченко» (1999); «Царская башня Московского Кремля» (2002); «В алле парка Кусково. Павильон «Эрмитаж» (2013); «Прими державу, Государь. Венчание на царство М.Ф. Романова в Успенском соборе Московского Кремля» (2013); «Прощеное воскресенье (Март. Симонов монастырь)» (2015); «Красавица и настойчивый гусар» (2018) и др.
Смысловым и тематическим центром экспозиции стала картина «Российские хлебы» (2018). На ней представлены разные виды хлебов, от существовавших еще в Российской Империи и в советский период нашей истории, до дня нынешнего. По утверждению автора, все они написаны «с натуры», покупались в разных местах страны, переносились на полотно, а затем благополучно потреблялись. Верно говорят в русском народе: «Хлеб – всему голова». А если «хлеб на стол, то и стол – Престол». В случае с художником Игорем Машковым можно сказать, что он уловил и выразил на своих полотнах неразрывную связь между «русским хлебом» и «русской святостью». И, ей Богу, сколько не плыть по реке времени, лучше уже ничего не будет – ни на том, ни на этом берегу.
На открытии выставки Игорь Машков поблагодарил организаторов из Мосгордумы и собравшихся гостей. Среди тех, кто сказал теплые слова виновнику торжества, были: народный художник России К.В. Петров; академик Российской академии художеств, президент Международной академии культуры и искусств, народный художник России П.Т. Стронский; сенатор Д.А. Шатохин; иеромонах Никон (Белавенец); настоятель храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев и другие.
Все наши малые реки и речки впадают в святое Русское море. Хорошо нам в нем и покойно. Верю, что «река времени» приведет лодку Игоря Машкова к кораблю «Святой Царь Николай». И мы возрадуемся новым творениям большого русского художника Игоря Машкова, посвященным различным страницам жизни и подвига Царя-страстотерпца Николая II Александровича. Дай-то Бог!
Андрей Хвалин,
председатель Юбилейного комитета
к 130-летию восточного путешествия
Наследника Цесаревича Николая Александровича