Путешествие на Восток…
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОК В СТАНОВЛЕНИИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II КАК ФЛОТОВОДЦА
Выступление председателя Юбилейного комитета к 130-летию
восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича
писателя Андрея Хвалина перед учащимися Московских морских кадетских классов 16 декабря 2017 года
Восточное путешествие Наследника Цесаревича, Великого Князя Николая Александровича 1890/91 годов стало уникальным событием в летописи Отечества. Путь на Восток будущего Всероссийского Самодержца есть ключ к пониманию имперской политики данного периода истории страны и правильной российской политической стратегии в азиатско-тихоокеанском регионе в настоящем и будущем. Также это путешествие имело важнейшее значение в формировании Царя Николая Второго как военачальника и флотоводца.
Изучение путешествия на Восток Цесаревича, хода подготовки к нему и всего комплекса вопросов, связанных с внешней и внутренней политикой России конца XIX века позволят совместными усилиями добросовестных исследователей воссоздать подлинный облик молодого Наследника Всероссийского Престола, Великого Князя Николая Александровича.
Подготовка к путешествию
Получив домашнее начальное образование, Наследник Цесаревич 6-го мая 1884 года, в день своего 16-тилетия, поступает на действительную военную службу и принимает присягу на верность Царю и Отечеству. Годом позже он заканчивает программу средней школы и приступает к изучению ряда дисциплин, предусмотренных программами Академии Генерального штаба и двух факультетов университета — юридического и экономического. Получение высшего образования заняло у Цесаревича ещё пять лет.
Между теоретическими занятиями Великий Князь Николай Александрович совершает регулярные походы на байдарках, шлюпках, императорских яхтах и кораблях Российского Императорского флота. Именно закрепление военно-морских навыков и расширение его представлений о морской службе было одной из целей восточного путешествия.
Для приобретения практических навыков в сухопутных войсках Цесаревич Николай провёл два лагерных сбора в Преображенском полку: первый год исполнял обязанности взводного командира, а второй — ротного командира (рота Его Величества лейб-гвардии Преображенского полка). В 19 лет он получил чин штабс-капитана.
Следующие два летних лагерных сбора он провел в Лейб-гвардии Гусарском полку, приобщаясь к кавалерийской службе — вначале младшим офицером, а затем — командиром эскадрона (1888 год). И, наконец, наследник проводит один лагерный сбор в рядах артиллерии. В 23 года, в апреле 1891-го его произвели в капитаны. Великий Князь Николай с 1884 года официально стал привлекаться к исполнению обязанностей Наследника, выполняя различные поручения в Государственном Совете и состоя в качестве члена во всевозможных обществах.
По укоренившейся традиции все русские Наследники престола, начиная с Великого Князя Павла Петровича, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Обычно путешествовали по России и Европе. Но для Цесаревича Николая планировалось необычное, морское и сухопутное, турне, которое объединило оба путешествия. Причём обе части путешествия должны были проходить по территории, где раньше не бывал ни один Цесаревич, исключая только последнюю часть пути. Более того, на то время и в мировой истории путешествий Высочайших особ плавание Великого Князя Николая Александровича не имело аналогов.
План этого грандиозного путешествия разрабатывался представителями Генерального штаба и Святейшего Синода. Его составляли воспитатель Цесаревича генерал Григорий Григорьевич Данилович, которому помогали адмирал Иван Алексеевич Шестаков, географ Александр Иванович Воейков и капитан 1-го ранга Н.Н. Ломен, впоследствии исполнявший обязанности командира фрегата «Память Азова», на котором совершил восточное путешествие Цесаревич.
Уместно здесь сказать буквально несколько слов об адмирале Иване Алексеевиче Шестакове – выдающемся деятеле Российского флота. Пик его карьеры приходится на 80-ые годы 19 века. В 1882 г. вице-адмирал Шестаков назначен управляющим Морским министерством. Он способствовал восстановлению Черноморского флота, укреплению Сибирской флотилии, развитию броненосного флота. Участвовал в разработке 20-летней кораблестроительной программы океанского броненосного флота на 1883-1902 годы и добился её утверждения. В 1886 г. для лучшего ознакомления с ситуацией в дальневосточных морях совершил плавание на Дальний Восток (на пароходе «Москва»), после чего начались работы по оборудованию порта во Владивостоке и созданию железнодорожного сообщения Владивостока с Хабаровском.
Цели и задачи путешествия
По своей обращенности путешествие было эмблематично российскому гербу. При внешней разнонаправленности в Европу и Азию его основной, духовный смысл был един, направленный на воспитание будущего правителя России обоедесноручным, т.е. одинаково правым признавался путь Императорской России, как на европейский Запад, так и на азиатский Восток. И внешняя политика объявлялась равнозначной внутреннему движению русской цивилизации на восток «встречь солнцу».
Программа Восточного путешествия Цесаревича, которая обсуждалась на совещаниях у Державного Отца – Императора Александра III несколько месяцев, главной целью, как это ни парадоксального сегодня звучит, ставила поклонение святым местам. Первоначально было запланировано и посещение Иерусалима. Специально к этому событию была подготовлена к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по политическим причинам посещение Святой земли Наследником Цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование.
Помимо основной, духовной, ставились и иные цели Восточного путешествия, а именно: образовательные – приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Ознакомление во время плавания: — на военно-морском судне с условиями флотской службы; а также знакомство с государствами, которые Его Императорское Высочество еще не посещал. Другими целями были: показать военную мощь России, воплощенную в судах эскадры. Осмотр казачьих войск по пути следования по России, по званию Атамана. Изучение на месте важного вопроса «об устройстве сплошного рельсового пути в Сибири для облегчения снабжения европейской части России, с этой щедрой, одаренной природой окраины, считающейся по неисчерпаемым богатствам, заключающимся в ее недрах. Еще одной целью было совершение во Владивостоке по воле Государя Императора Александра Третьего закладки за счет казны Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, вопрос о постройке которого был очень важен как для правительства, так и для общества. Рассматривалась и проблема заселения страны вглубь как одна из основных задач первостепенной важности. И надо констатировать, что все поставленные задачи были блестяще решены, несмотря на трудности и непредвиденные обстоятельства.
По морям и землям
Путешествие продлилось с 23 октября 1890 года по 4 августа 1891 года, то есть заняло более 9 месяцев. За время путешествия было пройдено 51 000 вёрст, из них 15 000 — по железной дороге, 5 000 — в экипаже. Но больше всего пройдено по воде: 21 900 — по морям, 9 100 — по рекам.
Путешествие началось в Гатчине после молебна. В Варшаве путешественники лишь пересели в заграничный императорский поезд. Однако в Вене пришлось задержаться. Но уже через сутки их встречал Триест — город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. В Триесте 19 октября путешественники пересели на фрегат «Память Азова». Погостив в монаршей семье в Афинах (у крёстной матери Цесаревича Королевы эллинов Ольги Константиновны и её мужа Короля Греции Георга I), путешественники двинулись дальше.
Эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, в Александрию, где путешественники сделали остановку. C 10 ноября по 27 ноября крейсера стояли на рейде в Порт-Саиде и Измаилии, и две недели Цесаревич Николай со свитой знакомились с Египтом.
От Суэца русские корабли через Аден последовали в Индию, куда прибыли 11 декабря в Бомбей, где их встретили салютом.
Маршрут пешего путешествия по Индии (с частичным сплавом по Гангу) включал в себя: Бомбей, Дели, Агра, Лахор, Амритсар, Бенарес, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Коломбо (Цейлон).
31 января корабли «Память Азова» с «Владимиром Мономахом», покинув Цейлон и соединившись с Тихоокеанской эскадрой, через Сингапур (18 февраля) и Батавию на острове Ява (23 февраля) следуют до Бангкока (7 марта).
В Бангкоке Цесаревич Николай в течение недели является гостем сиамского (таиландского) короля Рамы V Чулалонгкорна.
Попрощавшись с гостеприимным королем, Великий Князь Николай Александрович 13 марта 1891 года последовал в Нанкин через Сайгон (15 марта), Гонконг (23 марта) и Шанхай. Из Нанкина он совершает путешествие по реке Янцзы на пароходе Русского добровольческого флота «Владивосток» в сопровождении канонерских лодок до города Ханкоу.
15 апреля 1891 года в сопровождении шести кораблей русского флота, возглавляемая флагманским крейсером «Память Азова», эскадра под брейд-вымпелом Цесаревича вошла в японский порт Нагасаки.
В целом визит в Японию продлился с 15 апреля по 7 мая (ст.ст.) 1891 года. Программа была сокращена после т.н. «инцидента в Оцу». Помимо свиты Цесаревича сопровождал греческий принц Георгий. В городе Нагасаки Августейшие путешественники провели Страстную Седмицу и встретили Праздник праздников – Святую Пасху.
23 апреля русская эскадра покинула Нагасаки и заходит в порт Кагосима, столицу княжества Сацума на юге японского острова Кюсю. Высокому гостю в Кагосиме оказал радушный прием князь Симадзу Тадаёси, глава 29-го поколения правящей династии Симадзу. В знак признания заслуг древнего японского рода Цесаревич Николай от имени своего отца Императора Александра Третьего вручил князю Симадзу, единственному из японцев, два ордена Российской Империи.
Данное обстоятельство можно объяснить в некотором роде тем, что Симадзу – один из древнейших и наиболее могущественных самурайских кланов Японии, сыгравший значительную роль в её истории, в особенности, в реставрации Мэйдзи. Именно самураи княжеств Сацума и Тёсю сыграли основную роль в низвержении режима сёгуна Токугава и восстановлении власти истинного Императора. В истории эти события получили название «реставрации Мэйдзи».
В настоящее время род Симадзу возглавляет князь Симадзу Нобухиса (1938 г.р., 32-й глава рода), правнук князя Симадзу Тадаёси, встречавшего Цесаревича Николая, троюродный брат нынешнего Императора Японии. Сам князь и его сторонники сохраняют добрую память об Императоре Николае Втором, его посещении г. Кагосима и встрече с Князем Симадзу Тадаёси, правителем земель Сацума. Представители Кагосимы активно посещают Россию, что укрепляет дружественные связи между нашими народами. Кстати, выходцы из этих земель и по сию пору составляют основу военно-морских сил Японии.
После захода в Кагосиму Цесаревич Николай и команда продолжили путешествие по Японии. 27 апреля эскадра прибыла в порт Кобэ. Оттуда Цесаревич с сопровождающими лицами по суше добрался до Киото. 29 апреля Цесаревич Николай с принцем Георгом в сопровождении японского принца Арисугава отправились на колясках, которые везли джанрикши, из Киото в город Оцу (Отсу), где и произошло печально известное покушение на Великого Князя Николая Александровича, вошедшее в историческую литературу как «инцидент в Оцу».
По распоряжению Государя Императора Александра III после «инцидента в Оцу» программа пребывания Наследника в Японии была спешно свернута. Не состоялось даже участие в освящении собора святителя Николая в Токио, специально приуроченное к визиту Царского Сына. Отплыв 7 мая из Кобэ, Цесаревич 11 мая прибывает во Владивосток.
Приезд Наследника Цесаревича в город, носящий прообразовательное имя «Владеющего Востоком», имел не только политическое и экономическое значение, но, в первую очередь, глубокий религиозный смысл: в лице Наследника Цесаревича, будущего Помазанника Божиего, православная Россия разворачивается лицом к языческому Востоку, чтобы нести ему свет Христов.
В общей сложности Наследник Цесаревич пробыл во Владивостоке 11 дней. Такое счастье еще не выпадало на долю провинциальных городов. Здесь, на далекой окраине России, Его Императорским Высочеством, будущим Самодержцем Всероссийским, были заложены: железная дорога, вокзал, сухой док, памятник адмиралу Г.И. Невельскому, т.е. личным присутствием Царского Сына были освящены здесь основные скрепы русской жизни, важнейшие и поныне.
Следующим крупным пунктом на карте Российской Империи, где останавливался Августейший путешественник, стал нынешний Хабаровск, тогда именовавшийся Хабаровкой, расположенной на правом берегу Амурской протоки и реки Амур, недалеко от места слияния рек Амур и Уссури, на Среднеамурской низменности, вблизи границы с Китаем.
Распрощавшись с радушными хабаровчанами, Наследник Цесаревич продолжил свой путь по России. Но Августейший визит навсегда остался в летописи города, носящего славное имя казачьего атамана и обустроителя здешних мест Ерофея Хабарова, и еще долго приносил добрые плоды.
Так, 1 сентября по старому стилю 1897 года с Хабаровской железнодорожной станции отправился первый поезд — до Хабаровска вдоль реки Уссури была доведена Уссурийская железная дорога, соединив его с Владивостоком. Заложенная Цесаревичем, будущим святым Царем-мучеником Николаем, железная дорога России в грядущее не может прерваться.
Вступив на русскую землю во Владивостоке, Августейший путешественник продолжил свой маршрут по родным просторам. После Владивостока и Хабаровска, двигаясь по родной земле по воде и суше, путешественники посетили следующие города и прилегающие земли: Благовещенск, Чита, Иркутск, Красноярск, Ачинск, Томск, Тобольск, Омск, Оренбург, Уральск, Самара, Пенза, Рязань, Москва, Санкт-Петербург.
Миновав Уральские горы, на станции Бузулук Августейший путешественник сел в поезд и стремительно стал приближаться к Москве, которая готовилась к торжественной встрече Наследника Всероссийского Престола.
3-го августа Августейший путешественник находится в Москве, где его встречает почетный караул от № 1 Донского полка, депутация Московского дворянства и все городское начальство. Цесаревич с генерал-губ(ернатором) едет к Иверской часовне, затем в Успенский Собор и чрез Чудов монастырь в Николаевский дворец. Москвичи встретили Наследника со свойственным им радушием. Затем Цесаревич отправился в Троице-Сергиевскую Лавру, где приложился к мощам преподобного Сергия Радонежского, и вернулся в Москву. Вечером с Николаевского вокзала тронулся окончательно домой.
На следующий день 4 августа 1891 г. поезд Цесаревича подошёл к станции Тосно под Санкт-Петербургом, где Великий Князь Николай Александрович был встречен Августейшими родителями. Уникальное по тем временам путешествие закончилось. Его итоги до сих пор имеют важнейшее значение для нашей страны.
Итоги и уроки
В настоящее время уроки восточного путешествия Наследника Цесаревича активно усваиваются российским общественным сознанием, церковными и государственными структурами. Его значение служит делу укрепления международного сотрудничества нашей страны с государствами, которые посетил Великий Князь Николай Александрович в ходе своего восточного путешествия.
За время поездки по восточным странам и азиатской России Цесаревичу было преподнесено несметное число даров, многие из которых по-своему уникальны. Значительная их часть сохраняется в Кунсткамере. Многие из них экспонировались на различных музейных выставках, как в царский, так и в постсоветский период русской истории.
Каково, помимо прочих, значение восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича для развития морского дела в России? Самое главное – будущий Всероссийский Император близко узнал и полюбил флот, его корабли, офицеров и матросов.
При анализе деятельности Императора Николая Второго как флотоводца сошлюсь на интересное исследование русского эмигранта и военно-морского офицера Георгия Некрасова о боевой деятельности Черноморского Флота в Первую мировую войну (North of Galipoli, Black Sea Fleet at War 1914-1917, G. Nekrasov, Columbia University Press, 1992). Плодом размышлений автора стали страницы, посвященные Государю Императору Николаю Второму как выдающемуся военачальнику и организатору Российской Армии и Флота.
В конце XIX века, особенно после прихода к власти Государя Николая II Военно-Морской Флот Российской Империи продолжал расширяться, После цусимской трагедии, под непосредственным наблюдением Государя Императора Николая Второго была осуществлена масштабная программа реорганизации и модернизации флота. В результате, в ходе Первой мировой войны русский флот полностью контролировал Черное море и надежно сковывал превосходящие силы противника на Балтике. Столица Российской империи и охранявшая ее подступы с моря крепость Кронштадт служили местами дислокации частей Русского флота.
В начале ХХ века, несмотря на то, что русская промышленность развивалась высокими темпами, она не могла полностью удовлетворить постоянно растущие потребности флота, и некоторые боевые корабли были заказаны во Франции, Германии, США и Дании. После фиаско в русско-японской войне флот Российской Империи упал с третьего места в мире на шестое место. 19 марта 1906 года указом Императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род сил — подводные, имевших на вооружении подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин, которые до этого числились как миноносцы. С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника. В июне 1906 года был организован Морской генеральный штаб, и широкомасштабная программа по расширению флота была представлена на обсуждение Государственной думе в 1907 и 1908 годах, но в тоже время была отвергнута. Боснийский кризис в 1909 году вновь поднял проблему расширения флота. Новые линкоры, крейсера, и миноносцы (теперь в основном эсминцы) были заказаны для Балтийского флота. Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало перевооружение и расширение Черноморского флота новыми линкорами типа «Императрица Мария». Российская Империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.
Теперь уже Император начинает принимать личное участие в реформах, проводимых в армии и флоте. Особенно острая борьба развернулась вокруг флота. С одной стороны, ряд политических деятелей, высшего начальства в армии, журналистов и общественных деятелей считали, что флот вообще России не нужен, что все затраты привели только к позорному разгрому при Цусиме, что России достаточно “иметь небольшие силы для защиты своих берегов”, силы подчиненные армейскому командованию. С другой стороны, ряд молодых морских офицеров, прошедших войну и на своей спине испытавших всю цену неготовности и всю горечь поражения, стали требовать решительных реформ и с этой целью образовали “морские кружки”, вскоре ставшие мощной организацией. С третьей стороны был старый бюрократический аппарат Морского министерства, всячески противившийся всяким реформам.
В этой борьбе Император Николай II решительно поддержал “морские кружки”, хотя для этого пришлось упразднить должность генерал-адмирала и отправить в отставку Великого Князя Алексея Александровича, а затем и несколько морских министров и ряд адмиралов. Балтийский флот был доверен герою войны Н.О. Эссену, которого Государь защитил от предания суду “за перерасходование боеприпасов” в ходе обучения возрождающегося флота.
Второй период был посвящен, в основном, реформам. Россия должна была закончить восстановление своей военной мощи к 1917 году. Но война разразилась уже в 1914 году.
С началом войны Император Николай II назначил Великого Князя Николая Николаевича Верховным главнокомандующим. Это было воспринято, как естественный выбор: Великий Князь был весьма популярным, как в армии, так и в народе.
В начале война носила чисто сухопутный характер. Это отразилось и на стратегических и оперативных взглядах Ставки Верховного. Так, в частности, Балтийскому флоту, который в начале войны, до вступления в строй новых линейных кораблей-дредноутов, был несравненно слабее германского, была поставлена задача обороны Рижского и Финского заливов, а сам флот был подчинен, в оперативном отношении, армейскому командованию. В самой Ставке имелось лишь небольшое “Морское управление”, бывшее частью оперативного отдела Ставки.
Необходимо отметить, что, несмотря на свое подавляющее превосходство в силах на Балтийском море, германский флот не предпринял никаких попыток прорваться в Финский залив, с тем, чтобы одним ударом поставить Россию на колени. Теоретически, это было возможно, так как в Петербурге была сосредоточена большая часть военной промышленности России. Но на пути германского флота стоял готовый к борьбе Балтийский флот, с развернутыми минными позициями. Цена прорыва для германского флота становилась недопустимо дорогой.
Таким образом, уже только тем, что он добился воссоздания флота, Император Николай II спас Россию от скорого поражения. Этого не следует забывать!
С того момента, как Государь решает принять верховное командование, начинается третий период военной деятельности Императора Николая II как Верховного главнокомандующего. Третий период начинается с прибытия Императора Николая II в Ставку. Одним из первых его действий была реорганизация Ставки, — она была расширена и в ней появились новые лица. Более важным было изменение в военно-морской организации Ставки. Вместо небольшого и мало влиятельного “Морского управления” в оперативном отделе Ставки, был создан “Морской Штаб Верховного главнокомандующего”, во главе которого стал адмирал Русин, самый молодой полный адмирал, имевший репутацию лучшего стратегического ума Флота. Это расширило кругозор Ставки. Ни на чем это так не отразилось, как на боевых действиях на Черном море.
В середине 1915 года в строй вступил первый русский дредноут, а вскоре затем и второй. Постройка следующей пары шла полным ходом. В единственной боевой встрече (германского линейного крейсера-дредноута) “Гебена” с русским дредноутом “Императрица Екатерина”, “Гебен” сумел выйти из-под огня русского линкора, осыпаемый снарядами, а сам выпустил только пять снарядов, легших большим недолетом. С этого момента турецко-германские морские силы могли вести только корсарскую войну. Господство на Черном море перешло в русские руки. Теперь уже русские миноносцы и крейсера громили вражеские берега. Этому, конечно, немало способствовало и то, что теперь Ставка развязала руки командующего флотом. Таким образом, Верховный главнокомандующий Российским Флотом Государь Император Николай Второй не только преумножил боевую мощь и силу организации Флота, но и сохранил его честь и звание одного из могущественных мировых флотов.
Настает время торжества правды о святом Царе Николае Втором – незаурядном организаторе Российского Флота. Пусть его жизнь служит маяком для новых и новых поколений российских мореходов.
Употребив современные аллюзии, можно сказать, что Великий Князь Николай Александрович, будущий святой Царь-мученик, совершив путешествие на Восток, стоял у истоков православного Русского мира, омываемого мировым океаном. Сердце нашего Русского мира покоится в святорусских просторах, а украйные пределы ныне обозначены купольными крестами храмов на всех континентах земли. И как гласит народная мудрость: там, где единожды подняты русские крест и флаг, они подняты навсегда!