Против «мерзости языческой»

О борьбе Церкви и государства за народную трезвость в Российской Империи

В Императорской России борьба за народную трезвость против «языческой мерзости» — греха пьянства имела двоякую направленность: Церковь взывала к совести, уму и сердцу пасомых, используя при необходимости канонические меры прещений, а государство помогало нестойким гражданам всем арсеналом имеющихся в его распоряжении средств. Особая забота, например, проявлялась в отношении рабочих и нижних армейских чинов. Власти тех мест, где отмечалось развитие пьянства, ставили перед полицией задачу сокращения количества кабаков, а остающиеся попадали под строгий контроль. Указом из Правительствующего Сената от 8 апреля 1871 г. за № 13070 ВЫСОЧАЙШЕ было повелено не впускать нижних воинских чинов, состоявших на действительной службе, в заведения, производящие раздробительную продажу крепких напитков, впуск же в эти заведения нижних воинских чинов, находящихся во временном или безсрочном отпуске, воспрещался при ношении ими форменной одежды, а отпуск состоящим на действительной службе нижним воинским чинам крепких напитков для потребностей воинских команд, разрешался только по представлении на это письменных дозволений подлежащего военного начальства. Содержатели питейных заведений, оказавшиеся виновными в нарушении настоящих правил, подлежали наказаниям, налагаемым Мировыми Судьями.

ПРОТИВ «МЕРЗОСТИ ЯЗЫЧЕСКОЙ»
Знак «Попечительства о народной трезвости».
https://antikvariat.ru/

Кстати, 21 февраля 1913 года — в день празднования 300-летия Дома Романовых Царское правительство признало необходимым закрыть как казенные винные лавки, так и все места частной продажи крепких напитков кроме ресторанов первого разряда, о чем и были разосланы соответствующие телеграммы на места для исполнения.

В настоящей подборке «Имперского архива» вниманию читателя представлены: распоряжение Камчатского епископа Гурия к ограничению в своей епархии пьянства, принятое в конце 80-х годов XIX в., сообщение о попечительствах о народной трезвости и текст Русско-китайского соглашения, запрещающий ввоз на территорию России спиртных напитков из сопредельного государства.

Один из видных архиереев Русской Православной Церкви второй половины XIX — начала XX вв. епископ Гурий (Буртасовский) родился 30 июня 1845 года в Казани в семье диакона. Окончил Казанскую духовную семинарию и академию. 16 марта 1871 года пострижен в монашество, будучи студентом академии. В 1880-1885 г.г. начальник духовной миссии в Иркутске. 22 июля 1885 года хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. На этой кафедре он пробыл до 1892 года, когда получил назначение на кафедру епископа Самарского и Ставропольского. Находился на этой кафедре 12 лет. Служба в Сибири, в частности, настоятелем миссии подготовила из него ревностного миссионера среди старообрядцев и особенно инородцев. 23 апреля 1904 года был назначен епископом Симбирским и Сызранским. На новой кафедре ему пришлось недолго проходить свое служение.

По воспоминаниям близко знавшего епископа Гурия протоиерея Г. Логинова, характер владыки был живой, пылкий, но сердце было до крайности доброе и милостивое, если ему приходилось кого-нибудь из духовенства наказывать для вразумления, то он, сознавая, что, наказав за дело, все же нечто имеет на него, через два-три месяца вызывал его к себе и любовью все покрывал. Частое посещение приходов своей епархии давало возможность видеть персональные труды каждого из членов причта, за которые он награждал их по заслугам. Получаемые средства распределял между братией монастырской, в то же время не забывая помогать рабочим, крестьянам, вдовам и сирым. Скончался от сердечных переживаний 5 января 1907 года на 62-ом году от рождения. Ко дню смерти у владыки никаких средств не осталось.

В публикуемых материалах встречаются китайские понятия ханшин или суля – это разновидности китайской пшеничной водки. Ее производство и торговля в приграничной полосе, контрабанда на российскую территорию представляли большую проблему в российско-китайских отношениях. Эти отношения регулировались соответствующими международными соглашениями, из текста которых видны стратегические цели Русского Императорского правительства – защитить собственные экономические интересы и оградить своих граждан от спаивания дешевой китайской водкой полукустарного производства. Надо еще иметь в виду, что за ханшиной уже маячил китайский опиум, и это не могло не беспокоить церковные и государственные власти. Многое, из достигнутого в тот императорский период, может быть использовано и в настоящий момент.

Печатается по: Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ).

+

Распоряжение Камчатского епископа Гурия к ограничению в своей епархии пьянства

В некоторых местах нашей епархии, да почти всюду, развилось сильное пьянство, к ограничению коего, по заявлению приходских священников, не имеется никаких средств, а на их поучения о трезвости и о гибельных последствиях этого порока не обращается ни малейшего внимания. К стыду русского имени пред язычниками, соседями нашими китайцами, манчжурами и прочими, русские православные христиане упиваются не только русскою водкою, но и ханшиной, сулей, этою мерзостью языческою, которою оскверняются и тело и душа христианина, омытая кровию Христовою и освященные Духом Святым; упиваются так, как и сами манчжуры и китайцы, приготовляющие их, не пьют. Нельзя не скорбеть об этом не только нам — пастырям, но и каждому благомыслящему русскому человеку: ведь торговля китайцев и манчжур ханшиной и сулей на нашей земле производится в ущерб государственных интересов России, нашего дорогого отечества. Казалось бы, одно это должно удерживать русских от употребления этих гнусных напитков, вредных и для здоровья, и побуждать всех, а не властей только местных, общими силами, воспрещать их ввоз сюда из заграницы. Но никому как будто нет до этого дела; одним же чиновникам земской полиции нет возможности не только искоренить, но и преследовать это зло, хотя некоторые из них, как известно мне, и стараются об этом. И что всего гнуснее, — некоторые из русских, ради корысти, сами ведут тайную торговлю ханшиной или сулей, перекупая оные у китайцев и спаивают ими целые селения. Зная все это и видя, как пьянствуют русские, какое понятие могут составить язычники о нашей вере и благочестии? Может ли возникнуть у них и мысль о превосходстве православия пред язычеством, когда на их глазах творятся ужаснейшие безобразия русскими пьяницами, исповедующими православие, т.е. истинное христианство? Напротив, в виду разного рода непотребств, содеваемых последними в пьяном состоянии, не вызываются ли в них хульные мысли не только на спасительное православие, но и на Самого Христа, Господа и Спаса нашего, имя Которого мы носим, называясь христианами. Да, предполагать это очень естественно, по тесной связи веры вообще с человеческою жизнию: какова вера, такова должна быть и жизнь, и по жизни всегда судят о качествах веры. Поэтому и апостол Павел, обличая римлян в некоторых пороках, писал им, по внушению Духа Божия: «ВАМИ ИМЯ БОЖИЕ ХУЛИТСЯ ВО ЯЗЫЦЕХ» (Рим.2; 24). А если бы знали, как издеваются над спасительным православием молокане и другие сектанты, смотря на пьяных из православной братии: «Посмотри ко, посмотри, — говорят они друг другу, — как православие то спасает их? Вишь, налопался, как свинья, а еще православным прозывается…» Что слышится в этих выражениях, как не самая возмутительная хула и издевательство над святою верою нашею?! Грустно! и тем грустнее становится, что в жертву Богу, для спасения души своей, на св. храм, церковную школу или на приобретение св. Евангелия, молитвенника и других душеспасительных книг, жалеют употреблять копейки, а пропивают не только рубли, но иногда и все свое благоприобретенное, тяжким трудом, достояние… Принимая все это к сердцу, я, в разъездах по епархии, везде, где узнавал о наклонности братии о Господе к нетрезвости, с великою скорбию упрашивал, умаливал прекратить пьянство, из опасения погибнуть от него на веки, ибо Сам Господь говорил через Апостола, что «пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Коринф. 6; 10). При этом в ярких красках изображались мною гибельные последствия пьянства и для семейной, и для общественной жизни, в отношении к домашнему хозяйству и народному благосостоянию. Но все это, как слышно, ни мало не повлияло на пьяниц, и пьянство нисколько не умеряется, если только, в некоторых селениях, еще больше не развивается. В виду этого, нам — пастырям приходится поневоле употреблять, в отношении к этому злу, гибельнейшему из всех зол в роде человеческом, богопреданную нам власть и право ВЯЗАТЬ (Матф. 16; 19). Посему, полагая в основание своего настоящего решения вышеприведенное изречение Духа Святаго: ПЬЯНИЦЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ НЕ НАСЛЕДЯТ и 43 пр. св. Апостолов, по силе которого неисправимые пьяницы должны быть отлучаемы от св. православной церкви, я, по власти епископской, сим строжайше предписываю всем своим сослужителям престолу Господню и спасению вверенной мне от Самого Пастыреначальника Христа паствы, иереям, чтобы они: 1) неисправимых пьяниц не удостаивали бы благословения; 2) их домы не посещали бы, в великие праздники, ни с св. крестом, ни с св. водою, равно и иконами на св. Пасху и другие дни; 3) не допускали бы их до св. причащения, разве только ради часа смертного, и то только в том случае, когда он наступит для них после совершенного отрезвления. Для христианского очищения совести, буде они того пожелают, им дозволяется приступать только к таинству покаяния, после строгого поста и молитвы в течение недели; 4) буде кого из неисправимых пьяниц застигнет внезапно смерть и при том в нетрезвом состоянии: таковых, без особого моего разрешения, воспрещаю погребать по чину православной Церкви, а равно и творить об них поминовения в храме. Да будет все это исполнено в точности.

ПРОТИВ «МЕРЗОСТИ ЯЗЫЧЕСКОЙ»
Дореволюционный крестный ход за народную трезвость
https://pastvu.com/_p/a/i/x/r/ixrzztgonqsv6564cz.jpg

Консистория имеет о сем разослать указы по всем причтам епархии к безусловно-обязательному исполнению, по предварительном, впрочем, объявлении прописанного всем прихожанам ближним и дальним, с внушением каждому должного предостережения. А о торгующих ханшиной и сулей из православной братии, как о зловредных членах не только св. Церкви, но и гражданских обществ, священники пусть доносят мне особо, для принятия, в отношении к ним, мер более строгих и решительных. «ДА НЕ ХУЛИТСЯ УБО — чрез них — НАШЕ БЛАГОЕ» (Рим. 14; 16), яже о Христе Иисусе, ибо они, из-за страсти к гнусной наживе решаются на то, чем безчестится и ЗЛОСЛОВИТСЯ, среди язычников и сектантов, не только ПУТЬ ГОСПОДЕНЬ (Деян. 19; 9), т.е. православие, но и Сам Спаситель мира, и, кроме того, — то, чем подрываются интересы нашего государства. А потому с ними, по всей справедливости можно поступать по заповеди св. Апостола: «ИЗМИТЕ ЗЛАГО ОТ ВАС САМЕХ» (1 Кор. 5; 13). Пусть все православные знают и помнят, что слово Божие воспрещает христианам иметь общение с теми из своих собратий, которые предаются зазорным порокам и страстям. «НЕ ПРИМЕШАТИСЯ, — пишет апостол Павел, — АЩЕ НЕКИЙ БРАТ ИМЕНУЕМ, т.е. из православных, БУДЕТ БЛУДНИК, ИЛИ ЛИХОИМЕЦ, ИЛИ ИДОЛОСЛУЖИТЕЛЬ, ИЛИ ДОСАДИТЕЛЬ (злоречив), ИЛИ ПЬЯНИЦА, ИЛИ ХИЩНИК: С ТАКОВЫМ НИЖЕ ЯСТИ (с таким даже и не есть вместе)» (1 Кор. 5, 11)

(РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1105. Л. 102).

+

Об алкоголизме 1898-1901 годы

Для ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками в каждой из губерний, где введена казенная продажа питей, учреждены попечительства о народной трезвости. Последние состоят в ведении Министерства Финансов, по Главному Управлению неокладных сборов и казенной продажи питей (ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный 20 декабря 1894 г. Устав попечительств о народной трезвости, ст. 1 и 2), и из членов комитетов этих попечительств (ст. 6 и 7 Устава), а равно из членов почетных и членов соревнователей (ст. 8) могут быть назначаемы участковые попечители для исполнения поручений уездных комитетов и ближайшего наблюдения за ходом питейной торговли (ст. 15 Устава), причем лица, состоящие на государственной службе, могут быть назначаемы в участковые попечители не иначе, как с согласия их начальства (прим. к ст. 15 того же Устава).

(РГИА ДВ, Ф. 1. Оп. 5. Д. 1220. Л. 4).

+

РУССКО-КИТАЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ, подписанное 8-го мая 1916 года Российским Генеральным Консулом в Харбине и Биньцзянским Даоинем и утвержденное ИМПЕРАТОРСКИМ и Китайским Правительствами

На основании последовавшего 22 августа/4 сентября 1915 года обмена нот между ИМПЕРАТОРСКИМ Российским Посланником в Пекине и Министром Иностранных Дел Китайской Республики нижеподписавшиеся, надлежаще на то уполномоченные, договорились о следующем.

Статья 1

Ввоз в прилегающую к русской границе побережную 50-верстную полосу Гиринской и Хэйлунцзянской провинций всяких: спирта, спиртных напитков и вин, безразлично какого изготовления, кроме ханшина, воспрещается.

Статья 2

Вывоз из пределов этой полосы в Россию всяких: спирта, спиртных напитков и вин, безразлично какого изготовления, в том числе и ханшина, воспрещается.

Статья 3

Покупка, продажа, хранение, перевозка и переноска спирта, спиртных напитков и вин, безразлично какого изготовления, кроме ханшина, в означенной выше полосе, равным образом, воспрещается.

Статья 4

Изготовление спирта, спиртных напитков и вин в пределах названной полосы не допускается и все существующие в той же полосе винокуренные и водочные заводы, винные склады и лавки, за исключением существующих китайских ханшинных заводов и лавок, должны быть окончательно закрыты. Имеющиеся к моменту закрытия запасы спирта, спиртных напитков и вин могут быть безпрепятственно вывезены за 50-верстную полосу в пределы Китая в шестимесячный срок.

Статья 5

Перевозка на судах по реке Сунгари от Харбина до впадения ея в Амур в качестве товара всякого спирта в каких бы то ни было количествах воспрещается. Воспрещение это не распространяется ни на ханшин, ни на остальные вина.

Статья 6

Виновные в нарушении вышеприведенных статей привлекаются к надлежащей ответственности, причем лица, способствующие обнаружению виновных, получают вознаграждение в установленном размере; обнаруженные же спирт, спиртные напитки и вина со всеми служащими для изготовления, хранения и перевозки аппаратами и принадлежностями конфискуются и направляются в ближайшие соответствующие правительственные учреждения, для уничтожения.

Статья 7

Размеры производства ханшинных заводов, ныне существующих в пределах пограничной с Россией 50-верстной полосы Гиринской и Хэйлунцзянской провинций, должны быть ограничены ныне вырабатываемым количеством ханшина, потребным исключительно для нужд китайского населения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Список сказанных заводов, с указанием размера производительности каждого из них, имеет быть сообщен Китайским Правительством дополнительно в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Соглашения.

Статья 8

Открытие новых ханшинных заводов в означенной полосе, сверх перечисленных в вышеупомянутом списке, не разрешается.

Статья 9

Равным образом открытие в 50-верстной полосе новых ханшинных лавок и складов не допускается, а размер ввоза ханшина в ея пределы и размер торговли ханшинных складов и лавок может увеличиваться лишь соответственно росту населения этой полосы, не выходя из пределов нормы душевого потребления в 12 гинов на душу ежегодно.

Статья 10

Вывоз ханшина из вышесказанной 50-верстной полосы в Россию и продажа его русским подданным в пределах этой полосы воспрещается.

Статья 11

Надзор за точным выполнением статей 7, 8, 9, 10 настоящего Соглашения возлагается на ответственность китайских правительственных учреждений, ведающих контролем над ханшинными заводами, складами и лавками; эти учреждения имеют вести точный учет ввозу ханшина и всему производству его в районе, подлежащем действию сего Соглашения, а равно установить внешние признаки, отличающие поступающий в продажу ханшин от алкоголя всякого другого изготовления.

Статья 12

Китайское Правительство обязуется вводить в 10-верстных зонах (20 китайских ли) по обе стороны от линии Китайской Восточной железной дороги все мероприятия против алкоголизма, в полном соответствии и по мере того как таковые мероприятия будут осуществляться в пределах полосы отчуждения сказанной дороги; о введении каждой из таких мер Китайское Правительство своевременно получит надлежащее уведомление.

Что же касается ханшина, то как только выделка и продажа спирта и спиртных напитков в полосе отчуждения КВжд будут совершенно запрещены и прекращены, этот напиток, равным образом, будет в упомянутых выше зонах запрещен к продаже русским и вывозу в русские пределы. Кроме того, не будет допущено устройства ханшинных заводов и лавок в местах, где таковых прежде не было, а в размерах производства и сбыта существующих уже заводов не будет допущено увеличения против нынешнего.

Статья 13

Российское и Китайское Правительства войдут в сношения с Правительствами Иностранных Держав на предмет распространения положений настоящего Соглашения на иностранных подданных в открытых для иностранной торговли пунктах в районах действия сего Соглашения.

Статья 14

Китайские власти имеют следить за тем, чтобы постановления настоящего Соглашения никем не нарушались.

По просьбе русских властей, подлежащие китайские учреждения будут предоставлять в их распоряжения необходимые подробные справки по делу борьбы с алкоголизмом.

Если же русским чинам встретится надобность посетить упомянутые в настоящем Соглашении районы, для получения соответствующих сведений, то они сообщат о том заблаговременно китайским властям, которые имеют оказывать им всяческое содействие.

(РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 8. Д. 3120. Лл. 61-65).

2011-2019 гг.

Предисловие и публикация Андрея Хвалина