Презентация сборника
«…КОЛЬ СЧАСТЛИВА РОССИЯ!»
Состоялась презентация сборника исследовательских работ преподавателей Детских школ искусств и Детских духовых музыкальных школ городского округа Балашиха Московской области
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(…)
Коль милосерда ты, коль счастлива Россия,
Что царствуют с тобой в ней времена златыя!
М.В. Ломоносов
16 октября 2021 года в Детской школe искусств № 1 им. Г.В. Свиридова состоялась презентация сборника исследовательских работ «Любителей наук призвать возвысил глас…» преподавателей Детских школ искусств и Детских духовых музыкальных школ Городского округа Балашиха Московской области. Издание приурочено к Году науки и технологий в Российской Федерации.
В этот уникальный сборник, не имеющий аналогов в современной России, вошли следующие работы: Чернова М.А. (Управление культуры) «Интеграция музейного пространства в муниципальном образовании»; Макарова И.А. (ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова) «Творческая мастерская. Информационно-коммуникативные технологии в действии»; Беляничева Е.А., Севастьянова О.М., Назаренко Н.Н. (ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова) «Использование современных технологий на уроках истории искусств»; Бабаян Н.С. (ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова) «Влияние информационной среды на развитие личности детей и подростков»; Пивоварова Т.Ю., Шиншинова С.А., Товожнянская Л.В. (ДДМШ №2) «Особый» ребёнок в детской музыкальной школе: проблемы и решения»; Терёхина И.В. (ДШИ № 3) «Связь изобразительного искусства с точными науками»; Рыкова А.В. (ДШИ № 3) «Влияние типов темперамента на проявление сценического волнения в условиях формирования исполнительского мастерства»; Имангулова И.Н. (ДШИ № 4) «Развитие когнитивных способностей у детей с применением основ нейронауки и психологии в процессе обучения игры на музыкальных инструментах»; Шалхакова О.К., Сергеева А.В. (ДШИ № 5) «Методы саморегуляции сценического волнения с учащимися Детских школ искусств»; Дробижева Е.Н., Ершова Н.Н. (ДШИ № 6) «Проектная деятельность на уроках композиции как основа формирования навыков научного познания обучающихся»; Марфина А.Ю. (ДШИ № 7) «Пути реализации цифровых технологий в становлении и развитии творческого коллектива «Дети Мельпомены»; Ковалева Е.В. (ДШИ № 7) «Инновационные проекты в развитии интеллектуального и творческого потенциала обучающихся»; Рылкова Г.О. (ДШИ № 8) «Применение компьютерной графики в рамках учебного и постановочного процессов на театральном отделении Детской школы искусств».
В предисловии к сборнику, обращаясь к читателям, автор проекта, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук Марина Анатольевна Чернова, в частности, пишет:
«Наука, технологии, искусство, культура, исполнительство – укладываются ли эти понятия в один логический ряд, можно ли найти связи между ними? На первый взгляд, не совсем. Однако, поразмыслив, можно увидеть, насколько активно информационные технологии внедрены в повседневную учебную и творческую жизнь, насколько они могут быть полезны при решении самых разнообразных творческих задач, самообразовании, расширения «горизонтов» познания, обмена опытом и интересными сведениями, мирового общения и интеллектуального обогащения! Рядом с технологическими достижениями идёт и современная наука, в том числе, наука педагогическая! И наша учебная деятельность теснейшим образом связана с научным познанием, достижениями и их использованием ежедневно и ежечасно в нашей практической работе!
Поэтому Научно-методический Совет Управления культуры Администрации Городского округа Балашиха принял решение о создании тематического Сборника, названного строчкой М.В. Ломоносова из его стихотворения «Богиня, дщерь божеств, науки основавших…» – «Любителей наук призвать возвысил глас…». В нём собраны наиболее интересные и содержательные труды преподавателей семи детских школ искусств и духовой музыкальной школы Городского округа Балашиха, посвящённые теме Года науки и технологий. Среди них, работы преподавателей-художников, музыковедов, театралов, пианистов, хормейстеров и др. Каждая работа в той или степени раскрывает широкий спектр проблем и вопросов, связанных с использованием информационно-коммуникативных технологий, научным подходом в освоении навыков интеллектуального и творческого познания, исполнительских навыков, решением психологических аспектов сценического волнения, интеграции учреждений культуры в решении единых просветительских задач на уровне муниципального образования.
Именно 2021 год войдёт в историю России как Год особого, пристального внимания руководства страны к людям науки, к новым исследованиям, интеграции науки и информационных технологий, возможностям обогащения нашего труда на ниве эстетического воспитания детей и подростков научными достижениями. И наш Сборник станет достойным вкладом в столь значимой для человечества области научного познания, развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения на основе распространения технологических открытий и их использования в многогранной деятельности отрасли культуры и искусства».
В предисловии сборника научного консультанта проекта и рецензента учительских работ доктора филологических наук, профессора Ирины Владимировны Бугаевой говорится: «2021 год Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом науки и технологий. Казалось бы, как инновационные технологии связаны с музыкой, живописью, хореографией, пением? Какая связь между современной наукой и дополнительным образованием в школах искусств? Сборник статей «Любителей наук призвать возвысил глас…», подготовленный при поддержке Научно-методического Совета Управления культуры Администрации городского округа Балашиха по инициативе заслуженного работника культуры РФ, кандидата педагогических наук М.А. Черновой, отвечает на эти и многие другие вопросы.
Статьи преподавателей семи детских школ искусств и духовой музыкальной школы городского округа Балашиха, которые приняли активное участие в подготовке данного сборника, делятся на два блока: исследовательские и методические работы. Отрадно, что педагоги детских школ искусств не только передают знания, навыки, исполнительское мастерство своим учащимся, но и стремятся не отставать от стремительно развивающихся научных знаний, используя достижения разных наук в своей педагогической и творческой деятельности, смело экспериментируют вместе с учениками, создавая мультимедийные проекты, интерактивные игры, виртуальные уроки и т.д.
Открывает сборник статья М.А. Черновой «Интеграция музейного пространства в муниципальном образовании», в которой подводится итог важного и интересного проекта, реализованного в рамках Международного фестиваля-конкурса «Славянские встречи» в 2021 году. Авторам проекта удалось объединить как государственные, так и частные, и школьные музеи городского округа Балашиха для решения актуальных образовательно-просветительских задач. Восхищает масштабность проекта, творческий подход его участников, государственное видение проблем его организаторов.
Среди исследовательских проектов выделим статью И.Н. Имангуловой «Развитие когнитивных способностей у детей с применением основ нейронауки и психологии в процессе обучения игры на музыкальных инструментах. Музыка как фактор интеллектуального развития детей». Мне статья понравилась. Понятно, что это не самостоятельные исследования, но для учителя музыки даже сам по себе интерес к нейронным и когнитивным исследованиям уже похвален. Всё стройно, логично, последовательно.
Е.В. Ковалева, преподаватель МБУДО ДШИ №7, обобщила свой опыт преподавания в статье «Инновационные проекты в развитии интеллектуального и творческого потенциала обучающихся», подробно описав проектную деятельность учащихся как образовательную модель, способствующую повышению качества обучения. Автор раскрыла возможности применения цифровых технологий в музыкальном образовании на примере исследовательских, мультимедийных проектов и анимационных видеороликов.
Ценность статьи Е.Н. Дробижевой и Н.Н. Ершовой (ДШИ № 6) «Проектная деятельность на уроках композиции как основа формирования навыков научного познания обучающихся» состоит, во-первых, в том, что акцент сделан не на передаче информации в готовом виде, а в вовлечении учеников в процесс «добывания» знаний. Во-вторых, это — полноценное методическое руководство по учебному предмету ««Прикладная композиция» для учащихся 5 класса, проверенное на практике, которое можно рекомендовать другим преподавателям.
Обобщением двадцатилетнего опыта применения цифровых технологий является статья А.Ю. Марфиной «Пути реализации цифровых технологий в становлении и развитии творческого коллектива «Дети Мельпомены», в которой раскрыты возможности разного программного обеспечения при постановке спектаклей, создание декораций, реквизита, сценических костюмов, звукового и музыкального сопровождения и т.д.
Щедро делится богатым опытом работы по инновационно-коммуникативной технологии творческих мастерских И.А. Макарова (ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова), представив результат многолетнего эксперимента, построенного на основе развивающего обучения, что позволяет максимально раскрывать и развивать творческий потенциал ребёнка.
Важной, трудной и деликатной теме посвящена работа Т.Ю. Пивоваровой, С.А. Шиншиновой, Л.В. Товожнянской (ДДМШ № 2) «Особый ребенок в музыкальной школе. Проблемы и решения», в которой очень профессионально доказывается не только возможность обучения особенных детей в музыкальной школе, но с большой любовью описываются опыт данных педагогов и впечатляющие результаты работы с детьми с нарушениями слуха и зрения, с аутизмом и ДЦП. Бесценный опыт, который надо распространять как можно шире.
А.В. Рыкова (ДШИ № 3) в статье «Типы высшей нервной деятельности и их взаимосвязь с проявлением сценического волнения» затронула актуальную проблему влияния волнения на творческую деятельность музыкантов. Педагог описала этапы подготовки к публичному выступлению и способы психологической саморегуляции в период ожидания выхода на сцену.
Преподаватель ДШИ № 3 И.В. Терехина в статье «Связь изобразительного искусства с точными науками» доказала правоту известного художника и одного из влиятельнейших теоретиков современного искусства Петера Вайбеля, который утверждал, что в настоящее время «искусство является потомком науки и техники».
Влиянию информационной среды на развитие личности детей и подростков посвятила свою работу Н.С. Бабаян, которой удалось не только определить положительные и отрицательные аспекты влияния Интернета на развитие ребенка, но и предложить эффективные методы защиты от негативного воздействия нового способа коммуникации.
В коллективной статье «Использование современных технологий на уроках истории искусств» Е.А. Беляничева, Н.Н. Назаренко, О.М. Севастьянова (ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова) поделились опытом организации проектной деятельности обучающихся по созданию слайд-фильмов, видео уроков, интерактивных игр. Такие занятия способствуют не только воспитанию всесторонне развитого человека, но и дополнительно мотивируют изучать историю искусств.
Итак, читатели держат в руках уникальное в своём роде издание, содержащие интереснейшие материалы, обобщающие результаты практической деятельности творческих, думающих, неравнодушных преподавателей детских школ искусств городского округа Балашиха, которые идут в ногу со временем, активно используют в своей работе новых технологии и достижения разных наук, помня о главной миссии педагога – воспитании разносторонней личности», — говорится в заключении вступительного слова профессора И.В. Бугаевой.
Чрезвычайно удачно было выбрано и место проведения презентации сборника –
Детская школа искусств № 1 имени Г.В. Свиридова. Всё в этой удивительной школе – от памятника Георгию Васильевичу Свиридову во дворе и его большого портрета в фойе, от свиридовского музея до цитат маэстро на стенах, до уютного актового зала и оборудованных классов – всё проникнуто духом великого русского музыкального гения, утверждавшего, что «Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа», и дышит атмосферой творчества. У приходящих сюда загораются глаза, быстрее начинает биться сердце, мурашки бегут по коже, а в ушах звучит музыка пушкинско-свиридовской «Метели».
Лейтмотивом драматической презентации, мастерски разыгранной на сцене, стали образ и слова великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова: «Науки юношей питают…». Ода, откуда взяты известные строки, написана в 1747 году в связи с годовщиной восшествия на престол (1741 г.) Императрицы Елизаветы Петровны, младшей дочери Императора Петра Великого. Императрица утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на её нужды. При правлении Государыни Елизаветы Петровны возрождались традиции и идеалы Петровского периода, был восстановлен Правительствующий сенат, учрежден Московский университет.
Строфа «науки юношей питают,// Отраду старым подают» является вольной поэтической разработкой темы, заимствованной из речи Цицерона «В защиту поэта Архия» (Pro A. Licinio Archia poeta, 16): Haec studia adulescentiam alunt, senectutem oblectant, secundas res ornant, adversis perfugium ac solacium praebent. — «Эти занятия наукой питают юношей, приносят усладу старикам, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье». Мысль Ломоносова о том, что Россия является наследницей по прямой не только византийского наследия, но и великой эллинской культуры – мысль совершенно верная и актуальная сегодня. И лишний раз она была подчеркнута вдохновенным исполнением на презентации старинного студенческого гимна «Гаудеамус игитур» в русском современном переложении.
Слова приветствия и поздравлений прозвучали со сцены от начальника Управления культуры Администрации городского округа Балашиха Светланы Васильевны Шарцевой, заместителя председателя Совета депутатов Городского округа Балашиха Олега Михайловича Зверева, к.п.н, заместителя директора Центральной библиотечной системы им. Ф.И. Тютчева Ларисы Николаевны Покрасовой. Без поддержки местных властей было бы невозможно издать такой мощный сборник, кстати, и прекрасно иллюстрированный.
В презентации приняли участие и поздравили авторов с выходом сборника в свет председатель Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича писатель А.Ю. Хвалин и заместитель председателя д.ф.н, профессор И.В. Бугаева.
Пока суд да дело и всякая суета сует (Еккл. 12:8), в России полным ходом идёт истинная «передача власти» по линии Цицерон и Архий – Государь Пётр Великий и Императрица Елизавета Петровна – Ломоносов и Пушкин – Тютчев и Свиридов – педагоги и выпускники школ к нынешнему поколению наших замечательных детей, из которых на российской земле обязательно родятся новые «собственные Платоны» и «быстрые разумом Невтоны». И вслед за Ломоносовым тогда мы повторим: «…коль счастлива Россия,// Что царствуют с тобой в ней времена златыя!»
Фото предоставлены Детской школой искусств № 1 имени Г.В. Свиридова.