«ПОКАЯНИЕ И ЕДИНЕНИЕ»
Ко дню народного единства. Завершение Русского исхода.
После февральско-октябрьской революции 1917 года из России начался массовый исход граждан страны, не принявших новую власть. Первая волна ушла из Крыма в 1920-м году. А завершился Русский исход осенью 1922 года в Приморье после падения Приамурского Земского края – монархического объединения части дальневосточных земель под властью Династии Романовых. Восстановление монархии в России вызвало лютую ненависть большевиков и страх японских интервентов. На тайных переговорах в Чаньчуне обе заинтересованные стороны договорились о сотрудничестве и взаимопомощи. Дальневосточная Красная армия, получив из центра подкрепления, начала наступление от Хабаровска на Владивосток. А японские интервенты, предварительно лишив войска Земской рати боеприпасов и снаряжения, испортив орудия Владивостокской крепости, начали вывод своих войск из Приморья, расчищая дорогу красным бойцам интернационалистам, на стороне которых особо лютовали отряды китайских добровольцев, о чём до сих пор помнят в Приморье. Как последний оплот русской народной власти Приамурский Земский край был обречён. Он остался в истории как символ и пример возрождения исконных принципов российской государственности.
В октябре 1922 года часть русской армии и населения во главе с правителем Земского края генералом М.К. Дитерихсом ушла по суше в Китай, другая – на судах флотилии адмирала Г.К. Старка отправилась через корейские и китайские порты в Манилу на Филиппинах, которые были тогда колонией США. Впоследствии адмирал Г.К. Старк «Отчет о деятельности Сибирской флотилии» отвез во французский Антиб и передал лично в руки тогдашнему фактическому главе российских Императорских армии и флота в рассеянии Великому Князю Николаю Николаевичу.
Осенью 1922 года Русский исход как массовое явление был завершён. Впереди были многие десятилетия трудов и молитв по воссоединению разорванного гражданской войной единого русского народа. Как писала в 1922 году в Петербурге (так она сама назвала город Петра!) великий русский поэт Анна Андреевна Ахматова:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник
,Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
Кто измерит, чей хлеб более горек — оставшихся или ушедших? Но какое всё-таки счастье лечь в родную святую русскую землю. «Но ложимся в нее и становимся ею, //Оттого и зовём так свободно — своею». (А. Ахматова, 1961). Теперь выбор зависит лично от каждого, и на Божьем суде не уйти от ответа. На иконе «Страшный суд» по обеим сторонам от Христа есть и «красные», и «белые», и всякие.
В память о Русском исходе из Владивостока в столице Приморья установлен крест, надпись на котором гласит: «ПОКАЯНИЕ И ЕДИНЕНИЕ». В память о наших соотечественниках, ввергнутых в пучину Гражданской войны 1917-1922 гг. с думой о будущем России поставлен этот знак. г. Владивосток. 11 ноября 2015». Крест-знак Русского исхода стоит на главной городской площади между старым памятником «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» и новым Спасо-Преображенским кафедральным собором, вознесшим свои купольные кресты и над сушей и морем – прямо в русское небо, примиряющее всех в любовь во Христе.
Андрей Хвалин. Фото Ксении Гончаренко.