Первое русское лето

Записки путешественника. Крым: из России в …Россию …

 

Андрей Хвалин Имперский архив
Храм в Форосе на фоне гор

Прославление Матерью-Церковью святых Царственных страстотерпцев во главе сонма новомучеников и исповедников Земли Русской ХХ века стало знамением единства нашего народа. Во благовремении эта духовная победа дала обильные, зримые всему миру плоды. Возвращение Крыма в состав России и единого Русского мира есть великий акт деятельного покаяния государственной власти в грехе Бого- и цареотступничества. Сосредоточившись, Россия распрямляется и выходит к историческим имперским границам. Крым – «жемчужина Российской Империи» веками просвещалась светом Христовой истины и благоукрашалась усилиями Династии Романовых, имевших титулование и «Царей Херсониса Таврического» и отметившей в 2013 году 400-летие восшествия на престол.

Когда в августе 2014 года представилась возможность впервые увидеть места «царственной Тавриды», как называют земли полуострова еще с древности, то с радостью согласился. Поездка была столь интересной и насыщенной, принесла массу впечатлений, дала пищу для размышлений и анализа, что понял: краткой заметкой не обойтись. К тому же информационные сообщения о событиях в Крыму появляются в СМИ регулярно и по горячим следам. Мне же хочется предложить боголюбивому читателю взгляд православного монархиста на сложившуюся ситуацию после воссоединения Крыма с Россией в традиционном для русской литературы жанре странствий или Записок путешественника, но не туриста или отдыхающего. Описание и фабула самой поездки раскрываются на широком историческом фоне, вписаны в контекст предшествующих и последующих событий, которые происходят с небывалой скоростью.

***

…Когда под крылом самолета проплывала осиянная ярким близким солнцем морская гладь и впереди показалась

pod-andreevskim-flagom-v-sevastopolskoj-buxte
Под Андреевским флагом в Севастопольской бухте.

кромка крымского берега, вспомнились поэтические строчки, написанные одним другом лет тридцать назад: «И море — тоже русская земля!». Крым, в чью летопись вписаны славные победы русского флота, вернулся в Россию вместе с Черным морем. Андреевский флаг вновь торжественно реет над обильно политыми русской кровью водами и землями древней Тавриды.

В ясный, теплый, немного ветреный полдень понедельника, 4-го августа 2014 г., приземлился в аэропорту Симферополя и отправился в гостиницу с говорящим и родным названием — «Москва». По пути всюду виднелись следы «политической борьбы». Нет, это были не разрушенные дома, не воронки от бомб и снарядов, до чего политики довели Украину. Наглядная агитация любых размеров и цветов звала крымчан к избирательным урнам. На фоне больших экономических, социальных, культурных перемен, Крым ждали и политические выборы осенью 2014 года. На сцену вышли российские партии и их лидеры, прежде не действовавшие на территории Автономной Республики Крым. Важно и то, что идеи и подходы, которые апробируются сегодня на полуострове, могут быть применимы и по всей России. В ходе политической кампании произошло одно знаковое для меня, как монархиста, событие.

 

Восстановление монархии в России и современная политика

В середине августа в Крыму прошли мероприятия общегосударственного значения с участием Президента страны, членов правительства, депутатов Государственной Думы. На ялтинской встрече Президента России В. Путина с членами фракций политических партий в Государственной Думе, в которой приняли участие Председатель Правительства Д. Медведев, Председатель Государственной Думы С. Нарышкин, руководители фракций политических партий в Госдуме, главы федеральных министерств, выступление С. Миронова было традиционным и не выходило за рамки официальной пропаганды. Зато речь лидера Либерально-демократической партии В. Жириновского многие светские СМИ назвали «зажигательной». Ее главный адресат — Президент России, и во вторую очередь — руководство страны, чиновничество, политическая и бизнес-элита. На партийном сайте ЛДПР речь В. Жириновского помещена под заголовком «Встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным в Ялте», как будто это был разговор тет-а-тет. (http: //ldpr.ru /leader/ speech/ meeting _with_ the_ russian_ president_ vladimir_ putin_in_yalta/). Напомню, на территории Большой Ялты находится Императорский Ливадийский дворец, где во время Второй мировой войны состоялась историческая встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции по будущему устройству мира.

Обращаясь к Президенту страны с реформаторскими идеями о государственном устройстве России, В. Жириновский, безусловно, учитывал и адресат, и место, и время, и исторический контекст. Остальная публика, российская и иностранная, выступавшего оратора, похоже, волновала не сильно. Да и по содержанию — возрождение Российской Империи во главе с нынешним Президентом в качестве Царя или Верховного Правителя — это секрет полишинеля для западных элит, и общее место в публикациях зарубежных СМИ о России. А для православного русского народа, молитвенно почитающего святых Царственных страстотерпцев многие годы, опять же нет никакого «доброго плода» в «зажигательной» речи В. Жириновского. Вероятно, поэтому так спокойно и скептически оценили выступление депутата священнослужители Русской Православной Церкви в материале, опубликованном на страницах «Русской Народной Линии» (http: //ruskline.ru /news_rl /2014/08/27/ samoe_ glavnoe_ pri_ perehode_ k_monarhii_ gotovnost_obwestva/).

Еще категоричнее была реакция некоторых высокопоставленных парламентариев: они охарактеризовали речь лидера партии ЛДПР как эпатажную, радикальную, несерьезную, в лучшем случае как самопиар (http://regions.ru/news/2526164/). Да это и неудивительно, поскольку наша старая элита, различаясь политическим окрасом, является порождением одного духа, одной идеологии — «бытоулучшительства» и золотого тельца. В этом старая российская элита солидарна с элитами запада и востока, так что и не различишь где кто. Поэтому-то современная Россия в Конституции вполне справедливо не имеет государственной идеологии в ее классическом понимании (Статья 13.2. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»).

В той же монархической Англии вообще нет писанной Конституции, а «обязательная идеология» добычи золотого тельца есть, и ей все поклонялись и поклоняются — и Королевский Дом с принцем Майклом Кентским, претендентом на Российский престол, и его бывший спонсор Березовский, и бывший чукотский губернатор Абрамович, и многие другие наши сограждане, нашедшие приют на туманном Альбионе под сенью Английской короны. Те же «дорогие россияне», кто нашел прибежище в республиканских Соединенных Штатах с их писанной Конституцией, разделяют ту же англо-саксонскую «обязательную идеологию» как порождение неизменного духа «викингов и корсаров» (по О. Шпенглеру).

Идеология в ее классическом понимании — это выражение духа нации во времени по отношению к государству. Умение сформулировать общенациональные идеологемы — это удел, дар, крест немногих. Поэтому сегодня на Западе идеологов заменили специалисты по GR — government relations, т.е. спецы по отношениям и договоренностям с правительствами и властями. А пиарщики, т.е. спецы по «связям с общественностью» пытаются манипулировать сознанием людей наряду с журналистами. Профильные факультеты и кафедры по связям с общественностью и массовым коммуникациям российских вузов готовят специалистов для наших СМИ, пресс-служб министерств и ведомств, в том числе и для Государственной Думы по учебникам и пособиям, зачастую представляющим собой методологические зады и жалкую компиляцию зарубежных источников.

В одном из учебников по предмету, а именно: Е.Н. Бузни «История связей с общественностью», где констатируется, что «в период с 1991 по 2000 г. связи с общественностью в России пустили очень глубокие корни и сегодня ни в чем, кроме политической (! — выделено мной — А.Х.) составляющей, не уступают тому, что есть на Западе», приводится красноречивый пример: «Теперь уже ни одни выборы, ни одна политическая акция не обходится без специалистов по СО или, что, пожалуй, будет звучать более точно, — менеджменту коммуникаций. Так, В.В. Жириновский выиграл последние выборы в Государственную Думу под лозунгом «Мы за бедных, мы за русских» и получил на этом 15 % голосов избирателей, что лишний раз подтверждает следующее: деятельность российских политтехнологов и имиджмейкеров сегодня основывается уже отнюдь не на интуиции, а является результатом точных социологических исследований, позволяющих с высокой точностью программировать результаты работы по связям с общественностью среди населения» (М., 2011. С. 137)

По своему менталитету, политическому опыту, гражданскому и военному образованию (переводчик-спецпропагандист, по американской классификации — Officer brainwashing, т.е. «офицер по промывке мозгов») В. Жириновский является ярким пиарщиком с потрясающим чутьем. Могилы предков на «земле обетованной» роднят его со многими представителями новой международной элиты. Ему в известных пределах доступны и тайны government relations, и «острый галльский смысл, и сумрачный германский гений».

Но почему же, так сильно волновался В. Жириновский во время своей ялтинской речи, как будто от реакции на нее «главного слушателя» зависела дальнейшая судьба оратора? Предполагаю, что своим острым политическим чутьем он предвидит надвигающуюся смену мировых политических элит. Совсем скоро в общественное сознание по приказу джиарщиков пиарщики вбросят рекламный слоган: «Долой демократические выборы! Вся власть единодержавию!» В Европе, как «парад планет» на небе, настанет «парад монархий» нового типа. Какая по сути, например, разница, если Шотландия отделится от Англии, и даже станет республиканской, сохранив при этом ростовщическую финансовую систему единодержавной империи Ротшильдов?! Никакой. Единственно, что тайное станет явным (Ср.: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо. (Еккл.12:14).

О националистических европейских движениях как средстве глобального обезличения народов писал еще выдающийся русский мыслитель и геополитик К. Леонтьев в своей фундаментальной работе «Национальная политика как орудие всемирной революции» во второй половине XIX века.: «Движение современного политического национализма есть ничто иное как видоизмененное только в приемах распространение космополитической демократизации». Первая мировая война похоронила крупнейшие европейские Империи — Российскую, Австро-Венгерскую и Германскую. Ныне рушится «старый мир» с последними европейскими христианскими монархиями. На его обломках взойдет звезда пленительного счастья над «новой расой, новой нацией» (25.17), спаянной железом и кровью под единодержавной властью нового Кньеболо (Э. Юнгер).

Наши нынешние парламентарии, насмехающиеся над В. Жириновским, как говорится, «не в теме». А он не просто «в теме», а претендует на роль главного модератора российских «сетевых монархий», извлекая при этом конкретные политические дивиденды.

За последние два десятилетия у нас созданы и успешно функционируют российские «сетевые монархии» со своими «царствующими особами», модераторами и «подданными». Самые заметные из них — Объединение Членов Рода Романовых (глава — князь Николай Романович Романов, буквально на днях почивший, модератор — специалист по этикету Иван Арцишевский), Российский Императорский Дом (глава — княгиня Мария Владимировна Романова, модератор — историк Александр Закатов), Суверенное государство Императорский престол (глава — «император Николай III», урожденный Карл Эмих Николаус Фридрих Герман, принц Лейнингенский, в православии Николай Кириллович Романов, модератор — бывший пиарщик Союза правых сил Антон Баков)… И далее по нисходящей вплоть до многочисленных «потомков чудом спасшихся детей» Государя Императора Николая Второго. Один мой давний хороший знакомый рассказал мне, что он даже сподобился держать на руках малютку — «будущего русского царя». И все вместе эти «сетевые монархии» составляют единый виртуальный «монархический проект Россия». Ялтинская речь депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, лидера ЛДПР В. Жириновского, основные тезисы которой он повторил перед молодежью на Селигерском форуме, — явный симптом того, что проект, помимо всего прочего, наполняется современным политическим содержанием.

В основу современной теории информационного «сетевого общества» положен принцип самоорганизации иудейского народа после разрушения Второго храма и рассеяния. Жесткая самодостаточная кагальная структура, обеспечивающая им выживание в иноплеменной и иноверной среде в разных странах, дополнялась, согласно иудейской монархической традиции, международным центральным органом — блуждающим синедрионом с его главой — «князем изгнания» (интересный исторический факт: придя к власти, республиканец Наполеон, будущий Император Франции, первым делом распорядился создать синедрион в Париже). Ныне мы имеем глобальную интернетовскую и финансовую сеть с центром в США, международную террористическую сеть с «блуждающими центрами и лидерами», всемирную «корпоративную культуру» транснациональных корпораций. А сам светский Израиль, в своих собственных границах разделенный религиями, бетонными стенами и колючей проволокой на «сети», объявил всех евреев мира своими подданными… Не отсюда ли берут пример нынешние правители Украины, стремясь возвести «стену» на границе с Россией? Оплотом же Русского мира со столицей Москвой — Третьим Римом является единая и неделимая земля Святой Руси — Великая, Малая и Белая Россия, дававшие отпор любому «нашему международному партнеру», когда они приходили к нам с мечом.

Сама идеологема «восстановление монархии в России» может стать элементом политической практики для объединения европейских политических элит испанской габсбургской традиции в союз против американской экспансии в Старом Свете. Есть, где приложить свои недюжинные силы талантливому пиарщику В. Жириновскому. И даже если он сам окажется не способным на столь многохлопотное и опасное дело, то проторит дорогу реальным пиарщикам-авгурам, возводящим монархов на трон, президентов — в должность, отправляющим римских пап на покой…

Вообще, это — общий тренд развития пиара в мире, когда одна рекламная фирма (политика — тоже товар!) «ведет» сразу несколько кандидатов на выборах. Главный политтехнолог президента США Б. Обамы Дэвид Аксельрод сначала писал речи и книги только для него одного, потом его клиентами стали все пять кандидатов накануне праймериз в Демократической партии перед президентскими выборами 2008 года. Ныне Д. Аксельрод вышел на европейскую арену: в 2013 году он помогал коалиции бывшего премьер-министра прокатолической Италии Марио Монти на парламентских выборах. В преддверии выборов 2015 года видный международный пиарщик активно выстраивает избирательную кампанию лидеру британских лейбористов Эдварду Милибэнду в стране государственного протестантизма.

Но Россия — особая статья, она — подножие Престола Божьего, четвертый земной Удел Пресвятой Богородицы — ее никаким самым изощренным умом не понять, самым большим пиарным аршином не измерить. После 2013 года, когда отмечалось 400-летие воцарения Династии Романовых на Всероссийском престоле, стало совершенно ясно, что единственным хранителем и выразителем «русской монархической идеологии» является церковный народ, возглавляемый Священноначалием и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Поэтому с помощью самых изощренных политических технологий самодержавную монархию в России не восстановить. Можно только пытаться нарисовать в информационном пространстве лазерную голографию эрзац-монархии. Внешне она будет во всем походить на истинную, только суть у них разная. Лже-царь, этот волк в овечьей шкуре, будет во всем подражать святым Великим Князьям и Царям Руси, как антихрист при своем приходе будет во всем подражать Христу.

В самом важном сочинении на эсхатологическую тему во всей патристической литературе «О Христе и антихристе», написанном около 200 г. по Р.Х. и названном его автором, святителем Ипполитом Римским, «повестью страшной и исполненной ужаса» говорится: «6. Господь Иисус Христос Бог, по царскому достоинству Своему и славе, предсказан был как лев (Апок. 5, 5); подобным образом антихриста священное писание предъявило львом, по его тиранству и насилию. И по всему имеет уподобиться сей обольститель Сыну Божию. Лев Христос, лев и антихрист; царь Христос (Иоан. 18, 37), царь и антихрист; Спаситель показал Себя агнцем (Иоан. 1, 29), подобным образом и он явится, как агнец, будучи внутри волком (Мф. 7, 15). В обрезании пришел Спаситель в мир, так и он придет; Господь послал апостолов во все языки, подобным образом пошлет и он лжеапостолов. Спаситель собрал расточенные овцы (Иоан. 11, 52), и он также соберет расточенный народ. Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм (Иоан. 2, 19), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм».

Полным ходом идет строительство российской лже-монархии, завершается подготовка к возведению Третьего храма в Иерусалиме. Чтущий да разумеет… Кстати, еще в 2009 году в Алуштинском краеведческом музее, тогда «украинском», экспонировалась «Выставка достижений мировой голографии», включавшая в себя объемные копии скульптур из Эрмитажа, икон (!) и других известных произведений. В это же самое время украинские монархисты рисовали в СМИ «голографические картинки» светлого будущего «незалежной» вместе с Крымом под скипетром Династии Габсбургов-Гогенцоллернов. Напомню, что почти 700 лет Династия Габсбургов решала судьбы Европы, да и не только Европы. Помимо Австрии, Венгрии, Трансильвании, Чехии, Хорватии, Испании, Португалии короли этой Династии на некоторое время распространили свою власть на территорию Мексики, а ныне их потомки могут претендовать даже на королевство Иерусалимское. О многом говорит и тот факт, что сейчас законодательно снят запрет наследникам Австро-Венгерского престола занимать высшие должности в государстве.

Как бы там ни было, но часть Украины сегодня делает «европейский выбор» и уходит из Русского мира, в котором остаются юго-восток страны и Крым. В этот кровавый «черный передел» и новое «переселение народов» оказались втянуты все мы, наши семьи, друзья, родственники — ведь в Малороссии наши корни, там — Днепровская купель нашей единой православной веры. Нанесенные нам европейцами и американцами свежие раны мы излечим милосердием и состраданием, но не забудем. И вспомним им все, когда они развяжут Третью мировую и в открытую нападут (а они обязательно нападут!) на нас.

Сегодня фронт междоусобной гражданской войны, которую Запад развязал в Русском мире, проходит не по земле или морю, а по сердцам человеческим. Крымчане приветствовали воссоединение с Россией, потому что не хотят жить на европейских задворках по чужеродным лекалам. А золотой великокняжеский Киев — мать городов русских — ныне «усыновляется» Вашингтоном и Берлином и служит «на побегушках» у коварных мира сего.

В 1867 году Император Александр Второй принял в своем крымском имении Ливадия американскую делегацию, в составе которой был известный писатель Марк Твен. Благодарные американцы за помощь России в их борьбе за свободу и независимость преподнесли Всероссийскому Самодержцу приветственный адрес. В нем есть слова, как будто специально обращенные к будущим поколениям граждан Североамериканских Соединенных Штатов: «… Америка многим обязана России, она состоит должником России во многих отношениях, и в особенности за неизменную дружбу в годины ее великих испытаний. С упованием молим Бога, чтобы эта дружба продолжалась и на будущие времена. Ни на минуту не сомневаемся, что благодарность России и ее Государю живет и будет жить в сердцах американцев. Только безумный может предположить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе предумышленно несправедливым словом или поступком».

К великому сожалению, в наше время среди американцев нашлись безумцы, поправшие данное их предками слово русскому Царю и посягнувшие на наши исконные земли. Происходит это потому, что сердце западного человека иссохло без источника «живой воды» — Христа. Более того — запад сознательно отрекся от христианских ценностей, а в американских школах запретили своего классика Марка Твена, как на Украине запрещают русские кинофильмы. Когда весь народ стремится только к материальному благополучию, когда все партии — на одно «бытоулучшительное» лицо, то у государства исчезает идеология и остается только служение «золотому тельцу». Бездумное стремление «лучше жить» без ума и совести приводит, в конце концов, к воспламенению подспудно тлеющих старых гражданских войн и перерастанию их в мировую войну.

 

Крым смотрит в небо

…Оставив вещи в симферопольской гостинице с красноречивым названием «Москва» и даже толком не передохнув после самолета, отправился осматривать город и зашел в Центральный музей Тавриды (в здании до революции размещался губернский суд). Где, как ни в краеведческом музее можно воочию увидеть редкие артефакты, запечатлевшие многовековую историю этой благословенной земли. Увидел очень интересные украшения народов Крыма и коллекции древних монет. Создана и совсем «свежая» экспозиция, посвященная воссоединению Крыма с Россией и событиям на Майдане, где погибли трое крымчан-омоновцев (среди экспонатов — бронещит, залитый кровью, пробитые камнями и пулями каски милиционеров, оружие бойцов «Правого сектора» и др.).

Осенью в музее Тавриды откроется новая выставка, посвященная кровавым событиям Первой мировой войны, породившей и гетмана Скоропадского, и главу Директории Петлюру, с которым в Полтавской духовной семинарии учился один из прадедов моей жены. Эта война засеяла кровавыми семенами «Гуляй поле» с его полоумным батькой Махно, самолично убившим на пороге дома другого прадеда моей жены… Именно Первая мировая война с ее «похабным Брестским миром» породила нынешнюю гражданскую бойню на Украине, чего Крыму, вернувшемуся в Россию, слава Богу, удалось избежать. Господи, переведи нас всех через Майдан новых революций, гражданских и мировых войн.

Познакомился с директором музея Тавриды Андреем Витальевичем Мальгиным, к.ф.н., заслуженным работником культуры АР Крым (позже он выступал на встрече с Президентом страны, посвященной вопросам интеграции Республики Крым в культурное пространство Российской Федерации), который был очень любезен и предупредителен.

v-muzee-tavridy
В музее Тавриды

На обратном пути в гостиницу мое внимание привлекла социальная реклама на боках троллейбусов и автобусов. Точно такую же видел и в Москве. Броская разноцветная надпись вопрошала: «Крымская весна… что дальше?» Всех нас мучит этот вопрос. Пытаясь ответить на него, почему-то вспомнил, как несколько лет назад солнечным майским днем шел с одним афонским монахом-сербом по улицам греческих Салоник, возвращаясь из храма св. Григория Паламы, где покоятся мощи святого. Всюду царило буйство южных красок и прекрасных женских тел, притягивающих взгляды мужчин. Все южные города, что в Греции, что в Крыму в этом отношении одинаковы. Монах был молод и добр, и рассказал мне одну поучительную историю, не так давно с ним случившуюся.

Ему даже за послушание было трудно покидать Афон и отправляться на их скромное подворье в Салоники во многом из-за откровенных женских видов, так что даже взгляд было некуда отвести. Однажды, идя по улице, как шли и мы, и, пряча глаза, чтобы лишний раз не искушаться, афонит взмолился: «Господи, помоги мне и научи куда смотреть?» И тут он бросил взгляд на проходящий мимо троллейбус, на борту которого что-то рекламировалось, и было написано: «Смотри в небо!». Монах понял, что Господь не оставил его мольбу без ответа. Теперь, идя сквозь любые земные искушения, он возводит духовные и телесные очи ввысь, в горняя. Когда монах рассказывал мне свою поучительную историю, мимо нас проследовал троллейбус со знакомым слоганом: «Смотри в небо!» С тех пор и я сам стремлюсь следовать этому призыву. Если ему последуют и крымчане, то у нас все получится. Не курортом единым жив русский Крым!

Вечером в гостиничном номере успел внимательно просмотреть редкую иллюстрированную книгу «Ялта», созданную авторским коллективом (автор проекта В.Б. Костюкевич), подаренную краеведом Натальей Николаевной Семиной. Издание прекрасно дополнило труд крымских исследователей Н. Калинина и М. Земляниченко «Романовы и Крым», давно и тщательно мною проштудированный еще дома. В обеих книгах подробно и с любовью рассказывается, как просвещался светом Христовой веры, обустраивался экономически и расцветал культурно под скипетром Самодержцев Всероссийских царственный Крым.

В солидном фолианте, посвященном истории Ялты, опубликована «Хроника событий» города в XX-XXI вв., которая пестрит сведениями о достижениях в имперский период — открыто, построено, освящено… Затем революционная смута и сообщения о «контрибуциях и массовых расстрелах», переименованиях и дележке наследия «проклятого царского режима». Где-то с 1925 года вновь начинается оживление экономики и обустройство социальной инфраструктуры, которое прерывается в годы Великой Отечественной войны и новой оккупации Крыма немцами. После освобождения от захватчиков — восстановление порушенного и разграбленного и новый подъем. С разрушения Советского Союза в 1991 году и вхождения Крыма в состав Украины начинается следующий виток переименований и дележки. Заседали и отдыхали, проводили симпозиумы и кинофорумы — созидать было некогда и не на что — курортные деньги безвозвратно утекали в Киев. Наступило время «перманентных реформ». И когда Украинская Академия наук переходит на «суржик», на который местные лингвисты «переводят» медицинскую латынь и юридическую терминологию, когда научные степени присваивают за ношение «вышиванки», то это — диагноз, ментальная болезнь, разруха в головах, от которой надо бежать, как от лихорадки Эбола. Если люди сами не захотят излечиться, то даже Господь против воли их не спасет.

Возвращение Крыма в состав России дает людям надежду на возрождение и главное — чувство собственной значимости и нужности в огромном Русском мире. Все крымчане, с кем довелось встретиться и поговорить в эту поездку, в один голос отвечали на вопрос о будущем, о том, что будет после «крымской весны»: «Это — наше первое русское лето после долгой зимы… Надеемся на лучшее». Дай Бог, чтобы российская власть не обманула их чаяния и надежды. А Крым всегда оставался в центре нашей внутриполитической жизни.

 

Благословение митрополита Лазаря: мир вам!

 

Светает в Крыму поздно. Или мне так показалось, потому что солнце еще не взошло из-за гор, на которые смотрю из окна гостиничного номера ранним вторничным утром 5-го августа. День обещал стать насыщенным и духоподъемным. Предстояло провести несколько встреч, среди которых первая по значимости — с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем. Прибыв на Симферопольско-Крымскую кафедру в 1992 году, когда рухнул Советский Союз, и Крым от России отделила украинская государственная граница, Владыка Лазарь буквально поднял епархию из руин. Пожалуй, за прошедшие двадцать с небольшим лет только церковная жизнь в Крыму возрождалась и процветала. Это было обусловлено каноническим единством Русской и Украинской Церквей Московского Патриархата, подвижническими трудами и неизменной миротворческой политикой, проводимой Владыкой Лазарем в Крыму. Как подтверждение этому — высшие церковные и светские награды двух государств, которыми был награжден митрополит Лазарь к двадцатой годовщине своего пребывания на этой кафедре. Его с полным основанием можно назвать миротворцем и новым просветителем Крыма.

Накануне моего крымского путешествия произошло важное церковное событие, которое пока не видно сторонним наблюдателям, но обязательно в скором будущем окажет влияние на современные процессы в международной политике. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в ночь с 27 на 28 июля 2014 г., в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре торжественно почтили Собор всех святых русских Государей. По окончании Всенощного бдения в обители были совершены две Божественные литургии: ранняя — в храме Всех святых Русских Князей и Царей, поздняя — в соборе монастыря, посвященном трем русским святым князьям: Александру Невскому, Владимиру и Ольге Киевским.

По сообщениям церковной прессы, празднование Собора всех святых русских Государей было установлено в обители в 2013 году, в год 400-летия воцарения Дома Романовых, по благословению игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) в связи с освящением храма в честь всех прославленных Князей и Царей Руси: от князя Владимира до Царя Николая Александровича. Это пока единственный в мире храм, посвященный всем святым русским Государям. В Собор святых русских Государей входят 150 представителей двух Династий, правивших на Руси — Рюриковичей и Романовых. В русской святогорской обители считают, что совокупное почитание их является еще одним фактором, не только сближающим, но и духовно сплачивающим Святую Русь. На Святом Афоне надеются, что освящение первого в истории храма Всех святых русских Государей станет примером, за которым последует создание подобных храмов и в разных уголках Русского мира.

Собор Всех святых Русских Князей и Царей Династии Рюриковичей-Романовых можно назвать феноменом русской святости. Ни в одном другом народе не было явлено такого числа благочестивых правителей. Во всей Европе вместе с Англией к лику святых причислено всего два десятка королей, графов, герцогов и их близких родственников. Причем девять из них прославлено еще до 1054 года, и потому являются святыми не столько католическими или англиканскими, но общехристианскими.

За несколько лет до этих знаменательных событий в статье автора «От умолчания — к искажению», опубликованной на Русской народной линии, говорилось: «Если сердце наше устремится ко Христу, то перед нами развернется совершенно потрясающая картина жизни России, Русской Церкви на протяжении нескольких веков. Прославление Царя-Мученика Николая Второго Александровича открыло исторические горизонты для непредвзятого ума и неравнодушного сердца, которое стремится прилепиться к кладезю богатства, накопленного всеми русскими правителями. Перед нами разворачивается временной пласт от равноапостольных Великой Княгини Ольги и Великого Князя Владимира Красное Солнышко, крестивших Русь, до Государя-Страстотерпца Николая Второго Александровича с Августейшей Семьей. Как было бы прекрасно, если бы со временем в наших святцах появился отдельный Державный Собор святых русских правителей по образу Собора Оптинских старцев, Владимирских святых и так далее». (РНЛ. 19.07.2007 (http:// ruskline.ru /analitika /2007/07/19/ ot_umolchaniya_-_k_iskazheniyu/).

Свершаются чаяния русских монархистов по молитвам Святых царственных страстотерпцев. Господь дарует нам целый небесный собор защитников неделимой Руси. Причем, безсмысленными становятся и все современные династические споры между главами «сетевых монархий». Круг возможных претендентов из общей Династии Рюриковичей-Романовых на восстановленный Российский престол увеличивается на порядок, и монархическая идеология, стараниями пиарщиков превращенная в карикатуру, в информационную «голографическую картинку», получает новый мощный духовный импульс единства славянских народов в первую очередь. Из истории известно, что под скипетром Белого русского Царя прекрасно уживались инославные и иноверные народы.

…Помолившись на дорогу Царственным страстотерпцам, собору Русских Князей и Царей, а также собору Крымских святых и сугубо — святителю Луке (Войно-Ясенецкому), отправился в путь. В 11 ч. 30 мин. в епархиальном управлении состоялась встреча с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, которая прошла в теплой обстановке. Во время встречи Владыка Лазарь подарил любопытную книжку «Библейские растения Южного берега Крыма» и благословил иконой святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). На прощание митрополит Лазарь посоветовал осмотреть строящийся собор святого благоверного Великого Князя Александра Невского в Симферополе, а также часовню Царственным страстотерпцам на въезде в Ливадию.

Вышел из прохлады епархиального управления на яркое симферопольское солнышко вдохновленным и окрыленным. Главное — получил благословение митрополита Лазаря на паломничество по святым и царским местам благословенной крымской земли. Остальное — мирское, земное — приложится.

 

Музей в офицерском собрании

 Заехал в Симферопольский художественный музей. В здании до революции размещалось офицерское собрание 51-го пехотного Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Литовского полка. Он был сформирован 22 октября 1809 г., а 30 июля 1904 г. Наследник Цесаревич Великий Князь Алексей Николаевич был назначен полковым Шефом, и полк назван 51-м пехотным Литовским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полком. Во время Первой мировой войны полк принимал участие в Галицийской битве (1914 г.), Карпатской операции Юго-Западного фронта (1915 г.), Луцком прорыве (1916 г.).

В ноябре 1917 г. началось переформирование, все старые кадровые офицеры ушли из полка. Вскоре Литовский полк был возрожден в Вооруженных Силах Юга России. В 1920 г. за отличия в боях по обороне Крыма 51-й пехотный Литовский полк получил знак на головные уборы «За защиту Крыма» — одну из самых редких наград Белого движения. В ноябре 1920 г. часть солдат и офицеров полка покинули Россию во время Великого исхода. Почти все оставшиеся в Крыму офицеры были расстреляны во время «Красного террора» (1920-1921 гг.). Объединение полка действовало во Франции до середины 1970-х гг.

Как сообщает сайт музея полка, «12 июня 2012 г. в Симферополе в здании Симферопольского художественного музея произошло событие, одинаково знаковое для отечественной военной истории и для истории Симферополя. Возрожденный Музей 51-го пехотного Литовского полка — событие, безусловно, входящее в разряд международных сенсаций. Впервые в мире, спустя почти сто лет после ухода Белой армии генерала П. Врангеля в изгнание из Крыма в 1920 г. и официального прекращения существования Российской Императорской армии за два года до этого, возвращается домой, в свое Офицерское собрание, один из, казалось, навечно утерянных, полковых музеев».

Историческое здание офицерского собрания 51-го пехотного Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Литовского полка сохранилось в первозданном виде благодаря заступничеству в послереволюционные годы дедушки К. Эрнста, нынешнего главы 1-го канала Российского телевидения. Именно по его ходатайству, как говорят специалисты, здание было передано под музей. В 90-х гг. прошлого века здание реставрировали и восстановили полковую символику. В музее осмотрел выставку Павло-Посадских платков и экспозиции художественных полотен.

До нового места ночевки в Алуште добрался уже практически затемно. Но сил еще хватило, чтобы прогуляться и посидеть на набережной. А мимо текла праздная, отдыхающая публика…

 

По горам, лесам, дворцам и имениям

imenie-xaraks
Имение Харакс

Имения Ай-Тодор и Харакс, Массандровский и Воронцовский дворцы можно представить, как две прекрасные крымские пары. Они тесно связаны и по рождению, и по судьбе с Имперской эпохой российской истории. Особенно мне хотелось побывать в имениях Харакс, где в заточении пребывала Вдовствующая Императрица Мария Федоровна и другие члены Императорской Фамилии, и Ай-Тодор, в котором Великая Княгиня Ольга Александровна родила сына Тихона, (единственного уроженца крымских мест из Дома Романовых). С Тихоном Николаевичем мне посчастливилось быть в личной переписке. Это был воистину удивительно русский, глубоко верующий человек. Планы наметил большие, поэтому целый день среды, 6 августа, носился вверх-вниз по горным крымским дорогам, петляющим среди царственных лиственниц и дубов, по имениям и дворцам.

Оба великокняжеских имения Ай-Тодор и Харакс находятся по соседству, в десятке километров на юго-запад от Ялты в зоне курорта Мисхор. Собственно говоря, эти два имения — результат раздела между сыновьями некогда единого владения Великого Князя Михаила Николаевича в Гаспре. Только не подумайте, что речь идет об имении, как оно понималось в среднерусской полосе. Первоначально Харакс включал в себя всего 6 десятин крымской земли, а затем был расширен до окончательных 20 десятин путем выкупа близлежащих наделов у дачников и татарской общины.

Сам же Ай-Тодор — это образованный тремя отрогами хребта Могаби мыс на южном берегу Крыма. И в переводе с греческого означает ничто иное, как «Святой Феодор». Память святого Феодора Тирона — римского воина, отказавшегося преследовать христиан и принявшего за это мученическую смерть, почитаема и на греческом Востоке, и в России. Некогда на мысе стояла церковь, посвященная «Ай Тодору» — святому Феодору. В 1835 году на мысе установили маяк, действующий и поныне.

В бывшем имении Ай-Тодор, где родился Тихон Николаевич Куликовский-Романов, теперь размещается пульмонологический санаторий для детей с заболеваниями органов дыхания им. международной террористки Розы (Розалии) Люксембург, убитой в Германии в январе 1919 года и не имевшей к Крыму никакого отношения. Как будет замечательно, если новые крымские власти вернут ему историческое название.

Встретился с сотрудниками и главным врачом санатория Артемом Васильевичем Слюсаренко, назначенным сюда недавно. Его заслуга в том, что сумел сохранить коллектив в трудные времена межвластия, когда месяцами людям не платили зарплату, а они ходили на работу и еще за свои скудные личные сбережения смогли подготовить санаторий к летнему сезону. Но начало «первого русского лета» выдалось трудным: украинских детей больше не направляли, а, следовательно, нет оплаты за лечение, нет и зарплаты. Сейчас санаторий заполнен наполовину местными ребятами, путевки которым оплатило правительство Крыма. Осенью ждут маленьких пациентов из России — такая договоренность уже достигнута. А это значит, что «легкие» детского санатория «Ай-Тодор» задышат на полную мощность. Затем осмотрел сохранившиеся здания, детские помещения, столовую, и остался очень доволен увиденным.

В следующем имении Харакс, куда направился, теперь расположен санаторий «Днепр». Свое нынешнее наименование бывшее великокняжеское владение получило в 1955 году. Теперь надо восстановить историческую справедливость и вернуть имению его прежнее имя. Богатейшее историческое наследие этого места послужило основой к открытию в клубе здравницы в 1987 г. историко-археологического музея.

Великокняжеский дворец на территории имения Харакс уцелел. Он представляет собой образец высокогорного замка в шотландском стиле и построен в начале прошлого века знаменитым архитектором Н.П. Красновым, возводившим царский дворец в Ливадии, дворец «Дюльбер» в Мисхоре и многие здания в Ялте. В «Харакском парке», заложенном в начале ХХ в. Великим Князем Георгием Михайловичем, растут кедры, кипарисы, секвойи, лавры, можжевельники, магнолии, глицинии, розы, акации и многое другое — всего более 270 садово-парковых видов различных экзотических деревьев и растений со всего мира. Среди буйства красок цветов и деревьев, окружающих старые здания и новые корпуса, прокатился на электромобиле; постоял у домика, где жила и откуда отправилась в изгнание Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна.

Увидев воочию крымские дворцы, не забудешь их никогда! Даже внешне нынешняя Рублевка не может с ними тягаться. Про внутреннее убранство и содержание хозяев не говорю. Это все равно, что сравнивать мятую «сторублевку» и царский империал.

Массандровский и Воронцовский дворцы составляют единый комплекс Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Их строительство и благоукрасительство связано с одним из знаменитейших дворянских родов России — Воронцовых. Светлейший князь М.С. Воронцов служил Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором, был царским наместником на Кавказе, он заказчик и первый владелец Алупкинского (Воронцовского) дворца. Его сын, князь С.М. Воронцов-младший, участник Крымской войны, был ранен под Севастополем, впоследствии Одесский городской голова начал возводить Массандровский дворец.

Оба дворца — «просвещенные европейцы», которым не чужд интерес к Востоку. Массандровский долго строился, более двадцати лет с 1881 по 1902 гг., из частных рук перешел в государственное Удельное ведомство и предназначался для летней резиденции Императора Александра III. В результате аскетический замок в стиле раннего барокко короля Людовика XIII проекта Э. Бушара превратился в сказочный терем по замыслу архитектора М. Месмахера. В декоративном убранстве интерьеров использованы элементы самых различных стилей — романского, готического, барокко, рококо, классицизма. Высокая труба котельной с кухней и прачечной стилизована под минарет, с которым гармонирует пестрый узор изразцовой крыши.

Воронцовский дворец строился как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края М.С. Воронцова по проекту английского архитектора Эдуарда Блора. По воспитанию Светлейший князь был «англофилом», поэтому его вкусы отразились во внешнем облике дворца: здание напоминает английские замки, при этом сохраняя архитектурные элементы различных эпох. В силуэте Алупкинского дворца присутствуют и восточные мотивы: дымовые трубы, напоминают минареты, над Южным входом есть надпись на арабском языке, гласящая: «И нет Бога кроме Аллаха».

Удивительны парки обоих дворцов — они поистине «райские». У них один автор — знаменитый немецкий садовник Карл Кебах. В этих парках, окруженных дубами, грабами, кедрами, кипарисами, средиземноморскими соснами, цветут и благоухают можжевельники, фиги, лимоны, апельсины, маслины. В этом вертограде обетованном и многоцветном можно сколь угодно долго наслаждаться красотой Божьего мира, перечитывая подаренную владыкой Лазарем книжку «Библейские растения Южного берега Крыма».

Императорская Массандра не стала летней резиденцией Государей и более известна своими винами. Перед революцией дворец пребывал без внутреннего убранства и окончательного оформления интерьеров. Новая власть сначала разместила в нем санаторий, а потом вернулась к первоначальной идее: с 1947 года дворец стал государственной дачей. С 1 июня 1992 года во дворце открылся музей. На первых двух этажах размещена экспозиция дворцового интерьера второй половины XIX века. Залы третьего этажа занимают стационарные выставки произведений искусства «социалистического реализма».

В княжеском Воронцовском дворце в советский период русской истории всегда, правда, с перерывом на войну, располагался музей. Во время Великой Отечественной войны его не удалось эвакуировать, и гитлеровцы знатно поживились: 537 произведений искусства были вывезены в Германию, и большая часть из них не вернулась. Сегодня в музее представлена уникальная коллекция из 11 тысяч экспонатов — произведений живописи русских художников XIX в. и западноевропейских мастеров XVI — XIX вв., собрание русской гравюры XVIII в., графические листы, выполненные английскими граверами в «черной манере», гарнитуры мебели, изготовленные русскими и английскими мастерами, изделия из фарфора отечественного производства, часы, канделябры, декоративные вазы… и многое другое. Есть на что с восхищением посмотреть любопытным туристам, которым теперь круглый год будет длиться курортный сезон «русского лета».

Как бы там ни было, романовская эпоха в Крыму оставила нам в наследство крупный лечебно-санаторный комплекс, систему промышленного виноделия, музейное дело. И как духовные скрепы всего обширного крымского хозяйства с Россией — православные церкви. Одну из них — Покровскую церковь в Нижней Ореанде, где служил протоиерей Леонид Колчев, духовник Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и Великой Княгини Ольги Александровны, посетил в тот день.

 

Духовник Императрицы и Покровская церковь в Ореанде

pokrovskaya-cerkov-v-oreande
Покровская церковь в Ореанде

Так что же за человек был духовник Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и Великой Княгини Ольги Александровны протоиерей Леонид Колчев? Послужной список о. Леонида как «выходца из духовного звания», окончившего полный курс духовной семинарии, был достаточно традиционен для провинциального священника в России того времени. Родился 22 сентября 1871 года. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и заочно Московскую духовную академию (1909). После рукоположения в иерейский сан в ноябре 1897 года новопосвященный батюшка о. Леонид занимает место священника Иоанно-Богословской церкви с. Ново-Александровка, Козловского уезда. По обычаю того времени, он становится законоучителем церковно-приходской школы этого села и учительских классов при ней. На следующий год — уездный городок Моршанск с немногим более двадцатью тысячами населения и одиннадцатью православными храмами и церквями, в одну из которых — Александро-Невскую — перемещают молодого священника. И опять же — служение на приходе он совмещает с законоучительством в училище при Моршанской железнодорожной станции. В заштатном Моршанске существовало Общество поощрения коннозаводства рысаков при местном конном заводе, почетным главой которого являлся Великий Князь Димитрий Константинович, часто посещавший город. Скорее всего, именно тогда и произошло личное знакомство Великого Князя и молодого батюшки о. Леонида Колчева.

Когда возник вопрос о создании самостоятельного причта при Ореандской церкви Покрова Пресвятой Богородицы, то Великий Князь Димитрий Константинович как главный жертвователь на строительство храма и бывший владелец с 1892 по 1894 г. Ореанды мог порекомендовать о. Леонида своему кузену Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу, которому и стала принадлежать Ореанда.

Именно в августе 1894 г. Ореанда переходит в собственность Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича — будущего Государя Николая II. И он прислушивается к добрым словам своих родственников о простом уездном батюшке и настаивает на назначении о. Леонида Колчева священником в Покровскую церковь Ореанды (с 30.08.1894).

Покровская церковь, созданная попечением Великого Князя Константина Николаевича по проекту академика А.А. Авдеева, была заложена 1 октября 1884 года и ровно через год освящена. Построена в традициях кавказско-византийского зодчества и посвящена любимому православному празднику русского народа и Великого Князя Константина Николаевича — Покрова Пресвятой Богородицы, отмечающемуся 1-го октября по старому стилю. Украшением церкви, определившим ее особые черты, стали мозаичные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы и орнаменты, исполненные знаменитым итальянским мозаичистом того времени Антонио Сальвиати.

По свидетельству крымчанина В.М. Евдокимова, в алтаре Покровской Церкви находилось много церковной утвари, пожертвованной членами Императорской Фамилии. В 1913 году святая Царица-мученица Александра Феодоровна пожертвовала для храма фелонь, епитрахиль, пояс, поручи, набедренник из полушелковой малинового цвета материи, затканной золотыми цветами и обшитой золотыми галунами. Одной из святынь храма стал уникальный напрестольный Крест в оливковом ковчеге. Он был вызолочен, украшен драгоценными камнями и заключал в себе святыни: частицу Животворящего Креста, частицу губки от Страстей Господних, часть камня от гроба Господня, частицы мощей великомученика Пантелеимона, святых Евфимия, Елевферия, Акакия, Меркурия и Параскевы. Этот Крест являлся благословением Иерусалимского Патриарха Никодима.

Если исходить из времени назначения о. Леонида Колчева в Покровскую церковь, то осенью 1894 года он мог сослужить святому праведному о. Иоанну Кронштадтскому, когда последний приезжал в Крым к умирающему Императору Александру Третьему. Сейчас у входа в церковь о. Иоанну установлен бюст и памятная доска. Возможно, для только что назначенного о. Леонида Колчева, попавшего в водоворот событий, определяющих ход мировой истории, крест оказания помощи Высокому Больному был еще чрезмерно тяжел. И его взял на свои рамена известный всей России духовидец и молитвенник о. Иоанн Кронштадтский. А вот в 1908 году в Покровской церкви приобщалась преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, и по сему поводу труды о. Леонида Колчева были соответствующим образом отмечены.

Здесь, в Ореанде, в этом чудном уголке южной природы, в церкви, напоминающей своим видом древние византийские базилики, подле Царской Семьи судил теперь Господь служить бывшему простому моршанскому батюшке о. Леониду. И он достойно нес свой крест.

Постепенно его положение в Крыму упрочилось, он становится законоучителем Ялтинского городского 4-х классного училища им. Н.В. Гоголя (с марта 1909 г.), и Ялтинского начального городского училища им. Л.Ф. Соболева (с 26.10.1909 г.).

Неизвестна дата его производства в протоиереи, но к 1917 году он уже имел этот сан. В 1901 году он был награжден набедренником, а в 1905 — скуфьей. Он пользовался любовью и расположением не только Великого Князя Дмитрия Константиновича и его брата, но и Царской Семьи Государя Императора. Отец Леонид был пожалован золотыми часами с изображением Российского герба (1900 г.), золотым наперсным крестом из Кабинета Их Императорских Величеств (1902 г.). А в 1908 году, отметив 10-летний юбилей священнического служения, он получил камилавку (6.05.1908 г.) и сребро-позлащенный образ преподобного Сергия Радонежского, пожалованный ему Великой Княгиней Елизаветой Федоровной по случаю ее говения в Ореандской церкви 25 сентября 1908 года. Прошло два с половиной года со дня злодейского убийства ее мужа Великого Князя Сергия Александровича, и вдова с особым чувством отправлялась неоднократно на говение и исповедь именно в Ореанду, где когда-то была так беззаботно счастлива в кругу Августейших сверстников. (РГИА Ф. 537. Д. 129; Ф. 537. Д. 878).

В революционное лихолетье и годы гражданской войны о. Леонид оставался в Крыму. По свидетельству крымских краеведов Н. Калинина и М. Земляниченко, с 1 января 1918 года, когда в Ялте впервые на краткое время к власти пришли большевики, Ореандская церковь была приписана к Ливадийской, и настоятелем обеих стал о. Леонид Колчев, продолжая оставаться смотрителем имения Кичкине Великого Князя Дмитрия Константиновича, которым он стал по совместительству в 1915 году.

Заботы о. Леонида той поры направлены на поиски «хлеба насущного» для служащих имения и сохранение вверенного ему имущества. Насколько мог, о. Леонид противостоял «экспроприаторскому духу», отбиваясь от яростных попыток революционеров поживиться чужим имуществом.

После отъезда в 1920 году о. Леонида Колчева Покровская церковь просуществовала как храм совсем недолго: в 1924 году она была «ликвидирована». В результате землетрясения 1927 года здание дало трещину, и его хотели совсем снести. Но Господь не попустил. Долгое время храм стоял заброшенный, затем в нем размещались склады. Уникальные фрески постепенно уничтожались.

Только в 1992 году церковь Покрова Божией Матери была возвращена Крымской епархии, а через год на праздник Пресвятой Троицы в храме отслужили первую за 68 лет после закрытия литургию. Из всего былого великолепия на сегодня в храме сохранились: уникальное в мировой иконографии мозаичное изображение Спасителя в отроческом возрасте на куполе, 12 апостолов, образ иконы Покрова Божией Матери, фрагменты икон с ликами древнерусских святых. Ныне в возрожденной Покровской церкви в Ореанде настоятелем служит протоиерей Николай Доненко. А ее бывший настоятель о. Леонид Колчев в 1920 г. отправился в изгнание и через какое-то время скитаний по Европе воссоединился с Императрицей Марией Феодоровной и Великой Княгиней Ольгой Александровной в Дании.

Из книги воспоминаний митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни» известно, что о. Леонид Колчев какое-то непродолжительное время пребывал в Константинополе. Охарактеризовав его как «достойнейшего, умного, благоговейного старца», митрополит Православной Русской Церкви в Западной Европе Евлогий в 1924 году назначил о. Леонида в Копенгаген, на приход храма святого благоверного Великого Князя Александра Невского. «Пребывание Императрицы Марии Феодоровны для приходской жизни имело большое значение», — считал Владыка и сообщает далее, что «Императрица меня благодарила за это назначение».

В начальную пору жизни в Дании пастырские заботы протоиерея Леонида Колчева включают в себя сплочение общины вокруг храма, что видно по его регулярным церковным проповедям; стремление привлечь в храм как можно больше русских православных людей, оказавшихся в Дании, о чем говорит публикация его речей и поучений в русскоязычной периодике и отдельными изданиями; духовное окормление Императрицы Марии Феодоровны и семьи Великой Княгини Ольги Александровны.

Быстро пролетели четыре года, как протоиерей о. Леонид Колчев прибыл по благословению митрополита Евлогия (Георгиевского) на единственный приход в Данию и приступил к обязанностям духовника Императрицы Марии Феодоровны.

В сентябре 1928 года здоровье Императрицы ухудшилось. Чувствуя приближение смерти, она мужественно, по-христиански стала готовиться к расставанию с этим миром. Пригласив духовника о. Леонида Колчева, соборовалась, простилась с родственниками и с близкими людьми, долгие годы служившими ей верой и правдой. Датская принцесса Дагмара, русская Императрица Мария Феодоровна почила о Господе на земле своих предков 13 октября 1928 года в 7 часов 20 минут вечера. О ее кончине мгновенно узнала Дания и русская диаспора за рубежом.

Духовник Императрицы о. Леонид Колчев вызывает митрополита Евлогия (Георгиевского) на отпевание и похороны Ея Величества. Русские эмигрантские газеты того времени более подробно описывают похороны Императрицы Марии Феодоровны, ставшие важным событием в жизни русского зарубежья. Сохранились снимки траурной процессии и полный список священства, отпевавших и провожавших 6/19 октября 1928 г. Императрицу в последний путь: митрополит Евлогий, Духовник Ея Величества протоиерей Леонид Колчев, протоиерей Георгий Прозоров, протоиерей Александр Боротинский, диакон Евгений Вдовенко, псаломщик-регент И.И. Шумов, церковник С.Н. Чуфарин, а также мальчики при Архиерейском служении: князь А. Мышецкий, О. Брант.

При гробе сменяли друг друга на карауле бывшие русские офицеры и датские гвардейцы. После отпевания митрополит Евлогий прочитал молитву за поминовение души Матушки-царицы. По мнению очевидцев, вся служба прошла на одном дыхании и была пронизана острым чувством христианской любви к усопшей. Особенно тронула сердца молящихся прощальная речь духовника Императрицы, придворного протоиерея Леонида Колчева.

После смерти Матери Великая Княгиня Ольга Александровна становится молодым, энергичным центром датской русской общины, и о. Леонид окормляет ее до своей праведной кончины, последовавшей 7 июня 1944 года. Упокоился на русском участке кладбища под Копенгагеном, вдали от родины и дорогой его сердцу Ореанды.

Когда подъехал к Покровской церкви, то службы в будний день не было, поэтому настоятеля о. Николая (Доненко) в храме не оказалось, а дозвониться не представлялось возможным: в этот день в Крыму украинские номера меняли на российские. Осмотрел внутренне убранство церкви и бюст святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому у входа.

livadijskaya-chasovnya
Ливадийская часовня

На обратном пути, на выезде из Ливадии осмотрел часовню Царственных страстотерпцев, возведенную к 400-летию воцарения Династии Романовых. Надпись на памятной доске, установленной с тыльной стороны, гласит: «Памятная сия часовня сооружена в честь Святых Царственных Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, Цесаревича Алексия, Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии в память 150-летия строительства Крестовоздвиженской церкви в лето от Рождества Христова две тысячи тринадцатое по благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря Митрополита Симферопольского и Крымского при попечительстве Бондика Виктора Анатольевича усердием прихода домовой церкви семьи Романовых в Ливадии».

Часовня стоит на развилке дорог. Когда ее осматривал после молитвы святым Царским мученикам, какая-то семья поливала посаженные перед часовней цветы. Рядом с бабушкой бегал малыш, радостный и крепкий. В ранних сумерках закатного солнца предстала умилительная картина. И на миг показалось, что очутился в царской России, в Крыму, и сейчас из-за поворота на дорожке покажется любимый Государь… Покровская домовая церковь Династии Романовых и Ливадийская часовня святых Царственных страстотерпцев воссоединяют прошлое, настоящее и будущее русского Крыма.

 

Под крестом и Андреевским флагом

Ранним утром 7 августа, в четверг, отправился в Севастополь — город русских адмиралов. Духовная вершина Севастополя — Владимирский собор-усыпальница адмиралов Российского Императорского Флота занимает господствующую высоту над городом и морем. Он весь такой строгий, подтянутый, израненный врагами, что мне, человеку, носившему военную морскую форму с золотыми погонами, хотелось назвать его «господин адмирал» и отдать честь.

Собор возведен по личному распоряжению Государя Александра I после посещения Крыма в 1825 году в память Крещения Руси святым равноапостольным Великим Князем Владимиром Киевским по проекту знаменитого архитектора К.А.Тона, создавшего храм Христа Спасителя в Москве, собор святой Великомученицы Екатерины в Царском селе и множество других. Другой Самодержец Всероссийский — Император Николай I определил место для строительства будущего собора на вершине Центрального городского холма. В начале, с 1845 г. и вплоть до смерти в 1851 г., строительством руководил Командующий Черноморским флотом адмирал М.П. Лазарев, в последствие упокоившийся в стенах храма. Адмирал вникал в каждую деталь, вплоть до сюжетов, размеров и расположения икон, порядок которых им был разработан совместно с архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым), основателем Крымского, или Таврического, Афона.

Похоронили адмирала М.П. Лазарева в склепе под строившимся собором. Во время обороны Севастополя 1854-1855 годов здесь были захоронены останки его ближайших соратников — адмиралов В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, В.И. Истомина. Захватив южную часть Севастополя, интервенты осквернили и разрушили усыпальницу адмиралов Российского Императорского Флота.

После окончания Крымской войны усыпальница была приведена в порядок, с 1858 года прах адмиралов покоился в общем склепе. В 1862 году возобновилось строительство храма под руководством нового архитектора — А.А. Авдеева. Чудный Владимирский собор в Севастополе — жемчужина русско-византийской церковной архитектуры был закончен в 1888 году. В разгар Первой мировой войны, 15 мая 1916 г., собор русской военно-морской славы посетил Главнокомандующий Русской Армии и Флота, Государь Император Николай Второй.

После революции и исхода Белой Армии из Крыма, в 1932 году собор был закрыт, усыпальница взломана, гробы разбиты, останки адмиралов как «приспешников низвергнутой Династии» по большей части уничтожены, а склеп засыпан. Во время обороны Севастополя 1941-1942 гг. в соборе сначала размещался госпиталь, затем — бомбоубежище, а после — корректировочный пост 1-го гвардейского отдельного артдивизиона. Собор-воин серьезно пострадал в сражениях — бомбы, снаряды и осколки его не пощадили. Их следы видны и до сих пор. В 70-х годах прошлого века Владимирский собор передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя.

В середине 1990 г. офицеры Черноморского флота создали православную общину храма. 20 октября 1991 г. был вновь освящен верхний храм собора епископом Симферопольским и Крымским Василием (Златолинским). 29 февраля 1992 г. состоялось перезахоронение праха адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова и восстановление усыпальницы. Их имена размещены на диоритовых плитах у северного и южного входов в храм. В возрождении Владимирского собора велика заслуга его настоятеля — протоиерея Алексия (Тупикова), «заступившего на вахту» еще 21 ноября 1991 года и по сей день усердно правящего церковный корабль с богоспасаемой паствой-командой в гавань спасения.

С протоиереем Алексием встретились у ступеней Владимирского собора. Когда вошли в храм, выяснилось, что здесь увековечена память не только четырех адмиралов, но и других героев. Всего в соборе похоронено тринадцать адмиралов. Их прах упокоен в нижней Свято-Никольской церкви. Тут же размещена экспозиция исторических артефактов, сформированная на основе фондовых коллекций Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя и других музеев. В верхнем храме установлены мраморные плиты с именами семидесяти двух морских офицеров, участвовавших в Крымской войне.

Не хотелось расставаться с собором и его настоятелем, но спешил на Царскую (Графскую пристань). На катере Черноморского флота перешел через Севастопольскую бухту на Михайловскую батарею. В 1920 году от этой пристани отошел последний пароход с русскими беженцами, о чем ныне сообщает табличка на стене: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 г.». Матрос отдал швартовые концы, и мы отошли от Царской пристани. За кормой катера летел на свежем морском бризе родной Андреевский флаг.

 

Михайловская батарея: часовой побережья

Андрей Хвалин Крым Имперский архив
Вид с моря на Мих. батарею.

От Царской пристани курс лежал через Севастопольскую бухту на северный берег к Михайловской батарее, построенной по воле Государя Николая I для обороны города перед Крымской войной, которую по числу вовлеченных в нее стран, площади театра военных действий, ожесточению и последствиям можно считать мировой войной. Всего же для защиты города с моря было реконструировано и создано восемь батарей. Три батареи имели обычные порядковые номера. Еще одна получила наименование по месту расположения на мысе Павловском, названном так в честь русского линейного корабля «Святой Павел», который привел сюда из Херсона в 1785 году будущий адмирал Фёдор Ушаков, причисленный ныне к лику святых Русской Православной Церкви.

Другая половина батарей носила собственные имена Великих Князей, сыновей Императора — Александровская, Константиновская, Михайловская, Николаевская. Между этими батареями не раз входила в Севастопольскую бухту императорская красавица-яхта «Штандарт» Государя Николая II Александровича. Вдохновляясь примером своего тезоименитого прадеда, святой Царь Николай уже перед новой войной — Великой Первой мировой — возвел самую большую приморскую крепость на противоположных от Крымских — Тихоокеанских рубежах державы, присвоив по традиции некоторым ее фортам имена венценосных предков и Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Во Владивостокской крепости под началом одного из баронов фон Унгернов служил минером мой прадед.

В первую оборону Севастополя Михайловская батарея в боях не участвовала. В ее надежных казематах помещался военный госпиталь. После Крымской войны здесь размещались воинские части и подразделения крепостной артиллерии. Во время второй обороны Севастополя в 1941-1942 годах защитники Михайловской батареи храбро дрались с врагом. После окончания Великой Отечественной войны батарея продолжала служить Военно-Морскому Флоту, на ее территории располагались части и подразделения Севастопольского гарнизона.

В 2010 году в здании батареи был организован Музей фортификационных сооружений. Тщательно выполненная реконструкция позволила вернуть батарее ее первоначальный облик. На площади более 2000 метров, в 30 залах представлена история русского города-воина с момента основания до наших дней. Среди экспонатов уникальные артефакты: собственноручные чертежи знаменитого военного инженера Тотлебена, личная печать адмирала Лазарева, подлинное оружие, вплоть до настоящих пушек, флотские мундиры… Большая часть раритетов представлена из семейной коллекции киевского мецената Алексея Шереметьева, создателя выставочного комплекса «Музей Шереметьевых», члена Британского общества исследователей Крымской войны (1853-1856).

Специально к открытию музея были созданы несколько диорам, в том числе Балаклавское сражение. Под Балаклавой бригада легкой кавалерии британцев — цвет английской аристократии! — почти полностью погибла в атаке под кинжальным огнем русских пушек. Британия, помни своих героев, полегших на крымской земле. И мы не забудем, хотя и простим, призывая милость к павшим…

Сегодня в Михайловской батарее находится Военно-исторический музей фортификационных сооружений с прекрасной экспозицией вплоть до восстановленного орудия времен обороны Севастополя в Крымскую войну. Старший научный сотрудник музея Данил Бержицкий провел познавательную экскурсию. Он также специалист и по оловянным солдатикам, фигурки которых есть в экспозиции. Кстати, Тихон Николаевич Куликовский-Романов собственноручно отлил и раскрасил сотни оловянных солдатиков девяти армий мира. Всегда, когда есть возможность, с особым трепетом смотрю на миниатюрные скульптурки Императора Николая II Александровича, Великой Княгини Ольги Александровны, генералов, офицеров, солдат…

На обратном пути видел с акватории бухты памятники погибшим морякам и кораблям — это редкий ракурс. Вступив с зыбкой палубы катера на севастопольскую твердь, еще какое-то время побыл в городе, любуясь его терпким южным обликом и знакомясь с людьми.

 

В память чудесного спасения

На обратном пути в Алушту свернул с трассы и заехал в церковь Воскресения Господня на Форосе, построенную почти на вершине горы. Этот парящий в небе над морем храм возвели в память чудесного спасения Царской семьи Императора Александра Третьего при крушении поезда в Борках. В ограде храма установлен своеобразный каменный киот с барельефом благочестивого купца. Надпись на памятной доске гласит: «Кузнецов Александр Григорьевич. Церковь Воскресения Христова возведена Московским купцом первой гильдии Кузнецовым в память о чудесном спасении Императора России Александра III и Его семьи при крушении в 1888 г. поезда во время следования из Крыма в Петербург». Ниже на небольшой табличке надпись: «Храм сооружен по проекту архитектора, академика Н.М. Чагина и освящен 4 октября 1892 года».

При входе в храм памятная доска на украинском языке: «Церква Воскресiння Христового 1892 р. Вiдреставрована за сприяння Президента Украȉни Л.Д. Кучма». Глядя, как по-хозяйски и любовно малороссы «отреставрировали» русское церковное имущество, почему-то вспомнил, как в нынешний Чистый четверг они чувствовали себя главными на всенощной в Троицком соборе Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Но тогда это было понятно и объяснимо: на службу приехал митрополит Онуфрий, местоблюститель Украинской Православной Церкви, и владыка Александр (Драбинко) старался, чтобы все было по-молодецки четко. Зато, когда на Пасху мы, русские паломники, ждали причастия в храме Воскресения Господня и из разных мест разноязыко раздавался возглас: «Христос воскресе!», в ответ неслось, как громовое русское «ура!», — «Воистину Воскресе!». И становилось ясно: русские давно и прочно «взошли в Иерусалим», и останутся в нем до скончания века. И также абсолютно ясно, что первому Киеву — «матери городов русских», какие бы богословские обоснования ни подводить, никогда не стать Четвертым Римом. А непомерная малороссийкая гордыня ведет только к церковным расколам и братоубийственной войне. Нет никакой разницы, на каком языке славить Господа нашего Иисуса Христа, лишь бы пребывали все воедино в любви.

 

Из России в… Россию

День 8 августа, пятница, обещал быть жарким. Солнце над морем поднималось в дымке. Поклонился на прощание «русской земле» Черного моря, погрузившись в его волны. Как хорошо возвращаться домой! Когда по необходимости или за послушание отправляюсь в командировки, то на границах других стран, даже еще до их пересечения, меня охватывает тоска по родине. Прекрасно, что Крым теперь — не заграница. И наши паломники, путешественники, туристы чувствуют себя здесь, как дома. Велик Русский мир! А все наши дороги всё равно ведут в Третий Рим — в Москву, в Москву!.. Долетел по российским меркам нормально, и, слава Богу, к вечеру добрался до дома. Была пятница, Москва, пробки и прохлада после Крыма… Отцвела победная «крымская весна», уходило в историю его первое русское лето. Как сказано, миновало лето Господне благоприятное, и наступает праздник обновления.

2014-2016 гг.                                                                       Москва-Симферополь-Севастополь