Памяти барона Врангеля
«ГОСПОДЬ ИЗБРАЛ ЕГО…»
О духовнике Императрицы Марии Фёодоровны
протоиерее Леониде Колчеве (22.09.-5.10.1871-7.06.1944).
Родился будущий Духовник Императрицы Марии Фёодоровны 22 сентября/5 октября 1871 года, на день священномученика Фоки, св. пророка Ионы, происходил из духовного звания. Окончил полный курс в Тамбовской духовной семинарии в 1894 году, после чего получил место надзирателя Тамбовского 2-го духовного училища, а на будущий год — в 1895 году – надзирателя Тамбовской духовной семинарии.
В ноябре 1897 года Леонид Колчев был рукоположен в сан иерея и стал священником Иоанно-Богословской церкви с. Ново-Александровка, Козловского уезда, а также – учителем церковно-приходской школы этого села и учительских классов при ней.
В следующем году eго перемещают в Александро-Невскую церковь (приютскую) г. Моршанска. Священническое служение он совмещает с законоучительством в 2-х классном училище при железнодорожной станции «Моршанск».
Когда возник вопрос о создании самостоятельного причта при Ореандской церкви Покрова Пресвятой Богородицы недалеко от Ливадии, то от главных жертвователей на строительство этого храма – Великой Княгини Александры Иосифовны, её детей поступило предложение назначить на эту должность именно о. Леонида.
Постепенно упрочилось его положение в Крыму, он становится законоучителем Ялтинского городского 4-х классного училища им. Н.В. Гоголя (с марта 1909 г.), и Ялтинского начального городского училища им. Л.Ф. Соболева (с 26.10.1909 г.).
Неизвестна дата его производства в протоиереи, но к 1917 году он уже имел этот сан. В 1901 году он был награждён набедренником, а в 1905 – скуфьей. Он пользовался любовью и расположением не только Вел. Кн. Дмитрия Константиновича и его брата, бывших владельцев имения в Нижней Ореанде и жертвователей церкви, но и Августейшей Семьи Государя Императора Николая Второго, которым стало принадлежать имение. Священник был пожалован золотыми часами с изображением Российского герба (1900 г.), золотым наперсным крестом из Кабинета Их Императорских Величеств (1902 г.). А в 1908 году, отметив 10-летний юбилей священнического служения, о. Леонид получил камилавку (6.05.1908 г.) и сребро-позлащённый образ преподобного Сергия Радонежского, пожалованный ему Вел. Кн. Елизаветой Фёодоровной по случаю её говения в Ореандской церкви 25 сентября 1908 года.
В 1909 г. окончил заочно курс Московской духовной академии. В 1918 г. был переведён в Ливадию. В 1920-1924 гг. был священником в Константинополе. Некоторое время служил в Париже. Затем переехал в Копенгаген, где до своей смерти был настоятелем православной церкви св. блг. князя Александра Невского и духовником Вдовствующей Императрицы Марии Фёодоровны (1847-1928) и Великой Княгини Ольги Александровны. В пору жизни в Дании пастырские заботы протоиерея Леонида Колчева включали в себя сплочение общины вокруг храма, что видно по его регулярным церковным проповедям; стремление привлечь в храм как можно больше русских православных людей, оказавшихся в Дании, о чём говорит публикация его речей и поучений в русскоязычной периодике и отдельными изданиями; духовное окормление Императрицы Марии Фёодоровны и семьи Великой Княгини Ольги Александровны. Исповедовал, соборовал и проводил в последний путь Вдовствующую Императрицу Марию Фёодоровну.
Женат был на Ольге Ивановне Литовской (род. 27.06.1872 г.), имел двоих детей: дочь Ларису и сына Аркадия. Скончался 7 июня 1944 г. и похоронен в русской части кладбища «Ассистенс» в Копенгагене, могила № 17.
Перу о. Леонида Колчева принадлежат «Первая книга по Закону Божию» (Париж, 1932 г.), «Тайны загробной жизни» (Копенгаген, 1934 г.) и «Сборник поучений на все воскресные и праздничные дни года», напечатанный в Копенгагене в 1938 году, которые ныне представляют библиографическую редкость. По данному изданию подготовлены публикуемые тексты.
Предисловие и публикация Андрея Хвалина.
+
Речь
пред панихидой о генерале П.Н. Врангеле
Не мне, конечно, и не место здесь говорить о том, какую громадную утрату понесла наша русская эмиграция в лице отошедшего в вечность барона Петра Николаевича Врангеля. Но да позволено будет мне, хотя бы кратко, указать на ту ответственность, какая выпала на долю почившего.
В то время, как почти вся необъятная Россия была залита огнем и кровью безбожных насильников, горсть русских храбрецов под верховным водительством правителя Врангеля собралась на Крымском полуострове и властно сказала врагу: стой, ни шагу далее!..
Все надежды и упования связаны были тогда с именем Врангеля. Но и для героев есть нечто невозможное. Под напором подавляющего большинства сломлены были препятствия, засыпаны пропасти телами убитых и красная нечисть ворвалась в осажденную Крымскую крепость. Была опасность, что все будут сброшены в море или просто уничтожены, но враг боялся наседать. Этим воспользовался Врангель и отдал распоряжение, чтобы все, кому угрожала смертная опасность, кто не хотел подчиняться красному зверю, соблюдая относительное спокойствие, садились на вовремя поданные во все Крымские порты суда и уходили заграницу. «Нет у нас больше, — говорил барон Врангель,— ни клочка родной земли, нет казны государственной, но есть и навсегда останется вера и надежда на милосердие Божие. Битва прекратилась, но война продолжается. Мы отступаем и рано или поздно вновь ринемся на борьбу за освобождение родины»…
Последним из Крыма вышел барон Врангель и направился в дотоле враждебную нам Турцию, где на Константинопольском рейде уже стояло 135 русских кораблей различного наименования и назначения, имея свыше 75 тысяч беженцев, из коих большая часть обрекалась на верную гибель.
Велика была ответственность генерала Врангеля за дальнейшую судьбу вывезенных им, но, очевидно, Господь избрал его орудием для забот о них. Мало-помалу все эти беженцы как-то стали устраиваться, приспособляясь к новым условиям жизни, флот был отведен в Африку, а войска, сохраняя дух единства, организуясь в особые части, расковали мечи на серпы и перешли к мирным занятиям. Так сохранилось ядро армии — та сила, которая терпеливо ждет Богом назначенного времени, когда она по зову вождя явится к работе на ниве родной. И эта заслуга принадлежит несомненно генералу Врангелю.
Не судил ему Бог дождаться того желанного дня. Под бременем тяжелых дум и забот износилось тело, а душу отозвал к Себе Господь. Воистину больши сия любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан.15, 13). И если мы восхищаемся пред геройством того, кто спасает утопающего, кто из огня выносит погибающего, то что сказать о человеке, который спас от смерти десятки тысяч?!.
Ныне раб Божий Петр предстал пред Господом, Который, верится, глаголет ему: хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многими тебя поставлю, войди в радость Господа твоего (Матф. 25, 21).
Сотворим, люди русские, во изгнании ныне сущие, сотворим нашу молитву, да упокоит Господь новопреставленного брата нашего во царствии Своем, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Аминь.