Об иконе Царя-страстотерпца

ИКОНА СВ. ЦАРЯ-СТРАСТОТЕРПЦА НИКОЛАЯ II С ЖИТИЙНЫМИ КЛЕЙМАМИ КАК ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ
Опубликовано исследование профессора И.В. Бугаевой, посвящённое описанию иконы.
Об иконе Царя-страстотерпца
Обложка научного сборника с исследованием профессора И.В. Бугаевой.

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению недавно созданной житийной иконы св. Царя Николая Александровича «Путь на Восток – путь к святости» как поликодового текста. Источниками сюжетов для клейм данной иконы послужил ряд текстов (Житие Царя-страстотерпца и история жизни Семьи последнего русского Царя; Дневник св. Царя-мученика Николая, архивные документы). Данная икона выражает собой идею восхождения св. Царя-страстотерпца Николая к Уральской Голгофе. В центре иконы располагается каноническое изображение св. Царя Николая. На полях иконы размещаются 14 житийных сцен, отражающих значимые моменты жизни и эпизоды путешествия Наследника Цесаревича на Восток, понимаемого как православная миссия. В православной традиции икона рассматривается как текст, в котором богословская идея выражена особыми художественными средствами. Цель исследования – описать вербальные (надписи на клеймах) и невербальные компоненты, изобразительные средства, которые позволяют правильно «прочитать», понять явные и скрытые смыслы многослойного поликодового текста. Следуя древней канонической традиции, анализируются четыре уровня толкования: буквальный, аллегорический, моральный, анагогический. Для этого используются методы герменевтического и компонентного анализа. В завершении делается вывод о том, что поликодовость иконы основана на сочетании и взаимообусловленности семиотически гетерогенных компонентов: вербального текста, изображения, религиозной символики, цвета и др.

Ключевые слова: икона, поликодовый текст, вербальные, невербальные компоненты, религиозная символика.

  1. OF TSAR NICHOLAS II ICON WITH LIFE STAMPS AS A POLYCODE TEXT

Bugaeva I.V.

DSc in Philology, Associate Professor,

Professor of the Department of General and Slavic Philology,

The Kosygin State University of Russia, Moscow, Russia.

Abstract: This study is devoted to the study of the recently created hagiographic icon of St. Tsar Nikolai II “The Way to the East — the Way to Holiness” as a polycode text. A number of texts (The Life of the Passion-Bearer Tsar and the life story of the Family of the last Russian Tsar; the Diary of St. Tsar-Martyr Nicholas, archival documents) served as the sources of plots for the hallmarks of this icon. This icon expresses the idea of the ascension of St. Passion-bearer Tsar Nicholas to the Ural Golgotha. In the center of the icon is the canonical image of St. Tsar Nicholas. On the margins of the icon there are 14 hagiographic scenes reflecting episodes of the journey of the Heir to the East, understood as an Orthodox mission. In the Orthodox tradition, the icon is considered a text in which the theological idea is expressed by special artistic means. The purpose of the study is to describe verbal (inscriptions on stamps) and non-verbal components, pictorial means that allow you to correctly “read”, understand the explicit and hidden meanings of a multi-layered polycode text. Following the ancient canonical tradition, four levels of interpretation are analyzed: literal, allegorical, moral, anagogical.

For this, the methods of hermeneutic and component analysis are used. In conclusion, it is concluded that the icon’s polycode character is based on the combination and interdependence of semiotically heterogeneous components: verbal text, image, religious symbolism, color, etc.

Keywords: icon, polycode text, verbal, non-verbal components, religious symbols.

+

В современной лингвистике наблюдается интерес к иконическому коду, ставшему одной из репрезентаций невербальной коммуникации.

Изучая икону как поликодовый текст, сталкиваемся с терминологической проблемой номинации гетерогенных текстов, разнообразием подходов и оценок. Большинство исследователей признают, что поликодовые тексты представляют собой единство семиотически гетерогенных компонентов в едином текстовом пространстве, в котором вербальная часть гармонизируется с изображениями и знаками других знаковых систем. Н.С. Валгина подчеркивает, что в поликодовом тексте вербальные и изобразительные средства передачи информации в своем взаимодействии «обеспечивают целостность и связность произведения, его коммуникативный эффект» [1, с. 118].

В данном исследовании материалом описания является житийная икона св. Царя-страстотерпца Николая II «Путь на Восток – путь к святости».

Цель исследования – описать вербальные (надписи на клеймах) и невербальные компоненты, изобразительные средства, которые позволяют правильно «прочитать», понять явные и скрытые смыслы многослойного поликодового текста. Следуя древней канонической традиции, анализируются четыре уровня толкования: буквальный, аллегорический, моральный, анагогический. Для этого используются методы герменевтического и компонентного анализа.

Источниками сюжетов для клейм данной иконы послужил ряд текстов (Житие Царя-страстотерпца и история жизни семьи последнего русского Царя; Дневник св. Царя-мученика Николая, архивные документы).

Об иконе Царя-страстотерпца
Житийная икона св. Царя-страстотерпца Николая II «Путь на Восток – путь к святости».

Данная икона выражает собой идею восхождения св. Царя-страстотерпца Николая к Уральской Голгофе. В центре иконы располагается каноническое изображение св. Царя Николая. На полях иконы размещаются 14 житийных сцен, отражающих значимые моменты жизни и эпизоды путешествия Наследника Цесаревича на Восток. В среднике св. Государь держит свиток с цитатой из Кн. Иова, Гл. 12, ст. 3–6: «Прaведенъ бо мyжъ и непороченъ бысть въ поругaніе: во врeмя бо определeное уготованъ бысть пaсти от иныхъ, домы же его опустошены быти беззаконными». Это символично, поскольку св. Царь Николай родился 19 (6 ст. ст.) мая, в день памяти св. Иова Многострадального, чей путь страданий и поруганий стал некоторым прообразом жизни последнего русского царя.

Язык религиозной символики передает сложные богословские понятия. Особое внимание уделяется цвету. На иконе много золотого, белого и других светлых цветов как знака святости, в то время как темные цвета – символ греха, предательства, измены. Все изображённые предметы символичны: рельсы напоминают о закладке Цесаревичем Транссибирской магистрали, освящение камня нового кафедрального собора – о многочисленных посещениях и строительстве церквей и т.д.

Икона изначально мыслилась как сакральный текст, и требуются определённые навыки его прочтения. Делается вывод, что поликодовость иконы основана на сочетании и взаимообусловленности семиотически гетерогенных компонентов: вербального текста, изображения, религиозной символики, цвета и др.

Список литературы

  1. Валгина, Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 173 с.

 

Ирина Бугаева,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры общей и славянской филологии, РГУ им. А.Н. Косыгина, г. Москва, Россия; заместитель председателя Юбилейного комитета к 135-летию Восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича.

Печатается по: Бугаева, И. В. Икона св. Царя-страстотерпца Николая II с житийными клеймами как поликодовый текст // Междисциплинарные исследования в гуманитарных науках: Сборник материалов Международной научной конференции. – Москва: РГУ имени А.Н. Косыгина, 2023. – С. 191-194.