О слове и иконе
О СЛОВЕ И ИКОНЕ
К 135-летию Восточного путешествия Цесаревича: доклад об иконе Царя-страстотерпца Николая с житийными клеймами представлен на научной конференции.
21-22 апреля 2023 года в Институте славянской культуры состоялась III Международная конференция «Слово. Текст. Источник: Методология современного гуманитарного знания», в которой приняли участие более 40 человек из ведущих вузов и научных центров Москвы (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Институт российской истории РАН, МГУ, МГИМО, Финансовый университет, МПГУ и др.), Нижнего Новгорода, Луганска, Краснодара, Санкт-Петербурга. 7 докладчиков представляли университеты Сербии, Болгарии, Белоруссии, Турции, Китая.
Важно отметить междисциплинарный характер конференции, на которой обсуждались проблемы метода исследования и подходу к пониманию, толкованию и интерпретации текста разных гуманитарных наук: филологии, философии, культурологии, истории, политологии.
Конференция открылась докладом А.К. Конёнковой, кандидата культурологии (РГУ им. А.Н. Косыгина), «Распятие Христа в графике и скульптуре С.Т. Конёнкова в контексте религиозного искусства». На пленарном заседании также обсуждались, во-первых, вопросы, связанные с «прочтением» икон, описанием их художественных, семиотических, богословских особенностей толкования; во-вторых, когнитивные аспекты герменевтики. В-третьих, были проанализированы значения слова «Русь» в летописях, представлена трансформация языковой идентификации в современной Черногории, объяснено место языка в культурологической философской концепции Н.С. Трубецкого.
Во время работы секции «Источник как объект познания в гуманитарных исследованиях» в центре внимания докладчиков были духовно-нравственные основы древнерусской книжности, источниковедческие аспекты изучения «Повести временных лет» и библейской хронологии, мотивы памяти в художественных текстах 1920-1940-х годов и многие другие.
Выступления участников секции «Текст как культурный код» были посвящены фразеологии с компонентами-соматизмами, концепту «гордость» в русской и сербской языковых картинах мира, асимметрии «мужского» и «женского» в поэтических практиках начала ХХ века, влиянию языковой личности Ф.И. Тютчева на форму и содержание переводов, методике дифференциации архисем при семантизации психической лексики, ценностным категориям в языковой картине мира и т.д.
Украшением первого дня конференции стала презентация книги Парамоновой А.А. и Александровского А.Л. «Историко-картографический анализ французского плана Бородинского поля 1812 года» (План Пресса, Шеврие и Реньо). М.: Институт Наследия, 2023.
Также большой интерес и обсуждение среди участников вызвал пленарный доклад заместителя председателя Юбилейного комитета к 135-летию Восточного путешествия Цесаревича, д.ф.н., профессора РГУ им. А.Н. Косыгина И.В. Бугаевой «Богословие в красках»: икона как поликодовый текст», созданный на материале анализа иконы Царя-страстотерпца Николая с житийными клеймами, описание которой есть на сайте «Имперский архив» (http://archive-khvalin.ru/o-carskoj-ikone-2022/).
Исследователь, в частности, утверждает: «Икона «Путь на Восток – путь к святости» выражает собой идею восхождения святого Царя-страстотерпца Николая к Уральской Голгофе. На этом пути Восточное путешествие молодого Цесаревича, понимаемое как православная миссия, является важной вехой. Во время пребывания в японском городе Оцу на Цесаревича было совершено покушение, в результате чего пролилась его кровь. Его жизненный путь завершился христоподражательным подвигом в Екатеринбурге, на Уральской Голгофе – месте святом ныне для каждого православного верующего.
В центре иконы «Путь на Восток – путь к святости» каноническое изображение Царя-страстотерпца Николая. На полях иконы размещаются 14 житийных сцен, отражающих эпизоды путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича на Восток, понимаемого как православная миссия».
Очень важно продолжить научно-богословское осмысление христианского подвига Царя-страстотерпца Николая и святой Царской Семьи, запечатленного во всех видах церковного искусства, в том числе в иконописи и словесности.
Фото из архива И.В. Бугаевой.