Н. Каразин. Глава 1.

Мощное поступательное движение России в XIX – начале XX веков шло по одной дороге двумя путями: на Восток – к Тихому океану и на Юг – к Индийскому. Направляли и олицетворяли это движение два великих русских Государя: Император-миротворец Александр Третий и Царь-страстотерпец Николай Второй. Многие вехи пути и его участники объединены единой государственно-церковной целью, как например, обустройство Кавказа с Туркестаном и Дальнего Востока. Показать эту связь в делах и судьбах людей – задача нового проекта «Имперского архива». Открывает новый проект «Две дороги – один путь» публикация о Николае Каразине – исследователе Средней Азии и художнике-иллюстраторе книги об эпохальном Восточном путешествии Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича. Восточное путешествие Цесаревича повлияло на ход русской и мировой истории в XXXXI веках.
Благодарим русского историка из Ташкента В. Фетисова за предоставленный материал и участие в проекте.
АНДРЕЙ ХВАЛИН
+
ВЛАДИМИР ФЕТИСОВ
«Жизнь и странствия Николая Каразина –
художника, писателя, солдата»

 

Предисловие. https://archive-khvalin.ru/n-karazin-predislovie/

Глава первая

Родился Н.Н. Каразин на территории нынешней независимой Украины, в родовом поместье Кручик Харьковской губернии. Случилось это 27 ноября 1842 года. В этот же день, по причудливой иронии судьбы, в городе Николаеве скончался его знаменитый дед – выдающийся учёный, просветитель и государственный деятель, основатель Харьковского университета и учредитель министерства народного просвещения России, друг А.Н. Радищева и В.А. Жуковского – Василий Назарович Каразин. Александр Герцен, лично его знавший, так писал об этом человеке: “Неутомимая деятельность Каразина и глубокое, научное образование его были поразительны: он был астроном и химик, агроном, статистик, не ритор, как Карамзин[1], не доктринёр, как Сперанский[2], а живой человек, вносивший во всякий вопрос совершенно новый взгляд и совершенно верные требования”[3]. Летом 1904 года, в честь столетия Харьковского университета перед его зданием был установлен памятник Василию Каразину, который, к счастью, стоит и по сию пору. Любопытна надпись на его боковой стороне. Это выложенная медными буквами цитата самого Каразина, и сегодня звучит весьма актуально: “Блажен уже стократно, ежели случай поставил меня в возможность сделать малейшее добро любезной моей Украине, которой пользы столь тесно сопряжены с пользами исполинской России”.

Славен был и прадед Николая – Назар Александрович Каразин, бывший одно время фаворитом Екатерины II. Но прославился он, конечно, не этим званием “вельможи в случае”. В 1767 году, Россия находилась на грани войны с Оттоманской империей – которая, впрочем, вскоре и случилась. Назар Каразин, являвшийся опытным военным инженером, знающий греческий, болгарский, сербский и турецкий языки, был отправлен в Турцию с разведывательной целью – получить информацию о вражеских военных укреплениях, в первую очередь крепостей. Отрастив бороду и переодевшись монахом, он отправляется в свою тайную экспедицию, прихватив с собой бочонок воды. Бочонок был с секретом, в нем под фальшивым дном были спрятаны бумаги и чертежные инструменты. Проникнув вглубь Турции, разведчик сумел осмотреть и скопировать военные укрепления будущего противника. Однако в Андрианополе при очередной зарисовке какого-то бастиона был схвачен и разоблачён, успев спрятать свой бочонок. Назара Каразина ожидала казнь – смерть на колу, но фортуна была благосклонна к разведчику: он сумел совершить побег. Помогли ему арнауты – православные албанцы, вместе с ним ушедшие в Россию. Участвуя в разразившейся вскоре войне, Каразин показал себя храбрым воином (отряд под его командованием с боем взял Бухарест, принадлежащий в то время Турции), за что и был пожалован Императрицей чином полковника и поместьями в Харьковской и Московской губерниях.

Фамилия Каразин имеет греческие корни и происходит от древнего рода Караджи. Один из его представителей – Григорий Караджи был софийским архиепископом в Болгарии. В царствование Петра Великого семейство Караджи переселилось в Россию. Сын Григория, Александр, предпочёл не духовную, а военную карьеру и при поступлении на службу записал свою фамилию как Каразин, звучащую более привычно для русского уха. Так Караджи стали Каразиными.

Знаменит был и прапрадед Николая по материнской линии – Иван Иванович Голиков, выдающийся историк, автор монументального труда “Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам”.

Н. Каразин. Глава 1.Совершенно очевидно, что художественный талант и тягу к путешествиям Каразин генетически унаследовал от своих великих предков. Развитию дарования сына всячески способствовала и мать будущего художника и писателя, поощряя рано проявившийся интерес сына к творчеству. Ещё один любопытный исторический факт: отчим бабушки Николая по отцовский линии, Егор Иванович Бланкеннаген, в 1794 году совершил путешествие в Хивинское ханство, куда спустя почти 30 лет отправится и Николай Каразин. Очевидно, в детстве маленький Коля прочитал записки об этой экспедиции, да и бабушка, возможно, рассказывала о путешествии своего отчима, и таинственный Туркестан с малых лет поманил мальчика, став его волшебной мечтой. Сыновья дворян в то время должны были обязательно получить военное образование, и Николай поступил во 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862 году был выпущен офицером в Казанский драгунский полк. Через год после начала службы молодого офицера в Польше, входившей в то время в состав Российской империи, вспыхнуло восстание, на подавление которого были брошены войска. В дополнение к шести пехотным и трём кавалерийским дивизиям Варшавского военного округа в Царство Польское были срочным порядком введены дополнительные силы. В их числе находился и полк, где к тому времени проходил службу Николай Каразин. Здесь юноша получил свой первый боевой опыт и первые награды: «за отличие в делах с польскими мятежниками 21 и 22 октября 1863 г. близ местечка Порецка» он был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью: “За храбрость”.

Однако, несмотря на успешное начало, военная карьера не привлекла Николая – богиня Минерва, покровительница художников, позвала юношу за собой. Он уходит из армии в чине штабс-капитана и в 1865 году подаёт прошение о зачислении его в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Прошение было удовлетворено, и 6 октября 1865 года Николай Каразин становится вольноприходящим учеником академии.

Здесь он жадно набирается опыта художника-баталиста, обучаясь у академика Богдана Павловича Виллевальде[4]. К сожалению, учеба для Николая через год закончилась. Виной этому явился дерзкий нрав юноши. Вот что о случившемся рассказала художница Александра Петровна Шнейдер[5] – многолетний друг Николая Николаевича: “На их курсе была задана тема из Библии: “Посещение Авраама тремя ангелами”. Каразин трактовал её реально: нарисовал палатку, трёх странников, сидящих у стола, Сарру прислуживающую и Авраама, беседующего с ними. За такую трактовку темы он получил от жюри следующее замечание, написанное на самом рисунке (он уже издали увидел эту надпись, проходя по выставке к своему рисунку): “Отчего Вы лишили ангелов подобающего им украшения — крыльев?”. Каразин немедленно схватил карандаш и написал: “Потому что считал Авраама догадливее академиков и что если бы он увидел ангелов с крыльями, то тотчас же догадался бы, кто они такие”. За что и был немедленно в 24 часа исключён из академии. Маленький набросок этой картины долго у нас сохранялся…”[6].

Расставшись с Академией художеств, Николай возвращается в армию. К богине Минерве присоединился бог войны Марс, и две дороги – дорога солдата и дорога художника слились в одну, на всю жизнь определив судьбу Николая Каразина. В чине поручика пятого Туркестанского линейного батальона юноша отправляется в Туркестан, где только что было создана новая территориальная единица Российской империи – Туркестанское генерал-губернаторство. “Этот совершенно неизвестный тогда мир и его изучение было постоянной моей мечтой, и вот эта мечта осуществилась”[7], — писал Каразин в своих воспоминаниях.

Новый край необходимо было благоустроить и на окраину империи хлынули “тысячи чиновников с их семьями, с чадами и домочадцами на новые места – нового служебного назначения”.

Н. Каразин. Глава 1.
Н.Н. Каразин. «Караван плотничьей артели в степи, направляющейся в Ташкент». 1870 г.

Кроме солдат, чиновников, другого служивого люда, из глубин России к новым землям потянулись и рабочие артели с семьями и своим немудрёным хозяйством. И все это становится темой для Каразина. В популярном журнале “Нива” появляются первые туркестанские рисунки пока еще неизвестного широкой публике художника, вызвавшие большой интерес. Одна из таких работ называется “Караван плотничьей артели в степи, направляющейся в Ташкент”. В ней художник изобразил переселенцев, медленно движущихся по песчаной дороге на верблюдах, впряжённых в повозки по “Скорбному пути”. Именно так назвал дорогу от Оренбурга до Ташкента Каразин в своем очерке. Что ждет их на новом месте? Беды и лишения или земля обетованная? Они не ведают.

Не знал, приближаясь к Ташкенту, что его ждет и Николай Каразин.

(Продолжение следует)

Примечания:

[1] Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) — русский писатель и историк, главный представитель сентиментальной литературы конца XVIII — начала XIX века, один из реформаторов русского литературного языка. Единственный официальный историограф русского Императорского двора (с 1803), действительный статский советник (1824). Почётный член Петербургской академии наук (с 1818).

[2] Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — русский государственный и общественный деятель, реформатор, законотворец, правовед. Основоположник юридической науки и классического юридического образования в России.

[3] Шумков В. Жизнь, труды и странствия Николая Каразина, писателя, художника, путешественника // Звезда Востока, 1975, № 6.

[4] Виллевальде Богдан Павлович (1818-1903) — русский живописец немецкого происхождения, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств.

[5] Шнейдер Александра Петровна (1863-1941) – русская художница, преподавательница дочерей Императора Николая II. Работала в основном в области книжной иллюстрации, прикладного и декоративного искусства; известны также её пейзажные работы, в том числе выполнявшиеся по Высочайшим заказам.

[6] Шумков В. Жизнь, труды и странствия Николая Каразина, писателя, художника, путешественника // Звезда Востока. 1975. № 6. С. 209.

[7] Там же