Лекция вторая
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕСАРЕВИЧА
Вторая лекция из просветительского цикла писателя Андрея Хвалина, посвящённого Году Семьи в России.
Историко-просветительский проект «ХРИСТОС С ТОБОЮ, МОЙ МИЛЫЙ!» АВГУСТЕЙШИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК И ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ. К 135-летию Восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича. 1890/1891-2025/2026 гг.» посвящён Году Семьи в России. Проект является продолжением двух предыдущих циклов: «ПО ПУТИ ЦЕСАРЕВИЧА» и «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ, приуроченных к 130-летию Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича. 1890-1891 гг.» и представленных посетителям Центральной городской библиотеки им. Ф.И. Тютчева г. Балашиха в сезонах 2019-2021 годов. Ведущий проекта – председатель Юбилейного комитета к 135-летию Восточного путешествия Цесаревича, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, писатель Андрей Юрьевич Хвалин на большом архивно-документальном материале, в том числе впервые рассказанном читателям, показал тесную взаимосвязь путешествия на Восток Наследника русского престола – этого грандиозного события в истории России со многими разнообразными сторонами тогдашней жизни государства и общества, имеющими значение и для современности.
Вторая лекция цикла посвящена теме: «Воспитание, образование Наследника Цесаревича Николая Александровича в кругу семьи».
Традиции последовательного воспитания в российской Императорской Фамилии сложились во второй половине XVIII века. Когда у Государя Александра III (тогда Цесаревича) появилась семья и дети, то для подросших детей были воспроизведены все сложившиеся со времён Императора Николая I образовательно-воспитательные традиции. Воспитание и образование Великих Князей велось под личным руководством Августейших родителей.
Осенью 1875 г. для начального образования Великих Князей – семилетнего Николая и его младшего брата пятилетнего Георгия Александровичей приглашена была преподаватель Коломенской женской гимназии Александра Петровна Олленгрэн, вдова офицера. Молодой Цесаревич Николай Александрович с юных лет проявлял большой интерес к чтению и рисованию. О высшем образовании Цесаревича Николая мы можем судить по нескольким вариантам расписаний занятий, дошедших до нас. По расписанию на январь 1887 г. занятия 19-летнего Цесаревича начинались в 8.15 и заканчивались в 18.30 вечера. Примечательно, что в расписании Цесаревича на курс Российской истории выделено 4 часа в неделю. Это был особый предмет для детей Императора. Впоследствии Император Николай II не раз удивлял своих собеседников знанием деталей российской истории.
В филологический блок расписания Цесаревича Николая входили немецкий (2 часа), английский (1 час), французский (2 часа) языки и история русской словесности (3 часа). Блок «общего развития» включал занятия рисованием, верховой ездой, музыкой и фехтованием.
Таким образом, можно констатировать, что Наследник Цесаревич Великий Князь Николай Александрович получил добротное и достаточно гармоничное образование, включавшее в себя основы юридических, экономических и гуманитарных знаний. Он был образованным и эрудированным человеком, о чём единодушно пишут мемуаристы, хорошо знавшие его.
Приглашаются все желающие и любящие историю Отечества.