Искусство войны

Первая мировая и гражданская война разделила Россию на советскую и зарубежную. В историографии период между двумя мировыми войнами получил наименование INTERBELLUM или, по-русски, МЕЖВОЙНА. Осмыслению русской национальной зарубежной мыслью процессов и событий, приведших к грандиозным военным столкновениям в истории человечества, их урокам и последствиям посвящен новый проект «Имперского архива» INTERBELLUM /МЕЖВОЙНА. Для свободной мысли нет железного занавеса, и дух дышит, где хочет.
АНДРЕЙ ХВАЛИН 
+
БОЛЬШЕВИЦКОЕ И КИТАЙСКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО
«Не будут ли ядовитые идеи сильнее и опаснее, чем ядовитые газы? …и может случиться, что в нужный момент во всём мире останется лишь одна страна, где люди будут нечувствительными к идейной отраве. Страна эта будет – освобождённая от коммунистов Россия».

Одной из отличительных черт гражданской войны в Китае[1] является постоянный переход к противнику крупных войсковых частей, бригад, дивизий, даже армий. Не нужно думать, что коммунисты первые научили китайцев значению и методам пропаганды, как специального и нового тактического приёма. Этот способ победы уже давно был известен в Китае и с незапамятных времён считался там самым действенным средством борьбы. В военном деле у древней китайской культуры и у молодой коммунистической нашлась общая точка соприкосновения.

Воистину классическое изложение методов разложения противника можно найти уже в книге «Пинг Фа» («Правила военного искусства», или в другом переводе – «Искусство войны» — А.Х.), приписываемой генералу Сун Тзе, будто бы жившему в 6 веке до Р. Х., т.е. 2.500 лет тому назад[2].

Вот, между прочим, что мы читаем в 13 артикуле этого, во многих отношениях замечательного сочинения: «Главный секрет успеха заключается в умении вовремя внести везде у врага разложение и раздор: 1) в деревнях и городах, 2) внутри армии, 3) между низшими и высшими, 4) разложение смерти, 5) разложение жизни. Эти 5 видов разложения не что иное, как ветви одного ствола. Тот, кто сумеет ими воспользоваться, действительно, достиг командования: он клад для своего государя и столп империи».

Дальше автор подробно объясняет, в чём состоят различные формы разложения. Первый пункт касается привлечения на свою сторону гражданского населения у противника, второй – военных; третий пункт, несколько неожиданно, указывает на необходимость внесения разлада не между начальниками и подчиненными, как по названию должно быть, а между отдельными войсковыми группами. Однако, возможно, что такое несоответствие существует только во французском переводе. Четвертый пункт, под названием «разложение смерти», подразумевает организацию у врага внутренних беспорядков. Вот, что пишет по этому поводу китайский генерал: «Если вы распространили лживые слухи о сношениях, которые неприятельские военачальники, будто бы, имеют с вами, если вы сумели заставить врага усомниться в добрых намерениях как тех лиц, о верности которых своему государю вам определенно известно, то вы скоро увидите, как у противника подозрение заменит доверие, как награды сменятся наказаниями, а наказания наградами, как люди начнут гибнуть по самым ничтожным причинам. Тогда у лучших офицеров, у самых просвещенных министров пропадёт охота служить, их усердие ослабеет; потеряв надежду на лучшую участь, они перебегут к вам, чтобы избавиться от постоянного страха, чтобы сохранить свою жизнь. Их родные, их близкие и друзья подвергнутся преследованиям и будут предаваться смерти; возникнут заговоры, проснётся честолюбие, начнутся предательства и казни с одной стороны, беспорядки и повсеместные восстания, с другой. Что же нам останется сделать ещё, чтобы овладеть страной, жители которой сами будут желать вашего господства?»

В первых четырёх пунктах рекомендуется пользоваться, как стимулами разложения, всеми человеческими слабостями, но корыстолюбие сверх того выделено особо и ему посвящён последний, пятый пункт. Он характеризуется автором так: «Разложение жизни заключается в том, что деньги полными горстями распределяются между теми, кто оставив службу у своего законного господина, перешёл на вашу сторону или для того, чтобы драться под вашими знамёнами, или для того, чтобы оказывать вам другие, не менее существенные услуги».

Расходы на подкуп и на шпионов считаются едва ли не более целесообразными, чем траты на содержание своей армии. В современных условиях последовательное применение китайской «доктрины», как любят выражаться военные писатели, вызвало бы громадные расходы. Большевики, конечно, не читали Сун Тзе и дошли до его истин умом, но применяют их с такой решительностью, что старый китайский стратег, встав из гроба, наверное, похвалил бы московских комиссаров. Действительно, год или два тому назад, из некоторых неосторожных выражений советской прессы, явилась возможность сделать заключение, что III-й Интернационал тратит на пропаганду и шпионаж около 200.000.000 рублей ежегодно.

http://archive-khvalin.ru/iskusstvo-vojny/Так как большая часть этих денег оплачивает работу, направленную против Англии, и последняя, волей-неволей, принуждена защищаться, то поучительно сопоставить взаимное применение пяти пунктов Сун Тзе.

По первому пункту: «работа в деревнях и городах», обе стороны представляют обширное поприще деятельности для противника: у англичан больны города и некоторые колонии, а у большевиков ненадежны и город и деревня; таким образом, исходное положение почти одинаково, но оборона и наступление у коммунистов организованы много лучше, чем у британцев; правильнее сказать, — у последних совсем не видно наступления.

По второму пункту, «разложение войск», можно сказать следующее: красная армия теоретически является благодарной почвой для работы идейных противников III-го Интернационала, но средства защиты, к которым она прибегает, пока действуют; впрочем, это скорее объясняется бездеятельностью враждебной стороны.

Что касается до большевиков, то они, имея очень мало шансов на успех среди английских солдат, не падая духом, продолжают свои попытки распропагандировать их. Англичане ведут лишь пассивную оборону, да и ту начали сравнительно недавно.

Третий пункт — «разлад между войсковыми соединениями». Англия тут неуязвима, а большевики, хотя и очень уязвимы, но могут рассчитывать на отсутствие предприимчивости у противника.

Четвёртый пункт – «разложение смерти», т.е. организация заговоров и беспорядков во вражеской стране. У обеих сторон столько слабых мест, что возможность работы обеспечена как для одних, так и для других. Коммунисты этой возможностью пользуются, и всё время атакуют Британскую Империю. Последняя только защищается и то довольно вяло.

Пятый пункт — «разложение жизни», иначе «атака рублём». Подавляющее превосходство сил (денет) у англичан в резерве, дома, в кассах, а у большевиков, на поле сражения — в районах пропаганды на территории неприятеля. В результате — решительный успех у коммунистов.

Общий вывод из всего этого сопоставления следующий: естественные преимущества, в большинстве (пункты 2, 3, 5), на стороне англичан, а побеждает III-й Интернационал.

Почему?

Причина следующая. Орудия разложения (пропаганда, шпионаж, подкуп) для решительного успеха, подобно тяжёлой артиллерии, требуют массирования. Для такого массирования необходимы: 1) громадные деньги, 2) техническая возможность соприкосновения с психикой больших людских масс, 3) благоприятная фаза народной психологии.

Большевики это поняли раньше всех, в том числе и англичан; сейчас и последние начинают додумываться, но разница между противниками та, что коммунисты из своего понимания делают практические выводы, а британцы, пока, нет. В такой медлительности корень их неудач.

Из вышеуказанных трёх условий массирования два первых не нуждаются в дальнейшем разъяснении, но на третьем следует несколько остановиться. Для этого сравним теперешнее положение Европы с тем, которое было в 1772 году, когда книга Сун Тзе впервые появилась на французском языке. Переводчик, учёный иезуит Амио, в примечании к тому месту сочинения, где говорится об организации беспорядков у врага, указывает на неприменимость китайских принципов в Европе, где каждое государство – отдельная нация, тогда как в Китае большинство войн были гражданскими, когда одна часть нации дралась с другой и для населения часто было безразлично, какая сторона одолеет, лишь бы война с её ужасами кончилась поскорее.

Для своего времени отец Амио был прав, но сейчас времена переменялись, и наступили такие условия, при которых во всех, в том числе особенно в европейских, странах мира часть населения, а именно коммунисты и левые социалисты, всякую внешнюю войну, поскольку приходится воевать с соседними коммунистами, считают гражданской войной, т.е. подлежащей прекращению. Обратно – война со своими буржуями считается настоящей войной, подлежащей ведению до победного конца.

Отсюда ясно, что весь мир, а Европа особенно, проходит сейчас через такую психологическую фазу, когда советы Тзе вполне применимы и во внешних войнах.

Нельзя сказать, чтобы никому в Европе это не было бы ясно, но дело в том, что одни коммунисты доводят логические выводы до конца. Невольно опять напрашивается сравнение с тяжёлой артиллерией: многие понимали её значение, но нужно было какое-то особое усилие мысли, чтобы дойти до сознания необходимости довести её численность до очень больших размеров. То же самое происходит и с китайско-большевицкой доктриной разложения. Всё это очень старо и давным-давно всем известно, всегда на это тратились миллионы, иногда десятки миллионов, и посылались сотни людей, но большевики сделали скачок мысли: они стали тратить сотни миллионов и посылать десятки тысяч людей. Эффект, как и при массировании тяжёлой артиллерии, получился поразительный.

В настоящее время модным вопросом является роль и значение химической войны во время будущего столкновения. Не будут ли, однако, ядовитые идеи сильнее и опаснее, чем ядовитые газы? Об этом думают, но много меньше, чем следует, и может случиться, что в нужный момент во всём мире останется лишь одна страна, где люди будут нечувствительными к идейной отраве, получив такую способность ценой жестокой выучки. Страна эта будет – освобождённая от коммунистов Россия.

Странник

«Возрождение» (Париж). № 655, 19 марта 1927 г.

 

Примечания:

[1] Гражданская война в Китае — серия вооружённых конфликтов на территории Китая между силами Китайской Республики и китайскими коммунистами в 1927-1950 годах (с перерывами). Война началась в 1927 году после Северного похода, когда по решению правого крыла Гоминьдана во главе с Чан Кайши был разорван союз между Гоминьданом и КПК.

Северный поход 1926-1928 годов — поход гоминьдановской Национально-революционной армии (НРА) Китая под руководством Чан Кайши, в сотрудничестве с коммунистами, в целях объединения страны военным путём. В разработке плана боевых операций и боях активно участвовали советские военные специалисты во главе с В.К. Блюхером. Советский Союз поставил НРА большие партии оружия и самолёты. В апреле 1927 года Чан Кайши, опасаясь возможного захвата власти коммунистами, разорвал связи с КПК, а также отказался от присутствия на территории Китая военных советников из СССР. 11 сентября 1931 года коммунистами была учреждена Китайская Советская Республика и создано Временное советское правительство.

[2] Сунь-цзы — китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до Р.Х. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны». В 1772 г., миссионер-иезуит, историк и астроном Жан Жозеф Мари Амио перевел китайский трактат на французский язык. Благодаря переводу Амио с «Искусством войны» был знаком великий полководец Наполеон Бонапарт, потерпевший жестокое поражение в России.