Энциклопедия-2-вступление

ЦЕСАРЕВИЧ КАК ЦЕНИТЕЛЬ ПРЕКРАСНОГО
 «Энциклопедия русской жизни». Историко-просветительский проект, посвященный 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890-1891 годы.
Лекция вторая.  
Вступление

Продолжаем цикл лекций историко-просветительского проекта «Энциклопедия русской жизни. К 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича. 1890-1891 гг.» в Центральной библиотеке им. Ф.И. Тютчева города Балашиха. Данный цикл является продолжением проекта «По пути Цесаревича», успешно реализованного в прошлом творческом сезоне. Основная цель нового цикла – показать тесную взаимосвязь восточного путешествия со многими сторонами русской жизни, как прошлого, так и с сегодняшним днём.

Первая сентябрьская лекция проекта «Энциклопедия русской жизни» посвящалась предтечам и многолетней подготовке восточного маршрута Цесаревича. Она прошла в стенах библиотеки им. Ф.И. Тютчева «в живую». В условиях морового поветрия дальнейшие наши встречи будут проходить в разных формах очно-заочного общения. Поэтому для удобства читателей и зрителей будет выбираться количество лекций и объём предоставляемого материала для освещения той или иной темы. Ближайшие наши видео-встречи посвятим важному и малоизученному вопросу романоведения, а именно: «Цесаревич Николай Александрович как ценитель прекрасного» периода восточного путешествия. Расскажем об отношении Наследника Русского престола к книге, театру, музыке, живописи, музейному и выставочному делу, искусству в целом. В значительной степени это характеризует молодого Цесаревича как личность.

Естественно, чтобы лучше понимать частные проблемы, временные рамки повествования будут расширены на несколько лет до начала и после окончания Августейшего маршрута. При этом восточное путешествие Цесаревича как грандиозное событие в отечественной истории конца XIX века даётся на общем фоне развития русской культуры.

+

В истории русской культуры периоды царствования Императоров Александра Третьего и Николая Второго тесно взаимосвязаны. Один вытекает из другого, и Сын продолжает дело Отца. Их родственная любовь друг к другу проявлялась как в кругу Царской Семьи, так и на государственном поприще.

Среди крупных явлений александро-николаевского периода в истории и культуре России можно назвать следующие:

Во-первых, религиозно-культурное объединение старой и новой Руси. Этому способствовали общегосударственные торжества, связанные с празднованием 500-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в 1892 году и возвращение Троице-Сергиевой Лавре общегосударственного статуса. Именно, уже будучи Императором, Николай II в 1901 году утвердил положение о создании «Комитета попечительства о русской иконописи». Под Августейшим покровительством находилось Общество русской иконы, которое издавало сборники статей общим названием «Русская икона».

Во-вторых, строительство уникального архитектурного комплекса Фёдоровский городок в Царском Селе под Петербургом с Фёдоровским Государевым собором как выражение идеи исторической памяти и духовного возвращения в начале XX столетия к истокам московской Руси. Фёдоровский собор, возведённый к трехсотлетию Династии Романовых, — это символ преемственности столицы и Царского Села от великокняжеской Москвы как священного центра Святой Руси и царской власти, как Третьего Рима.

В-третьих, обращение к наследию и достижениям предков, что нашло отражение в создании музеев. Начиная с 1870-х годов, Россия переживает своего рода музейный бум. В 1870-1890-е годы открылось около 80 музеев почти во всех губернских и во многих уездных городах. Апофеозом этого движения стало возведение Музея русского искусства Императора Александра III в Санкт-Петербурге и Музея изящных искусств имени Императора Александра III в Москве. Петербургское собрание памятников отечественной культуры было задумано еще в начале XIX столетия. Столь масштабный замысел начал претворять в жизнь Император Александр III — большой любитель искусства и собиратель древностей и современных произведений. Государь Николай II завершил начинание, открыв музей отечественного искусства как дань памяти своего Августейшего Отца и для популяризации отечественной культуры в широких народных кругах. В собрание музея вошли царские коллекции из императорских резиденций, выдающиеся произведения из усадебных собраний и частных коллекций.

В-четвёртых, открытие двух памятников Государю Александру III в Санкт-Петербурге (скульптор Паоло Трубецкой) и в Москве (автор памятника — М.А. Опекушин). Эти монументы исторически и эстетически отражают и характеризуют царствование Николая II Александровича. Открытие памятника Царю в Москве было связано с открытием Музея изящных искусств. Монумент Императору Александру Третьему в Санкт-Петербурге открыт ему и как строителю Великого Сибирского пути, начало которому заложил Цесаревич во Владивостоке в 1891 году во время восточного путешествия.

В-пятых, проведение в Зимнем дворце в 1903 году костюмированного бала — массового действа, связанного с древнерусской эстетикой и традициями. В организации бала приняло активное участие Общество возрождения художественной Руси. Его возглавил государственный и общественный деятель, знаток и коллекционер памятников древнерусского искусства князь A.A. Ширинский-Шахматов. Члены Общества радели о восстановлении храмов и издании забытых трудов, об очищении русского языка от иностранных слов, сохранении государственных художественных ценностей в пределах родной страны, ознакомлении населения с красивейшими местами России.

Как человек, разбирающийся в искусстве, имеющий художественный вкус, твёрдые критерии оценок Император Николай Александрович сформировался в Семье.

Осилить труднейшее путешествие на Восток, как, впрочем, и управлять такой великой страной, как Россия, мог только хорошо подготовленный Наследник. Это прекрасно понимал Император-отец Александр Третий.

Традиции последовательного воспитания в российской Императорской Фамилии сложились во второй половине XVIII века. Когда у Государя Александра III (тогда Цесаревича) появилась семья и дети, то для подросших детей были воспроизведены все сложившиеся со времён Императора Николая I образовательно-воспитательные традиции. Воспитание и образование Великих Князей велось под личным руководством Августейших родителей.

Осенью 1875 г. для начального образования Великих Князей – семилетнего Николая и его младшего брата пятилетнего Георгия Александровичей приглашена была преподаватель Коломенской женской гимназии Александра Петровна Олленгрэн, вдова офицера. Молодой Цесаревич Николай Александрович с юных лет проявлял большой интерес к чтению и рисованию. Обучали детей Императора Александра III и танцам. При этом предмет «танцы» считался весьма значимым, и ему уделялось большое внимание. Кроме этого, были предусмотрены и вечерние занятия музыкой.

О высшем образовании Цесаревича Николая мы можем судить по нескольким вариантам расписаний занятий, дошедших до нас. По расписанию на январь 1887 г. занятия 19-летнего цесаревича начинались в 8.15 и заканчивались в 18.30 вечера. Занятия длились по 60 минут без перерыва. Сетка часов менялась по дням недели.

Примечательно, что в расписании Цесаревича на курс Российской истории выделено 4 часа в неделю. Это был особый предмет для детей Императора. Великая Княгиня Ольга Александровна, младшая сестра Цесаревича Николая Александровича, вспоминала: «Русская история… представлялась как бы частью нашей жизни – чем-то близким и родным, – и мы погружались в неё без малейших усилий». Читал историю России будущему Императору профессор Санкт-Петербургского университета Егор Егорович Замысловский, специализировавшийся на проблемах XVI–XVII вв. Впоследствии Император Николай II не раз удивлял своих собеседников знанием деталей российской истории.

В филологический блок расписания Цесаревича Николая входили немецкий (2 часа), английский (1 час), французский (2 часа) языки и история русской словесности (3 часа). Примечательно, что к 19 годам на английский язык Цесаревичу был выделен только один час, так как он с детства прекрасно говорил по-английски. Блок «общего развития» включал занятия рисованием, верховой ездой, музыкой и фехтованием.

Таким образом, можно констатировать, что Наследник Цесаревич Великий Князь Николай Александрович получил добротное и достаточно гармоничное образование, включавшее в себя основы юридического, экономического и гуманитарного образования. Он был образованным и эрудированным человеком, о чём единодушно пишут мемуаристы, хорошо знавшие его.

Цесаревич Николай Александрович вырос в высококультурном семейном окружении и уникальной художественной среде императорских резиденций. К моменту начала восточного путешествия он сформировался уже как яркая творческая личность. Цесаревич много и регулярно читал, обладал тонким художественным и музыкальным вкусом, регулярно посещал театральные постановки (оперу, балет, драму), выставки археологического, исторического или художественного характера, был знаком со многими выдающимися деятелями русской культуры того времени. Совершённые Цесаревичем путешествия по Европе, а затем и восточное путешествие способствовали расширению его художественного и общекультурного кругозора. Рассмотрим более детально различные направления культурной деятельности Великого Князя Николая Александровича. Согласно главной теме нашего просветительского цикла особое внимание заострим на периоде Августейшего путешествия на Восток и усвоении его достижений. Поскольку в начале было Слово, начнём с книги и царских библиотек.

(Продолжение следует)