Дорога к монархии

Первая мировая и гражданская война разделила Россию на советскую и зарубежную. В историографии период между двумя мировыми войнами получил наименование INTERBELLUM или, по-русски, МЕЖВОЙНА. Осмыслению русской национальной зарубежной мыслью процессов и событий, приведших к грандиозным военным столкновениям в истории человечества, их урокам и последствиям посвящен новый проект «Имперского архива» INTERBELLUM/МЕЖВОЙНА. Для свободной мысли нет железного занавеса, и дух дышит, где хочет.
АНДРЕЙ ХВАЛИН
+
ТРОН ДРАКОНА
«Допускается возможность восстановления монархии
при наступлении китайского нового года».

Бюро пропаганды в Нанкине не так давно (т.е. в начале 1928 г. – А.Х.) опубликовало сообщение о том, что Чан-Со-Лин[1] намеревается восстановить императорскую власть на севере Китая. Указывалась даже дата провозглашения новой маньчжурской династии – июнь месяц 1928 года.

Однако, за исключением даты, сообщение это подтверждается рядом авторитетных наблюдателей в Пекине. Допускается возможность восстановления монархии при наступлении китайского нового года, то есть в феврале месяце. Специальный корреспондент «Нью-Йорк Таймс» в Пекине передаёт любопытные детали по этому поводу.

Дорога к монархии
Современный Харбин в дни китайского нового года. Фото Андрея Хвалина.

Уже летом, переселение Чан-Со-Лина в бывшую императорскую резиденцию «Запрещенный город» поставило на очередь вопрос о монархической реставрации, но с тех пор ряд распоряжений «маньчжурского властелина» подтвердил основательность догадок.

Но с китайской точки зрения ещё большую важность представляет образование особого церемониального совета, членами которого назначены представители старинных фамилий, хранители традиций и обрядов. Совет уже начал «кодификационную» работу по выработке нового «ли», то есть церемониала – мероприятие, связанное в истории Китая с основанием новой династии.

Точно так же соблюдается при всяком передвижении Чан-Со-Лина обычай императоров Поднебесной Империи – дорога, по которой он проезжает, посыпается «золотым песком». Следуя другой традиции, Чан-Со-Лин лично совершил обряды ежегодного служения в грандиозном храме Конфуция[2] минувшей осенью.

Корреспондент добавляет, что в дипломатических кругах Пекина не ожидают провозглашения монархии, пока маршалу Чан-Со-Лину не удастся занять провинцию Шанси, разбить маршала Фенг-Ю-Сианга и очистить весь север реки Янцзы от националистических войск. В случае успеха возникнет вопрос о подчинении будущему императору Чан-Су-Чанга – хозяина Шантунга, маршала Сун-Чуан-Фанга и других провинциальных «диктаторов». Есть основания предполагать, что восстановление монархии будет ими встречено сочувственно, при условии сохранения полной власти каждым в своей провинции[3]. Но все династические расчеты Чан-Со-Лина связаны с его сыном, уже теперь систематически выдвигаемом «на первый план в качестве вождя армии». 

«Возрождение» (Париж). № 950, 8 января 1928 г. 

Примечания:

[1] Чан-Со-Лин (Чжан Цзоолинь) (1875-1928) – китайский военачальник, войска которого занимали Маньчжурию (ныне Северо-Восточный Китай) и некоторые территории Северного Китая с 1913 по 1928 год.

В 1920 году Чжан пытался расширить свою власть на юг, в собственно Северный Китай. К 1924 году его позиции были достаточно сильны, чтобы он распространил свой контроль на Пекин, столицу китайской республики, где он утвердился, приняв на себя полномочия военного диктатора. Воевал с националистической просоветской армией Гоминьдана под руководством Чан Кайши, был вынужден оставить Пекин. 4 июня 1928 года поезд Чжан Цзоолиня был уничтожен бомбой. Чжан был серьёзно ранен во время нападения и скончался позже в тот же день.

[2] Храм Конфуция в Пекине — второй по величине из имеющихся в Китае храмов, посвящённых великому философу Конфуцию. Он был построен в 1302 году, и чиновники империи выражали в нём дань уважения Конфуцию вплоть до 1911 года (т.е. до революции в Китае). Его ещё называют «храмом чиновничества». На ста девяноста восьми каменных плитах записаны имена и происхождение пятидесяти одной тысячи шестисот двадцати четырех цзиньши — чиновников, выдержавших дворцовый экзамен начиная с XIV в. Храм стоит на идоложертвенной крови.

[3] Маньчжоу-Го («Великая Маньчжурская империя») — монархическое государство, образованное японской военной администрацией на оккупированной Японией территории Маньчжурии (1932-1945). Во главе государства стоял последний китайский император (из маньчжурской династии Цин) Пу И. 1 марта 1934 г. на территории северных китайских провинций (включая Харбин) созданное в 1932 г. под протекторатом Японии государство Маньчжоу-Го было официально провозглашено монархией во главе с Пу И. Восстановление монархии в Китае на территории нескольких провинций, оформленных в самостоятельное государственное образование, происходило, отчасти, по образцу восстановления монархии в России Приамурским земским собором, прошедшим в 1922 г. во Владивостоке, и создавшем монархическое государство на части российской территории – Приамурский земский край.