«Cimitière du Nord»/ «Северное кладбище»
«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет и журналов, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идёт о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки и журнальные публикации читались с превеликим вниманием: они испещрены подчеркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и её составителя. Благодарю их и помню.
Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается её живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.
Публикации первого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parigskaya-tetrad/.
Публикации второго тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-2: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-2/.
Публикации третьего тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-3: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-3/.
+
МОНМАРТРСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Пристанище избранных мёртвых, окружённое шумным морем безличных живых.
В одном из самых шумных центров Парижа, вблизи площади Клиши, за огромным зданием кинематографа Гомон расположено одно из самых интересных кладбищ Парижа – Монмартрское.
Здесь, у входа, от циркульной площадки с цветником и высоко-вознесённой урной, расходятся радиусом на полкруга тихие тенистые аллеи, и если зайти в их глубину, в безмолвии и безлюдье, в дремотном шёпоте старых платанов ничто не напомнит вам о близком городе.
Отсутствие тех банально-слезливых надписей, напутствий, восклицаний и четверостиший, которые отмечают надгробные плиты буржуа и мещан, величавая скромность и строгость. некая медлительность, старость и аристократизм, вот что отличает это небольшое кладбище от остальных парижских.
Здесь покоятся представители старой французской знати. Под тихими платанами увидите вы музейную плиту с изображением закованного в латы феодала. Маркизы и герцоги, бароны и графы, верные слуги короля и закона и кавалеры Мальтийского ордена лежат под тяжёлыми мраморными гробницами, в склепах под готическими часовнями из того белого пористого камня, из которого построены средневековые соборы. Иногда белый блеск мрамора, готическая стремительность куполов к небу, абсиды, химеры напомнят вам знаменитое генуэзское кладбище.
Но не только кости представителей французской аристократии бережёт небольшой участок парижской земли. Есть аллея английская, по бокам которой расположены могилы и склепы британской знати. Есть участок старой польской аристократии, эмигрировавшей во Францию после восстаний. На этих старых плитах и памятниках с надписями по-французски и польски, после евангельских текстов часто встретишь старый девиз непокорных мечтателей: «Польша не погибла, пока Бог в небе».
Здесь нашёл я и целый ряд могил аристократии русской, воздух Франции предпочитавшей родному. Могилы помечены серединой и второй половиной прошлого (т.е. XIX в. – А.Х.) века. Тут могилы и склепы князей Мещерских, графов Шуваловых, князей Голицыных. Здесь же склеп князей Саксен-Кобург-Готских.
Есть участок жертв холерной эпидемии 1833 г.
На еврейском участке издалека виден новый памятник над могилой недавно погибшего французского министра авиации Бокановского.
На Монмартрском кладбище погребены и виднейшие представители французской культуры и искусства. Монмартрское кладбище бережёт могилы Александра Дюма, Теофиля Готье, Берлиоза, Делиба, Ренана, Анри Рошфора, Альфреда де Виньи, бр. Гонкуров, Мюрже, Оффенбаха, Андре Буше, Греза, и др.
Но наиболее видный памятник и наиболее посещаемый – над могилою не француза. На Монмартрском кладбище погребён Генрих Гейне.
Я около часу сидел на низкой могильной плите вблизи памятника – небольшого, дорогого и скромного. Над белой колонной мраморный бюст молодого человека с бородкой, с простою, на боковой пробор причёской, очень живо переданной. Сухое лицо, полуприкрытые глаза, опущенная голова, не то устало задумался, не то опечален. На колонне золотая лира, над лирой бабочка. Памятник всегда в цветах. За то время, что я сидел рядом, прошло человек двадцать пять, почти все немцы – туристы, загорелые, в грубоватой дорожной одежде. Подходили, снимали шляпы, стояли в молчании, клали букетики скромных цветов, один опустил на плиту веночек из эдельвейсов. Кто-то из группы хотел снять памятник, но сосед его удержал – надпись гласит о строгом запрещении рисовать и фотографировать могилу.
Шагах в шести-семи от этого памятника стоит другой – Грезу. Колонна в узорах барокко. Над ней чугунный бюст художника. Широко разведённый воротник, пышный галстук, улыбка доброго и умного лица. Внизу скульптурно воспроизведена известнейшая картина художника «Разбитый кувшин». Фигура юной девушки в корсаже необыкновенно живая, надолго задерживает внимание. В летний тихий вечер хорошо побродить по пустынным аллеям. Широкие платаны шелестят, как в старом заброшенном саду. Пройдёт одинокая фигура, цокот подков раздастся со двора – там подъехала карета и старый кучер откинул дверцу с гербами. Затих стук подков и вновь безлюдно, безмолвно. Время идёт медленно, краше и мягче ложится малиновое солнце.
И нужно какое-то усилие, чтобы из этого печального места избранных мёртвых вернуться в шумное и безличное царство живых.
Р. Д.
«Возрождение» (Париж). № 2296, 15 сентября 1931 г.