Часть 4

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОКОЛАМСКИЙ. Часть 4.

 Часть 1. http://archive-khvalin.ru/prepodobnyj-iosif-volokolamskij-chast-1/
Часть 2. http://archive-khvalin.ru/chast-2-2/
Часть 3. http://archive-khvalin.ru/chast-3/ 
Часть 4.
Икона преподобного Иосифа Волоколамского.

 

Когда некоторые из православных, будучи не в силах переносить это, стали его обличать в отступничестве и содомских делах, то он одних из обличителей отлучал от Божественного причастия, а других — священников и диаконов — лишал священства, говоря: “Не должно осуждать ни еретика, ни отступника, и если святитель будет даже еретик и кого-либо отлучит, то за его приговором последует суд Божий”. А так как некоторые, несмотря на все это, продолжали свои обличения против митрополита, то он жаловался государю и клеветал на них. И по воле государя невинные осуждались на заточение, заключаемы были в оковы и темницы, лишались своих имений. Другие же, не ограничиваясь словесными обличениями ереси, собирали от Божественных книг письменные ответы и посылали против еретиков. В это-то время решился писать и действовать против жидовствующих и преподобный Иосиф Волоколамский, которого пригласил к себе на помощь его епархиальный владыка Геннадий Новгородский.

Одушевленный ревностью по вере, готовый потерпеть за нее страдания и смерть, Иосиф смело выступил против еретиков и начал (около 1493 г.) писать против них свое знаменитое творение, известное под именем “Просветителя”. Он не щадил отступников от христианства, и в особенности главу их — митрополита Зосиму, называл его Иудою предателем, предтечею антихриста, первенцем сатаны, злодеем, какого не бывало даже между вероотступниками.

Вчитаемся в древние, но такие современные и поныне страницы “Просветителя”, которые, как говорится в одном из рукописных предисловий к книге, “яко источник поистинне благодатей духовных наполнися даже до излития и яко пища потом напояет нас от своих учений…”

СЛОВО ДВЕНАДЦАТОЕ

против ереси новгородских еретиков, говорящих

будто если епископ будет еретиком и не благословит

или проклянет кого-либо из православных, Божий суд

последует его суду. Здесь же приводятся свидетельства

из святых книг, что если еретик, даже будучи епископом,

не благословит или проклянет кого-либо из православных,

то Божий суд не последует суду еретика.

Святой Дионисий Ареопагит: “Если епископ отлучит кого-либо против воли Божией, Божий суд не согласуется с этим”.

Василий Великий: “Если кто-нибудь оставляет кого-либо без благословения на неопределенное время, сам да пребудет без благословения. Епископ или священник, отлучающий кого-либо от Причастия без определенной причины, сам да пребывает без Причащения столько времени, как решит епископ, которому он подчинен”.

Святой Анастасий Синайский: “Когда входите в дом, говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится” (Лк. 10, 5-6). Но если мир возвращается обратно, потому что не обрел достойного себя, то в значительно большей степени неблагословение и проклятие возвратится на главу неправедно посылающего его, так как тот, кого проклинают, не должен быть проклят. Итак, всякий, понапрасну не благословляющий и проклинающий, себя не благословляет и проклинает”.

134-е правило Карфагенского собора: “Если какой-либо епископ отлучит причетника своего, не обличенного в грехах, но осудит его лишь своим судом, да будет и сам отлучен иными епископами, которые да не вступают в общение с ним, чтобы он избегал говорить поспешно о том, чего не может доказать”.

Правило святого Григория, епископа Акраганского: “Всем епископам и священникам запрещаем отлучать кого-либо от святого Причащения до тех пор, пока не будет обнаружена вина, за которую церковные правила повелевают отлучать от него. Если же кто-нибудь, не считаясь с этим, отлучит кого-либо от святого Причастия, то отлученный, будучи разрешен от отлучения старшим по чину епископом, да сподобится святого Причащения; неправедно же отлучивший да будет отлучен епископом, которому подчиняется, на столько лет, на сколько сочтет нужным епископ”.

4-е правило Седьмого святого Вселенского Собора, которое дано епископам отчасти для того, чтобы они сообща по-отечески исправляли прегрешения подчиненных им причетников и прочих людей духовного звания: “Если какие-нибудь епископы, пользуясь властью, отлучают кого-либо, или запрещают, или не допустят кого-либо к службе, или закроют церковь, так что в ней не будет службы, — по своей страстной воле, ради получения денег или по другой причине, — то таковые воистину будут претерпевать такие же страдания: да получит епископ от митрополита отлучение, да обратится болезнь его на главу его (См. Пс. 7,1), ибо он преступил заповеди Божии и апостольские повеления. Пусть учатся не запрещать понапрасну”.

Из новых заповедей царя Юстиниана, глава 9: “Если епископ или пресвитер неправедно отлучит кого-либо от Причастия, то отлучение может быть снято старшим по чину епископом, сам же отлучивший да пребудет без Причастия столь долгое время, как сочтет нужным епископ, которому он подчинен”.

Приведу еще примеры из святых книг, доказывающие, что Божий суд не следует ни патриаршему, ни епископскому суду — не только отлучению, но и проклятию, если кто-либо будет проклят не по воле Божией.

Так, еретик Диоскор, патриарх Царьграда (ошибка в тексте “Просветителя”: Диоскор был патриархом Александрии — ред.), и Евтихий созвали собор, с епископами-единомышленниками, и прокляли блаженного Флавиана, патриарха Царьграда (имеется в виду собор в Эфесе в 449 г.); и не согласился с ними Божий суд, но сами они были прокляты Богом и людьми, потому что проклинали не по воле Божией, а блаженный Флавиан был причтен к лику святых. Потом Копроним с патриархом своим и с епископами-единомышленниками прокляли великого патриарха Германа и всех поклонявшихся святым иконам (Константинопольский собор 754 г.), и сами были прокляты, а блаженный Герман был причтен к лику святых апостолов, патриархов и исповедников. И великого Симеона, чудотворца, на дивной горе подвизавшегося, пресвитер некий, побежденный завистью, проклял, — и тотчас увидел, как множество бесов пришли к нему и связали руки его сзади, так что он с тех пор не мог читать святое Евангелие.

Итак, ты видишь: тот, кто недостойно проклянет кого-либо или свяжет — сам себя проклянет и свяжет, подобно всем тем, кто проклинал святых отцов.

И достаточно этого, чтобы показать, что Божий суд не следует ни патриаршему, ни епископскому суду, не только неблагословению и отлучению, но и проклятию, если проклятие это без вины. Ты видишь, что Божий суд не следует еретическому проклятию, но клятва еретиков на них возвращается. И все еретики, проклинающие христиан, себя проклинают. Если проклинающий Авраама проклят по божественному гласу (Ср.: Быт. 12, 3. В славянской Библии: “проклинающих тебя прокляну”. — ред.), то тем более еретик и отвергшийся от Христа, проклинающий христианина, сам проклят. Многие еретики проклинали христиан, и не последовал за этим Божий суд, но сами они были прокляты.

Господь наш Иисус Христос сказал святым своим ученикам и апостолам: “Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 22-23); и еще сказал: “Кого вы свяжете на земле, тот будет связан на небе; и кого разрешите на земле, тот будет разрешен на небе” (Мф. 18, 18). Видишь: связывают и разрешают, прощают грехи и удерживают Святым Духом. Без благодати Святого Духа никто из священников ничего не может сделать. Еретики же имели в себе нечистый дух сатанинский; как могут они связывать и разрешать на небе и на земле?

Великий Иоанн Богослов говорит: “всякий, кто “не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти” (1 Ин. 4, 3), есть лжец и антихрист” (Ср.: 1 Ин. 2, 22). Богослов назвал еретика антихристом; как же может Божий суд последовать суду антихриста? И далее он говорит: “Того не принимайте в дом… Ибо приветствующий его участвует в злых делах его” (Ин. 1, 10, 11). Если тот, кто принимает еретика в дом и приветствует его, приобщается его злым делам, то какую же милость получит тот, кто причащается с еретиком и ест с ним?

И божественный апостол Павел сказал: “Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1, 8). И еще сказал: “Еретика … отвращайся, зная, что таковой совратит тебя” (Ср.: Тит. 3, 10-11).

Великий апостол Петр говорит: “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси … отвергаясь искупившего их Господа … И многие последуют их разврату” (2 Пет. 2, 1-2); “срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими … Глаза их исполнены любострастия и непрестанного греха” (2 Пет. 2, 13-14). Не о нынешних ли еретиках сказал это прикровенно божественный апостол Петр? И еще он говорит: “Суд им давно готов, и погибель их не дремлет” (2 Пет. 2, 3).

И божественный апостол Иуда, брат Иакова, сказал: “Возлюбленные! Молю вас: подвизайтесь за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему греху нечестия, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога нашего Иисуса Христа” (См. Иуд. 1, 3-4). И еще: “Злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства” (Иуд. 1, 10, 7-8). И еще говорит апостол: “А вы, возлюбленные, … к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью” (Иуд. 1, 20, 22-23).

Иоанн Златоуст: “Если святитель отдает неправедное повеление — не покоряйся ему, даже если он будет ангелом”.

Святой Афанасий Александрийский: “Уклонимся от пути соблазнительного и извержем не чувственное око, но духовное: если епископ или пресвитер, являющиеся очами церковными, живут неподобающим образом и соблазняют людей, следует извергнуть их. Лучше людям без них собираться в храм для молитвы, нежели вместе с ними, как с Анною и Каиафою, быть ввергнутым в геену огненную. Ведь Соломон говорит: “Суетная клятва подобна летающим птицам — не найдешь следа ее” (Ср.: Прем. 5, 11). Когда Бог попускает, безумные восстают на мудрых, нечестивые на благочестивых и неправедные на праведных, уничижая и творя обиды”.

Из святых Правил: “Те, кто отходят от общения с епископами, впавшими в какую-либо ересь, не только не подлежат запрещению по Правилам, но и сподобятся чести, подобающей православным, ибо они презрели не епископов, но лжеепископов и ложных учителей, и не разрушили единство церковное, но старались устранить церковные расколы и разделения” (15-е правило Константинопольского собора Двукратного).

Таким образом, божественные апостолы, священные учителя и святые патриархи, семь святых Вселенских Соборов, на которых были две тысячи святых отцов, и множество святых поместных соборов — все предали еретиков проклятию и нам также повелели проклинать их, отвращаться от них и избегать их. Они разъяснили, что если те и проклянут нас, нам это никак не повредит: проклятия обратятся на самих еретиков.

Какую же милость в таком случае примет от Бога тот, кто пьет и ест с еретиками и говорит, что за еретическим проклятием следует и Божий суд? В святых Правилах написано: “если еретик войдет в церковь, не подобает петь Божию службу, пока он не выйдет” (Ср. 6-е правило Лаодикийского собора). Если святые отцы запретили еретикам входить в церковь, то как же Божий суд согласуется с ними, когда они проклинают христиан?

Из святых Правил: “Тот, кто пренебрегает священными и божественными Правилами святых отцов наших, да будет проклят” (1-е правило Шестого Вселенского Собора). Мы видим, что еретики хулят Правила святых отцов наших, — и потому прокляты; как же Бог станет слушать еретиков?

Ясно, что когда еретики проклинают нас, мы благословляемся от Бога. Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам и апостолам: “Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу” (Ин. 16, 2). Ведь иудеи и эллины, убивая святых апостолов, думали, что служат Богу, но за такую службу были осуждены с диаволом в огонь вечный, а святые апостолы сподобились Царствия Небесного с Христом Богом. Так и еретики, проклинающие христиан, были осуждены и будут осуждены с диаволом в огонь вечный, а христиане, из-за этого проклятия, сподобятся от Христа Бога Небесного Царствия, ибо Господь наш Иисус Христос сказал: “Блаженны вы, когда будут поносить вас … и всячески неправедно злословить за Меня” (Мф. 5, 11).

И еще сказал Господь: “Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее … И враги человеку — домашние его” (Мф. 10, 34-35, 36). Враги — это значит, что если отец, мать, или сын, или дочь отпадет от правой веры, подобает ненавидеть их и отвергать и избегать их, чтобы не погибнуть вместе с ними.

В то же время Иосиф написал пламенное послание к Суздальскому епископу Инфанту, на которого, по словам Иосифа, все православные смотрели тогда как на своего главу в борьбе с жидовствующими, и убеждал его, чтобы он постоял крепко против осквернившего святительский престол митрополита, научил православных не ходить к нему, не принимать от него благословения, не есть и не пить с ним, а сам не боялся ни его угроз, ни проклятий, так как проклятия еретика не имеют никакой силы и возвращаются на его же главу, и сами еретики должны подлежать по правилам не только проклятию, но и гражданским казням. Может быть, Иосиф писал такие же послания и к прочим святителям, или один Инфант, подвигнутый убеждениями Иосифа, принялся действовать решительно, только кончилось тем, что 17 мая 1494 г. Зосима оставил митрополию “не своею волею”, а за то, по объяснению одних летописей, что “непомерно держался пития и не радел о Церкви Божией”, а по выражению других  — “за некое преткновение”.

Святители же, бывшие тогда в Москве, извещали об этом событии Геннадия Новгородского только следующими словами: “Отец Зосима митрополит своея ради немощи оставил стол Русской митрополии и, пришедши в святую великую соборную церковь, пред всеми положил свой омофор на престол и призывал Господа Бога во свидетеля на то, что ему невозможно более действовать святительски и называться митрополитом, и отошёл в монастырь на смиренноиноческое жительство”.

Достойно замечания, что это удаление Зосимы от престола совершилось в отсутствие из Москвы главного печальника жидовствующих — дьяка Федора Курицына. Зосиме, однако ж, видимо, оказано было снисхождение: он не был судим на Соборе, не был осуждён и наказан как еретик. Сначала он отошёл в Симонов монастырь, а потом переведён в Троице-Сергиев, где в 1496 г., по свидетельству одной летописи, “причащался Божественных Таин на орлеце, во всем святительском чину”. Но беспристрастная история должна сказать, что Зосима был самый недостойный из всех Русских первосвятителей и единственный между ними не только еретик, но и вероотступник.

Часть 4.
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Фото Андрея Хвалина.

(Продолжение следует)