«Будем учиться у Святых Отцов»
Святитель Феофан (Говоров) и публикация духовных бесед
протоиерея Бориса Николаевского (1884-1954) в журнале «Родная Ладога» …
Бытование святоотеческого наследия в современных условиях всегда представляет интерес для исследователя. В книге воспоминаний многолетнего главы Издательского отдела Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003) «Русь уходящая» мне встретилось выражение, вызвавшее чрезвычайный интерес. Давая характеристику одному из своих архипастырей-современников, владыка Питирим написал, что «в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен»[1]. В короткой главке высокопреосвященный автор никак не уточнил этого понятия.
По прошествии недолгого срока, как запал мне в сердце «самоцен», довелось познакомиться с добротным журналом «Родная Ладога», отмечавшим в 2012 году свое пятилетие. Конкретно – с первым номером за тот год. В нем редакция продолжала публикацию материалов протоиерея Бориса Николаевского (1884-1954). В духовной беседе 1952 года автор, рассуждая об отношении христианина к скорбям земным, наряду с наследием других богодухновенных писателей, обратился и к собранию писем святителя Феофана Затворника, дав при этом точную ссылку на дореволюционное издание – «вып. 1, М., 1894»[2].
Поскольку сейчас, в связи с приближающимся юбилеем святителя Феофана (Говорова), идет подготовка к изданию его полного собрания творений, и составляются комментарии, проливающие дополнительный свет на жизнь и творчество святителя, сам факт обращения к наследию Вышенского Затворника и сохранения приходским священником его книг в годы богоборческих гонений показался мне красноречивым и достойным внимания.
Призывая своих духовных чад к терпению земных скорбей, о. Борис (Николаевский) делает буквальную выписку из письма № 115 к «неизвестной особе», где по пунктам перечисляется, как побеждать неприятности и скорби, сопровождающие христианина в течение всей его жизни. Есть в беседе и точные ссылки на другие письма и творения святителя Феофана, а также епископа Игнатия (Брянчанинова), оптинских старцев Леонида и Льва. Иные высказывания учителей и подвижников Церкви приводятся по памяти, но все они относятся к главной теме повествования, которое завершается призывом: «Будем учиться у Святых Отцов»[3].
Для того, чтобы в начале 50-х годов прошлого века иметь, хранить и использовать библиотеку святоотеческих книг – надо быть незаурядной личностью! Кстати, о том, насколько это было трудноосуществимо даже десятилетие спустя, можно хотя бы косвенно судить по воспоминаниям сегодняшнего председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента о владыке Питириме на вечере его памяти 6 декабря 2011 г.: «В то время, когда Владыка Питирим возглавил Издательский отдел (т.е. с 1963 г. – А.Х.), я был школьником. За свечным ящиком нашего храма иногда появлялись церковные книги, но в открытую продажу они не поступали, потому что их не хватало даже для постоянных прихожан»[4].
В сонме исповедников и подвижников ХХ века протоиерей Борис Николаевский занимает достойное место. Родился он 24 апреля 1884 года в селе Борисово, неподалеку от Старой Руссы, где священником служил его отец. В 1899 году закончил Старорусское Духовное Училище, а в январе 1906 года – Новгородскую Духовную Семинарию. Служил поначалу в Варшавской епархии, а впоследствии был переведен в Санкт-Петербург. В период с 1910 по 1914 годы его наградили медалью в память 300-летия Царствования Дома Романовых, набедренником и скуфьей. Во время Первой Мировой войны отец Борис служил полковым священником и был ранен. 11 сентября 1917 года Митрополитом Петроградским Вениамином о. Борис был назначен настоятелем храма во имя святителя Иоасафа Белгородского в поселке Парголово (Михайловка) Петроградского уезда. В 1933 году арестован, отбывал срок в Казахстане. В общей сложности пробыл в ссылке 13 лет. После возвращения в город на Неве служил до конца дней в храме Святой Троицы в Лесном, связанном с именами святого праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя-страстотерпца Николая II. Отошел ко Господу 21 августа 1954 года.
Узнав о незаурядной личности протоиерея Бориса Николаевского и познакомившись с одной его духовной беседой, где священник опирается на аскетический опыт святителя Феофана Затворника, решил прочитать и другие публикации бесед в журнале «Родная Ладога». Во всех своих наставлениях и беседах с духовными чадами, которыми благодаря усилиям редакции стали все читатели журнала, отец Борис постоянно цитирует по памяти или со ссылками на имеющиеся под рукой издания Святых Отцов – св. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, св. Климента Александрийского, св. Исаака Сирина и более трех десятков других. А также близких к нему по времени подвижников веры и благочестия – в том числе оптинских и киево-печерских старцев. Неоднократно ссылается автор и на книгу Святейшего Патриарха Сергия «Православное учение о спасении». И, конечно, почти в каждой духовной беседе есть обращение к любимому им, если можно такое предположить по количеству цитирования, святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. Вообще, как думается, тема наследия святителя Феофана в проповедях и беседах исповедника ХХ века протоиерея Бориса Николаевского могла бы стать предметом отдельного исследования.
В беседе о непрестанной молитве, опубликованной в третьем номере журнала за 2008 год, читаем: «Пока человек вовсе разуверится в своих силах, самоцен (слово епископа Феофана) совсем испарится, и человек ясно сознает и почувствует , что беден, и наг, и нищ… И ничего доброго не может сделать сам»[5].
Обращаясь к своим духовным чадам, спасающимся в эпоху лютых гонений, и, конечно, не имеющим свободного доступа к творениям епископа Феофана, священник-подвижник посчитал необходимым особо выделить, что аскетическое понятие самоцен принадлежит не ему, прошедшему лагеря и ссылку, а святителю благополучного царского времени. Тем самым он поступил абсолютно в духе святоотеческой традиции, предоставив благодарным потомкам судить о его собственной ценности. Через десятилетия, благодаря трудам и митрополита Питирима, различные издания творений святителя Феофана Затворника, станут доступны не только священникам, но и мирянам, и всем, жаждущим спасения. И тогда станет наглядно видно, как часто использует богодухновенный автор это слово «самоцен» и производные от него на страницах своих творений и писем.
Журнал «Родная Ладога» сделал полезное дело, познакомив современного светского читателя с духовными беседами протоиерея Бориса Николаевского. А для создателей комментария к Полному собранию творений епископа Феофана Затворника открылся еще один ценный факт бытования наследия святителя в период середины ХХ – начала ХХΙ веков.
2012 г.
Источники
[1] Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима// Сост. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. СПб., 2007. С. 287-288.
[2] Протоиерей Борис Николаевский. Духовные беседы. Родная Ладога. № 1. 2012. С. 87.
[3] Там же. С. 91.
[4] ПКО. №1. 2012. «Памяти просветителя». С. 12-13.
[5] Протоиерей Борис Николаевский. Духовные беседы. Родная Ладога. № 3. 2008. С. 83.