Благородные-2.
БЛАГОРОДНЫЕ
Заметки об истории русских девичьих институтов и судьбах воспитанниц.
«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идёт о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки читались с превеликим вниманием: они испещрены подчеркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и её составителя. Благодарю их и помню.
Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается её живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.
Публикации первого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parigskaya-tetrad/.
Публикации второго тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-2: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-2/.
Публикации третьего тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-3: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-3/.
Благородные — введение. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-vvedenie/
Благородные — Глава 1. Часть 1. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-1-1/.
Благородные — Глава 1. Часть 2. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-1-2/
+
Глава 2.
КАДЕТ – ОТЕЦ, БРАТ И ДРУГ
С кадетами связана жизнь многих институток. Кадетами ещё царского времени были зачастую отцы «душечек». Их братья и друзья учились в кадетских корпусах в Югославии, с ними сохранились тёплые отношения на долгие годы. Институтки часто выходили замуж за кадет. Великая Княгиня Ольга Александровна, младшая сестра Царя-страстотерпца Николая, в изгнании покровительствовала Объединению зарубежных кадет и посещала их съезды. Поэтому, думаю, будет уместно сказать более подробно об истории кадетских корпусов в Отечестве и заграницей с точки зрения воспитания и образования молодого поколения.
В системе зарубежного образования особое место занимали кадетские корпуса. Они стояли ближе к военным академиям, хотя и считались средними учебными заведениями. Так же, как и девические институты, сохранившиеся в условиях эмиграции в Югославии, эти учебные заведения основывались на традициях имперской России, верности отечеству и Государю и являли собой уникальный пример и уникальные возможности в условиях эмигрантской жизни. Они просуществовали до начала Второй мировой войны.
Согласно данным из «Памятки» Объединения Кадет Российских Зарубежных Кадетских Корпусов, зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле Императора Петра Великого. В 1701 году Царь основал в Москве Школу Математических и Навигацких Наук, будущий Морской Корпус. В 1712 году, также в Москве, Император Петр I основал Инженерную Школу, за которой через несколько лет последовали и другие Инженерные и Артиллерийские Школы в С. Петербурге. Эти Школы, соединенные вместе, после ряда переформирований, были преобразованы в 1762 г. в Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус, который в 1800 г. утратил свое значение специального учебного заведения и получил наименование 2-го кадетского корпуса. В 1732 году Императрицей Анной Иоанновной было открыто в С. Петербурге училище для подготовки офицеров в части сухопутной армии, названное при основании «шляхетским корпусом кадетов», а в 1800 году получившее наименование Первого кадетского корпуса. В 1778 году Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус.
Эти четыре старейших военно-учебных заведения были родоначальниками следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору необозримой России. В царствование Императора Александра I были созданы еще два корпуса (Пажеский и 1-й Сибирский в Омске), при Государе Николае I — восемь кадетских корпусов (Оренбургский-Неплюевский, Нижегородский, Полоцкий, Петровский Полтавский, Орловский, Воронежский, 2-й Московский и Владимирский Киевский), при Императоре Александре II — девять кадетских корпусов (3-й Московский, Вольский, Ярославский, 2-й Оренбургский, Псковский, Тифлисский, Николаевский и Александровский в С. Петербурге, и Симбирский), при Императоре Александре III — один кадетский корпус (Донской) и при Государе Николае II — семь кадетских корпусов (Суворовский в Варшаве, Одесский, Сумский, Хабаровский, Владикавказский, Ташкентский и Иркутский). Все эти 31 кадетских корпуса жили по одному внутреннему распорядку и имели совершенно одинаковую систему образования и воспитания кадет.
Наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале ХХ столетия, когда в 1900 году, волею Императора Николая II, во главе всех Военно-Учебных Заведений Империи встал Великий Князь Константин Константинович, со званием их Главного Начальника, а с 1910 года и до дня своей кончины в 1915 году — Главного Инспектора.
Революция 1917 года и захват власти большевиками в октябре нанесли ряд тяжёлых ударов кадетским корпусам. Юнкера и кадеты приняли самое активное участие в Белой Армии. Революция и гражданская война привели к тому, что за период 1917-18 годов погибли почти все военные училища и 23 кадетских корпуса из числа 31-го, существовавших в России до марта 1917 года. Крушение белых фронтов юга России в конце 1919-го и в 1920-х годах положило конец существованию кадетских корпусов на русской земле, заставило командование приступить к их эвакуации и к устройству спасённых кадет в Югославии.
Первоначально в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев обосновалось три кадетских корпуса — Русский, Крымский и Донской. Хронологически первым прибыл в Зарубежье корпус в г. Сараево, создавшийся из остатков Одесского и Киевского кадетских корпусов и 2-й роты Полоцкого.
Прибывшие в Югославию кадеты были первоначально размещены в двух местах — Одесские и Полоцкие, в составе 126 кадет и 20 чинов персонала, в Панчево, на берегу Тамиша, вблизи Белграда, а Киевляне, имея 95 кадет и 18 чинов персонала, в г. Сисаке, под Загребом. 25 апреля 1920 года в Панчево прибыли также остатки двух взводов 1-й роты Одесского кадетского корпуса. Обе группы соединились в г. Сараево и образовали одно учебное заведение – Русский кадетский корпус в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев.
Корпус пробыл в Сараево до 5 сентября 1929 г. и был переведен в г. Белую Церковь, где соединился с уже находившимся там Крымским кадетским корпусом, предназначенным к закрытию. В течение 9-ти лет своего существования в Зарубежье Крымский кадетский корпус выпустил из своих стен свыше 600 кадет с аттестатом зрелости и со свидетельством об окончании 8-ми и 7-ми классов. 6 декабря 1929 г., в день корпусного праздника, Его Величество Король Александр I пожаловал корпус назначением Великого Князя Константина Константиновича его Шефом и корпус получил наименование «Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса», которое и сохранил до последних дней своего существования.
Донской Императора Александра III кадетский корпус, находившийся в г. Новочеркасске, сравнительно меньше был затронут революцией ввиду того, что находился на казачьей земле, где междоусобица и разложение начались позже, чем в других областях России. Но в конце декабря 1919 – начале 1920 года, когда отступающие добровольческие и казачьи части были вынуждены сдать красным Ростов-на-Дону и Новочеркасск, Донской кадетский корпус вышел походным порядком в направлении на Новороссийск, откуда был эвакуирован англичанами в Египет и размещён в окрестностях г. Измаилии, на Суэцком канале. Там он просуществовал два года; в 1922 г. кадеты младших классов были перевезены в Буюк-Дерэ (Константинополь), а старшие в Болгарию, причём во время этой переброски корпус был англичанами расформирован.
Но во время Новороссийской эвакуации в 1920 г. не весь состав Донского кадетского корпуса был англичанами вывезен в Египет; часть его оказалась в Крыму, в Евпатории, и стала основой Второго Донского кадетского корпуса. В него стали направлять казачью молодежь из частей действующей армии для продолжения образования.
Во время Крымской эвакуации 2-й Донской кадетский корпус объединили с Крымским. Оба корпуса, после нескольких недель полной неизвестности о своей дальнейшей судьбе, наконец, 8 декабря 1920 г., были привезены в Югославию и высажены в бухте Бакар, в северной части Адриатического моря. Оттуда 2-й Донской кадетский корпус был перевезён в тот же лагерь Стрнище, где разместился и Крымский корпус. Год спустя Донской корпус был перемещён в Билече, на границе Герцеговины и Черногории, где оставался до сентября 1926 г., после чего был переведён в Горажде, в Боснии, где и оставался до конца своего существования.
После расформирования англичанами Донского кадетского корпуса, вывезенного в Египет, приказом Донского Атамана от 25 сентября 1922 года, корпус в Югославии был переименован в Донской Императора Александра III кадетский корпус, и ему были присвоены прежние погоны с трафаретным вензелем Августейшего Шефа. Жизнь и занятия в корпусе постепенно налаживались, в корпус стали прибывать юноши, желавшие продолжать своё образование, которых, после испытания их знаний, принимали в соответствующие классы. Корпус состоял из 3-х сотен, с добавлением младшего и старшего приготовительных классов; учебная программа соответствовала курсу Российских кадетских корпусов, с прибавлением некоторых предметов по требованию Министерства Просвещения Королевства С.Х.С. Начиная с 1922 года, был добавлен 8-й класс с выдачей аттестатов зрелости, так называемая «большая матура», как и в других зарубежных корпусах.
В Горажде корпус существовал до августа 1933 года, после чего был закрыт, а кадеты и большая часть персонала были переведены в Белую Церковь, в Первый Русский кадетский корпус. С этого момента на территории Югославии остался лишь один единственный и последний корпус, с его окончательным наименованием — Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. Вместе с Мариинским Донским девичьим институтом корпус прекратил свое существование во время оккупации Югославии немцами. Но любовь институтки к кадетам пронесли через всю жизнь.
Ныне происходит возрождение кадетства в постсоветской России. В 2010 году произошло историческое событие: зарубежные кадеты окончательно передали эстафету своих славных традиций нынешнему молодому поколению на родине. Прошедший в июне 2010 года в Сербии XXI общий съезд российских кадетских корпусов за рубежом стал заключительным. Его эстафету принял 3-й съезд кадет открытого Содружества, который состоялся осенью следующего года в Екатеринбурге. Он открылся в Храме-на-Крови молебном святым Царственным мученикам и Всем святым в земле Российской просиявшим в честь павших воинов.
Члены Императорской Фамилии и их верные слуги, от генерала до рядового, оставили нам прекрасные образчики служения Отечеству не за страх, а за совесть даже до смерти. Невинно убиенную Семью последнего Императора Николая II Александровича Русская Православная Церковь причислила к лику святых. У русских кадет появились новые небесные заступники!
Готовясь к юбилейной дате 400-летия Династии Романовых, побывал в августе 2012 года в Сербии, в Белой Церкви, где перед Второй мировой войной располагались Мариинский Донской девичий институт и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус.
Радушно нас приняли живущие постоянно в Белой Церкви Владимир Николаевич и Валентина Николаевна Кастеляновы, создатели и хранители знаменитого в Сербии и России домашнего музея – «Кадетской мемориальной комнаты». Город лежит недалеко от границы, раньше в нем было много немцев, после Второй мировой войны их выселили и заселили город сербами. Сейчас город многонациональный, много – чехов. Сначала осмотрели пустующее и заброшенное здание Мариинского Донского института благородных девиц (принадлежит Сербской армии), а потом побывали у Кадетского корпуса. Дорогу на территорию корпуса преграждает шлагбаум. Воинская часть, квартировавшая здесь до югославско-натовской войны, теперь расформирована и выехала, а охрана осталась. Сербы опасаются самозахватов зданий, у них так уже случилось – цыгане самовольно вселились в дома, принадлежавшие ранее Мариинскому институту и кадетскому корпусу (там жили семьи преподавателей), всё потом разрушили.
На русском участке сербского православного кладбища мы поклонились праху упокоившихся здесь людей, среди которых отыскали фамилии преподавателей и институток. Здесь порядка 600 погребений и братское захоронение умерших военнопленных в Первую мировую войну. Поддерживать порядок на кладбище помогают регулярно приезжающие из России воспитанники кадетских корпусов.
Потом побывали в русской церкви на Площади кадет. Сейчас она принадлежит Сербской Православной Церкви, священник – серб, на службу приходит обычно порядка 10 человек. Рядом находится католическая церковь. Новые росписи в православной церкви сделал местный художник-любитель Зоран Селакович. Владимир Николаевич Кастелянов привёз из монастыря Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме икону святой Царской Семьи, а художник по ней написал фреску на стене, рядом указано, что это дар семьи Кастеляновых.
Обед прошёл в прохладном доме Кастеляновых. Долго осматривали Кадетскую мемориальную комнату. Среди экспонатов нашли редкие альбомы институток и друживших с ними тогда кадет. Позже Владимир Николаевич сканировал некоторые интересные документы и материалы и прислал нам в Россию.
На городском кладбище в Белой Церкви есть «русский участок», где упокоены и преподаватели Русского кадетского корпуса. За их могилами ухаживают молодые кадеты, приезжающие из России. Ныне кадетские русские могилы рассеяны по всей планете, а значит, это – наша земля! И пусть телом ушедшие кадеты пребывают в рассеянии, но в духе они навсегда едины и не расторгнуты. Смертельное забвение никогда не одолеет русских кадет.
Русское кадетство, разделенное и рассеянное революцией и гражданской войной, но духовно не расторгнутое, ныне воссоединилось. Неумирающий дух русского христолюбивого кадетства торжествует на всей земле.