Благородные-1.1.
БЛАГОРОДНЫЕ
Заметки об истории русских девичьих институтов и судьбах воспитанниц.
«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идёт о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки читались с превеликим вниманием: они испещрены подчеркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и её составителя. Благодарю их и помню.
Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается её живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.
Публикации первого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parigskaya-tetrad/.
Публикации второго тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-2: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-2/.
Публикации третьего тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-3: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-3/.
Благородные — введение. http://archive-khvalin.ru/blagorodnye-vvedenie/
+
Глава 1.
Великий Русский Исход ХХ века
Часть 1.
Чтобы лучше понять, как жили в Югославии тысячи русских семей, надо хотя бы в общих чертах представлять себе общую картину Великого Русского Исхода ХХ века. Как обычно, великое в малом видится на расстоянии…
После крушения монархии в России и окончательного поражения белых в гражданской войне беженский поток из страны в 1917-1922 годах устремился в основном по трем направлениям: в Европу через Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 г. — Королевство Югославия); в страны Закавказья – Грузию, Азербайджан, Армению; в Китай и Маньчжурию через Дальний Восток. По различным источникам, беженство «первой волны» вынесло из России от 1 млн. 116 тыс. до 2 млн. 500 тыс. человек всех званий и сословий, начиная с членов Династии Романовых и кончая простыми казаками, солдатами, рабочими и крестьянами с женщинами и детьми.
Лучше всего русских приняли в Югославии, что естественно: у нас общие славянские корни, единство веры и истории. А главное на тот момент – во главе братской страны встал в 1921 году сменивший на троне своего отца Короля Петра I крестник Императора Александра III и названый сын Государя Николая II Король Александр Ι Карагеоргиевич (1888–1934), выпускник русского Пажеского корпуса. Вошедший в историю как талантливый полководец, объединитель югославских народов на Балканах и защитник русских беженцев, он превратил Югославию в одну из крупнейших европейских держав.
Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (с 3 октября 1929 г. — Королевство Югославия) было провозглашено в сербской столице Белграде 1 декабря 1918 года по Сен-Жерменскому мирному договору между странами-победителями Антанты и побежденной в Первой мировой войне Австро-Венгерской Империей Габсбургов. В новообразованное государство вошли Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения, Воеводина, Далмация и Славония под властью сербской королевской Династии Карагеоргиевичей.
Пока Король Александр был на троне, русским в его стране опасаться было нечего. Он даже предлагал для постоянного места жительства любое имение на бывших Австро-Венгерских территориях Сестре Государя Николая Александровича, Великой Княгине Ольге Александровне. Но Вдовствующая Императрица Мария Фёодоровна позвала Дочь в Данию, где Великая Княгиня прожила при Матери вплоть до Ея смерти в 1928 году.
Под стать Королю Александру была и его Супруга Королева Мария, взявшая под свое попечительство юных беженцев из России. Под личным покровительством Короля Александра I и членов его Семьи находились организации, оказывавшие помощь русским беженцам (Державная комиссия и Комитет русской культуры), профессиональные, научные и творческие объединения (Русское археологическое общество, Русский научный институт в Белграде, Русское инженерное общество, Русская Матица и многие другие), а также учебные заведения – кадетские корпуса, Русско-сербская девичья гимназия (женский институт) в Великой Кикинде.
По сути, после изуверного убийства святого Царя-страстотерпца Николая, Король Александр Ι Карагеоргиевич постепенно становился «удерживающим мировых сил зла», защитником и хранителем Вселенского Православия, обладавшим для этой высокой миссии не только военной и экономической силой, но и, с массовым приходом русских, мощным духовным, интеллектуальным и культурным потенциалом. Враги Православия и славянства, руками нанятых террористов, подло и цинично расправились с Королем Александром на глазах всего мира. 9 октября 1934 года в Марселе на встрече с министром иностранных дел Франции Луи Барту Король Александр I Карагеоргиевич будет застрелен болгарским боевиком Владо Черноземским, связанным с хорватскими усташами, и через них – со многими тайными обществами и правительствами исторических противников России и Сербии. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фесс. 2, 7).
Мученическая смерть Короля Александра I Карагеоргиевича потрясла югославянских патриотов и всех благонамеренных граждан страны. Острой болью она отозвалась в сердцах русских беженцев не только в Югославии, но и во всех местах рассеяния. Вход в Русский Дом в Белграде украсили две памятные мраморные доски: одна с надписью: «Императору Николаю II — защитнику Сербии», а другая – «Королю Александру I — защитнику русских». Помимо прочего, в воздаяние заслуг Короля Александра и в память об убиенной русской Августейшей Царской Семье в 1936 году в китайском Харбине на пожертвования русских беженцев из разных стран мира была возведена часовня-памятник двум венценосным мученикам: Царю-страстотерпцу Николаю II и Королю Югославии Александру I. Их стали вместе поминать в православных церквях в Югославии и Русского Зарубежья. Молите Бога о нас, Цари-мученики Николай и Александр!
Численность русской диаспоры в Югославии, немалую долю которой составляла молодежь, меняется в течение двух межвоенных десятилетий (1920-1940 гг.), по разным источникам, от 70 до 20 тысяч человек. Это объясняется колебаниями государственной политики в отношении русских после гибели Короля Александра, и изменением общеевропейской обстановки (через Югославию пролегал транзит из Болгарии и Турции в другие европейские страны), а порой личными мотивами и устремлениями беженцев.
После клятвопреступного бунта 1917 года и свержения монархии первыми «насельниками» в Королевстве оказались солдаты и офицеры русского экспедиционного корпуса, воевавшего в 1916-1918 гг. на Салоникском фронте, и военнопленные Русской армии, не принявшие новую власть и решившие не возвращаться на родину. Год 1920-ый стал годом массового появления российских подданных в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС), большая часть которых прибывала в ходе организованных эвакуаций. В январе 1920 г., после поражения Белой армии генерала А.И. Деникина, из Новороссийска в Югославию эвакуированы около 8,5 тыс. человек. Среди них преобладали представители интеллигенции, крупные и средние чиновники, воспитанники Пажеского корпуса и воспитанницы институтов благородных девиц, видные общественные деятели. Позже их стали называть беженцами «сербской эвакуации». Кроме этого, около 3 тыс. беженцев из Новороссийска были первоначально эвакуированы на острова Эгейского моря, а весной-осенью 1920 года перевезены в будущую Югославию. Они получили название «английской эвакуации». Многие из них через Константинополь, Болгарию, Грецию или Румынию самостоятельно добирались до Королевства. По некоторым данным, к лету 1920 г. в братской стране сосредоточилось около 30 тыс. выходцев из России[1].
Осенью 1920 года остатки Русской армия генерала П.Н. Врангеля покинули Крым. По данным исследователей, родину под страхом смерти оставило более 100 тыс. военных и около 50 тыс. гражданских лиц. Благодаря доброй воле сербского Монарха и усилиям его правительства, русские беженцы этой «волны» были по мере возможности благоустроены в Королевстве. Летом 1922 года, в ходе реорганизации Русской армии в добровольное объединение различных союзов и обществ, генерал П.Н. Врангель отказался от политической роли и передал её Великому Князю Николаю Николаевичу, останки которого в 2015 году были перезахоронены из Франции на родину. В лице Великого Князя как первого Главнокомандующего современная Россия отдала, пусть и запоздало, дань памяти и уважения героям Императорской Армии в годы Первой мировой войны.
Основные усилия П.Н. Врангеля и его штаба были направлены на трудоустройство бывших военнослужащих. Правые монархисты, возглавлявшие монархическое движение в среде российских беженцев в Югославии, были убеждены в том, что единственный путь к возрождению великой, сильной и свободной России есть восстановление в ней монархии, возглавляемой законным государем из Дома Романовых. Один из идеологов русского монархизма в Королевстве СХС, профессор Г.В. Локоть, в 1921 г. писал: «Только Монархия, возглавляющая и символизирующая крепкую национально-русскую государственную власть, может вывести Россию из хаоса и анархии, созданных революцией, и направить Россию на путь нормального эволюционного развития. Только Монархия будет символизировать для русского народа возвращение его на путь гражданского, социального и государственного порядка и права. Только Монархия будет являться в глазах народа прочной гарантией развития на истинно народных, национально-русских началах, единственно обеспечивающих национальные интересы, национальное достоинство и национальную мощь русского народа»[2].
В 1922 году монархическое движение из-за разногласий по вопросу о кандидате на российский престол раскололось на два лагеря, один из которых поддерживал Великого Князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II, а другой – Великого Князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата Императора Николая II). К середине 1920-х годов противостояние и поляризация в монархическом движении усилились. В Югославии среди монархистов примерно две трети составляли «николаевцы» и одну треть – «кирилловцы». Время от времени представители то одной, то другой группировки собирались на съезды, собрания, принимали резолюции, вербовали в свои ряды новых сторонников, издавали газеты, пропагандистские брошюры и листовки.
Вместе с Русской армией в Королевство СХС эвакуировались и кадетские корпуса, над которыми шефствовали члены Династии Романовых. В свою очередь кадетские корпуса были размещены в сербских городах Белая Церковь и Великая Кикинда, где находились и женские институты, так что жизнь их тесно переплеталась. Одно без другого представить невозможно. Потянешь за любую ниточку, и клубок начнет разматываться… О кадетах скажу особо ниже, в специально посвященной этой теме главе.
На землях Королевства СХС возникло около 300 малых «русских колоний» в Загребе, Новом Саде, Панчево, Земуне, Белой Церкви, Сараево, Мостаре, Нише и других местах. Самыми многочисленными, в несколько тысяч человек, были объединения русских беженцев в городах Белград, Земун, Сараево – промышленных и культурных центрах страны, где беженцам легче было найти работу и реализовать творческий потенциал. В других городах Королевства – Загребе, Любляне, Скопле и др. — русских было значительно меньше. Население, в большинстве католики и мусульмане, относились к русским православным людям насторожено. Большое количество малочисленных колоний русских беженцев было расположено в Сербии.
Жизнь русских беженцев в Югославии, благодаря усилиям отечественных и сербских исследователей, сегодня в достаточной степени изучена[3]. (Сноска 3) Нас же главным образом интересуют «душки»-институтки и кадеты, судьбы которых очень часто переплетались.
Возможность длительного проживания русских беженцев в КСХС требовала организации обучения детей. Королевство стало первой страной, где уже в 1920 г. зарождалась российская зарубежная школа. Основу беженской школьной сети в Королевстве составили эвакуированные в начале 1920 г. из южной России казённые учебные заведения – два кадетских корпуса (Киевский и Одесский, объединенные в Русский кадетский корпус) и два девичьих института (Харьковский и Донской Мариинский). С мая 1920 г. представительство Всероссийского союза городов приступило к осуществлению своей миссии по организации школьных учреждений. В это время в среде эмигрантов еще преобладало мнение о кратковременности их пребывания вдали от России. Поэтому руководство указанной организации видело свою задачу в создании таких школьных учреждений, которые, не требуя крупных средств на свое содержание, давали бы детям классическое русское воспитание и образование. Для этого школе предстояло передать детям традиции русской культуры, поставить надежные препоны на пути их денационализации в инородной среде, вне родной земли, в условиях отсутствия собственной государственности, но при этом помочь не оказаться в самоизоляции и использовать достижения мировой культуры. При всей разнородности по социальному и профессиональному составу, по материальному положению и политическим взглядам эмиграция была достаточно единодушна в стремлении сохранить детей русскими и патриотами Отечества, пусть временно и пребывающего под большевицким игом.
Летом 1920 г. в Белграде, Панчево, Сараево, Земуне и Скопле возникли детские заведения, которые взяли на себя все заботы о детях в течение дня: питание, обучение, отдых. Такие заведения назывались детскими домами.
В октябре 1920 г. в Белграде, благодаря финансовой поддержке Государственной Комиссии по приёму и устройству русских беженцев, по предложению профессора В.Н. Плетнева была открыта 1-я Русско-сербская гимназия в составе пяти (III-VII) старших классов. Создание первых русских учебных заведений имело важное значение, но в 1920 г. большая часть эмигрантов не обучались в школах.
Появление «крымских» беженцев, среди которых было несколько тысяч детей, подростков и молодых людей, нуждавшихся в завершении своего образования, сделало необходимым расширение сети учебных заведений. Власти позволили российским эмигрантам создать свою автономную школьную систему. Деятельность русских школ, по замыслу русских педагогов, должна была воспрепятствовать отчуждению, денационализации и ассимиляции русских детей. В межвоенный период в Королевстве существовало четыре типа русских школ: 1) Специальные средние школы-интернаты (кадетские корпуса и женские институты); 2) Классические гимназии; 3) Основные начальные школы, и так называемые 4) Школьные группы (формировавшиеся в местах, где русских детей было немного). Учебная программа в целом была копией соответствующих программ начальных школ, гимназий и реальных училищ царской России, дополненных изучением сербско-хорватского языка. Экзамены на аттестат зрелости проходили в присутствии представителя югославского министерства просвещения. Свидетельство об окончании русского среднего учебного заведения давало право на поступление в высшие учебные заведения Югославии.
Примечание:
[1] Козлитин В.Д. Российская эмиграция в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1921-1923). //Славяноведение. -1996. № 5. С.16.
[2] Йованович М. Как братья с братьями: Русские беженцы на сербской земле // Родина. 2001. № 3. С. 25.
[3] См., напр., Афанасьев А. Полынь в чужих краях / А М. Афанасьев. — М.: «Молодая гвардия», 1987. — 210 с.; Осадчая А.П., Афанасьев А.Л., Баранов Ю.К. Почему мы вернулись на Родину: Свидетельства реэмигрантов / под ред. А. П. Осадчая, А. Л. Афанасьева, Ю. К. Баранов. — М.: «Прогресс», 1987. — 398 с.; В.И Косик, Е.В Алексеева, В.Д Козлитин, В.А. Тесемников Косик В.И. Русская Югославия: фрагменты истории, 1919-1944./В.И. Косик //Славяноведение.-1992.-№4.-С.20.; Алексеева Е.В. Российская эмиграция в Королевство сербов, хорватов и словенцев.1920-1941 годы./Е.В. Алексеева //Отечественная история. — 2000.-№1.-С.33.; Козлитин В.Д. Российская эмиграция в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1921-1923)./В.Д.Козлитин //Славяноведение.-1996.-№5.-С.16.; Тесемников В.А. Русские профессора Белградского университета (1919-1941)./В.А. Тесемников //Педагогика -1998 -№5.-С.22.; Предраг Драгич Киюк. Восток на Западе. Русские эмигранты в православной сербской культурной среде. В кн.: Драгић Кијук Предраг Р. Уметност и зло. Прилози анатомији политичке похоте. — Рума: Српска књига, 2005. С. 116 — 170. и др.