Шмаковский монастырь-1
«НОВЫЙ ВАЛААМ» В ПРИМОРЬЕ
К 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича. О Свято-Троицком Николаевском Шмаковском мужском монастыре.
Визит в Приморье летом 1891 года Наследника русского престола Великого Князя Николая Александровича дал мощный импульс развитию православной миссии в крае и предопределил создание самостоятельной Владивостокско-Приморской епархии с единственной в тот период мужской монашеской обителью.
Основали Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский мужской монастырь в 1895 году. Он считался «Новым Валаамом» на приморской земле за схожесть монастырских уставов. В обители особо почитался Государь Император Николай II Александрович. В честь Его восшествия на Престол в 1902 году на склоне горы была построена часовня Казанской иконы Божией Матери. В главном Свято-Троицком храме монастыря за правым клиросом был установлен большой деревянный Крест-Распятие в память об Императоре-Миротворце Александре III, дорогом Родителе Государя Императора Николая II Александровича. В 1912 году в память 300-летия Царствования Дома Романовых во Владивостокской епархии был установлен ежегодный Крестный ход из Владивостока к монастырю.
История Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря – это история края и Православной России, ход которой был вероломно прерван революцией и гражданской войной. В десятилетия государственного атеизма монастырь был закрыт.
В 1995 году, в год столетия Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил Указ Св. Синода: «Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии». Начался новый период жизни в дорогом моему сердцу Шмаковском мужском монастыре.
Андрей Хвалин,
председатель Юбилейного комитета
к 130-летию восточного путешествия
Цесаревича Николая Александровича
+
Основание монастыря
Отмечая вековой юбилей со дня основания Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря в 1995 году тогдашний правящий архиерей Владивостокско-Приморской епархии епископ Вениамин (Пушкарь) писал:
«Сто лет назад в Приморье, на краю Земли Русской, от принесённого иноками древнего Валаама благодатного огня затеплилась духовная лампада – был основан Свято-Троицкий Николаевский Шмаковский мужской монастырь. За свою недолгую историю обитель оказала огромное влияние на духовно-нравственную, хозяйственную, культурную жизнь нашего края. Дай Бог, чтобы открывшийся вновь после семидесятилетнего вынужденного молчания Свято-Троицкий Николаевский монастырь опять приносил нам добрые плоды духовного просвещения. Чтобы в приморских и во всех пределах Русская Земля вновь стала называться Святой Русью, а народ наш народом-богоносцем».
Как невозможно представить Православную Церковь без монашества, так немыслимо говорить об истории и сегодняшнем дне Приморья, умолчав о таком светильнике веры как Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, возникший в глубине уссурийской тайги неподалеку от железнодорожной станции Шмаковка.
Боговдохновенная мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежит Архиепископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову). В епархиальном отчете Святейшему Синоду в декабре 1862 года он писал: «Монастыри всегда считались и действительно были необходимыми в тех окраинах, где вновь насаждалась православная вера. И потому весьма бы было полезно и даже необходимо устроить хотя бы один Монастырь в Приамурском крае. Но устроение Монастыря обыкновенными казенными способами (если бы даже и нашлись они) будет затруднительно и потребует несколько лет. Лучше бы было, если бы нашлись люди подобно отцам, пришедшим некогда в Иверию, которые взяли бы на себя устроить Монастырь или хотя бы даже пустынь и которые бы положили в них начало иноческого жития, но ныне времена не те».
Владыка Иннокентий оказался прав — еще не пришли земные сроки. Но молитвенные и организационные усилия Первосвятителя Амура не пропали втуне: спустя всего лишь тридцать лет первая духовная обитель на Дальнем Востоке затеплила свою духовную лампаду. Чему, безусловно, способствовал и визит Наследника Цесаревича Николая Александровича в 1891 году в Приморье.
Основателем монастыря стал иеромонах Алексий (Григорий Афанасьевич Осколков). Григорий Осколков происходил из старинного дворянского рода Осколковых из Великого Новгорода, где еще в 1375 году Осколковы были «именитыми людьми». В старинном роду Осколковых были предприниматели, имевшие дело в Сибири и конкурировавшие там со знаменитыми Строгановыми. Один из предков Григория Афанасьевича совместно с иеромонахом Макарием в 1681 году учредил на Байкале Посольский монастырь.
Григорий Осколков был достойным представителем своего рода. Он закончил кадетский корпус в 1853 году, был произведён в офицеры артиллерии, служил и сражался под Севастополем, где «обнаружил полную отвагу». По окончании войны служил в Главном артиллерийском управлении и в Мастерской Технического института. Затем он оставляет военную службу и становится крупным железнодорожным подрядчиком. А в 1873 году, в 38-летнем возрасте, вследствие неизвестного душевного потрясения, он ликвидирует все дела и подряды и уезжает в Америку, откуда совершает далекие путешествия.
В восьмидесятые годы он посетил Афон, где близко сошёлся с настоятелем Русского Пантелеимоновского монастыря о. Макарием и настоятелем Иерусалимской миссии о. Антонином. Здесь, на Афоне, наконец Осколков нашел душевный покой, коего искал по всему свету. Приняв монашеский постриг с именем Алексия, он несколько лет прожил отшельником. В 1892 году о. Антонин пригласил его расписать храм Святого апостола Петра в Яффе. Отец Алексий был талантливым иконописцем. Вскоре после выполнения этого послушания он перешёл в Камчатскую епархию с благословением афонских старцев устроить в этих диких краях иноческую обитель.
Иеромонах Алексий прибыл в Камчатскую епархию 27 сентября 1893 года и до открытия монастыря был зачислен в штат архиерейского дома. В соответствии с Указом Святейшего Синода от 4 августа 1893 г. (№ 3476) был послан для изыскания места под предполагаемый монастырь и средств для содержания его в будущем. Руководство по устройству обители было поручено местному Преосвященному епископу Макарию.
К содействию в этом богоугодном деле был приглашен также Приамурский генерал-губернатор генерал-лейтенант С.М. Духовской.
Сразу же по прибытии в Камчатскую епархию иеромонах Алексий деятельно взялся за исполнение своей миссии: он собирал добровольные пожертвования, подыскивал место для устройства монастыря. Всяческое содействие ему оказывали Владыка Макарий и генерал-губернатор С.М. Духовской. Определив место для расположения будущего монастыря, о. Алексий с разрешения Святейшего Синода (Указ № 2295) выехал в Иерусалим и на Святую Афонскую гору для приглашения иноков. Его обращение к братии по поводу устроения новой обители на Дальнем Востоке было встречено сочувственно, но имеющих возможность поехать не оказалось. Поэтому о. Алексий обратился к Финляндскому архиепископу Антонию и Валаамскому игумену с просьбой назначить для Приамурского монастыря иноков с Валаама.
Устав Свято-Троицкого Николаевского монастыря был взят в точности с Валаамского и соблюдался с такой же строгостью, как и в последнем. Поэтому, как писал впоследствии о. Григорий (Ваулин) : «Следовало бы назвать наш монастырь «Новым Валаамом» по примеру «Нового Афона» на Кавказе и «Нового Иерусалима» близ Москвы». Официальное учреждение нового монастыря состоялось 1-го ноября 1894 года Указом Святейшего Синода.
На место устроения обители о. Алексий прибыл в августе 1895 года. Вначале он жил в доме начальника телеграфной станции «Тихменево», который одиноко стоял в диком необжитом месте уссурийской тайги. Затем он перевёз сюда деревянный дом, который пожертвовал для нужд обители генерал-губернатор Приамурского края С.М. Духовской. В этом доме о. Алексий разместил домовую церковь, трапезную, кухню, кельи для себя и будущей братии.
Первыми насельниками нового монастыря стали прибывшие с Валаама иеромонах о. Сергий и иеродиакон о. Герман. Иноки ревностно служили Богу и исполняли все хозяйственные послушания: рубили и вывозили лес для монастырских построек и на дрова; строили помещения и вели хозяйство; косили сено и заготовляли припасы на зиму; готовили пищу себе, немногим рабочим, а по воскресеньям и праздничным дням всем приходившим богомольцам. Первые годы были очень трудными. Остро ощущался недостаток пищевых запасов и предметов первой необходимости, зимой иноки страдали от холода. Источников дохода монастырь не имел: собранные ранее игуменом Алексием деньги закончились, поэтому инокам пришлось прибегнуть к крайней мере – взять деньги взаймы у торговых людей Владивостока.
Преклонный годами и слабый здоровьем о. Алексий решением Святейшего Синода был отправлен на покой с должности настоятеля и строителя монастыря и 2-го января 1897 года отбыл на Афон. С отъездом игумена Алексия в монастыре осталось только двое иноков. «В обители ни средств, ни хлеба, ни припасов не было; отъезжающий на Афон о. Игумен даже не решился взять из Монастырских сумм более 15 руб. (а их всего было не более ста рублей, долгу же за обителью Т. Д-му и Я.И. Чурин и К° числилось 1800 рублей). Из построек, возведённых при Игумене о. Алексии, кроме дома, пожертвованного генерал-губернатором Духовским, были: кухня, сделанная из плетня, обмазанного глиною, начавшаяся постройкою из плетня еще гостиница, конюшня, погреб-ледник, амбар и сарай».
Вторым настоятелем и строителем монастыря был назначен молодой иеромонах Сергий. Впитавший заветы валаамских старцев, научивших его строгому и беспрекословному послушанию, о. Сергий с любовью взялся за дело устроения вверенной ему обители. Самоотверженность и бескорыстный труд двух иноков привлекли местное население. В монастырь на послушание начали приходить крестьяне окрестных сёл. Поступая в монастырь, каждый вносил на обзаведение обители свой посильный вклад: деньги, пчёл, хлеб, волов, лошадей.
Вскоре начали поступать пожертвования из ближайших сёл и городов, а затем и из дальних мест. Увеличилось количество насельников. Когда в число монастырской братии стали поступать уволившиеся в запас из армии и флота, бывшие в своем большинстве грамотными людьми, это способствовало благоустроению и совершенствованию монастыря. Только дух монашества мог достигнуть такого результата. Стремление к истинному идеалу иночества, любовь и преданность к делу заставили соединиться в одну дружную сплочённую братской любовью семью, состоящую из лиц разных сословий, возрастов, положений, состояний. Такой семьёй стал монастырь через несколько лет после основания.
Определением Святейшего Синода от 18 сентября 1903 года (№ 1723) о. Сергий был возведён в сан игумена. Посвящение торжественно совершил в монастырском храме епископ Евсевий в день Святой Троицы. С именем игумена Сергия связаны замечательные страницы истории монастыря, который в 1897 году получил наименование Свято-Троицкого Николаевского.
Хозяйство и строение монастыря.
Монастырь располагался у подножия и по склону горы Преображенской, которая возвышаясь над обителью, защищала её от резких северных ветров и охватывала полукругом территорию монастыря. С западной и северо-западной стороны монастырские земли ограничивались руслом и долиной реки Уссури. Все постройки монастыря располагались тремя группами: первая – по южному склону горы, в непосредственной близости от храма; вторая – в южном направлении, между ближним и дальним скотными дворами; третья – к северу от храма, по берегу протоки реки Уссури.
Храм возвышался над всеми монастырскими постройками 12-ю куполами, имел в плане форму креста, вмещал около 400 человек молящихся. Он был построен в 1899 году из кедрового леса бригадой китайских строителей. Деньги на постройку этого храма были пожертвованы известным иркутским миллионером Иннокентием Михайловичем Сибиряковым, почившем в Бозе на Святой горе Афоне в сане схимонаха.
В 1902 году на склоне горы, в непосредственной близости от храма была построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Престол Государя Императора Николая II. В монастыре особо почитался Благочестивейший Государь потому, что в Его Царствование были прославлены много новых святых, открыты новые храмы и монастыри, в том числе и Шмаковский, которому Высочайшим Повелением был отведён лесной участок для устроения обители. Самая первая порубка дарованного Государем Императором леса была употреблена на постройку часовни.
Ближайшими к храму монастырскими постройками были: корпус братских келий, трапезная и дом настоятеля. В 1906-1908 гг. деревянные здания братского корпуса и трапезной были заменены на кирпичные, более просторные и благоустроенные. В 1912 году был построен из кирпича двухэтажный дом настоятеля, где, кроме покоев настоятеля, были библиотека и канцелярия.
Среди сооружений, расположенных поблизости от храма и часовни, кроме названных, были: книжная лавочка, где продавались иконы, кресты, книги религиозно-нравственного содержания, церковная утварь, ладан, лампадное оливковое масло, церковное вино; больница с аптекой; хлебопекарня; мастерские в трёх деревянных зданиях; дом для рабочих, кухня, гостиница, школа.
Вторая группа монастырских строений и служб располагалась к югу от основной застройки. Здесь были: ближний и дальний скотные дворы, сад и огород, пасека, свечной завод, кладбище.
Третья группа монастырских строений раскинулась вдоль берега протоки р. Уссури и включала: рыбо-засольный сарай, где солили, вялили, коптили и хранили рыбу; маслобойню, в которой вырабатывалось масло из семян льна и конопли; сушильну для зерна; кузнечно-слесарную мастерскую с двумя большими горнами; баню и прачечную с колодцем и поршнем для быстрого накачивания воды, а также с приспособлением для облегчения труда при стирке белья; корейскую и китайскую фанзы, в которых жили работающие в монастыре китайцы и корейцы.
Хозяйство монастыря было весьма обширным и хорошо налаженным. Кроме уже названных служб монастырь имел свой кирпичный завод, паровую мельницу, электростанцию, типографию. Монастырское хозяйство, где каждая мелочь была предусмотрена и разумно использована, своим процветанием обязано одухотворенному труду иноков. Это отмечали все паломники монастыря: и светские лица, и люди духовного звания. Главная же цель насельников монастыря была в заботе о спасении собственной души и ближних своих, на которых монахи имели доброе влияние собственным примером благочестивой и трудовой жизни.
(Окончание следует)