ХРАНИТЕЛЬ ИСКОННЫХ ПРАВ

Выставка памяти Императора Александра III Миротворца
в Государственном Историческом музее

В октябре 2020 года в Государственном Историческом музее на Красной площади открылась выставка, посвященная 175-летию со дня рождения Государя Императора Александра Третьего. Выставка называется «Александр III Миротворец». В ней приняли участие 14 музеев страны. Для научного коллектива Исторического музея организация выставки настоящий подвиг. В ковидный 2020 год надо было собрать и согласовать все подписи и документы и принять экспонаты. Так же научным работникам пришлось отстаивать в борьбе с дизайнерами право написать к каждому экспонату пояснение на маленькой карточке. Нынче это, оказывается, не принято.

Четкого плана у выставки нет, поэтому и я буду вести рассказ просто, переходя от экспоната к экспонату.

Итак, откроем тяжелую дверь зала на самом верху, почти под крышей Музея и войдем.

Прежде всего, поражает темнота – темно-серые стены давят и выглядят угнетающе. Пройдемся по выставке и рассмотрим с вниманием экспонаты.

Встречает посетителя большой и роскошный серебряный венок, который все принимают за погребальный. На самом деле это венок памятный, изготовленный в 1912 году к открытию памятника Государю. Венок от правых членов Государственной думы с надписью – «хранителю исконных прав народа русского».

ХРАНИТЕЛЬ ИСКОННЫХ ПРАВ
Венок в память Императора Александра III от Государственной Думы. 1912 г. https://catalog.shm.ru/api/spf/.

Рядом стенд с медалями эпохи царствования. Медаль Пржевальского, медаль Горчакова, медаль железных дорог — Полесской и Екатерининской, Сурамского тоннеля, медаль Томского университета – в честь открытия. Разумеется, медаль, посвященная чудесному спасению Августейшей Семьи после крушения императорского поезда возле станции Борки – медаль с прекрасным барельефом всей Семьи, особенно трогательна фигурка маленькой Великая княжны Ольги. Медаль промышленной выставки 1882 года с очень красивой женской фигурой, символизирующей Россию.

Представлены и другие медали: «За веру и верность». «За храбрость». «За верность». И где теперь все эти качества? Может, остались у монархистов.

Огромная книга с телеграммами в честь 25-летия Августейшего брака.

Чудесная небольшая картина Венецианова – мальчик с розгами — приобретённая еще Наследником Александром и хранившаяся потом в Александровском дворце.

Портсигар из пурпурного родонита высшего качества, без единого пятнышка фирмы Фаберже. Это «герой» многих романовских выставок.

Большой и необычный слон с бирюзовой эмалью и золотыми накладками. Коллекция бирюзовых эмалей Императора Александра III была лучшей в Петербурге.

На выставке представлено много фотографий – подлинных, тусклых и пожелтевших. Особо стоит отметить фото всей Царской Семьи с лайкой Камчатка в Гатчине – фото 1887 года, за год до трагедии в Борках. Толстенькая такая, беленькая на фото собачка. Государь не расставался с собакой, она всегда была при Нём. Подарили её жители Камчатки – отсюда и кличка. В Борках она погибла, а ведь была у ног Хозяина! Хранил Бог Государя!

А теперь – о красивом и царском. Блюдо с бриллиантами от Апшеронских нефтепромышленников. Государь ездил на Апшерон. На серебряном блюде чеканка – нефтяные вышки и эффектный нефтяной фонтан – мечта олигарха! Только Царь всё тратил на Свою страну.

Чеченская шашка. Клинок древний, средневековый. На нем арабской вязью надпись – «Лучше смерть, чем страх».

Надпись современная — «Великому могущественному Императору». Это к вопросу о том, что ценят на Кавказе… Указан и год визита Царя — 1306 год хиджры — 1888 год. А вот и комплимент — тоже надпись – «от благоденствующего под его сенью чеченского народа, обретшего защиту, радость, сердечную любовь».

Далее надписи — «Мастер Таха из аула Старый Атаги и мастер Якуб из аула бахчи Юрт». Чтут мастеров! На устье и на клинке надписи дублируются. Шашка хранилась в Гатчине.

Любил Государь собирать гальку в Крыму и отдавать ее на гранильную фабрику. Получилась пепельница Голыш, забавная, похожая на большую фасолину.

А вот подарок инженера Андрея Николаевича Глебова на Пасху 1894 года. На личные деньги купил инженер участок земли под Таганрогом, занялся поисками и нашел там золото! Взял он первый кусок золотоносной кварцевой породы, оправил в серебро и алый бархат, вставил в большое алое деревянное пасхальное яйцо. Сделал надпись: «Чем Бог послал. Первое золото, найденное в Южной России. Село Нагольчик Таганрогского округа. Инженер А.Н. Глебов». Хранился подарок в личных комнатах Государя.

Привлекает внимание ярко красный веер, поднесенный Цесаревне Марии Феодоровне от Кубанского казачьего войска.

Рядом подношение от Лейб-гвардии Стрелкового батальона Царского Села. Богатый складень — в год чудесного спасения в Борках — в форме домика, с резьбой, прекрасной иконой всех соименных Царской Семье святых. На складне крупно выложена дата поднесения – 6 ноября 1888 года.

Самое трогательное подношение, уже после коронации, 1883 года от неизвестной мастерицы. Льняное свадебное полотенце, внизу вышит портрет Государя и Государыни с известного фото, где они вдвоем у золотой решетки. Вышит шерстью и хлопком. Даже не шёлком! Полотенце – главное украшение русского дома. Свадебным полотенцем соединяли жениха и невесту. Каков замысел, и каков пример для жениха и невесты!

Наконец, в выставку вклинивается нечто, никак к ней не относящееся. Ювелирные украшения современного Дома Аксеновых. Подражание русскому 19 веку: броши, эффектный ажурный кокошник с жемчугом. Эта же фирма делала украшения для фильма «Война и мир». Мило, но, по-моему, чужеродно.

Заворачиваем и переходим в другой зал, точнее – в другой коридор. Нас встречает огромный портрет во весь рост Государыни Марии Феодоровны кисти Маковского в придворном фиолетовом платье.

А напротив два коронационных блюда. Блюдо Донских калмыков. Металлическое – что-то вроде бронзы. Темное. По внешнему краю всё усыпано скульптурными буддийскими символами, тоже из металла. Семь драгоценностей, от которых отказался Царевич Будда после ухода к «просветлению». Иными словами, 7 драгоценностей, которые имел Царь: колесо закона; древний камень, исполняющий желания; верная и красивая жена; белый слон, символ самостоятельности правителя; мудрый министр; конь — солнечная колесница; генерал, победивший всех врагов.

Фарфоровое блюдо от Волостных старшин Вятской губернии. Цветы и розы на ярко-голубом фоне. Красиво и как-то провинциально.

Большая государственная печать – круглая, огромная и тяжелая. Жаль, размер не указан.

Гравюра художника Г.А. Коррадини «Император Александр II на смертном одре». Очень красива скорбящая Россия у одра.

Заворачиваем снова и попадаем в другой коридорчик. Нас встречает много портретов кисти Извекова, Маковского, Тюрина, Дмитриева – Цари, и министры.

ХРАНИТЕЛЬ ИСКОННЫХ ПРАВ
Обложка альбома «Александр III. Русский Государь» с выставки. http://www.museumbook.ru/images/

А вот, наконец, и Рущукский отряд! В его составе был Софийский пехотный полк. Шеф полка, конечно, Государь. Георгиевское Юбилейное знамя полка — подлинное. 1878 год. Белое, черное с золотом. С надписью «за отличие».

Тут же подлинник знаменитой картины В.Д. Поленова «Комната командира Рущукского отряда 1878 год». Картина немаленькая, много деталей. Всё видно.

Когда Государю исполнилось 8 лет, его Дед – Император Николай Первый подарил ему детскую офицерскую саблю тульских мастеров. Было у Государя и детское ружье с орнаментом в русском стиле и превосходными боевыми качествами – всё это на выставке.

Альбом с рисунками — портрет крестьянина–ямщика, скорее всего. 1853-1863 гг. – еще молодого Наследника.

Коллекция минералов, собранная еще отцом Государя. В 1871 году в ней было 593 образца. Использовалась для обучения Александра Третьего и Николая Второго. Несколько образцов представлены на выставке.

Дневник Наследника Александра за 1866 год – год женитьбы. Вклейка с карандашным автопортретом принцессы Дагмары в профиль и её рукой стихи – «я ношу в сердце радость и боль любви». Дневник большой. Формата больше, чем А 4. Почерк чёткий. И, недалеко в витринке, для сравнения, записная книжка Государя Александра Второго за 1845 год с записью о рождении Сына Саши — крошечная памятная книжка с записью невозможным почерком.

Вот огромный и толстый альбом – коронационный подарок женщин-датчанок лично Марии Феодоровне, 1883 г. Они собрали больше 20 тыс. подписей датчанок и переплели их в альбом. Алый бархат, золотое тиснение слов на датском — Марии, Императрице России. Сам адрес оформлен изысканным серым рисунком: плывет по озеру лодочка, в ней женщины с цветами и венками, на переднем плане – цапля, собачка в камышах, растения. «В день коронации, когда звучат поздравления, женщины страны детства и юности Вашего Величества испытывают потребность поднести вещественный знак своей любви и преданности Императрице России». Всё это не прошло даром – связи Дании и России были крепкими и долгими. Прекрасный портрет Друга последней Царской Семьи Григория Ефимовича написан именно датской художницей госпожой Краруп.

Маленькая яркая вещица – личная печать-герб Цесаревича из ляпис–лазури. Очаровательно!

Покидаем коридорчик и идём в центральные залы. Там нас ждёт раздел о международной политике периода жизни Императора Александра Третьего.

Большая картина художника И.О. Миодушевского – открытие моста имени Александра III в Париже. Рядом в витрине молоточек, которым Император Николай Второй ударил по кирпичу в 1896 году при закладке этого моста. Молоточек прибыл из Эрмитажа. Белая ручка с золотой инкрустацией.

Очень эффектны знаки и грамота Ордена Подвязки – всё огромное – пергамент, шёлк, золотые нити. Больше нигде этого нам не увидеть – не ехать же в Англию домой к кавалерам! А наш Император – кавалер Ордена!

А вот совершенно очаровательная уникальная вещь — маленький овальный блокнотик для рисования. И на одной страничке – карандашные поясные портреты всех трёх Императоров, которые встречались 15-16 сентября 1884 г. в Скерневицах. И там же три «августейших» автографа — Вильгельма, Франц-Иосифа и Александра III. Портреты чёткие как фотография.

Вторая уникальная вещь — последняя страница Договора перестраховки между Россией и Германией с подписями Бисмарка и Шувалова. Для того чтобы получить этот экспонат, потребовалась подпись лично министра Иностранных дел РФ С.В. Лаврова. Как сообщают источники, Договор перестраховки 1887 года (нем. Rückversicherungsvertrag) — обиходное (в дипломатических кругах Германии и России) название тайного договора между Россией и Германией, подписанного в Берлине 6(18) июня 1887 года канцлером Бисмарком и русским послом П.А. Шуваловым. В условиях развала (после сербско-болгарского военного конфликта 1885-1886 года) «Союза трёх императоров» Германия, стремясь избежать русско-французского сближения, пошла на заключение двустороннего соглашения с Россией. «Застраховавшись» для новой войны против Франции союзом с Австрией и Италией, Германия решила «перестраховаться» соглашением с Россией.

Но чего бы стоили все договоры, если бы у России не было оружия! Перейдём к нему – к парадному и боевому.

Подарок Бухарского эмира – сабля. Золото, алмазы, рубины, жемчуг, шпинель. Золотая вся – смотреть больно на золотые ножны!

Бухарское седло — слоновая кость, дерево, чеканка, сталь. Алое, пёстрое, как игрушка, но настоящее боевое. Задней луки нет. Можно стоять на нём. Вертеться во все стороны, можно бросить поводья на переднюю высокую луку и свободными руками стрелять на всём скаку. Знает Восток толк в конном бою.

Немецкая морская парадная сабля — торжество строгого арийского духа. Сталь, кость, латунь. Готический узор, эфес в форме головы льва. Изящно, красиво, парадно и очень строго. Особенно ярко это всё видно рядом с роскошью бухарской сабли.

А вот и современное оружие. Служило оно очень долго. Так сказать, долгосрочный подарок Государя. Винтовка Мосина. Снята с вооружения только в середине 20 века – каковы же были её боевые качества! И тут же рядом револьвер Наган. Военное министерство искало надёжное и дешёвое массовое оружие. На конкурсе 1892 года Наган победил Смит и Вессон.

Пулемет Максим. С ударением на «А». Он не наш, но мы первыми приняли его на вооружение. Умел Государь видеть и брать хорошее.

Там, где оружие, там формы и мундиры. Армию надо одеть. И Император ввел новую форму. Она представлена на манекене. Да, внешняя красивость убрана. Но цели у формы другие. У нас многомиллионная армия. Её надо обмундировать и при этом не вылететь в бюджетную трубу.

Униформа без пуговиц — крючки и петли – можно шить нечто общего размера и подгонять на месте по фигуре. Индпошива нет. Нет пуговиц – это дёшево! Отдаленно форма напоминает армяк, с элементами поддевки и зипуна – народная одежда. Она всегда удобна. Есть запах спереди, складки сзади. Декора нет. Максимальная простота.

Мундир самого Императора. Государь был мощным, и манекена, соответствующего его фигуре, не нашлось. Поэтому мундир несколько странно висит.

А вот то, на что особо и не смотрят – а жаль! Серебряные закладные доски Императорских яхт. Заложены и строились в Дании. Это знаменитые «Полярная Звезда», 1888 года и «Штандарт» 1893 года закладки. Закладка всегда происходила в присутствии Царской Семьи. На серебряных досках гравировка — изумительные по красоте силуэты. «Штандарт» признан самой красивой яхтой в мире.

Вот трогательный штрих, который показывает, как любили люди Государя: серебряная чарка 147-го Самарского пехотного полка. В чарке сделан большой продольный разрез – чтоб после Императора из неё никто больше никогда не пил.

Великолепный Репинский портрет генерала Михаила Ивановича Драгомирова. Выдающийся военный мыслитель. Его курс военной тактики слушал Цесаревич Александр в 1861-1863 гг.

Самый большой экспонат выставки – точный макет пассажирского вагона третьего класса и паровоз. 1890 год. Деревянные скамьи – верхние и нижние. Они выдвигались на двух человек. Очень занятно рассматривать — окошечки, тамбур, двери, места для пассажиров. Зеленые вагоны – третий класс, желтые – второй, синие – первый.

Покидаем зал с вагоном и заходим в маленький коридорчик — справа от лестницы наверх. И там…

… Все время моё сердце сотрудника Юбилейного комитета ныло – ну где же хоть что-то о Восточном путешествии Цесаревича Николая?

ХРАНИТЕЛЬ ИСКОННЫХ ПРАВ
Подносное блюдо. Мастерская И.Н. Лагутяева. Екатеринбург. 1891 г. https://i.ibb.co/

И вот оно – незаметное и ослепительное. О нём не рассказывают экскурсоводы и, бросив торопливо один взгляд, шмыгают мимо посетители.

Орское подносное блюдо. Было поднесено Наследнику Николаю Александровичу 24 июля 1891 года, надпись из драгоценных камней – «От башкир Орского уезда». Руки будущего Царя-мученика прикасались к нему.

Сияет, как бриллиантовый, вензель Цесаревича под сверкающей великокняжеской короной в центре блюда. Вензель окружён зелёным лавровым венком из драгоценного камня. Внизу герб Орска. Само блюдо из жёлто-коричневой яшмы цвета сливок. Изумруды, рубины, сапфиры, берилл, аметист, александрит, демантонид и гессонид украшают надпись, корону и вензель.

Князь Э.Э. Ухтомский, летописец восточного путешествия, писал о блюде в своей знаменитой книге: «Весьма изящное, самое изящное из всех здесь поднесённых». Сердце моё возрадовалось.

Рядом с блюдом серебряная закладная доска Уссурийской железной дороги. Уссурийскому участку Император придавал очень большое значение. Перечислим заодно все участки Транссиба: Западно-сибирский, Средне-сибирский, Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский, Уссурийский.

На закладной доске, на половинке её, с большим мастерством изображён целый пейзаж — сопки, домики, деревья, озеро, часть вокзала. Другую половину занимает надпись – очень убористая и большая. В противоположных углах двуглавый орёл и вензель Императора.

Панорама Транссибирской железнодорожной магистрали Павла Яковлевича Пясецкого. Это самый большой сюрприз выставки и требует особого рассказа.

Это панорамная картина длиной 942 метра, написанная в 1894-1903 годах художником Павлом Пясецким по заказу Управления строительством Сибирской железной дороги. Создана на базе многочисленных путевых эскизов и изображает виды Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. 9 рулонов акварели шириной примерно 54 см. Панорама получила Большую золотую медаль на Выставке в Париже в 1900 г. Художник получил от Франции орден Почётного легиона. Показ панорамы был очень необычен – этакая «четыре дэ» технология в начале 20 века. Рулон постепенно разматывался со скоростью движения поезда, смотровой павильон был в виде вагона, лавки тряслись, был шум и стук колёс, экран в виде окна поезда. Создавалась иллюзия, что посетитель едет по Сибири и смотрит в окно.

На выставке в Историческом Музее представлена только малая часть панорамы. Вокзал Верхнеудинска, нарядный как пряник, деревянный. Разукрашенный флагами и арками с зеленью. Могучие сибирские реки, уходящие за горизонт, синие сопки, степи, неоглядные леса, трогательные осенние золотые деревья. Подлинник панорамы хранится в Петербурге в фондах Государственного Эрмитажа. И никто не позволил вывозить подлинные акварели в Москву. И тогда компьютерщики Исторического Музея совершили маленькое чудо. Они оцифровали часть картин и создали виртуальную панораму, очень эффектную и тоже плывущую со скоростью поезда. Садись на банкеточку и любуйся!

ХРАНИТЕЛЬ ИСКОННЫХ ПРАВ
Панорама Транссиба. Художник П. Пясецкий. https://www.usurt.ru/uploads/main/.

Скромно в уголке висит карта Транссиба 1903 года. Это выдающееся произведение картографического искусства. Автор Э.А. Коверский. Создана к 10-летнему юбилею Комитета Сибирской железной дороги. Заставки карты рисовала Е.П. Самокиш-Судковская. В картушах – реки, причалы, поезда, вокзалы, станции, вид московского Кремля в центре.

Теперь поднимемся по очень крутой темно бордовой лестнице на последний этаж – оттуда открывается изумительный вид на всю Красную площадь. На верхней площадке лестницы нас встречает знаменитый портрет Александра Третьего кисти Серова. Рядом низкое деревянное кресло-качалка из личных покоев Государя в Аничковом дворце. Кресло в русском стиле. Большая круглая спинка, на ней вырезано два петушка.

Дальше наверху несколько предметов, рассказывающих о том, что Исторический музей создавал Император – его собственноручное письмо, утверждённый проект — прекрасный цветной рисунок будущего здания Музея.

В витринах — жемчужные кокошники и стеклянные аптечные бокалы с орлами. Привлекают внимание несколько средневековых европейских ювелирных изделий из металла.

Заканчивая разговор о выставке «Император Александр III Миротворец» в залах Государственного исторического музея», в качестве постскриптума скажем несколько слов о каталоге.

Его, по сути, нет. Нет книжечки, где были бы полностью перечислены все экспонаты. Есть большой альбом-биография Александра Третьего. В него вошло как иллюстрации только то, что есть в фондах Музея. Экспонаты из других музеев страны там не представлены. Альбом дорогой – свыше 2000 руб. Но почитателей Государя это, возможно, не остановит.

… Спускаемся по лестнице вниз, снова проходим все залы к выходу. Нас провожают складень в честь спасения в Борках, изукрашенный каменный китайский слон и пышное серебро памятного венка. Взгляд невольно выхватывает изящные буквы – «Хранитель исконных прав народа русского»…

Елена Веселова,

сотрудник Юбилейного Комитета к 130-летию восточного путешествия

Наследника Цесаревича Николая Александровича