О БОГАТСТВАХ ТУЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
Беседа писателя Андрея Хвалина с ректором Тульской духовной семинарии игуменом Евфимием (Моисеевым)
Андрей Хвалин: — Как Вы думаете, за годы, прошедшие со «второго крещения Руси» в 1988 году, произошло ли движение от богоборческого государственного атеизма в сторону «симфонии властей», провозглашавшейся в Средневековой Европе и царской России?
Игумен Евфимий (Моисеев): — Думаю, что внешние изменения налицо, а вот что касается внутренних – с этим, конечно, сложнее. Неограниченная свобода, которая была провозглашена 30 лет назад, многих людей просто дезориентировала. Далеко не все смогли найти свой спасительный путь в море бушующих страстей. На сегодняшний день мы видим, что в обществе продолжают бушевать страсти, в том числе и вызванные спорами о том, по какому пути нужно двигаться России. В целом можно отметить, что современная власть – как государственная, так и церковная, стремятся к определённому взаимодействию, обе заинтересованы друг в друге, так как государству нужна духовная опора, а Церкви нужна административная и финансовая поддержка в решении своих вопросов. С другой стороны, до «классической» симфонии, которая предполагает, по сути, просто разделение служений в деле спасения, нам далеко. Мы живём в другую эпоху – в эпоху воинствующего секуляризма. Современные правители, даже если они сами являются православными людьми, или как минимум симпатизируют Православию, всё-таки не могут во всех случаях действовать напрямую в интересах Церкви. Здесь многое зависит от личных качеств того или иного политика, от того, как в конкретном регионе сложатся отношения между государственной и церковной властью. Мы видим в том числе и ситуации, когда порой эти отношения оказываются и неконструктивными. Такова специфика сегодняшнего момента. Поэтому любой служитель Церкви, тем более церковный иерарх, конечно, в своей деятельности должен учитывать, что ему предстоит выстраивать отношения с представителями и государственной власти, и общества, в том числе с людьми, которые определяют информационную политику, потому что сейчас влияние СМИ очень велико. Многое зависит от личных качеств людей, определяющих церковно-государственные отношения: политика, с одной стороны, и церковного иерарха – с другой.
Но, несмотря на все издержки, в большинстве случаев – по крайней мере, в тех регионах, где мне доводилось служить, в целом церковно-государственные отношения складываются достаточно эффективно. Даже в таком регионе, как Татарстан, где исторически живёт значительное количество мусульман, мы видим вполне доброе отношение к Русской Православной Церкви. Мы всегда получали поддержку, к нашим просьбам и нуждам всегда было внимательное отношение со стороны властей Республики Татарстан. Будем надеяться, что такой принцип взаимодействия и в дальнейшем будет определяющим в церковно-государственных отношениях.
А.Х.: — В должности заместителя главы Издательского Совета Вы были в курсе всей церковной литературы, по крайней мере, выходившей в православных издательствах, в том числе и посвященной «царской теме». Как Вы оцениваете её качество, глубину исследования церковно-государственных отношений в царско-императорский период истории России? И каковы были критерии Вашей оценки, с которыми вы подходили к текстам царской тематики?
Иг. Евф.: — Издательский Совет как синодальный отдел, конечно же, руководствуется, в первую очередь, официальными решениями священноначалия Русской Православной Церкви, в данном случае наши рецензенты исходили из того, что Царская Семья канонизирована в лике страстотерпцев. Мы знаем, что перед канонизацией велись достаточно широкие дискуссии, и не все церковные люди, особенно связанные с жизнью Церкви в советский период, приветствовали это решение. Тем не менее Юбилейный Архиерейский собор 2000 года поставил точку в этом вопросе и дискуссию закрыл. Царская Семья была канонизирована, и с тех пор в Екатеринбурге и в других местах, особенно тех, которые связаны с жизнью Царской Семьи, проводятся «Царские дни» и иные мероприятия, посвященные памяти Царственных страстотерпцев.
Что касается оценки литературы по «царской тематике» и предоставления ей грифа Издательского Совета, мы, в первую очередь, смотрели на степень достоверности излагаемых фактов. До сих пор здесь существует много открытых тем – это и вопрос так называемых «екатеринбургских останков», и вопрос отречения Государя от престола и др. Учитывая, что по ряду вопросов ещё нет консенсуса ни в церковном обществе, ни в научном сообществе, мы всегда обращали внимание на степень научной проработки темы. Принимая во внимание эти факты, мы и рассматривали те издания, которые поступали на рецензирование. Может быть, таких изданий было и не очень много, но подобные книги были, и, насколько помню, в большинстве случаев они получали гриф. Это как раз и говорит о достаточно высоком качестве материалов, которые подавались на рецензирование.
По этим вопросам сейчас пишут достаточно серьёзные авторы, историки. И даже, если в каких-то случаях они не согласны друг с другом, то такая разница мнений и взглядов является неотъемлемым элементом научной дискуссии. Поэтому мы не должны драматизировать данное обстоятельство. Нужно следить за соблюдением научной и христианской этики, чтобы на страницах книг, тем более, имеющих гриф Издательского Совета, не было неуместных выражений, некорректно высказанных взглядов и т.д.
Сейчас, насколько я могу судить, существует достаточно большое количество добротной научной и научно-популярной литературы, посвященной Царской Семье. Думаю, что любой человек, интересующийся этой темой, сегодня может самостоятельно составить своё представление о подвиге Царственных страстотерпцев на основании изданий, получивших, в том числе, гриф Издательского Совета. Хотя, повторюсь, есть разные точки зрения, в том числе и внутри Церкви, особенно среди того духовенства, которое ещё в советские годы совершало своё служение.
Но как показал сегодняшний случай с о. Львом (Махно), люди глубокие и вдумчивые всегда готовы действовать в русле тех решений, которые Церковь принимает. О. Лев высказал свою точку зрения, которую, очевидно, он усвоил еще в советские годы, но когда Вы предложили ему изобразить в Покровском храме Царскую Семью, он с радостью согласился. Это характерный пример позиции церковного человека, потому что, каким бы кто не считал себя образованным, всё равно человек ограничен. Поэтому всегда нужно сверять свою позицию с позицией Церкви. Если Церковь признала Императора Николая Александровича святым страстотерпцем, значит, для этого были основания, и факт широкого народного почитания, которое мы наблюдаем и в Екатеринбурге, и у нас в Туле, и в других местах, говорит о том, что русский народ в лице лучших своих представителей, конечно же, высоко оценил подвиг Царственных Страстотерпцев. Царская Семья является уникальным примером для подражания, в первую очередь, тем людям, которые ведут семейный образ жизни. Она показывает, какими должны быть отношения в кругу семьи, как должны строиться отношения между супругами, между родителями и детьми. Это очень редкий, едва ли не единственный случай в истории Православной Церкви, когда канонизирована именно вся семья. Нам известны случаи канонизации супругов, например, святых Петра и Февронии, но мы мало знаем об их жизни, а в случае с Царской Семьей мы имеем документально подтверждённые факты (дневники, свидетельства современников), которые позволяют нам создать максимально объективную картину. Это важно понимать любому православному христианину, в том числе и тем, кто занимается книгоизданием.
А.Х.: — Не могу Вам не задать один вопрос, волнующий меня как председателя Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича, будущего святого Царя-страстотерпца. Маршрут Цесаревича не пролегал через Тулу. Он был в городе уже как Император в 1904 и 1914 годах. Неоднократно посещали Тулу другие представители Династии Романовых. Не могли бы Вы высказать свой взгляд на «императорскую Тулу». Также хочу узнать Ваше мнение в связи со следующим обстоятельством. В последние годы сложились, как я их называю, «царские маршруты скорби», связанные с местами ареста, страданий, ссылки членов Дома Романовых – Псков, станция «Дно», Царское Село, Тобольск, Омск, Екатеринбург, Алапаевск. Их смысловой центр – 17 июля – день мученического подвига Царской Семьи – День Скорби, как он назывался в Русской Православной Церкви Заграницей. Это важная веха в истории прославления Царских мучеников. Но не пора ли нам, на Ваш взгляд, раздвинуть рамки почитания Царственных страстотерпцев и во времени, и в пространстве? Организовать как единое целое, так сказать, «царские маршруты жизни», включая постепенно в них всё новые и новые точки? Ведь с царской Династией Романовых связана жизнь практически всей России, от Владивостока до Тулы. Как Вам такая идея?
Иг. Евф.: — Идея интересная, её надо внимательно изучить. Что касается связи нашего города с царствующими династиями, в том числе с Домом Романовых, связи здесь самые прямые. Всё началось ещё пятьсот лет назад, когда Тула вошла в Большую засечную черту – систему оборонительных сооружений, обеспечивавших защиту России от набегов кочевников с юга и востока. Кстати, в сентябре 2020 г. будет широко отмечаться 500-летие Тульского кремля.
Сегодня в Туле есть замечательный Музей оружия, где демонстрируются в том числе и документы, подписанные разными Государями. Российские самодержцы, начиная с Петра Первого и Екатерины Второй, посещали Тулу, которая приобрела особое значение с того момента, как в городе появился оружейный завод. Тула стала, как сейчас бы сказали, стратегическим объектом, поскольку от вооружения Русской Армии зависела обороноспособность страны. До революции туляков называли «казюками», то есть «казенными», государевыми людьми. Определение пошло от оружейников, работавших на казённых (то есть государственных) заводах. Поэтому в Туле всегда был силён дух служения Государству Российскому, патриотические традиции.
Несмотря на десятилетия безбожия, традиции, заложенные нашими предками, продолжали жить в Туле и в советские годы. Интересна в этой связи цитата из одного ленинского письма, написанного 20-го октября 1919 г. местным революционерам Г.Н. Каминскому, Д.П. Оськину и В.И. Межлауку: «Значение Тулы (…) для республики огромно. (…) <Но> в Туле массы далеко не наши…». Эта характеристика говорит о многом.
Ныне, если сравнивать общественную атмосферу в Москве и Туле, можно подметить ряд существенных отличий. Не думаю, что в Туле возможны были бы такие явления, как «Болотная площадь», активные протесты против действующей власти и т.д. И дело здесь не в том, что туляки какие-то аполитичные люди, а в том, что в Туле сильны традиции государственного служения и патриотизма. В этой связи можно вспомнить и о том, что именно Тула стала родиной «Бессмертного полка».
В Тульской области находится и знаменитое Куликово поле – священное место для каждого русского человека, место, где родилась Россия. Если бы не было бы победы на Куликовом поле, очевидно, иначе сложилась бы и вся наша история. Тула всегда была рядом с Москвой, она была форпостом Московского княжества на южных рубежах, принимала участие в формировании централизованного государства.
В Туле в середине XVI века была явлена икона святого Николая Тульского. По преданию, этот образ был найден казаком Ермолаем на болотистом месте недалеко от Тульского кремля. В честь этой иконы рядом с кремлем возвели храм, названный Никола-на-Площади. Сюда и поместили найденную икону.
В июне 1552 года крымский хан Девлет-Гирей через Тулу решил подойти к Москве. 30-тысячное войско приблизилось к стенам Тульского кремля, который обороняло менее тысячи человек. Горожане молились святому Николаю и обносили чудотворную икону вокруг крепостных стен.
Русское войско, выступившее в поход на Казань и находившееся в тот момент в Коломне, пришло на помощь тулякам, и татары были разгромлены. История о чудесном заступничестве святого Николая Тульского стала известна по всей Руси. Когда Царь Иоанн Грозный взял Казань, то первый православный храм в этом городе был построен в честь образа святого Николая Тульского.
Чудотворный образ Небесного покровителя города сначала хранился в храме Николы-на-Площади. В XVIII веке храм был приписан к Успенскому женскому монастырю. В середине XIX века церковь снесли, а на ее месте в 1842 году построили храм Преображения Господня. Икона св. Николы Тульского хранилась в Преображенском храме до 1920 года, пока существовал монастырь. После его закрытия икона была утрачена. Осталась только её фотография, по которой были написаны современные списки иконы. Ныне списки иконы св. Николая Тульского находятся во многих храмах Тульской митрополии.
Хотел бы также добавить, что в этом году исполняется 50 лет со дня кончины Патриарха Алексия I (Симанского, 1877— 1970). Он был ректором Тульской духовной семинарии с 1906 по 1911 гг. и одновременно председателем Тульского отдела Союза русского народа – монархической организации, стоящей на позициях защиты государственного строя. По своим убеждениям ректор Тульской духовной семинарии архимандрит Алексий (Симанский) был истинным, убеждённым монархистом. Это видно из его дневников, об этом известно из воспоминаний современников. Надеемся провести осенью этого года конференцию, посвященную Патриарху Алексию I, 13-му Предстоятелю Русской Православной Церкви.
Вообще, Тула богата подобными интересными личностями, которые не только сыграли заметную роль в истории Православной Церкви и Российского Государства, но и внесли значительный вклад в развитие русской литературы. Помимо Л.Н. Толстого, здесь можно назвать имена В.А. Жуковского, А.С. Хомякова, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, В.В. Вересаева. Здешние места – та самая корневая Россия, которая явила миру выдающиеся таланты в разных сферах жизнедеятельности – от оружейного дела до литературного творчества. Это говорит о силе, таланте, духовном богатстве, одарённости русского народа, а также о культурном и духовном многообразии России как Империи. Если хотите постичь корневую Россию, понять то место, где родилась Россия, то приезжайте в Тулу!