Монастырь-пограничник
Православная обитель на Русском острове
Встречь солнцу
На краю Дальней России, у ее тихоокеанского берега возле города, «владеющего Востоком» и построенного по державной царской воле, лежит остров Русский. Над ним возвышается гора Русских. А недалеко расположен Свято-Серафимовский мужской монастырь, где иноки несут свою духовно-ратную службу.
Русская цивилизация пришла на Восток с Крестом и Евангелием. Еще со времен первых Царей Романовых землепроходцы ведали здесь два пути: встречь Солнцу на восток и к Солнцу спинушкой на запад, т.е. посолонь, как говорили в те времена. Дошедший до северо-восточного края Азии и доказавший, что Россия нигде не соединяется с Америкой и никогда с ней не соединится, великий русский мореход и путешественник Семен Иванович Дежнев писал в челобитной Царю Алексею Михайловичу: «…Встречь Солнцу идучи, я пошед из Енисейского острогу служить тебе, великому государю…».
Воины-летописцы
Возрастание в вере становится прочным фундаментом для укрепления военно-оборонной мощи. 30 августа 1889 года над Голдобинской мортирной батареей был поднят морской кейзер-флаг — с этого момента Владивосток получил статус крепости. Она мало напоминала средневековую европейскую крепость. Десятки фортов и артиллерийских батарей были разбросаны по многим островам и берегам возле Владивостока. Остров Русский становится ее неотъемлемой частью, а гора Русских – важнейшей высотой в обороне города. По флотской традиции, однажды поднятый флаг не может быть спущен перед неприятелем.
Когда началась Русско-японская война, в марте 1904 года, 33-му полку была преподнесена небольшая икона с надписью: «Благословение Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Супруги Его Императрицы Александры Феодоровны 33-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку. Март 1904 года». А 36-ой Сибирский стрелковый полк до прибытия на фронт полкового знамени шел в атаки с иконой Святого Великомученика Георгия Победоносца, также даром Государя Императора Николая Александровича. В 1905 году на территории Поспеловского гарнизона был развернут Временный крепостной госпиталь №3 и в нем открыта походная пригоспитальная церковь.
В годы гражданской войны на Русском острове были расквартированы вновь прибывшие Первый Сибирский Кадетский Корпус, Графа Муравьева-Амурского Хабаровский Кадетский корпус и Инструкторская Школа, при которых действовали походные церкви. С приходом новой власти все церкви на острове Русском были уничтожены. Но ангелы, стоявшие у освященных алтарей, не покинули своих боевых постов.
Дальневосточный Валаам
Минули десятилетия, и церковная жизнь на острове Русском стала возрождаться. Не так давно здесь появился монастырь, и сам остров вновь стал военно-духовным оплотом веры и нашей державы. Серафимовский мужской монастырь образован на острове Русском близ Владивостока по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в 2002 году. Это единственный на Дальнем Востоке островной монастырь. По месту расположения его можно сравнить с Валаамом или Соловками. История Свято-Серафимовского монастыря началась совсем недавно. Осенью 2000 года на руинах единственной уцелевшей на острове православной приполковой церкви 34-го Сибирского стрелкового полка был создан приход в честь Преподобного Серафима Саровского. С этого времени, как и более века назад, православная жизнь на острове начала свое возрождение. Монастырская братия и православные островитяне с особым умилением молятся «служке Богородицы» святому Серафиму и Царственным страстотерпцам.
Как рассказал мне настоятель Свято-Серафимовского монастыря игумен Климент (Кривоносов), «у нас есть икона царственных мучеников в киоте. Она объединяет Церковь Торжествующую и Воинствующую. Вверху Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, пророк и Креститель Иоанн Предтеча. Рядом святые предшествующих веков, которые связаны с идеей государственности русской, монархии, самодержавия, княжеского рода, – святые князья Андрей Боголюбский, Борис и Глеб, Патриарх Ермоген, митрополит Филипп. Нижний ряд с образами святых ХХ века: праведный Иоанн Крондштадтский, преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, Святейший Патриарх Тихон. Мы сами выбирали этих святых, в центре этого киота – царственные страстотерпцы – мученики, которых мы очень почитаем».
После канонизации Царской Семьи во главе сонма Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века всей полнотой Матери-Церкви почитание Августейших мучеников только ширится и растет. Это в полной мере проявляется и в церковном творчестве. Вот и местный образ святых Царственных страстотерпцев написан иконописцами Свято-Серафимовского обители. А монастырская летопись хранит случаи чудесной помощи по молитвам Царственным мученикам, как свидетельствует игумен Климент.
Неусыпна теплая иноческая молитва в Свято-Серафимовской обители на острове Русский. Она лучше новенького вантового моста на «большую землю» – этого чуда техники и архитектуры XXI века связывает островитян с Богом и Святой Русью. Монахи во главе с игуменом Климентом (Кривоносовым) молятся Господу, Заступнице Дальневосточных пределов Божией Матери Порт-Артурской, святым Царственным страстотерпцам о даровании всему русскому народу спасения, о победе нашего христолюбивого воинства во всех сражениях. О мире и спокойствии в богоспасаемом граде Владивостоке, державе нашей и во всем мире. И молитва обязательно будет услышана. Ибо с нами Бог, разумейте языцы и покоряйтесь, яко с нами Бог, как написано на георгиевском знамени лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка. Единожды поднятые по царской воле над тихоокеанскими рубежами Отечества православный Крест и Андреевский флаг да пребудут в веках!