18-я Неделя

18-я Неделя: с 17-го по 23-ое февраля 1891 года

17-го февраля. Воскресение.

Весь день стоял штиль, и жара была такая же, как в Красном море. В 9 ½ была обедница и завтрак в кают-компании. Много читал из исторических журналов. К вечеру стали входить в узкость пролива, попадались суда навстречу. После обеда провел вечер по обыкновению в кают – ком(пании).

18-го февраля. Понедельник.

Утром шли по местам совершенно, как в наших шхерах. Погода была серая с дождём и шквалами. В 11 час(ов) вошли на рейд и бросили якорь в полумиле от Сингапура[1]. Приятно было застать нашу эскадру Тихого океана в составе крейсера «Адмирал Нахимов«[2] и канонерских лодок «Кореец«[3] и «Манджур«[4]. Немедленно явился милейший Павел Николаевич Назимов[5] со штабом; с сегодняшнего дня он поднимает свой флаг на «Пам(яти) Азова», а Басаргин[6] переходит на «Влад(имира) Моном(аха)». Явился с письмами тот фельдъегерь, который прямо пропер из Суэца в Батавию, из них узнал, между прочим, приятную новость, что милая Элла[7] решается перейти в православие на Страстной неделе! В 3 ч(аса) приехал с письмом от короля Сиама брат его «Krom Mun — Damrong — Rajanuphab» со свитой и датским капитаном Ришелье. Он произвел очень хорошее впечатление на нас, несмотря на смешной костюм.

После его отъезда отправился на новые суда и по очереди подробно осмотрел их! «Нахимов», которого я ни разу не видел прежде, мне более чем понравился, вообще вид всех трех самый отрадный. Под конец посетили сиамскую канон(ерскую) лодку, чтобы отдать визит принцу. Затем вернулись на свой фрегат. В 7 ½ обедали адмиралы и командиры судов.

19-го февраля. Вторник.

В 10 ч(асов) утра съехали на «Нахимова», т.к. «Азову» надо было грузиться углем. Видели зверинец, состоящий из медведя, трех обезьян и двух камчадалок — собак. Смешна была сцена, когда мишка обливался вместе с командой на баке. Завтракали у Назимова и умирали от жары до 4-х часов. Съехали на берег в кителях с орден(амии) и были встречены на пристани губернатором, военными властями, дамами и почёт(ным) караулом. Отправились в губернаторский дом, выпили чаю с его женой и дочерью и вернулись к 5 ч(асам) на «Нахимов».

Странную смесь составляет народонаселение Сингапура: англичане, индусская полиция, малайцы, китайцы и японцы. После обеда в батарейной палубе матросы дали отличное представление на маленькой сцене, сыграв две пьесы совсем недурно. Вернулись на «Пам(ять) Азова» в 11 ч(асов), когда он уже был вымыт и приведен в должный вид.

20-го февраля. Среда.

Утром, как и днём, с перерывами налетал здоровенный шквал с дождём; белье поэтому трудно было сушить. В 3 ½ съехали в штатском на берег и отправились кататься под тропическим ливнем по ботаническому саду. Вернувшись в город, пошли по магазинам и соблазнились многими хорошими японскими и китайскими вещами.

Прибыли на фрегат ко спуску флага. После обеда, как всегда, играл в домино в кают-компании.

21-го февраля. Четверг.

В 5 ч(асов) утра снялись с Сингапурского рейда для следования в Батавию (ныне Джакарта – А.Х.)[8]. Шли очень красивым проливом Рио, вроде абоских (вероятно, шхеры возле города Або в Финлянлии – А.Х.) шхер. В 5 ч(асов) прошли экватор и разумеется это событие не обошлось без торжества. Явился из-за борта Нептун с женой и свитой и проехался по фрегату в колеснице запряженной двумя телятами. Во время разговора с ним вдруг начали обливать и окачивать всех. Никто из нас не избег участи быть вымоченным до костей. Потом пошли ловля и купание прятавшихся в цистерне наполненной солёной водой.

Спуск флага прекратил пыл расходившихся матросов. Вечером в кают-компании после лёгкого празднования перехода экватора Джорджи[9] и Голицын[10] заставляли нас умирать от смеха. Кладо флаг-офицер Назимова читал стихи офицеров с «Нахимова» про Владивостокское общество и Японию; провели время очень весело!

22-го февраля. Пятница.

Весь день писал письма. Погода была ясная и жаркая. Проходили проливом Банко. Вечером вышли в открытое место; гроза ходила кругом. Играл в домино с малым успехом.

23-го февраля. Суббота.

В 2 часа ночи случилась поломка в левой машине, оттого мы опоздали приходом в Батавию на два с ½ часа. Бросили якорь почти в двух милях от гавани в 9 ½. Немедленно явились: консул, командир над портом, голландский адмирал и, наконец, сам генерал-губернатор – добрый предупредительный и косящий в обе стороны.

Скоро после его съезда с фрегата и мы отвалили на буксире пар(ового) кат(ера) и под моим флагом. Внутри гавани стояли – нидерландская колониальная эскадра и португальское учебное судно. Встреча была очень радушная; прошли с пристани прямо в поезд и через полчаса прибыли в новую Батавию. Здесь исключительно живёт администрация и все общество, а в старой приморской части, где существует лихорадка, поселены туземцы. Батавия напоминает Коломбо[11], тоже ряды дач и вилл, а посередине большой квадратный луг, для парадов и учений; в одном конце построены так назыв(аемые) русские волнообразные горы. На станции была парад(ная) встреча с почётным караулом от одного из батальонов. Отправились в дом резидента Явы, где нам отведены помещения. В экипаже над ген(ерал)-губ(ернатором) и мною держали большой плоский зонтик – знак самого большого почёта! На подъезде встретила его жена. Наш хозяин тоже любезный человек, но шлянгёр (неразб.) из ряда выходящий! В час сели завтракать, и встали в три, ужас как долго. В.Г. Басаргин тоже съехал с «Мономаха» и отправляется с нами в поездку по острову. В 5 ч(асов) поехали кататься по городу, который производит очень приятное впечатление. На улицах видел много хорошеньких жительниц Батавии в чрезвычайно легких платьицах.

Сделав визит ген(ерал)-губернатору, поспал часок, а в 7 ½ снова поехал к нему на обед. Было 40 чел(овек) и ни одной дамы. К счастью все это окончилось в полтора часа, откуда мы поспешили в театр. Шла оперетка «The sleeping beauty» («Спящая красавица» — А.Х.) c английской труппой, очень удачно; балаган страшный. Публики была масса, и она страстно изъявляла свой восторг актрисам! Вернулись к себе в 12 ч(асов) и долго беседовали за чашкою чая.

Комментарии:

На этой неделе состоялся визит Цесаревича в Сингапур, о начале которого очень красочно пишет в своей книге летописец путешествия князь Э.Э. Ухтомский:

«Сегодня (19 февраля 1891 г. – А.Х.) около четырех назначен очень кратковременный официальный съезд на берег, о чем в Сингапуре стало известно лишь накануне. С целью оказать по возможности эффектный прием, городские власти, в лице «Shipping Office», наскоро разукрасили невзрачную пристань (Johnstone’s Рiеr), на которой собрались представители администрации и выстроился почетный караул от «Nordhamptonshire Regiment» (Нортгемптонширский полк Британской армии, существовавший с 1881 по 1960 годы. Его правопреемником и хранителем традиций в настоящее время является Королевский английский полк. – А.Х.). Начиная от набережной, по пути в «Government House» (Дом правительства – А.Х.) через цепной «Cavanagh Bridge» (мост – А.Х.) и вдоль обширной Эспланады — довольно много флагов, в том числе греческих. Сикхи, малайцы и китайцы в синей полицейской одежде сдерживают и ровняют громадную разноплеменнейшую толпу любопытных, стекающихся взглянуть на Северного Гостя.

18-я Неделя: с 17-го по 23-ое февраля 1891 года
Встреча Цесаревича в Сингапуре. Иллюстрация из книги Э.Э. Ухтомского «Путешествие Государя Императора Николая II на Восток».

Кого в ней нет?! Недаром уверяют, что здесь сталкивается на всесветном рынке не менее двадцати пяти народов. В силу исключительно благоприятных условий (наивыгоднейшего географического положения и порто-франко) сыны Небесной империи сходятся у Малакского пролива с ближайшими автохтонами (весьма смешанного происхождения), африканцами, персами и арабами, с цейлонцами и парсами, с жителями Бенгалии и южной Индии (особенно велико возростающее с каждым годом количество так называемых «Klings», длинноволосых мусульман с Коромандельского побережья), с аннамитами, сиамцами и бирманцами. Богатые армяне, европейский элемент , — среди которого весьма заметен  приток немцев, за морем столь неприятных англичанам, — австралийцы, американцы бок о бок разместились по балконам и верандам над жужжащей инородческой массой.

…Вот прогремел первый выстрел обычного салюта, когда паровой катер Наследника Цесаревича отвалил от «Азова». Грохот орудий усиливается. В пальбе на рейде принял участие сингапурский форт Каннинг. Губернатор в полной парадной форме (со звездами св. Михаила и св. Георгия на груди), генерал Уоррен и русский консул встречают Августейших путешественников у входа в палатку, сооруженную над «Johnstone’s Pier». Гремит русский гимн. Великий Князь и принц Георгий направляются декорированными улицами к «Government Hill», лежащему несколько в стороне от торгового центра. Резиденция хозяина колонии расположена среди симпатичного парка.

Последняя представляет собою одно из самых ярких доказательств того, с каким изумительным искусством и счастьем Великобритания умеет пользоваться чужой собственностью, когда другие народы или находятся в состоянии политической летаргии, или не решаются водружать свое знамя, где недостаточно выяснены права туземцев. Относительно могущественные азиатские государства не могли додуматься, а соперники-колонизаторы с Запада прямо-таки и не пытались создать себе крепкое убежище и гавань на острове, принадлежавшем мирному местному султану. Англичане нашли остроумный выход из заколдованного круга: облюбовав Сингапур, тщательно высмотренный их лучшими моряками, они купили его не у фактического владельца, — который бы, вероятно, добровольно и не отдал, — а у малайского князя, имевшего лишь сомнительные притязания на эту землю. Туземцам предоставлялось, таким образом, между собой решать бесплодный спор об обладании ею на законных основаниях, — спор тем более напрасный, что продавший ее материально был многим сильнее пострадавшего от ловкой комбинации.

Уже португальцы, приступом взяв цветущий малайский город Малакку в 1511 г. и впоследствие укрепившись в нем, за ними же внимательные голландцы понимали, насколько важно стать на страже Малакского пролива, этого второго Босфора. Но исторически им обоим не особенно повезло. Французы, орлиным полетом и горделивыми мечтаниями ширявшие с XVII в. по поднебесью, завязав военно-дипломатические сношения с Индо-Китаем, не заметили того, что таилось ближе, по дороге, и являлось необходимым звеном для дальнейшего успеха на Востоке. Медлительная с виду лондонская ост-индская компания, благодаря хорошим советам пионеров британского дела (Росса, Крауфорда, Фаркюхара) рассудила иначе и мало-по-малу прибрала к рукам главнейшие и стратегически удобнейшие пункты в преддверьи Тихого океана».

(Ухтомский Э.Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток. М., 2010. С. 288-290).

Примечания:

[1] Сингапур – и город-государство, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии, отделённых от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом. Граничит с султанатом Джохор, входящим в состав Малайзии, и с провинцией Острова Риау.

[2] «Адмирал Нахимов» — первый броненосный крейсер (фрегат) Российского Императорского флота с башенной артиллерией. Стал самым большим парусным бригом за всю историю российского флота. По числу орудий главного калибра и весу бортового залпа вдвое превосходил своих современников. Большую часть службы провел на Дальнем Востоке. Обеспечивал морское путешествие Наследника Престола Николая Александровича на Дальний Восток. После завершения этой миссии в июне 1891 года «Адмирал Нахимов» получил приказ возвращаться на Балтику для ремонта. В январе 1892 года за плавание с Цесаревичем капитан 1-го ранга Федотов, капитан 2-го ранга Родионов и другие офицеры крейсера получили высочайшие награды.

[3] «Кореец» – канонерская лодка, заложенная в декабре 1885 года в Стокгольме. Вступила в строй в 1887 году. «Кореец» нёс стационарную службу на Дальнем Востоке в японских, корейских и китайских портах, куда перешёл с Балтики. в

[4] «Манджур» — канонерская лодка Сибирской флотилии с 5 мая 1890 года с базированием во Владивостоке. Построена в Копенгагене в 1886 году. Несла службу, находясь в распоряжении дипломатических представительств России на Дальнем Востоке. Также занималась охраной промыслов.

[5] Назимов Павел Николаевич (1829-1902) — русский мореплаватель, адмирал, кругосветный путешественник, исследователь Тихого океана. Из дворян Псковской губернии. Сын вице-адмирала Н.Н. Назимова (1789—1854). В 1847 году окончил Морской корпус. Офицер Гвардейского экипажа. В 1889—1891 годах в чине вице-адмирала (1889) служил флагманом, начальником эскадры в Тихом океане. 19 февраля 1891 года встретил Цесаревича на крейсере «Адмирал Нахимов» в Сингапуре, сменив В.Г. Басаргина на посту командира эскадры.

[6] Басаргин Владимир Григорьевич (1838-1893) – выходец из дворянского рода Басаргиных, известного с XVI века; флаг-капитан Его Императорского Величества, контр-адмирал, впоследствии генерал-адъютант. Выдающийся географ, исследователь залива Петра Великого (Владивосток) и Русской Америки. Преподаватель Наследника Цесаревича Николая Александровича по курсу военно-морского дела. В 1890-1891 гг. — флагман отдельного отряда кораблей, сопровождавших Цесаревича в плавании от Триеста на Дальний Восток. Из Владивостока сопровождал Наследника через Сибирь и центральную Россию в Санкт-Петербург.

[7] Елизавета Фёдоровна (Элла) (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская (1864-1918) — принцесса Гессен-Дармштадтская; в супружестве (за русским Великим Князем Сергеем Александровичем) Великая Княгиня царствующего Дома Романовых. Почётный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 год. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Прославлена в лике святых Русской Православной Церкви.

[8] Батавия (Джакарта) – город на северном берегу о-ва Явы. Основана голландцами в 1600 году. В XVIII столетии город благодаря дурным климатическим условиям считался могилою европейцев, однако имел от 150 до 170 тыс. жителей, в числе которых было много китайцев. В начале XIX в. европейцы стали селиться к югу от старого города, на местах более сухих. Б. имеет 96989 ж. (1883), из которых лишь 5981 европейцев разных национальностей, 65799 китайцев, остальные — туземцы. Б. связана железной дорогой с внутренней частью острова (до Бандонга). Остальная часть Явы еще не связана с главным городом. Б. — центр пароходных линий Нидерландско-Индийского общества, поддерживающего сообщение с Европой и портами Зондских и Молуккских островов.

[9] Георг, принц Греческий и Датский (Джоржи) (1869-1957) – член греческой королевской семьи. Второй сын короля Греции Георга I. В молодости играл достаточно важную политическую и социальную роль в Греции. Прошёл курс обучения во флоте Дании и России, активно участвовал в организации Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. В 1898-1906 гг. был правителем автономного острова Крит. Вплоть до смерти был официальным представителем Греции во Франции.

[10] Голицын А.А. – князь, мичман фрегата «Память Азова» во время путешествия Цесаревича.

[11] Коломбо — крупнейший город Цейлона. Расположен в Западной провинции, в округе Коломбо. Арабские, китайские, римские купцы посещали гавань Коломбо более 2000 лет назад. Португальцы прибыли сюда в 16 веке и видоизменили название города, назвав его в честь Христофора Колумба. В следующем столетии, в 1656 году город захватили голландцы, а в 1802году Коломбо стал столицей британской колонии Цейлон.