13-я Неделя

13-я Неделя: с 13-го по 19-ое января 1891 года

13-го января. Воскресение.

Встал с серым туманным утром и отправились к 8 час(ам) по жел(езной) дор(оге) до ст(анции) Могол-сарай, откуда в колясках и под конец на слонах доехали до места охоты. После легкого завтрака в палатке отправились дальше на слонах к шалашам первого загона, где нас встретил вчерашний магараджа хозяин-устроитель охоты. Всего было 4 шалаша, по два из нас сидело в каждом – я с ним и разумеется целой свитой сзади – на корточках. Магараджа большой охотник и отличный стрелок, и судя по тому, как умело вели загон, понимает толк в охоте. Никогда я не видел подобного обилия разного рода дичи: с самого начала стали десятками валить со всех сторон сомбры, пятнистые олени, козлы, кабаны, шакалы и павлины. Я совсем терял голову от этой беготни, а магараджа самодовольно улыбался. К счастию, я стрелял весьма хорошо и в этом загоне убил: 1 сомбра, огромного оленя и пару кабанов – все по одной пули. Никогда также мне так везло, как в эту охоту – все другие убили меньше дичи, чем я.

Нас сняли группой около моей крупной жертвы, и затем мы снова сели на слонов и поспешили на второй загон. Хотя он считался лучшим, но как часто случается, он был менее удачен первого, впрочем, не для меня.

Перед самым концом на мой шалаш прямо бросился чудный сомбр с огромными рогами, и я его также повалил. Над его телом магараджа вручил нам всем свою фотографию. Отсюда мы вернулись к экипажам, а ко 8 час(ам) были на станции, где нас ждал наш поезд со столовой и вкусным обедом. В 10 час(ов) тронулись по направлению к Калькутте[1].

14-го января. Понедельник.

Наконец, настала теплая погода, т.е. скорее мы сами достигли ее. Пили кофе в 9 ½ на одной станции, завтракали в 2 ч(аса) на другой.

Растительность также другая, более тропическая, видны пальмы и рисовые поля. После Бомбея[2] в первый раз пришлось надеть полную форму и как нарочно снова в жару. В 4 часа приехали в Калькутту, где были прекрасно встречены вице-королем с его штабом и главнокомандующим индейской армии. Lord Landsdowne[3] был в мундире и посадил меня направо в коляске, не совсем как Harris в Бомбее. По улицам стояли войска и громадные толпы, а с балконов англичане даже кричали hurrah! (англ. ура!) и аплодировали.

В саду перед дворцом было, по крайней мере, три почетных караула, а на лестнице масса зрителей из чистой публики.

Lady Landsdowne (англ. леди Лансдаун) приняла нас наверху с дочерьми и предложила чашку чаю. Вообще прием и вице-король с семейством – все это произвело на нас хорошее впечатление! Комнаты нам отвели отличные, Джоржи[4] надо мною. В 8 час(ов) начался банкет на 95 человек, к счастию, без речей.

После обеда пошли наверх в залы, где был раут и происходило представление на подобие глупого Conversations (англ. зал переговоров – А.Х.) в Лагоре. Познакомился с магараджей Кучбехар[5] и его довольно красивой женой, знакомой д(яди) Сергея и т(ети) Эллы[6]. Все это кончилось к 11 час(ам). Рады были вернуться к себе. (Л. 27)

15-го января. Вторник.

Отлично выспавшись, проснулся в 9 час(ов) и принял освежительную ванну. Пили кофе со всей моей свитой. В 11 час(ов) отправились вместе в большом шарабане в зоологический сад. Очень хорошо устроено все и сад сам по себе красив. Погода была как наша июньская. Вернулись к завтраку за отдельными столами в большой мраморной зале. В 3 ½ отправились всем обществом на пароходе вице-короля вниз по реке к ботаническому саду. Погуляли там, осмотрели громадной величины баньян[7], в 300 шаг(ов) окружности и пили чай в саду.

13-я Неделя: с 13-го по 19-ое января 1891 года
Гигантский баньян в Калькутте. Иллюстрация из книги Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891».

Прогулка была очень удачная и мы вернулись домой в 6 час(ов). В 8 ч(асов) поехали к обеду к губернатору Бенгалии[8], у кот(орого) после обеда происходил такой же раут, как вчера у вице-короля. Слегка поужинали у себя и легли спать в час.

16-го января. Среда.

Встали, как вчера, и пили кофе в 9 ½. Два часа спустя поехали осматривать монетный двор. Господин управляющий мне очень хорошо показывал и объяснял нам; видели плавку и чеканку медной и серебряной монет, золотую делают редко. Завтракали в 2 ч(аса) после чего снимались группой на балконе. Осматривали музей – отлично устроенный по всевозможным отделам.

В 5 ч(асов) пошли в сад, где происходило garden-party (англ. приём гостей на открытом воздухе; в саду – А.Х.), глупость какую способны сочинить только англичане. В 7 ½ был небольшой обед у вице-короля. Простившись с ним и его доброй женой, отправились в Бомбей.

17-го января. Четверг.

Целый день в вагоне, летели с громадной быстротой, так что ночью было весьма неприятно. Разумеется, ели также целый день.

18-го января. Пятница.

Снова и теперь, вероятно, надолго, попали в жару. От Конгока (?-нрзб) ехали знакомой дорогой, когда возвращались из Эллоры. В 10 ч(асов) вечера приехали в Бомбей, сделав весь переезд из Калькутты сюда 1400 миль в 48 часов! Вот так езда! Сели в экипажи губернатора и поехали на пристань, где нас ожидал Владимир Григорьевич[9] с катерами. Отправились прямо на «Память Азова», где после встречи закусывали с чаем. Отрадно вернуться на свое судно после такого долгого мотания, хотя и интересного, но довольно тяжелого под конец.

19-го января. Суббота.

Выспался великолепно в своей миленькой каюте. Разбирался с купленными вещами в разных местах – занятие довольно тяжелое в такую жару, как здесь. Завтракали в 1 ч(ас), с аппетитом ели свою пищу нашей кухни, которая в конце концов все-таки самая лучшая! Занимались стрельбою по чайкам и убили около 20 штук. Вследствие прилива и отлива беспрестанно меняли направленье, Бомбей то показывался слева, то справа. Спуск флага в 6 ¼ ч(аса) с обычною церемониею. К обеду пригласил весь свой штаб: guard, grower, Newtham и Hardings. Музыка играла хорошо «Спящую красавицу» и «Мефистофеля». Долго сидели и болтали; познакомились с новым начальником штаба Басаргина кап(итаном) 1 ранга Бауер, командиром «Витязя»[10]. Легли спать в первом часу.

Комментарии:

На 13-ю неделю путешествия Цесаревича выпадает его визит в Калькутту. То, с каким блеском проходит прием Высокого Гостя из России в этом городе, еще раз свидетельствует об особой высокой миссии Наследника Всероссийского Престола – свидетельствовать о спасительности и истинности православной веры. Когда Наследник Всероссийского Престола, будущий Император посещал иностранные державы с официальным визитом, он воспринимался правителями и властями этих стран как защитник интересов Вселенского и русского Православия всей государственной мощью Российской Империи. Поэтому ему был и соответствующий прием, о чем сообщает в своей книге участник экспедиции князь Э.Э. Ухтомский:

«После Лондона, Калькутта — самый населенный из городов британской империи, так как насчитывает почти до миллиона жителей. От станции до вице-королевской резиденции сегодня положительно собралось не менее трех или четырехсот тысяч (правда, много зрителей могло явиться из окрестностей или издалека). Одни повозки запрудили доступ к пути со всех примыкающих улиц и переулков.

Шествие торжественно следует по «Old Court House Street». Над широкой маркизой (архитектурный элемент фасада здания; лёгкий, крытый железом или стеклом навес над входными дверями зданий, защищающий их от дождя и ветра – А.Х.) у входа в богатый магазин Гамильтона поставлены две фигуры рыцарей с маленькими знаменами в руках. Окна открыты, и красивой выставкой пестрят за их глубиною ряды художественных предметов, продажею которых он специально занимается. Вообще надо сказать, что английские торговые фирмы не поскупились разукраситься к приему: здесь виднеются перекинутые через наш проезд флаги разных государств, — там опять вывешены шкуры тигров, пантер и леопардов, — дальше столбы иных веранд убраны синим, красным и белым сукном. С терассы «Great Eastern Hotel» наемный струнный оркестр (из Австрии) встречает звуками: «Боже, Царя храни!» Наследник Цесаревич едва успевает отвечать на поклоны, на приветствия. Вот и «Government House» величественно ширится за решетчатою оградой….

Хор музыки у выстроенных среди двора почетных караулов (от «Buffs» и «Калькуттских волонтеров») грянул русский гимн. Какое любопытное зрелище представляет, среди политического центра Индии парадный кортеж вкруг Высокого Гостя с Севера (в лейб-гусарской форме) и «девятого» по счету вице-короля, маркиза Лэнсдоуна (до того было еще двадцать семь администраторов с одинаковою широчайшею генерал-губернаторскою властью) в мундире, какой принято носить на «больших выходах» королевы в Виндзорском замке, с двумя оригинальными англо-туземными орденами («Indian Empire», «Star of India») и лентой светло-синего цвета с белою каймой.

«Зимний Дворец» современной индийской империи — «Government House» в Калькутте — сооружен с огромными затратами (лет девяносто тому назад) в стиле Empire. За прототип были приняты палаты одного лорда (Скарсдэля) в графстве Дэрби. Над двумя громадными воротами, по бокам от главного крыльца, стоят каменные львы. Длинными четырьмя флигелями расходятся от центрального помещения: жилые покои, канцелярии, наконец, комнаты для постоянно меняющихся гостей «вице-королевского двора». С металлического купола, венчающего здание, веет флаг официального повелителя страны. Раньше (как говорят) там стояла статуя Британии в шлеме и с копьем, но это изображение пришлось убрать из-за ураганов. Старыя пушки, притащенные грустными трофеями из афганских походов, украшают газон перед великолепнейшей колоссальной лестницей, наверху которой теперь собрались для приема: и власти, и консула, словом, вся парадная столица Индии. По ступеням спускаются живописно раздвигающимися вереницами туземцы -телохранители (молодцы на подбор!) в белоснежных чалмах, в одеждах с золотом. Наряду с генералами, сановниками, духовенством различных христианских вероисповеданий (присутствует, между прочим, православный священник греческой общины) виднеется несколько бенгальских раджей (Биттийский и Дарбунгийский, также Куч-Бихарский из Ассама) и других знатных туземцев.

В 7 часов 45 минут — обед у маркиза Лэнсдоуна (с 90 приглашенными). В числе последних (исключительно мужчин) наиболее заметно выделяются: англиканские епископы, сэр Фредерик Робертс, главнокомандующий индийскою армией (известный своею боевою деятельностью в Афганистане), генерал Гордон из Тегерана, генерал-инспектор артиллерии в стране (Nairne) и начальник местных войск — виконт Франкфорт, влиятельнейшие советники правительства из мусульманской среды (браманисты, напр., высокообразованный раджа Нараян Кришна, тоже заседающий в советах, отсутствуют в силу кастовых требований о неосквернении себя едой с иноверцами): Амир-Али, Али-Хан, Наваб-Ашанулла-Хан, Шахзадэ Фурокшах, — генеральные консула (германский: барон фон-Гейкинг, человек с большим весом и знанием, австро-венгерский: Штокингер из Бомбея, французский: Альтемер, датский: Симсон, северо-американский: полковник Меррил).

Из случайных гостей можно только назвать молодого лорда Гамильтона, временно находящегося в Калькутте (он был одно время в Петербурге и знает по-русски).

Также присутствуют: греческий священник отец Н. Паннас и греческий консул Петрокочино. Современная Эллада, как видно, дальше нашего шагнула (в смысле предприимчивости) на коммерчески важный юго-восток. Православный храм во имя Преображения Господня тут существует уже с 1780 г., когда тогдашний знаменитый генерал-губернатор Уоррен Гастингс, женатый на уроженке г. Архангельска, первый подписал на сооружение этой церкви две тысячи рублей.

Выход к обеденному столу совершается из тронной залы, где наместник королевы Виктории в «дурбарные» дни является князьям инородческой крови или на особом серебряном престоле, или на золоченом «слоновом седалище» (ховда) когда-то грозного англичанам султана Типу (в южной Индии). Все вокруг отведенного под это место возвышения изукрашено светлым привозным мрамором и озарено вечерними огнями. Портреты по стенам, колонны, мундиры залиты блеском.

Архиепископ для Индіи и Цейлона — Джонсон (The Right Reverend Lord Bishop and Metropolitan) благословляет трапезу. Рядом с Наследником Цесаревичем садятся вице-король и Бенгальский генерал-губернатор. В конце обеда превозглашаются тосты за Государя Императора и ея величество «Queen Empress», за Августейших путешественников. Трудно себе представить банкет оригинальнее и знаменательнее того, на котором мы сегодня присутствуем. В оправе восточного великолепия, среди неслышно скользящих бесчисленных слуг-инородцев, фактически правящая Индия чествует прибытие Высокого Гостя, почерпающего ежедневно на пути разностороннейшие данные об искусстве европейцев распоряжаться Азией, об ее великом прошлом и неопределимом будущем, о задачах истинной мировой культуры на Востоке». (Ухтомский Э.Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890-1891) Т. II. СПб. 1893. С. 43-44).

Примечания:

[1] Калькутта — город в дельте Ганга на востоке Индии, столица штата Западная Бенгалия, второй по площади город в Индии после Бомбея (Мумбаи) и четвёртый по населению город в Индии. На территории современной Калькутты в конце XVII столетия располагалось три деревни. Эта территория была частью империи Великих Моголов. 10 ноября 1698 года права на управление этой областью было передано англичанам. К середине XIX столетия Калькутта фактически делилась на 2 отдельные части: английскую (известный также как Белый город) и индийскую (Чёрный город) на севере. В начале 1850-х годов отмечался бурный рост города, особенно текстильной и джутовой промышленности. Британские компании построили телеграф и железнодорожный вокзал. Слияние английской и индийской культур привело к появлению нового класса индусов бабу, который представляли люди из высших каст вели. В 1772 году Калькутта становится столицей британских владений в Индии.

[2] Бомбей – город на западе Индии, на побережье Аравийского моря. Город имеет глубокую естественную гавань, являясь самым большим портом на западе Индии. В апреле 1853 года была сдана в эксплуатацию 21-мильная первая железнодорожная линия Индии, соединившая Бомбей и Тхану. В последующие годы были построены железнодорожные линии, соединившие Бомбей с внутренними районами Гуджарата. По ним вывозился хлопок из внутренних районов Гуджарата для дальнейшей переработки в Англии. Открытие Суэцкого канала в 1869 году способствовало дальнейшему укреплению позиций Бомбея в торговле хлопком и превращению города в один из крупнейших портов Аравийского моря. 14 февраля 1900 года в Бомбее было открыто первое на территории Индии консульство Российской Империи.

[3] Лорд Лансдаун – Генри Чарльз Кит Фицморис, 5-й маркиз Лансдаун (1845-1927). Как и его дед, был крупным государственным деятелем и занимал ряд министерских должностей. Лорд Лансдаун был генерал-губернатором Канады (1883—1888), вице-королем Индии (1888—1894), военным министром (1895—1900), министром иностранных дел (1900—1905), лидером консервативной партии (1911—1916) и министром без портфеля (1915—1916).

Генерал-губернатор, вице король Индии после 1858 года — глава колонии Британская Индия. Начиная с (1833) в подчинение генерал-губернатора перешла вся Индия, а его полномочия значительно возросли. Резиденцией генерал-губернатора продолжала оставаться Калькутта. После восстания сипаев (1858) королева Виктория провозгласила себя императрицей Индии, а её представитель стал не только генерал-губернатором, но и вице-королем.

[4] Георг, принц Греческий и Датский (Джоржи) (1869-1957) – член греческой королевской семьи. Второй сын короля Греции Георга I. В молодости играл достаточно важную политическую и социальную роль в Греции. Прошёл курс обучения во флоте Дании и России, активно участвовал в организации Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. В 1898-1906 гг. был правителем автономного острова Крит. Вплоть до смерти был официальным представителем Греции во Франции.

[5] Куч-Бихар или Куч-Бехар — небольшое княжество в восточной Индии, существовавшее с 1586 года и во время визита Цесаревича, управлялось раджами. Находится к югу от Гималайского хребта, к западу от реки Брахмапутра. Куч-Бихар имел статус вассального царстваИмперии Моголов, потом — стал вассалом Бутана, а потом вошёл в состав Британской Индии.

[6] Сергей Александрович (1857-1905) — Великий Князь, пятый сын Императора Александра II, московский генерал-губернатор. Супруг Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

Елизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская (1864-1918) — принцесса Гессен-Дармштадтская; в супружестве (за русским Великим Князем Сергеем Александровичем) Великая Княгиня царствующего Дома Романовых. Почётный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 год. Основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Прославлена в лике святых Русской Православной Церкви.

[7] баньян — дерево с большой площадью кроны, фикус бенгальский семейства тутовых, плоды небольшие и несъедобные, при созревании красного цвета.

[8] Бенгалия — исторический регион в северо-восточной части Южной Азии. Населён преимущественно бенгальцами, для которых родным является бенгальский язык. При британцах во главе управления находился вице-король — генерал-губернатор с Индийским советом, и она состояла из 10 главных отделов, или провинций. Бенгалия была одной из основных территорий, где англичанами выращивался опиум для поставок в Китай.

[9] Басаргин Владимир Григорьевич (1838-1893) – выходец из дворянского рода Басаргиных, известного с XVI века; флаг-капитан Его Императорского Величества, контр-адмирал, впоследствии генерал-адъютант. Выдающийся географ, исследователь залива Петра Великого (Владивосток) и Русской Америки. Преподаватель Наследника Цесаревича Николая Александровича по курсу военно-морского дела. В 1890-1891 гг. — флагман отдельного отряда кораблей, сопровождавших Цесаревича в плавании от Триеста на Дальний Восток. Из Владивостока сопровождал Наследника через Сибирь и центральную Россию в Санкт-Петербург.

[10] Бауер С.Ф. – капитан 1-го ранга, командир прославленного корвета «Витязь» в 1890-1891 годах. В 1886 – 1889 гг. «Витязь» под командованием капитана 1 ранга С.О. Макарова совершил кругосветное плавание, во время которого проводились океанографические исследования, главным образом в Тихом океане. В этот период капитан 2-го ранга С.Ф. Бауэр командовал парусно-винтовым клипером российского Императорского флота «Забияка».