О священнике Иакове Такая,

ученике и сподвижнике святителя Николая Японского

ОТ РЕДАКЦИИ

Представляем читателям «Имперского архива» новое исследование сотрудника Юбилейного комитета к 130-летию восточного путешествия Цесаревича, русского ученого из Японии Олега Анатольевича Рябова, на этот раз в соавторстве. Подробнее о нем и его материалы см.: http://archive-khvalin.ru/russkij-uchenyj-na-rodine-solnca/; http://archive-khvalin.ru/po-puti-cesarevicha/po-puti-cesarevicha/ordena-rossijskoj-imperii-drevnego-yaponskogo-roda/.

Автор давно и плодотворно трудится над изучением истории русско-японских отношений, в том числе пишет и об истории православия в стране Восходящего солнца.

Ныне он работает над переводом на русский язык и изданием дневника православного священника-японца о. Иакова Такая из Кагосима – города, который в 1891 году посетил Наследник Цесаревич Николай Александрович в ходе своего восточного путешествия и визита в Японию.

О СВЯЩЕННИКЕ ИАКОВЕ ТАКАЯ,
Отец Иаков (Тюу) Такая. 1840 – 1905.
Из семейного архива Мидори Терада.

Как первый этап этой многотрудной и весьма ценной работы Олега Рябова предлагаем вниманию читателей его беседу с одним из потомков о. Такая – госпожой Мидори Терада. И уже сейчас, на начальном этапе исследований, можно поздравить О.А. Рябова с полученными важными сведениями, дающими пищу для размышления и научной дискуссии. Имею в виду рассказ Мидори Терада о встрече о. Такая с Наследником Цесаревичем и получением японским священником от имени Августейшего путешественника иконы святителя Николая для кагосимского православного храма. Основанное на семейных преданиях и на еще до конца непереведенных и неисследованных дневниках священника повествование его праправнучки разнится от сведений, содержащихся в тех архивных источниках, которые имеются в нашем распоряжении.

В восточном дневнике Цесаревича о встрече с о. Такая в среду, 24-го апреля 1891 года, сказано:«В губернаторском доме принял японского православного священника». Далее перечисляются все события того насыщенного единственного дня пребывания эскадры в Кагосиме, а в завершение Цесаревич пишет, что после обеда у сацумского князя «встали в 5 ½ и, простившись с нашим гостеприимным хозяином, сели тут же в катер и вернулись на «Азов». Сейчас же снялись с якоря и пошли к выходу в океан. (ГА РФ Ф. 601. Оп. 1 Д. 225. Лл. 177, 181). А между тем г-жа Терада утверждает, что ее родственник дождался повторной встречи с Наследником на борту, по всей видимости, «Памяти Азова», где и получил из рук Великого Князя памятную святыню – икону св. Николая чудотворца.

Свет на ситуацию проливают те дополнительные сведения о пребывании Цесаревича в Кагосиме, которые содержатся в депешах русского посланника в Японии Д.Е. Шевича, сопровождавшего Августейшего путешественника в ходе визита и писавшего с борта крейсера «Адмирал Нахимов» регулярные, по горячим следам, донесения в Министерство иностранных дел Российской Империи.

Картина встречи Цесаревича и православного японского священника в Кагосиме, со слов дипломата, рисуется следующим образом:

«(…) Наследнику Цесаревичу имел счастье представиться местный православный священник из японцев с депутациею от Кагосимских православных, которых там насчитывается до 200 человек. Его Императорское Высочество и принц Георг приняли благословение от священника и приложились ко кресту, с которым он Их встретил. В ответ на приветствие священника и пожелание счастливого путешествия Наследник Цесаревич изволил благодарить и выразиться, что Он весьма рад встретить здесь своих единоверцев. Его Высочество присовокупил, что это Ему тем приятнее, что, зная, как японцы любят своего императора, Он может подтвердить им, что вера наша учит преданности своему государю и любви к отечеству. Слова эти, которые были переданы депутации членом японской свиты, говорящим по-русски, произвели на всех присутствовавших самое благоприятное впечатление».

В завершение своей депеши о пребывании Государя Наследника Цесаревича в Нагасаки и Кагосима русский посланник в Японии Д.Е. Шевич сообщает:

«Перед отъездом из Кагосима Его Императорское Высочество послал встретившему Его православному священнику образ св. Николая Чудотворца в богатом серебряном окладе» (выделено мной – А.Х.) (АВПРИ. Ф. 150. Японский стол. Оп. 493. Д. 896. Лл. 176-177, 180).

Таким образом, в результате плотного графика всего лишь однодневного визита в Кагосиму Наследник Цесаревич вряд ли второй раз встретился с о. Такая, а отправил ему икону, как и обещал. Вполне возможно, что священник посетил русские корабли и был там тепло принят. Здесь многое могут прояснить имена православных священников, служивших на броненосцах согласно штатному расписанию. На канонерских лодках, входящих в состав эскадры Цесаревича, такие должности вряд ли предусматривались, хотя надо смотреть в каждом конкретном случае – могли быть и внештатные расписания. Однако доподлинно известно, что священников с теми именами, которые названы в интервью г-жи М. Терада в составе экипажей кораблей эскадры Цесаревича пока не обнаружено. Точно известно, что согласно штатному расписанию на «Адмирале Нахимове» был судовой священник.

На фрегате «Память Азова» также был судовой священник — иеромонах Филарет из Александро-Невской Лавры.

В восточном дневнике Цесаревича за 19-го апреля, пятницу, 1891 года в канун Пасхи встречается упоминание имени судового священника с «Памяти Азова»:

«(…) В 2 часа был вынос плащаницы. Джоржи (греческий принц Георг – А.Х.) и я несли ее. Весь день оставался на фрегате, как ни тянуло на берег. День стоял такой же чудесный, как предыдущие. За всенощной мы же несли плащаницу по батарее. После обеда исповедовался у нашего доброго монаха Филарета!» (ГА РФ. Ф. 601. Оп.1. Д. 225. Лл. 168-169).

Благодаря исследованиям О.А. Рябова, проявляется, как на свету, забытая, неявная, полустертая каллиграфия в летописи православия японской Кагосимы. На ней написаны иероглифы старинной дружбы двух Империй, исповедующих «путь бусидо» под покровительством двух святых Николаев – Святителя и Царя. Ждем от Олега Рябова с соавторами новых открытий научных и писательских.

Андрей Хвалин,

председатель Юбилейного комитета,

главный редактор сайта «Имперский архив»

 

+

Олег Рябов, Ольга Рябова

О СВЯЩЕННИКЕ ИАКОВЕ ТАКАЯ,
Госпожа Мидори Терада с дочерью возлагает цветы к монументу в г. Кагосиме, установленному в память о посещении города Цесаревичем Николаем в мае 1891. 16 июля 2018. Фото автора.

ПРЕДИСЛОВИЕ. 16 июля 2018 года принимал участие в церемониях в японском городе Кагосима, которые были посвящены 100-летней годовщине подвига Августейшей Семьи Св. Императора Николая II на Уральской Голгофе. Там познакомился с госпожой Мидори ТЕРАДА. Госпожа Терада рассказала собравшимся о своём прапрадеде Иакове ТАКАЯ, который был первым православным священником в этом городе, одним из первых учеников Св. Николая Японского, и который лично встречался и общался с Царевичем Николаем, в мае 1891 году посетившим Кагосиму во время своего Восточного путешествия. Терада показала один из хранящихся у неё дневников о. Иакова Такая. Мне показалось интересным пообщаться с госпожой Терада о её прапрадеде. Предлагаю вашему вниманию её ответы.

Олег Рябов, Ольга Рябова: — Кем Вам приходится Тюу Такая? Что о нем известно?

Мидори Терада: — Он — мой прапрадед. Его старший сын является отцом моего деда по материнской линии. Будущий отец Такая родился в семье придворного доктора в княжестве Сэндай. В Сендае жила известная историческая личность – князь Масамунэ Итачи. Один из представителей рода Такая, в частности, лечил Итачи от оспы в детстве. В период Эдо (до политического переворота и междоусобной войны 1868-69 годов) сам Такая лечил семьи местных феодалов, а также преподавал медицину в медицинской школе. Во время междоусобной войны он был военным доктором.

О. Р., О. Р.: — Что побудило Тюу Такая принять православную веру? От кого он услышал о православии, кто был его наставником?

М. Т.: — Княжество Сендай во время войны было на стороне старого правительства, которое-то и проиграло в этой войне. После сражений на острове Хоккайдо в районе города Хакодате и окончательного поражения раненый Такая вернулся в Сендай и оказался в затруднительном положении. Его обеспеченные клиенты были либо арестованы, либо казнены, либо бежали от преследований новой власти, и, как следствие, Такая лишился источников дохода. (Сам Такая, будучи на войне не воином, а доктором, не подвергся преследованию или аресту — О. Р., О. Р.). По возвращении домой, судя по всему, он планировал заняться земледелием.

На той же стороне, что и Такая, воевали двое его старых друзей, но они после войны, проигнорировав приказ вернуться в свою губернию из опасения быть арестованными, остались в Хакодате, где познакомились с отцом Николаем Касаткиным и стали его послушниками. Через некоторое время они тайно посетили Сэндай и предложили Такая вернуться с ними в Хакодате. Это можно назвать первым знакомством Такая с православием.

Сначала Такая отказался от предложения, но свел друзей с братом своей жены Согороу Оно, который отправился в Хакодате и стал еще одним учеником о. Николая. И уже Оно убедил Такая присоединиться к нему в Хакодате. В этот раз Такая согласился и стал учиться у о. Николая. По семейным преданиям, в 1871-ом году он был крещен и начал проповедовать в Сендае с ноября того же года.

О. Р., О. Р.: — Как звали тех друзей Такая, которые стали  учениками о. Николая после войны?

М. Т.: — Имена двух друзей — Араи Оусуи и Каненари Дзэнзаэмон. Араи сопровождал Мори Аринори (дипломата — О. Р., О. Р) в Америку с января 1891 года по 1899 и жил в колонии Томаса Лэйка Харисса. Он является автором нескольких книг.

Другой товарищ моего прапрадеда – Оно – тоже был самураем. Его мать была из рода Такая. Жена Такая была сестрой Оно, так что они близкие родственники. Я думаю у Оно и Такая было примерно одинаковое положение в обществе. Об Оно и его роде написана биографическая книга. (Династия православных священников Оно не прерывается до настоящего времени — О. Р., О. Р)[1]

О. Р., О. Р: — Когда он стал служить в церкви г. Кагосимы? Сколько лет он там служил?

М. Т.: — До того, как стать священником в церкви Кагосимы в 1878 году, Такая проповедовал в городах западной Японии: Нагоя, Осака, Китакюсю, Кумамото. Перед тем он побывал во Владивостоке и был там рукоположен в сан.

Из Дневников Св Николая Японского: «О. Яков — священник довольно хороший; вял, но это в его характере, зато хорошо проповедует и заботливость о Церкви и христианах обнаруживает; служит также благоговейно; очень симпатичные черты его характера — скромность и тихость». (…) «Длиннейшее чтение церковных писем, из которых интересное только идеальностью Якова Такая»[2].

О. Р., О. Р: — После Кагосимы он где-то еще служил?

М. Т.: — Я не думаю, что он покидал церковь Кагосимы при жизни. Его могила изначально была в Кагосиме, потом ее перевезли в префектуру Миязаки, где жил его сын.

О СВЯЩЕННИКЕ ИАКОВЕ ТАКАЯ,
Слева направо: Яков Такая, Павел Цуда, Иоанн Оно, Матвей Кагета, Павел Сато. Из публикации Дневников Св Николая Японского.

Из Дневников Св Николая Японского: «Ровно 25 лет, как я в Японии. Бог послал сегодня хорошее, кажется, распределение священников: о. Иоанн Оно — в Оосака, о. Яков Такая — на Киусиу (совр. Кюсю — О. Р., О. Р), о. Матфей Кангета — в приходе Оно; для Нанебу и Акита нового священника (завтра изберут) о. Тита Комацу — только для Хакодате и Эзо».

О. Р., О. Р.: — Расскажите об общении о. Такая с о. Николаем.

М. Т.: — Он был одним из его первых послушников, и о. Николай его крестил. Отец Николай лично выбрал его для посвящения в сан в 1878-ом году. Также, судя по всему, Такая помогал о. Николаю записывать переводы русских религиозных пособий на японском.

Из Дневников Св Николая Японского: «Так как завтра утром расстаюсь с о. Яковом, то поблагодарил его за труд по Церкви. Замечательно еще его бескорыстие, на обратный путь в Кагосима совсем не хотел брать от меня денег, когда же я настоял, он взял 2 ены,— видимо, очень скромно, на 27 ри. Но в расплатах в гостиницах и с ямщиками виден в нем бывший барин — любит заплатить щедро».

О. Р., О. Р.: — Кем был Ваш прапрадед в мае 1891, когда Цесаревич Николай посещал Кагосиму?

М. Т.: — Во время визита Цесаревича в Кагосиму о. Такая служил священником в православной церкви. Из записей приближенных о тех годах следует, что «Такая любил вино и хорошо играл на скрипке». Эта скрипка еще хранилась у нас в фамильном доме, когда моя мать была маленькой. К сожалению, потом она была утеряна.

О. Р., О. Р. — Встречался ли о. Такая с Цесаревичем лично?

М. Т.: — Да, о. Такая встречался с Цесаревичем Николаем в здании префектурного совета Кагосимы. Священник Такая был с двумя послушниками. В Нагасаки, куда проследовал Цесаревич после Кагосимы (здесь оговорка, по всем источникам, после Кагосимы эскадра Цесаревича отправилась в Кобе – А.Х.) , он поехать не смог.

Сохранились дневники того времени, где Такая описывает встречу с Цесаревичем. Он пишет, что встреча его невероятно тронула. Такая дословно записал речь Цесаревича в дневнике: «Я очень рад, что в такой далекой стороне встретил людей, у которых со мной общий путь. Продолжайте бороться за наши страны, за нашего Господа. Я хочу передать святую икону для церкви в память о моем визите. Подойдите к пристани в 17 часов».

Такая провожал Цесаревича в плотном окружении людей, когда тот покидал префектурный совет. Великий Князь Николай Александрович нашел о. Такая в толпе и попрощался с ним, сняв головной убор в знак почтения.

В назначенное время о. Такая со свитой подошёл к судам Цесаревича. Сначала их на лодке доставили на корабль сопровождения, где отец Никодим (вариант прочтения имени с японского — О. Р., О. Р.) потчевал их вином и яствами. Потом они перебрались на военный корабль Цесаревича и вместе с отцом Платоном (вариант прочтения имени с японского — О. Р., О. Р.) и другими ждали, пока Цесаревич вернется из резиденции (князя Симадзу — О. Р., О. Р.). На борт для прощания приехал и одетый по всем правилам этикета губернатор. Как только Цесаревич прибыл, первой была приглашена группа Такая. Они получили коробку, поблагодарили Цесаревича, и их сопроводили на берег. Там уже раздавались пушечные залпы, провожающие конвой Цесаревича. Вернувшись в церковь и открыв коробку, о. Такая обнаружил икону с изображением святого Николая.

Цесаревич пробыл в Кагосиме только один день. Хотя встреча была очень короткой из-за загруженного графика гостя, она была незабываемой для о. Такая.

Из Дневников Св Николая Японского: «Здесь (в Кагосиме — О. Р., О. Р.) в Церкви истинное сокровище — подаренная нашим Наследником Цесаревичем икона Святителя Николая превосходной иконописи и великолепной отделки придворного мастера Хлебникова. Выставляется она в Церкви во время богослужений на столике; в прочее же время прячется из опасения, что могут украсть. Получена она о. Яковом на судне «Память Азова» после представления его Наследнику Цесаревичу в здании здешнего Губернского Правления (Кенчё); о. Якову велено было явиться на судно для получения иконы».

О. Р., О. Р.: — Посещал ли цесаревич церковь в Кагосиме?

М. Т.: — Нет, этого не произошло.

О. Р., О. Р.: — Какова судьба этой иконы?

М. Т.: — Икона хранилась в церкви, но пропала в конце Второй мировой войны во время пожара, вызванного американскими бомбардировками города. До того, как это произошло, были планы объявить ее национальным достоянием.

О. Р., О. Р.: — Являетесь ли Вы сами православной верующей?

М. Т.: — Сама я православной не являюсь. Однако, братья моей матери — крещенные. Когда мама была маленькой, к ним домой часто заходил батюшка православной церкви Кагосимы, но потом его не стало, и семья отдалилась от веры. Дети о. Такая учились в религиозной семинарии (учрежденной Св. Николаем Японским в Токио — О. Р., О. Р.), но один из сыновей (мой прадед) выбрал путь, не связанный с религией. Тем не менее, он передал знания, полученные в церкви, сыну (моему деду), который никогда не забывал молиться перед едой до конца своих лет.

О. Р., О. Р.: — Есть ли в Японии интерес к дневникам о.Такая?

О СВЯЩЕННИКЕ ИАКОВЕ ТАКАЯ,
Страница из дневника о. Иакова Такая.
16 июля 2018. Фото автора.

М. Т.: — У меня хранится 7 дневников, которые велись с 1888 года по 14 августа 1905 (он скончался 17 августа). Говорят, что было ещё 3, но они были одолжены церкви, и мне не известно, что с ними сейчас. Я слышала, что отрывки из них были опубликованы в православной газете. Также существует биографическая книга, описывающая эпизоды из жизни о. Такая, включая то, как он был на войне, как сидел в тюрьме за распространение православия, как путешествовал во Владивосток. Я думаю, что очень мало людей в Японии знают, кто он такой.

О. Р., О. Р: — Возможно ли опубликовать этот дневник в России на русском языке?

М. Т.: — Про это пока сказать ничего не могу, но вы в полном праве публиковать ответы, которые я вам тут предоставила. Мой предок является одним из людей, которыми я очень горжусь, но его постепенно забывают. Очень благодарна тому, что вы проявляете заинтересованность. Всегда рада помочь.

Из Дневников Св Николая Японского: «24 июня/ 7 июля 1905. Пятница: …Ждал я в этом году на Соборе о. Якова Такая из Кагосима, много лет не бывшего в Токио; и он сам известил, что будет. Но письмо получилось от катихизатора Николая Иосида, что с о. Яковом приключился паралич — половина тела поражена. Весьма жаль! Дай Бог поправиться! Не очень он стар; а какая добрая, кроткая душа у него!.». «4/17 августа 1905. Четверг: Рано утром из Кагосима катихизатор Николай Иосида уведомил телеграммой, что о. Яков Такая помер. Царство ему Небесное! Добрый был иерей».

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Из Дневников Св. Николая Японского следует, что отец Иаков Такая лично привел к православию и крестил более 500 человек. Публикация дневников о. Иакова была бы благодарностью современников одному из выдающихся катихизаторов православия в Японии.

Примечание

[1]  https://drevo-info.ru/articles/13674740.html

[2] Дневники святого Николая Японского: в 5 т. /Сост. К. Накамура. — СПб.: Гиперион, 2004.