Лекция А.Хвалина в «Белай даче».
19 октября 2024 года в Музее памяти Семьи Императора Николая II в московской усадьбе «Белая Дача» состоялось выступление председателя Юбилейного комитета Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича писателя Андрея Хвалина.
На лекции собравшимся были продемонстрированы типографская копия иконы Царя-страстотерпца Николая с житийными клеймами и мощами, созданная для Юбилейного комитета; экземпляр книги «Восточный дневник Цесаревича» А. Хвалина, где впервые в мировом романоведении был издан по архивным материалам текст собственноручного Восточного дневника Августейшего путешественника с комплексом мидовских документов, а также памятная чарка И.И. Конюшкова, младшего штурмана фрегата «Память Азова», на котором совершил морскую часть своего путешествия Цесаревич. Ныне этот редкий артефакт хранится в Музее памяти Семьи Императора Николая II в московской усадьбе «Белая Дача» и был специально предоставлен на лекцию сотрудником музея Юлией Олеговной Василенко.
Во встрече приняла участие заместитель председателя Юбилейного комитета Восточного путешествия Цесаревича профессор Ирина Владимировна Бугаева и выступила с интересными дополнениями о местах Августейшего маршрута, которые она посетила в Вене и Киото.
Ниже публикуем текст лекции писателя А. Хвалина о Восточном путешествии Наследника Цесаревича Николая Александровича.
+
ПО ПУТИ ЦЕСАРЕВИЧА
О восточном путешествии Наследника Цесаревича
Великого князя Николая Александровича
1890-1891 гг.
Выступление председателя Юбилейного комитета
Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича
писателя Андрея Хвалина в Музее памяти Семьи
Императора Николая II в усадьбе «Белая Дача»
19 октября 2024 года.
Прославление святых Царственных страстотерпцев всей полнотой Русской Православной Церкви на Архиерейском соборе 2000 года открыло возможность к постижению Их христоподражательного подвига во всем его величии и многообразии.
Путь на Восток будущего Всероссийского Самодержца есть ключ к пониманию имперской политики данного периода истории страны и верному российскому домостроительству в азиатско-тихоокеанском регионе в настоящем и будущем.
Реализуя президентскую идею формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии и Евросоюзе и обновленную Концепцию внешней политики Российской Федерации, одним из приоритетов которой является восточно-азиатский вектор, по благословению архиереев, священников, старцев Русской Православной Церкви и монахов Святой Горы Афон в Москве в 2016 г. создан Юбилейный комитет к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя Наследника Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА 1890/91-2020/2021 гг. с целью придания грядущим юбилейным торжествам общероссийского и международного масштаба.
В число сотрудников и помощников Юбилейного комитета вошли архиереи, священники, представители синодальных структур Русской Православной Церкви, служащие, ученые, писатели, журналисты, предприниматели из Российской Федерации и зарубежных стран, по которым пролегал маршрут восточного путешествия будущего святого Царя Николая II Александровича.
Ныне Юбилейный комитет вступил во второе пятилетие своей деятельности. Наиболее значительными итогами его работы стало создание иконы Царя-страстотерпца Николая с житийными клеймами; осуществлённое впервые в мировом романоведении издание по архивным материалам собственноручного Восточного дневника Августейшего путешественника с комплексом мидовских документов; создание и бесперебойная работа сайта «Имперский архив», на страницах которого неделя за неделей был опубликован весь Восточный дневник.
На основании всего этого огромного материала построен мой сегодняшний вынуждено краткий рассказ.
Почему, на наш взгляд, тема путешествия на Восток Наследника Русского Престола в 1890/91 годах имеет помимо академического научного интереса еще и остросовременное звучание? В чем уникальность этого путешествия? И чем его актуальность для современного российского общественного сознания?
В своём выступлении, в рамках имеющегося времени, кратко отвечу на поставленные вопросы.
Источники о путешествии
Изучение путешествия на Восток Цесаревича, хода подготовки к нему и всего комплекса вопросов, связанных с внешней и внутренней политикой России в конце XIX века позволят совместными усилиями исследователей воссоздать подлинный облик молодого Наследника Всероссийского Престола, Великого Князя Николая Александровича.
В основном сведения о восточном путешествии Наследника Цесаревича содержатся в книгах М.М. Денисьевского и участника экспедиции князя Эспер Эсперовича Ухтомского. Фундаментальный труд Э.Э. Ухтомского с прекрасными иллюстрациями художника Н.Н. Каразина выдержал многочисленные переиздания. Ныне они доступны массовому читателю (См., напр.: Путешествие Государя Императора Николая II на Восток в 1890-1891. Автор-издатель кн. Э.Э. Ухтомский. СПб., 1897. Из-во «Китеж», 2010.).
Иначе обстоит дело с собственноручными записями Великого Князя Николая Александровича, в которых зафиксировано его личное отношение к посещаемым местам. В 1923 году в Берлине в книгоиздательстве «Слово» были изданы Дневники Императора Николая II за 1890-1906 годы. Публикаторы, из имевшегося в их распоряжении объемного оригинала, выбрали только две страницы, посвященные многомесячному путешествию на Восток (Дневники Императора Николая II. 1890-1906 гг. Книгоиздательство «Слово». Берлин. 1923. С. 39-40). Эти две страницы посвящены визиту только в Египет. Хотя даже в них по сравнению с оригиналом имеются непонятные лакуны и неточности.
В советском издании Дневников Государя Николая II Александровича 1991 года, подготовленном нынешним Государственным архивом Российской Федерации, вообще нет упоминания о Восточном путешествии (Дневники Императора Николая II. М. Орбита, 1991. — 736 с. Издание ЦГАОР СССР (ныне ГА РФ).
Таким образом, важнейшим источником для установления исторической правды о молодом Великом Князе Николае Александровиче являются его дневники 1889-1894 годов, хранящиеся в ГАРФе и опубликованные в 2020 году в нашей книге «Восточный дневник Цесаревича».
Другим важнейшим источником о Восточном путешествии Цесаревича является комплекс документов, хранящихся в Архиве Внешней Политики Российской Империи МИД России. Региональные архивы, например, Российский государственный архив Дальнего Востока, находящийся во Владивостоке, помогают восстановить детали российской части Восточного путешествия Цесаревича.
Рамки исследования нами специально расширены по сравнению с временными сроками Восточного путешествия, поскольку в них включены и период подготовки, и время осмысления его итогов, и демонстрация полученных в его ходе результатов. Впрочем, ныне эти рамки могут быть увеличены вплоть до наших дней, так как наступил новый этап изучения, усвоения и применения на практике уроков путешествия на Восток Наследника Цесаревича.
Подготовка к путешествию
Подготовка к путешествию заняла несколько лет, а началась буквально с рождения Великого Князя Николая Александровича. Получив домашнее начальное образование, Наследник Цесаревич 6-го мая 1884 года, в день своего 16-тилетия, поступает на действительную военную службу и принимает присягу на верность Царю и Отечеству. Годом позже он заканчивает программу средней школы и приступает к изучению ряда дисциплин, предусмотренных программами Академии Генерального штаба и двух факультетов университета — юридического и экономического. Получение высшего образования заняло у Цесаревича ещё пять лет.
Между теоретическими занятиями Великий Князь Николай Александрович совершает регулярные походы на байдарках, шлюпках, императорских яхтах и кораблях Российского Императорского флота. Именно закрепление военно-морских навыков и расширение его представлений о морской службе было одной из целей восточного путешествия.
Для приобретения практических навыков в сухопутных войсках Цесаревич Николай провёл два лагерных сбора в Преображенском полку: первый год исполнял обязанности взводного командира, а второй — ротного командира (рота Его Величества лейб-гвардии Преображенского полка). В 19 лет он получил чин штабс-капитана.
Следующие два летних лагерных сбора он провел в Лейб-гвардии Гусарском полку, приобщаясь к кавалерийской службе — вначале младшим офицером, а затем — командиром эскадрона (1888 год). И, наконец, Наследник проводит один лагерный сбор в рядах артиллерии. В 23 года, в апреле 1891-го его произвели в капитаны. Великий Князь Николай с 1884 года официально стал привлекаться к исполнению обязанностей Наследника, выполняя различные поручения в Государственном Совете и состоя в качестве члена во всевозможных обществах.
По укоренившейся традиции все русские Наследники престола, начиная с Великого Князя Павла Петровича, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Обычно путешествовали по России и Европе. Но для Цесаревича Николая планировалось необычное, морское и сухопутное, турне, которое объединило оба путешествия. Причём обе части путешествия должны были проходить по территории, где раньше не бывал ни один Цесаревич, исключая только последнюю часть пути. Более того, на то время и в мировой истории путешествий Высочайших особ плавание Великого Князя Николая Александровича не имело аналогов.
План этого грандиозного путешествия разрабатывался представителями Генерального штаба и Святейшего Синода. Его составляли воспитатель Цесаревича генерал Григорий Григорьевич Данилович, которому помогали адмирал Иван Алексеевич Шестаков, географ Александр Иванович Воейков и капитан 1-го ранга Н.Н. Ломен, впоследствии исполнявший обязанности командира фрегата «Память Азова», на котором совершил Восточное путешествие Цесаревич.
Говоря о подготовке Цесаревича к Восточному путешествию и памятуя об этикетном характере многих предстоящих ему встреч с членами правящих династий Запада и Востока, что предусматривало посещения культурных достопримечательностей (музеев, театров, выставок и т.п.), нельзя не отметить одно обстоятельство, приковавшее к себе ныне внимание широкой публики.
Цесаревич Николай Александрович прекрасно знал отечественный и мировой театр, был тонким знатоком и ценителем искусства. Именно в этом русле лежит правильное понимание его взаимоотношений с выдающейся российской балериной Матильдой Кшесинской Второй, как она именуется в истории отечественного и мирового балета. Замечу, что нами изучены ВСЕ дневниковые записи Цесаревича о встречах Великого Князя и начинающей балерины. История об их плотской связи оказалась полностью вымышленной.
Императорская Фамилия Романовых на протяжении 300 лет правления страной была покровителем высших достижений русского и мирового человеческого гения во всех областях материальной и духовной культуры. Восходящая звезда российского балетного небосклона была отмечена членами Династии и Наследником Цесаревичем в первую очередь за свой талант. Матильда Кшесинская первой из российских балерин стала примой Императорского театра, обладая уникальной исполнительской техникой и яркой манерой воплощения сценического образа.
Даже массовые современные издания исторической тематики признают тот очевидный факт, что в блудном грехе Цесаревич не повинен до путешествия на Восток. Как, впрочем, и после возвращения, и тем более после женитьбы на так любимой им немецкой принцессе Алисе Гессенской, ставшей православной святой Царицей-мученицей Александрой Фёодоровной.
Цели и задачи путешествия
По своей обращенности путешествие было эмблематично российскому гербу. При внешней разнонаправленности к Европе и Азии его основной, духовный смысл был един, направленный на воспитание будущего правителя России обоедесноручным, т.е. одинаково правым признавался путь Императорской России, как на европейский Запад, так и на азиатский Восток. И внешняя политика объявлялась равнозначной внутреннему движению русской цивилизации на восток «встречь солнцу». Употребив современные аллюзии, можно сказать, что Великий Князь Николай Александрович, будущий святой Царь-мученик, стоял у истоков православного Русского мира, чье сердце покоится в святорусских просторах, а украйные пределы ныне обозначены купольными крестами храмов на всех континентах земли.
Детальная программа Восточного путешествия Цесаревича, которая обсуждалась на совещаниях у Державного Отца – Императора Александра III несколько месяцев, ставила главной целью поклонение святым местам, поддержку православия в мире, усиление внутренней миссии.
Напомню, что согласно «Свода Основных государственных законов Российской Империи» (раздел 1, глава 7, статья 42 по редакции 1832 г.) закон о главе страны сформулирован следующим образом: «ИМПЕРАТОР, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. 1721 Янв. 25 (3718) ч. 1, введ. — В сем смысле ИМПЕРАТОР, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5(17910) именуется Главою Церкви. — 1906 Апр. 23., собр. узак., 603, ст. 24.
Следовательно, когда Наследник Всероссийского Престола, будущий Император посещал иностранные державы с официальным визитом, он воспринимался правителями и властями этих стран как защитник интересов Вселенского и русского Православия всей государственной мощью Российской Империи.
Вполне естественно, что первоначально в маршруте Восточного путешествия было запланировано и посещение Цесаревичем Святой Земли. Специально к этому событию подготовили к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по религиозно-политическим причинам посещение Иерусалима Наследником Цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование. Также в результате недальновидных действий Константинопольской Патриархии и обострения армянского вопроса не состоялось посещение Цесаревичем Константинополя, хотя в первоначальных планах визиты в эти два города значились. Не смог посетить Великий Князь и нововозведенный храм Николая-до в Токио вследствие совершенного на него в Японии покушения, которое также имело религиозно-политические причины.
Помимо основной, духовной, ставились и иные цели Восточного путешествия, а именно: образовательные – приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Ознакомление во время плавания: — на военно-морском судне с условиями флотской службы; а также знакомство с государствами, которые Его Императорское Высочество ещё не посещал. Другими целями были: показать военную мощь России, воплощённую в судах эскадры. Осмотр казачьих войск по пути следования по России, по званию Верховного Атамана. Изучение на месте важного вопроса «об устройстве сплошного рельсового пути в Сибири для облегчения снабжения европейской части России, с этой щедрой, одарённой природой окраины», как сообщают летописцы путешествия Э.Э. Ухтомский и М.М. Денисьевский. А также совершение во Владивостоке по воле Государя Императора Александра Третьего закладки за счёт казны Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, вопрос о постройке которого был очень важен как для правительства, так и для общества. Рассматривалась и проблема заселения страны вглубь как одна из основных задач первостепенной важности. И надо констатировать, что все поставленные задачи были блестяще решены, несмотря на трудности и непредвиденные обстоятельства.
Маршрут и ход путешествия
Путешествие продлилось с 23 октября (4 ноября) 1890 года по 4 (16) августа 1891 года, то есть заняло более 9 месяцев. За время путешествия было пройдено 51 000 вёрст, из них 15 000 — по железной дороге, 5 000 — в экипаже, 21 900 — по морям, 9 100 — по рекам.
Путешествие началось в Гатчине после молебна. В Варшаве путешественники лишь пересели в заграничный императорский поезд. Однако в Вене пришлось задержаться. Но уже через сутки их встречал Триест — город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. В Триесте 19 октября путешественники пересели на фрегат «Память Азова». Погостив в монаршей семье в Афинах (у крёстной матери Цесаревича Королевы эллинов Ольги Константиновны и её мужа Короля Греции Георга I), путешественники двинулись дальше.
Эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, где путешественники сделали остановку. C 10 (22) ноября по 27 ноября (9 декабря) крейсера стояли на рейде в Порт-Саиде и Измаилии, и две недели Цесаревич Николай со свитой знакомились с Египтом – спускались по Нилу до современного Асуана и обратно, посетили Каир и его окрестности, осматривая памятники Древнего Египта, взбирались на пирамиды.
От Суэца русские корабли через Аден последовали в Индию, куда прибыли 11 (23) декабря в Бомбей, где их встретили салютом.
Маршрут пешего путешествия по Индии (с частичным сплавом по Гангу) включал в себя: Бомбей, Дели, Агра, Лахор, Амритсар, Бенарес, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Коломбо (Цейлон).
31 января (11 февраля) корабли «Память Азова» с «Владимиром Мономахом», покинув Цейлон и соединившись с Тихоокеанской эскадрой, через Сингапур (18 февраля) и Батавию на острове Ява (23 февраля) следуют до Бангкока (7 марта).
В Бангкоке Цесаревич Николай в течение недели является гостем сиамского (таиландского) короля Рамы V Чулалонгкорна.
Попрощавшись с гостеприимным королем, Великий Князь Николай Александрович 13 (25) марта последовал в Нанкин через Сайгон (15 марта), Гонконг (23 марта) и Шанхай. Из Нанкина он совершает путешествие по реке Янцзы на пароходе Русского добровольческого флота «Владивосток» в сопровождении канонерских лодок до города Ханкоу.
15 (27) апреля 1891 года в сопровождении шести кораблей русского флота, возглавляемая флагманским крейсером «Память Азова», эскадра под брейд-вымпелом Цесаревича вошла в Нагасаки.
23 апреля русская эскадра покинула Нагасаки и, зайдя на день в Кагосиму, затем 27 апреля прибыла в порт Кобэ. Из Кобе Цесаревич с сопровождающими лицами по суше добрался до Киото.
29 апреля (10 мая) Цесаревич Николай с принцем Георгом в сопровождении японского принца Арисугава отправились на колясках, которые везли джан-рикши, из Киото в город Оцу (Отсу), где и произошло печально известное покушение на Великого Князя Николая Александровича, вошедшее в историческую литературу как «инцидент в Оцу».
Как ни парадоксально это выглядит на первый взгляд, покушение на Цесаревича сплотило Русский мир – и отечественный, и иностранный. Во время оставшейся части пути Великий Князь получал обращения и письма поддержки не только с родины, но и других стран. Чуткое православное сердце прекрасно понимает, что значит молитва всего русского народа за Наследника Цесаревича.
После покушения несколько дней Великий Князь приходит в себя, принимая на борту крейсера «Память Азова» депутации японцев, в том числе Императора, с извинениями и соболезнованиями. Свой день рождения, 6-го Мая, Великий Князь Николай Александрович встречает далеко от дома в японском порту Кобэ.
По распоряжению Государя Императора Александра III после «инцидента в Оцу» программа пребывания Наследника в Японии, которая изначально предусматривала посещение столицы и севера страны, была спешно свёрнута. Не состоялось даже участие в освящении собора святителя Николая в Токио, специально приуроченное к визиту Царского Сына. Отплыв 7 (19) мая из Кобэ, Цесаревич 11 (23) мая прибывает во Владивосток.
В целом во Владивостоке Великий Князь пробыл 11 суток: с 11 по 21 мая (23 мая — 2 июня по новому стилю) 1891 года. Этот визит оставил неизгладимый след в истории Приморья. В дни пребывания в городе будущий Государь заложил железнодорожную станцию «Владивосток», начало железнодорожной ветки, сухой док, памятник адмиралу Г.И. Невельскому и др. День 25 мая ежегодно отмечался во Владивостоке как городской праздник.
Из Владивостока Августейший путешественник продолжил свой маршрут по родным просторам. 21-го мая был назначен отъезд Цесаревича в Хабаровск, затем далее через Сибирь в Петербург. Двигаясь по родной земле, путешественники посетили следующие города и прилегающие земли: Хабаровск, Благовещенск, Чита, Иркутск, Красноярск, Ачинск, Томск, Тобольск, Омск, Оренбург, Уральск, Самара, Пенза, Рязань, Москва, Санкт-Петербург.
4 (16) августа 1891 г. царский поезд подошёл к станции Тосно под Санкт-Петербургом, где Великий Князь Николай Александрович был встречен Августейшими родителями. Уникальное по тем временам путешествие закончилось. Его итоги до сих пор имеют важнейшее значение для нашей страны.
Уроки Восточного путешествия
Немного придя в себя, Цесаревич записывает в дневнике 7-го августа: «Выспался идеально; странным кажется, что дальше некуда ехать и что больше не будет ночлегов с поздними приездами и ранними отъездами. Понемногу я начинаю приходить в себя и сознавать, что действительно вернулся домой; Боже, что за отрадное чувство!»
Но ещё много месяцев и даже лет спустя после окончания Восточного путешествия в дневнике Цесаревича будут появляться записи, свидетельствующие о том глубоком следе, который оно оставило в душе будущего святого Царя-страстотерпца Николая.
В настоящее время уроки Восточного путешествия Наследника Цесаревича активно усваиваются российским общественным сознанием, церковными и государственными структурами. Его значение служит делу укрепления международного сотрудничества нашей страны с государствами, которые посетил Великий Князь Николай Александрович в ходе своего Восточного путешествия.
За время поездки по восточным странам и азиатской России Цесаревичу было преподнесено несметное число даров, многие из которых по-своему уникальны. Значительная их часть сохраняется в Кунсткамере.
Предметы, привезённые Великим Князем Николаем Александровичем, в течение двух лет хранились в Аничковом и Зимнем дворцах, а зимой 1893/94 года экспонировались на благотворительной выставке, устроенной в залах Эрмитажа от имени Императорского Общества спасания на водах.
В 1895 году Императорским Российским Обществом спасания на водах в С.-Петербурге был выпущен «Фототипический альбом Выставки предметов, привезенных из путешествий на Восток в 1890-91 гг. Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем ныне благополучно царствующим Императором Всероссийским Николаем II».
Результатом поездки стала и открывшаяся в 1898 году в Петербурге выставка буддийских древностей, куда также вошли многочисленные подарки, преподнесённые Цесаревичу во время путешествия. Одним из устроителей выставки был князь Э.Э. Ухтомский, автор книги о путешествии Наследника на Восток.
В 1897 году по распоряжению Государя Императора Николая II этнографическая часть коллекции была передана в МАЭ (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого), а остальные остались в Императорских дворцах и после революции попали в Музейный фонд. В 1930-е годы часть из них была распределена между Государственным Эрмитажем, Этнографическим отделом Русского музея, музеями-дворцами пригородов Ленинграда. Какая-то часть, в основном предметы из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, по-видимому, были проданы. В 1998 году, в год 130-летия со дня рождения и 80-летия убийства святой Царской Семьи, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого предпринял попытку вновь объединить в одних залах сохранившиеся вещи. В перспективе надо продолжить традицию знакомства российских граждан с плодами Восточного путешествия в лучших музеях страны.
В Москве режиссером Валерией Валерьевной Ловковой при поддержке Министерства Культуры РФ в 2016 году был создан прекрасный документальный фильм о путешествии на Восток Наследника Цесаревича. Первую часть фильма мы посмотрим сегодня, после ответов на вопросы.
Плоды путешествия на Восток Наследника Цесаревича Николая Александровича имели большое значение для внешней и внутренней политики Российской Империи. Для внимательных исследователей его результаты видны и в сегодняшнем дне Русской Православной Церкви и государства Российского. Но это тема уже отдельного обстоятельного разговора.
Фото Ирины Бугаевой и Андрея Хвалина.