Н. Каразин-предисловие

Мощное поступательное движение России в XIX – начале XX веков шло по одной дороге двумя путями: на Восток – к Тихому океану и на Юг – к Индийскому. Направляли и олицетворяли это движение два великих русских Государя: Император-миротворец Александр Третий и Царь-страстотерпец Николай Второй. Многие вехи пути и его участники объединены единой государственно-церковной целью, как например, обустройство Кавказа с Туркестаном и Дальнего Востока. Показать эту связь в делах и судьбах людей – задача нового проекта «Имперского архива». Открывает новый проект «Две дороги – один путь» публикация о Николае Каразине – исследователе Средней Азии и художнике-иллюстраторе книги об эпохальном Восточном путешествии Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича. Восточное путешествие Цесаревича повлияло на ход русской и мировой истории в XXXXI веках.
Благодарим русского историка из Ташкента В. Фетисова за предоставленный материал и участие в проекте.
АНДРЕЙ ХВАЛИН
+

 

Н. Каразин-предисловие

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Впервые я встретил упоминание о своём герое, когда искал материалы для очерка о первом русском исследователе Туркестанского края, Николае Северцове. Они оба участвовали в военно-географической экспедиции 1874 года по Аму-Дарье. Тогда же, впервые увидев рисунки Николая Николаевича, привезённые им из этого научного похода, стал искать другие его работы, и был поражён одним обстоятельством. Каразин писал в том же жанре, что и Верещагин, освещая с помощью кисти сцены движения Российской империи в Среднюю Азию. Более того оба художника участвовали в Самаркандском походе Кауфмана[1] и оставили об этом эпизоде воспоминания и целую серию живописных полотен. Однако, в отличии от Верещагина, получившего мировую известность, Каразин был вычеркнут из списка выдающихся деятелей эпохи и абсолютно забыт в советский период, хотя на мой взгляд, талант его как художника, если не выше, то уж точно не ниже своего знаменитого собрата. Обладая к тому же незаурядным писательским талантом, Николай Каразин явился первым в России военным корреспондентом-иллюстратором, пером и кистью запечатлев художественные образы российской Туркестанской эпопеи.

Позднее Николай Николаевич появился в моём довольно обширном материале, посвящённом истории “Большой игры”[2]. В главе, в которой как раз описывался Самаркандский поход русских войск.

Думаю, пришло время подробнее рассказать об этом выдающемся человеке – художнике и писателе большого многогранного таланта.

Владимир Фетисов.

г. Ташкент.

Примечания:

[1] Константин Петрович фон Кауфман (1818-1882) — российский военный деятель, инженер-генерал (1874), генерал-адъютант (1864), руководивший завоеванием и колонизацией регионов Средней Азии. В 1865-1866 Виленский генерал-губернатор. Первый генерал-губернатор Туркестана, командующий войсками Туркестанского военного округа. За эти годы к Российской империи было присоединено Кокандское ханство, а над Хивинским ханством и Бухарским эмиратом был установлен российский протекторат.

[2] Фетисов В. “Дуэль на Крыше мира. Эпизоды Большой игры”. Ташкент, Академнашр, 2021.

(Продолжение следует)