О подготовке Цесаревича
«МИЛОМУ НИКИ…»
АВГУСТЕЙШИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК И ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ. К 135-ЛЕТИЮ ВОСТОЧНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА.
Выступление писателя Андрея Хвалина на научной конференции «Духовно-нравственные традиции в жизни Императорской семьи: к 130-летию восхождения на престол Императора Николая II Александровича».
Музей памяти семьи Императора Николая II в усадьбе Белая Дача.
17-го мая 2024 г.[*]
«Милому Ники от Мама. Севастополь. 6-го Мая 1886».
Надпись на одной из тетрадей Восточного дневника Цесаревича
за 1891 год. Ниже рукой Августейшего путешественника
написано: «Владивосток. На фрег(ате) “Память Азова”».
Осилить труднейшее путешествие на Восток, как, впрочем, и управлять такой великой страной, как Россия, мог только хорошо подготовленный Наследник. Это прекрасно понимал Император-отец Александр Третий.
Цесаревич Николай Александрович родился 6 мая 1868 г. в правом крыле первого этажа Александровского дворца Царского Села, куда, следуя традиции,
Августейшая Семья переехала на лето. О рождении царственного младенца подданные узнали по 301-му артиллерийскому залпу орудий Петропавловской крепости. Рождение сына и Наследника Всероссийского престола принесло радость не только Родителям, но и стало событием большого государственного и внешне политического значения.
Высокородные матери Императорской Фамилии по существовавшим традициям обычно своих детей не кормили грудью. Детей вскармливали специальные кормилицы, которых подбирали очень тщательно. Как правило, это были крестьянки из деревень. Ответственность за подбор кормилиц и состояние их здоровья целиком лежала на придворных медиках. Императрица Мария Фёодоровна, мать Цесаревича Николая Александровича, внимательно заботилась не только о санитарном состоянии пригородных резиденций, но и близлежащих деревень, из которых выбирали кормилиц для царских детей. Подбор кормилиц «из народа» имел еще одну очень важную сторону, а именно: государственную. То, что будущего Всероссийского Императора вскармливала простая русская крестьянка и у Царя имелись молочные братья и сёстры из крестьянской среды, было очень важно для укрепления связи Царя и народа.
Традиции последовательного воспитания в российской Императорской Фамилии сложились во второй половине XVIII века. Императрица Екатерина II заложила эти традиции при воспитании внуков Александра и Константина. Требования были очень жесткими: детей не кутали, они спали на твёрдых волосяных матрасах, в детской комнате всегда было много света и свежего воздуха. Под окнами детской даже стреляли из пушки, чтобы приучить мальчиков к резким и громким звукам с детства. Великих Князей категорически запрещалось перекармливать. Кормили мальчиков только в строго отведённые часы. Большое значение уделялось «трудовому воспитанию». Традиции «трудового воспитания», заложенные в XVIII веке, в период взросления Великого Князя Александра Павловича, воспроизводились вплоть до начала XX века. Несколько поколений царских детей работали в саду и знакомились с разными ремёслами. Но до семи лет мальчики, рождённые в Царской Семье, находились в женских руках.
Когда у Великого Князя Александра Александровича появилась семья и дети, то для подросших детей были воспроизведены все сложившиеся со времен Императора Николая I образовательно-воспитательные традиции. Воспитание и образование Великих Князей велось под личным руководством Августейших родителей.
Осенью 1875 г. для начального образования Великих Князей Николая (семи лет) и его младшего брата Георгия (пяти лет) Александровичей приглашена была преподаватель Коломенской женской гимназии Александра Петровна Олленгрэн, вдова офицера, которая прекрасно справилась со своей задачей.
Среди многих талантов, дарованных Господом Цесаревичу Николаю Александровичу, пожалуй, наиважнейший – это дар слова, умение понимать специальную и художественную литературу на разных языках. Не обделён он был и собственно писательским талантом, что наглядно видно по его собственноручным дневникам, которые Наследник, а потом и Император Всероссийский вёл всю жизнь, практически до последних дней. По условиям рождения и семейной обстановки маленький Великий Князь Николай Александрович одинаково хорошо говорил и мыслил по-русски, по-датски, по-английски. По его произношению даже англичане не могли распознать в нём иностранца.
В Семье же с малых лет Цесаревич слушал родительское чтение вслух. Позже он запишет в Восточном дневнике: «1/13 декабря. 1889 года. Пятница. Св. Филарета Милостивого. (…) После чаю Папа читал Короленко – очень хорошие его рассказы». Или: «12/24 февраля 1890 г. Понедельник. Св. Алексия, митрополита. Начало Великого поста. После вечерни обедали и провели вечер, читая у Мама». Эту привычку – чтение в семейном кругу будущий Император Николай II сохранил и прививал уже своим детям, регулярно читая им вслух.
Примечателен и символичен факт наследования по правилам Царствующего Дома не только короны как атрибута государственной власти, но и книжного собрания как сокровищницы знаний. Пополнение императорских библиотек было возведено в ранг государственной задачи и осуществлялось для отечественной литературы за счет обязательного экземпляра, для иностранной — стараниями русских генеральных консулов.
К началу царствования Императора Александра III главной библиотекой в составе Ведомства Собственных библиотек оставалась Собственная Его Императорского Величества библиотека в Зимнем дворце, основу которой составляли издания военного характера, материалы, относящиеся к истории Царской Семьи, отчёты различных министерств и ведомств Императору Александру II, а также некнижные материалы (различные вещи, памятные для членов семьи, и коллекция монет и медалей). Мемориальная библиотека Императора Александра III хранилась в трёх местах: в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, в царскосельском Александровском дворце и отдельная библиотека, в которой были только журналы, русские и иностранные, находилась в Гатчинском дворце. В таком «книжном окружении» возрастал юный Великий Князь Николай Александрович.
Восточное путешествие Цесаревича закончилась, но его увлечение чтением, библиотечным делом продолжалось. Позже у Государя Императора Николая Второго сложился целый ритуал знакомства с новыми изданиями.
В 1876-м, 1877-м, 1878-м и 1879-м годах все предметы, начиная с грамоты, преподавала одна Александра Петровна Олленгрэн по программе для поступления в средние учебные заведения. Когда эта программа была выполнена, и для дальнейших занятий был намечен генерал Григорий Григорьевич Данилович, пригласили особую комиссию, которая проэкзаменовала Великого Князя Николая. Экзамен прошёл блестяще, и о результатах было доложено Августейшим родителям и новому воспитателю генералу Г.Г. Даниловичу. Приглашённый на пост воспитателя Великих Князей Николая и Георгия Григорий Григорьевич Данилович был опытным военным педагогом. Именно он подбирал штат преподавателей, должных обеспечить «гимназический» уровень образования Великих Князей.
Как сообщают энциклопедические дореволюционные источники, учебные занятия, наблюдать за которыми было поручено ген.-адъютанту Г.Г. Даниловичу, были распределены на двенадцать лет: первые восемь лет посвящались предметам гимназического курса, с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии; кроме того, прибавлено преподавание английского языка и расширено, по сравнению с гимназическим курсом, изучение политической истории, русской литературы, французского и немецкого языков.
Последние четыре года в общем плане учебных занятий Наследника Цесаревича были предназначены для курса высших наук, но сложность программы привела к необходимости продолжения занятий ещё на один год.
Курс высших наук направлен был к достижению двух целей: изучению с достаточною подробностью военного дела и основательному ознакомлению с главнейшими началами юридических и экономических наук, необходимыми для государственного деятеля.
О высшем образовании Цесаревича Николая мы можем судить по нескольким вариантам расписаний занятий, дошедших до нас. По расписанию на январь 1887 г. занятия 19-летнего Цесаревича начинались в 8.15 и заканчивались в 18.30 вечера. Занятия длились по 60 минут без перерыва. Сетка часов менялась по дням недели.
Кроме этого, были предусмотрены и вечерние занятия музыкой, которые во вторник и субботу продолжались с 18.30 до 19.30, а в среду с 18.30 до 20.00. По пятницам Цесаревич с 18.30 до 19.30 занимался танцами. То есть это прибавляло еще 4,5 часа занятий.
Таким образом, учебные занятия занимали у Цесаревича 29 учебных часов, 7 часов на подготовку уроков и 4,5 часа вечерних занятий. Следовательно, общая учебная нагрузка Цесаревича составляла 40,5 часа в неделю.
Примечательно, что в расписании Цесаревича на курс Российской истории выделено 4 часа в неделю. Это был особый предмет для детей Императора. Сестра будущего Императора, Великая Княгиня Ольга Александровна вспоминала: «Русская история… представлялась как бы частью нашей жизни – чем-то близким и родным, – и мы погружались в неё без малейших усилий». Впоследствии Император Николай II не раз удивлял своих собеседников знанием деталей российской истории.
В филологический блок расписания Цесаревича Николая входили немецкий (2 часа), английский (1 час), французский (2 часа) языки и история русской словесности (3 часа). Примечательно, что к 19 годам на английский язык Цесаревичу был выделен только один час, так как он с детства прекрасно говорил по-английски.
Блок «общего развития» включал занятия рисованием, верховой ездой, музыкой и фехтованием.
Когда Наследнику российского престола Цесаревичу Николаю Александровичу, будущему Императору Николаю II, 6 мая 1884 года исполнилось 16 лет, он поступает на действительную военную службу и принимает присягу. В этом возрасте он имеет звание поручика, полученное 30 августа 1884 года. Годом позже он заканчивает среднее образование и приступает к изучению ряда дисциплин, предусмотренных программами Академии Генерального штаба и двух факультетов университета — юридического и экономического. Получение высшего образования заняло у Цесаревича ещё пять лет.
В расписании Цесаревича значатся четыре военные дисциплины: фортификация, артиллерия, тактика и военная история. Российские Императоры в пределах империи носили только офицерскую форму и числились по Военному ведомству. Но главное, они внутренне соотносили себя с российским офицерством, поскольку за годы своей учёбы проходили основательную военную школу.
Для усвоения строевой службы и ознакомления с войсковым бытом Наследник Цесаревич провёл два лагерных сбора в рядах лейб-гвардии Преображенского полка, исполняя обязанности сперва субалтерн-офицера (т.е. младшего офицера), а потом ротного командира, после чего два летних сезона посвятил кавалерийской службе в рядах лейб-гвардейского гусарского Его Величества полка в качестве взводного офицера и эскадронного командира; наконец, один лагерный сбор состоял в рядах артиллерии и до самого восшествия на престол командовал, в чине полковника, первым батальоном лейб-гвардейского Преображенского полка.
Для практического ознакомления с вопросами гражданского управления Наследник Цесаревич с 6 мая 1889 г., со дня своего рождения, участвовал в занятиях Государственного совета и комитета министров. Наконец, в план образовательной программы входило и ознакомление на месте с различными областями России, для чего Наследник Цесаревич сопровождал своего Августейшего родителя в многочисленных поездках по стране.
Таким образом, можно констатировать, что Наследник Цесаревич Великий Князь Николай Александрович получил в семье добротное и достаточно гармоничное образование, включавшее в себя не только среднее гимназическое, а также высшее юридическое, экономическое и гуманитарное образование, но и основательное знание военного дела. Он был образованным и эрудированным человеком, о чём единодушно пишут мемуаристы, хорошо знавшие его.
Изучение путешествия на Восток Цесаревича, хода подготовки к нему и всего комплекса вопросов, связанных с внешней и внутренней политикой России конца XIX века, позволяют воссоздать подлинный облик молодого Наследника Всероссийского Престола, Великого Князя Николая Александровича как человека и государственного деятеля, основательно подготовленного как к длительному и многотрудному путешествию на Восток, так и к управлению Россией.
Андрей Хвалин,
председатель Юбилейного комитета к 135-летию Восточного
путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича.
Примечание:
[*] Информация о работе конференции опубликована на сайте «Имперский архив»: http://archive-khvalin.ru/konferenciya-v-beloj-dache/.