Консолидация славян
«СЛАВЯНСКИЙ МИР В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ»
В Москве прошёл Международный симпозиум, посвящённый вопросам славянского единства.
29 мая 2023 года в «Московском доме национальностей» под эгидой Института славяноведения РАН, Славянского фонда России, Института славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина состоялся 17-й Международный симпозиум «Славянский мир в третьем тысячелетии», посвящённый на этот раз теме «Процессы консолидации и дифференциации в славянской истории и культуре».
Подобные симпозиумы собирают известных славянских учёных – лингвистов, историков, культурологов. Нынешний проходил в очно-заочной форме, что позволило выступить всем приглашённым из России, Белоруссии, Польши, Словакии, Черногории. Высокое собрание приветствовали заместитель директора Института славяноведения РАН Елена Семёновна Узенёва и директор Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина Михаил Вячеславович Юдин. Вели заседание к.филос.н., зав. кафедрой культурологии и славяноведения Института славянской культуры Оксана Анатольевна Запека и к.ф.н. Е.С. Узенёва.
Открыл симпозиум доклад БУГАЕВОЙ Ирины Владимировны (д.ф.н., зав. кафедрой общей и славянской филологии ИСК РГУ им. А.Н. Косыгина) «Понятие светославле в религиозном представлении сербов и русских».
Далее прозвучали доклады:
КОВАЛЬСКА-СТУС Ханна (профессор, зав. кафедрой православно-византийской культуры Ягеллонского университета, Польша) «О чем идет спор на языках двух христианских славянских культур?»; КОЧЕГАРОВ Кирилл Александрович (к.и.н., с.н.с. Института славяноведения РАН) «Россия и Речь Посполитая во второй половине 17 – в начале 18 века. От конфликта до союза»; СТЕПАНОВ Вячеслав Петрович (д.и.н., профессор, в.н.с. Института славяноведения РАН) «Русский мир румынского фронтира Республики Молдова: барометр социальной напряженности в условиях политической паранойи»; КАШИРИН Василий Борисович (к.и.н., с.н.с. Института сдавяноведения РАН) «Дабы ту нацию не привести в огорчение»: о взаимодействии русской армии с населением княжества Молдавия в начале русско-турецкой войны 1768–1774 гг.»; ГУСЕВ Никита Сергеевич (к.и.н., с.н.с., ученый секретарь Института славяноведения РАН) «Болгария рубежа XIX и ХХ вв. в описаниях русских очевидцев: символы модернизации, маркеры «Своего» и «Чужого»»; ДОБРОВОЛЬСКАЯ Варвара Евгеньевна (к.ф.н., доцент кафедры общего и славянского искусствознания ИСК РГУ им. А.Н.Косыгина) «Опыт освоения «чужого» пространства русскими переселенцами в Калининградскую область»; КОНЁНКОВА Алла Кирилловна (к. культурологии, профессор кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина). «Болгария: Самоковская школа живописи конца XVIII-1-й половины XIX вв.»; ПЕТРИКОВА Анна Анатольевна (к.ф.н., доцент Института русистики Прешовского университета, Словакия) «Концепт „славянской взаимности“ в трудах словацкого деятеля Яна Коллара»; СИПКО Йозеф (доктор, профессор Института русистики Прешовского университета, Словакия) «Фрагменты из судьбы русинов как четвертого восточнославянского народа»; ПРИГАРИН Александр Анатольевич (д.и.н., профессор Центра социальной антропологии РГГУ) «Балканские сюжеты в полевом дневнике антрополога 2022 г.: кроскультурность как стратегия»; ЕЛУШИЧ Синиша Петрович (д.ф.н., профессор университета Цетине, член-корр. Академии наук Черногории) «Славянофильская семантика в современной черногорской поэзии»; ЗАЙЦЕВА Ирина Павловна, (д.ф.н., профессор, зав. кафедрой мировых языков Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, Республика Беларусь) «Переплетение» близкородственных восточнославянских языков в лирическом творчестве поэтов Луганщины»; РАДОМСКАЯ Татьяна Игоревна (д.ф.н., профессор кафедры общей и славянской филологии Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина) «Тема памяти в творчестве И.С. Шмелева: богословско- литургической аспект»; МИШАЧЕВА Ирина Валентиновна (к. культурологии, доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина) «Русский и белорусский ксилограф Василий Корень: христианское искусство «на пороге» Нового времени»; АМЕЛИНА Анна Вячеславовна (м.н.с. Института славяноведения РАН) «Россия и русская литература в чешской периодике 1920-х гг. (ж. «Модерни ревю»)».
Поделиться своими впечатлениями от прошедшего симпозиума редакция «Имперского архива» попросила заместителя председателя Юбилейного комитета к 135-летию Восточного путешествия Цесаревича, д.ф.н., профессора И.В. Бугаеву:
— Симпозиум отличал очень высокий уровень приглашённых учёных, которые занимаются именно историей, языками, культурами славянских народов. На мой взгляд, прозвучали очень важные выступления историков, в том числе посвящённые Молдавии, которая находится в окружении славянства. Хочу выделить интересные доклады словацких учёных А. Петриковой и Й. Сипко, посвящённые идеям панславизма, которые проявлялись в творчестве известного словацкого поэта Яна Коралла и исследованиях о языке русинов. Профессор Й. Сипко называет русинов четвёртым восточно-славянским народом наряду с русскими, украинцами и белорусами, на основе анализа структуры языка, лингвогеографии. Это довольно многочисленный этнос, рассеянный по другим славянским странам и единственный из славянских народов, который не имеет своей государственности.
Были представлены научные работы, посвящённые не только лингвистике и истории, но и культуре. Особенно выделю совершенно новые исследования А.К. Конёнковой, посвящённые болгарским художникам-иконописцам.
Мой доклад был посвящён термину светосавле или савославие в русской и сербской картинах мира. Светосавле — идея, возникшая на основе культа св. Саввы (в миру Растко Неманич, 1169-1236) — основателя и одного из самых почитаемых святых Сербской православной церкви; культа, развивавшегося у сербов на протяжении многих веков. Данная идея зиждется на евангельском мировоззрении, привитом сербам трудами св. Саввы.
Особенность доклада состояла в том, что эту тему мне предложила коллега из Сербии доктор фил. наук Ружица Лёвушкина, ведущий научный сотрудник сектора лексикологии и лексикографии Института Сербского языка Сербской академии наук. Она занималась толкованием религиозных терминов, её заинтересовало восприятие термина светосавле русскими. Она нашла примеры в сербской литературе, прежде всего богословской и православной публицистике, я искала в русской. Это наша совместная работа. И почти одновременно мы представили наши доклады: Р. Лёвушкина вчера выступала в Нише на конференции с сообщением об употреблении термина светосавле в Сербии, а на следующий день я выступала на симпозиуме с докладом о бытовании этого термина в России. Данные исследования перспективны для составления двуязычных сербско-русского и русско-сербского словарей религиозной лексики, учитывающих, при всей нашей близости, национальные традиции и особенности двух братских народов, — отметила в заключение проф. И.В. Бугаева.
Участники симпозиума выразили благодарность руководству Московского Дома национальностей за прекрасную организацию и радушие.
Участники Международного симпозиума «Славянский мир в третьем тысячелетии» во время заседания за круглым столом. Фото из архива И.В. Бугаевой.