9-я Неделя
9-я Неделя: с 16-го по 22-ое декабря 1890 года
16/28 декабря. Воскресенье. Прор. Аггея, Блаж. Феофании
Эллора[1]
Рождение Его Императорского Высочества, Великого Князя АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
В 9 час(ов) поехали на обложенную недалеко пантеру, которую удалось убить Барятинскому[2] и Оболенскому[3] пополам. Вернулись назад к завтраку. Отдыхали целый день. Обедали. Снимались группой около пантеры. Интересный разговор с Джоржи[4], Кочубеем[5] и Оболенским в моей палатке.
17/29 декабря. Понедельник. Прор. Даниила
Между Эллорой и станцией Нангун
Спал долго. Укладывались к новому переезду. Завтракали в 11 ч(асов). Простившись с Nowab[6], отправились попарно в tongas[7] в Нангун[8]. Остановились на ночь на почтовой станции. После второго завтрака поехали каждый особо на диких козлов. Ранил одного. Вернулся с темнотой. Тут также устроили небольшой лагерь. Обедали в 8 ½.
18/30 декабря. Вторник. Св. Модеста. Муч. Клавдия
Вагон
Встали рано, чтобы до восхода солнца застать диких козлов в полях. Но это все-таки не помогло: я четыре часа пошатался напрасно. Завтракали и снимались группой, индиец-фотограф забавен! Одновременно с нашим выездом проехали из Розы[9] оставшиеся там господа. Сами правили tongas. Живо проехали путь до ст(анции) Нангун. Обедали там. Спали в поезде.
19/31 декабря. Среда. Муч. Вонифатия
Вагон
В 7 час(ов) покатили в Бомбей[10]. Утром было свежо. Проезжали по очень красивым местам – спуск через перевал очень крутой, нас спускали два локомотива.
Завтракали в столовой два раза. Приехали в Бомбей в 6 ч(асов). Встречи никакой. Обедали на ст(анции) Victoria с Георгием, адмиралом и командирами наших судов. В 9 ¼ уехали в том же поезде.
20/1 января. Четверг. Свящ.-муч. Игнатия Богоносца
Ахмедабад
В 6 ч(асов) утра остановились недалеко от гор(ода) Барода[11]. По узкоколейной ж(елезной) д(ороге) в полчаса достигли места знаменитой охоты на диких козлов. Видели, как леопарды ловили их. Сами убили 11 штук, но я ни одного, т.к. очень не везло. Завтракали в чудном шатре; у каждого была своя роскошно устроенная палатка на эти два часа.
Два поч(етных) караула индейских: рота и эскадрон. В 4 часа приехали в Ахмедабад[12]. Наш Бомбейский губерн(атор)[13] с женою встретил на ст(анции). Опять жили в палатках. Осматривали мечети и брамин(ский) храм. После обеда был фейерверк на озере.
21/2 января. Пятница. Мучц. Иулиании. Св. Петра
Вагон
Спал отлично, так хорошо и свежо спать в палатке. Написал телеграмму домой и, развалясь, наслаждался чудным утром.
Завтракали в 12 ч(асов). Разсуждали о странном поведении губернатора, кот(орый) постоянно сажал меня на левую сторону в экипаже. Простились с ним и его шалой женой. В 4 часа поехали дальше по узкоколейной жел(езной) дор(оге). Смотрели на обезьян.
Обедали на одной станции, где нас радушно встретил Раджа. Он украсил нас венками.
22/3 января. Суббота. Св. Великомуч. Анастасии
Джодпор
Тезоименитство Ея Императорского Высочества Великой Княгини АНАСТАСИИ МИХАЙЛОВНЫ, Герцогини Мекленбург-Шверинской
Очень мерз в вагоне. В 8 час(ов) приехали в гор(од) Джодпор[14]. Сам Магараджа встретил на ст(анции) с братьями и повез нас в лагерь. Церемония визита его и отдача к нему во дворец. Я жил в деревянном павильоне, другие кругом в палатках. После завтрака поехали осматривать крепость на скале и старый дворец. Смотрели на бой борцов. После обеда в палатке происходили танцы баядерок[15].
Комментарии:
В эту неделю начинается маршрут по внутренним провинциям Индии, пока еще недалеко от побережья. Путь Наследника Цесаревича и сопровождающих лиц теперь лежал на север от Бомбея, в земли древнеиндийской цивилизации. Уже первые дни посещения исторических мест дали не просто массу внешних впечатлений и новых знакомств с представителями местных народностей и английской администрации, но и обильную пищу для сопоставлений судеб русской и европейских цивилизаций, об их роли на Востоке, и в частности в Индии. Летописец путешествия князь Э.Э. Ухтомский, отражая не только собственное видение, но и отчасти взгляды всех участников поездки, задается многозначительными вопросами на страницах своей книги:
«Туземец-фотограф Низама, Лала-Дин-Дайял, сделал за эти дни две дюжины превосходных снимков, для увековечения в Индии различных моментов посещения Наследником Цесаревичем Гайдерабадских владений. С министром внутренних дел на встречу приезжал образованный мусульманин-публицист Сеид Мухаммед Гуссейн из Лэкноу, напечатавший в Лондоне — лет шесть тому назад — небольшую, но серьезную по замыслу книгу «Our difficulties and wants» («Наши трудности и желания», с англ. – А.Х.), посвященную Гладстону (Уильям Юарт Гладстон (1809-1898) — английский государственный деятель и писатель, неоднократно был премьер-министром Великобритании – А.Х.). Там неопровержимо ясно выясняются: оскудение северо-западных областей края, обеднение жителей, встарь не знавших такой нужды как теперь, причины голодовок и т.д. И городское, и сельское население равно нищают: первое утратило былую зажиточность от падения ремесл, в виду упразднения местных княжеских дворов и осуществления фритрэдерских принципов Альбиона, — второе впало в крайность от уничтожения просторных соседних джонглей — пастбищ, от избытка законности в распределении полей, от охраны разоренными помещиками каждого клочка земли, каждого деревца, каждого кустика. Некогда обширное скотоводство уничтожается. Удобрение почвы естественно ухудшилось. Цены на хлеб страшно поднялись, ничего однако не принося производителям. Прежде крестьяне платили, отнюдь не обременяя себя, долями жатвы и т.п. Ныне же они должны иметь в руках деньги, трудно добываемые, и, вдобавок, не покрывающие необходимейших расходов.
Любопытные данныя! печальный конец века, завершившегося торжеством европейского вмешательства в судьбы Индии! Автор книги «Our wants» (да, впрочем, и не он один) косвенно расспрашивал нас и о России, и о наших порядках, и о положении вещей в русской Средней Азии. С внешней стороны любой туземец, воспитанный и развитой как бы на европейский лад, — преданный слуга королевского правительства и либеральной Англии, готовый urbi et orbi (с лат., граду и миру – А.Х.) говорить о тех благах, что ею привнесены в жизнь азиатов; но что у этого восточного замкнутого люда таится на душе, не тяготится ли он, с ненавистью в сердце, и навязанным ему правом, и строго-систематической опекой, и разрушением излюбленных основ родной старины, — кто скажет, кто угадает!?»
(Э.Э. Ухтомский «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891». Т.I. Ч. II. СПб. 1893. С. 89-91).
Примечания:
[1] Эллора — деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. Знаменита своими пещерами. Их создание датируется примерно с VI по IX столетия по Р.Х. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.
[2] Барятинский Владимир Анатольевич (1843—1914) — князь, генерал-майор Свиты, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, состоявший обер-гофмейстером при Дворе Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и бывший шефом 5-й роты Лейб-гвардии 4-го стрелкового полка. Главный руководитель восточного путешествия Наследника Цесаревича.
[3] Оболенский Николай Дмитриевич (1860–1912) — князь, флигель-адъютант Императора Александра III (1890), штабс-ротмистр лейб-гвардии Конного полка, генерал-майор лейб-гвардии Конного полка, генерал-майор Свиты, позднее генерал-адъютант, служил в Министерстве двора с 1902 г. Управляющий Кабинетом Его Императорского Величества при Государе Николае II с 1905 г. В последние годы состоял при Императрице Марии Федоровне.
[4] Георг, принц Греческий и Датский (Джоржи) (1869-1957) – член греческой королевской семьи. Второй сын короля Греции Георга I. В молодости играл достаточно важную политическую и социальную роль в Греции. Прошёл курс обучения во флоте Дании и России, активно участвовал в организации Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. В 1898-1906 гг. был правителем автономного острова Крит. Вплоть до смерти был официальным представителем Греции во Франции.
[5] Кочубей Виктор Сергеевич, князь (1860-1923) — сын Полтавского губ. предводителя дворянства князя С.В. Кочубея, внук министра внутр. дел, гос. канцлера Российской Империи князя В.П. Кочубея (1768-1834), генерал-лейтенант. Получил домашнее образование и военное по экзамену в Михайловском артиллерийском училище. Во время восточного путешествия штаб-ротмистр В.С. Кочубей входил в Свиту Его Высочества Наследника Цесаревича Николая Александровича.
[6] Nowab (набоб или наваб) — титул правителей некоторых провинций Восточной Индии в империи Великих Моголов. После падения этой империи титул набоба сохранили те правители, которые подчинились британскому владычеству в качестве вассалов. Позже его стали давать богатым и знатным индусам как почётное звание.
[7] tongas – традиционные для Индии конные повозки, легкие двуколки.
[8] Нангун (Нандгаон или Нандаграм) – город в округе Матхура в штате Уттар-Прадеш. Является местом паломничества последователей Кришны, т.к., согласно Пуранам, священным текстам индуизма, в этом месте прошло его детство.
[9] Роза (Roza, или Родза) – название городка, где разбит основной лагерь путешественников.
[10] Бомбей – город на западе Индии, на побережье Аравийского моря. Город имеет глубокую естественную гавань, являясь самым большим портом на западе Индии. В апреле 1853 года была сдана в эксплуатацию 21-мильная первая железнодорожная линия Индии, соединившая Бомбей и Тхану. В последующие годы были построены железнодорожные линии, соединившие Бомбей с внутренними районами Гуджарата. По ним вывозился хлопок из внутренних районов Гуджарата для дальнейшей переработки в Англии. Открытие Суэцкого канала в 1869 году способствовало дальнейшему укреплению позиций Бомбея в торговле хлопком и превращению города в один из крупнейших портов Аравийского моря. 14 февраля 1900 года в Бомбее было открыто первое на территории Индии консульство Российской Империи.
[11] Барода (ныне Вадодара) — третий крупнейший город в индийском штате Гуджарат после Ахмадабада и Сурата. Раньше назывался «Барода». Культурная столица Гуджарата. История города началась с 812 года по Р.Х. Регион был населён индуистами, самостоятельно местные раджи правили до 1297 года. Вадодара расположена на высоте 39 м. над уровнем моря. Город раскинулся на плодородной равнине, на обоих берегах реки Вишвамитри, которая обычно почти пересыхает летом.
[12]. Ахмедабад (Ахмадабад) — город на западе Индии, самый большой город штата Гуджарат. один из пяти крупнейших в Индии. Расположен на берегах реки Сабармати. Археологические находки свидетельствуют, что территория города была заселена с XI века. В XIII веке город и весь Гуджарат перешёл под власть Делийского султаната. Во время Могольского правления, Ахмадабад стал одним из оживлённых торговых центров Империи, специализируясь на текстиле, экспортируя его вплоть до Европы. Британская Ост-Индская компания взяла город под свой контроль в 1818году. В 1864 г. железная дорога связала Ахмадабад и Бомбей, благодаря чему город стал крупным железнодорожным узлом между северной и южной частями Индии. В XIX веке город наводнили жители сельской местности, пришедших в Ахмадабад в поисках работы на текстильных фабриках.
[13] губернатор Бомбея лорд Гаррис – Дональд Джеймс Маккей, 11-й лорд Рей (1839-1921). Его отец имел голландское гражданство и был министром в правительстве Нидерландов. Сын получил гражданство Великобритании в 1877 г., а в 1881 г. для него был создан титул барона Рея из Дернесса в графстве Сатерленд (Пэрство Соединенного королевства). Позднее лорд Рей был губернатором Бомбея (1885—1890), заместителем министра по делам Индии (1894—1895) и лордом-лейтенантом Роксбургшира (1892-1918).
[14] Джодхпур — второй по величине город штата Раджастан, основанный в середине XV века, расположен на окраине пустыни Тар. Джодхпур часто называют «Городом Солнца» за ясную погоду на протяжении всего года, а также «Голубым городом» за соответствующую окраску домов. Дома брахманов (высшая жреческая каста в индуизме) здесь по традиции красят только в голубой цвет. Обычай этот завел основатель Джодхпура, махараджа Рао Джодаджи, считавший, что дома брахманов должны отличаться от всех прочих. Старая часть города окружена толстой каменной стеной. Достопримечательностью города является крепость Мехрангарх, которую называют самым неприступным бастионом Раджастхана. Построенный махараджей Рао Джодаджи форт был вершиной фортификационного искусства и ни разу не покорился завоевателям.
[15] баядерки (или девадаси) (букв. слуга бога, богини (санскр.) – в Индии девочка, «посвящённая» божеству при рождении или по обету, живущая и служащая при храме до конца своей жизни. Кроме выполнения религиозных ритуалов и работ по уходу за храмом и его убранством девадаси обычно практиковали традиционные виды индийского искусства, связанного с религией. Девадаси, обученные сакральному искусству танца и выступающие как храмовые танцовщицы, в Европе назывались баяде́рами либо баядерками (от порт. bailadeira, фр. bayadère «танцовщица»).
«Баядерки — это особенный класс индийских женщин, назначение которых петь и танцевать перед пагодами.
У Индийцев не бывает ни одного празднества без того, чтобы в нем не участвовали баядерки и музыканты, аккомпанирующие их танцам и песням. Танец баядерок религиозный в этом нет сомнения, танцуя, они совершают таинства их религии. Смотря на танец баядерок, легко понять, что к божеству, которого они считаются супругами, относятся их взгляды, жесты, его подвиги, напоминающие их танцы, с кинжалами или саблями, их экстаз показывает их участие в божеской природе, согласно господствующей индусской религии, идеи пантомимы или уничтожение отделенных душ в великой душе божества. Приготовляясь танцевать, баядерки, своей осанкой, позами, выражением лица, как бы говорят зрителям: «Идите же скорее, огонь сладострастия уже бушует в нашей крови». Танец баядерок очень древен; не говоря уже о священных книгах индусов, в которых об этом танце упоминается. Греческий историк Арриен, живший во втором столетии нашей эры, как бы напоминает на него в восьмой главе его Indica, где он говорит о танце, которому Бахус научил народы Индии. В каждой большой пагоде есть много молодых девушек, посвященных божеству, в честь которого построена пагода. Девушек этих называют Devadasis. Должность их состоит в служении в этих храмах. Брамины еще детьми берут этих девушек у родителей; и иногда вследствие обета, родители сами посвящают их в служение в храмах. Баядерки исполняют все службы, требуемые в храме, зажигают свечи, танцуют и поют в торжественные дни. Религиозное название этих девушек взято с Санскритского Devadasi. Слово Devadasi значит невольница богов и составлено из двух частей: Deva — бог и dasi — невольница. В народе Devadasi называют Natach, что значит танцовщица, оно образовалось из Санскритского Natya. Что касается названия баядерки, то оно употребляется только европейцами, и заимствовано ими от португальцев, которые первые завели разные учреждения в Индии. (Balhadeira — танцовщица). Баядерок обучают танцам, пению и мимике». (Из книги сочинений Карла Блазиса «Танец вообще. Балетные знаменитости. Национальные танцы». Москва 1864 год).