14-я Неделя

14-я Неделя: с 20-го по 26-ое января 1891 года

20-го января. Воскресение.

Встал легко в 7 ½ по случаю жары. Обедня была в 9 ½ в батарейной палубе, после нее старший офицер читал морской устав на шканцах[1]. Завтракал по обыкновению по Воскресениям в кают-компании. В виде отдыха во время писания писем ходил стрелять чаек с балкона. В 5 час(ов) приехал наш друг Harris, я его угостил чаем; затем, когда он уехал, он еще раз прошел мимо фрегата с своей шалой женой и ребенком, как раз во время захода солнца. Обедали у меня Алексеев[2] и Дубасов[3]. Вечером опять играл вчетвером в домино в кают-компании. Ровно в полночь пришел на рейд почтовый пароход с фельдъегерем, за кот(орым) немедленно послали паровой катер и привезли его полчаса спустя. Приятно было на ночь читать дорогие письма из дома.

21-го января. Понедельник.

В постели слышал церемонию подъема флага. Усиленно читал газеты и просматривал журналы. Георгий (Великий Князь Георгий Александрович из-за болезни должен был покинуть путешественников для лечения – А.Х.) собирается покинуть нас в Среду, и пойдет на «Корнилове» в Пирей. Дай Бог, чтоб это возвращение помогло! Завтракали в 12 час(ов) и после этого долго занимался стрельбою по ястребам и чайкам, довольно удачно. Купил хороший ковер у индуса, приехавшего на фрегат. Обедали в 7 ½; ходили на палубу смотреть освещение боевыми фонарями наших трех судов. Играл внизу в домино.

22-го января. Вторник.

Сегодня холоднее, 17 (градусов), что по-здешнему считается зимним днем. Писал письма в виду завтрашнего ухода «Корнилова» с Георгием. Завтракали в 12 час(ов) и снова стреляли чаек, причем удалось убить одного ястреба. В 3 часа отправился с Барятинским[4] и Кочубеем[5] с визитом Harris’у в Malabar Point[6]. Странно было снова попасть в прежнее место, где мы когда-то жили. Выпив чашку чаю, вернулись на фрегат, где застали небольшое общество дам, осматривавших наше судно. Обедали в 7 ½, Алексеев был в последний раз. Вечером играли в домино и заболтались до второго часа.

23-го января. Среда.

Грустный день для нас всех, когда Георгий нас оставил, чтобы вернуться в Грецию. Завтракали в кают-компании, все офицеры были очень взволнованы и несколько раз пили его здоровье. Более всех удручен Ломен[7], просто жаль его. Сидели втроем с Джоржи[8] в каюте Георгия, чтобы провести последние минуты вместе. В 3 часа он съехал с «Памяти Азова» на «Корнилова»; на катере гребли все офицеры. Отправился вслед за ним туда же проститься с командиром, офицерами и командой. В 3 ¾ расстались с бедным Георгием до августа; «Корнилов» снялся с бочки и лихо прошел вдоль нашего борта; прощание в последний раз было трогательно, офицеры и команда по вантам[9] долго кричали ему вслед ура! Картина по истине потрясающая, у меня, как и у всех также, навернулись слезы.

Потом все сделалось безразличным, на все смотрелось равнодушно! В 7 час(ов) съехали с фрегата и обедали в яхт-клубе. Сидели на балконе, вечер был хороший, кормили недурно.

Еще раз попали в компанию англичан, но этот раз ненадолго – всего на 7 дней! В 10 час(ов) поехали на станцию и окончательно покинули Бомбей!

14-я Неделя: с 20-го по 26-ое января 1891 года
Карта Южной Индии во время путешествия Цесаревича

24-го января. Четверг.

Именины Ксении[10] – провели весь день в поезде на пути в Мадрас[11]. Снова стало жарко. Местность ровная – рисовые поля – очень напоминающая наши степи. Читал Figaro и Gaulois[12]; но главными занятиями были все-таки завтрак и обед. Пыль летела сильно и изводило нас в конец, невольно чувствуешь себя свиньей при таких обстоятельствах. Легли спать рано.

25-го января. Пятница.

В 9 час(ов) утра приехали в Мадрас в полной форме напоследок. На станции встретили: губернатор lord Wenlock[13], только что прибывший на свой пост, князь и княгиня Щербатовы[14] и почетный караул железнодорож(ных) волонтер. С конвоем из целого полка приехал в губернаторский дом, где познакомился с его женой. В 10 час(ов) собрались к breakfast’у, потом нас оставили в покое. Растительность вокруг дома хорошая, море совсем близко, что чрезвычайно спасает от большой жары. Завтракали в 2 часа, после чего покупали вещи на подъезде – даже это стояло на программе. В 4 ч(аса) покатались вдоль берега моря, издали смотрели, как ловко выбрасывались рыбаки на берег в своих узких лодках. В 4 ½ опять перед домом происходило garden-party, на этот раз интересное тем, что маленький господин воздухоплаватель поднялся на своем шаре, хотя было ветрено и бросился вниз с своим парашютом; через ¼ часа он вернулся к нам и объявил, что спуск произошел благополучно. Ушли прочь в 5 ½ и, пока пили чай у себя, слушали музыку, которая играла до темноты. В 8 час(ов) был большой обед на балконе, после чего прямо отправились на бал в рядом стоящий дом. Танцевал только две кадрили и то без убеждения. Ужинали в 11 ½ на хорах бальной залы и затем поехали в Guindy-park, другую резиденцию губернатора в 7 милях от Мадраса. Одни англичане способны сочинить такой ночной переезд после бала. Около часу ночи приехали туда и несмотря на жаркую ночь все рады были лечь и отдохнуть как следует на месте.

26-го января. Суббота.

Отлично выспались, наконец, и отказались от охоты на полу ручных козлов, они массами ходят около самого дома. Некоторым образом изнемогали от жары. После завтрака снимались двумя группами: со всеми англичанами и губернатором и потом с моим штабом.

Другие ходили на охоту и убили около 40 куропаток. Обедали в 7 ¼ и поехали на жел(езную) дор(огу). Опять попали в узкоколейный поезд.

Комментарии:

В ходе 14-й недели своего восточного путешествия Цесаревич переезжает из Бомбея в Мадрас – один из крупных центров Южной Индии. Дневниковые записи, сделанные по горячим следам Великим Князем Николаем Александровичем, прекрасно дополняют путевые заметки участника экспедиции Э.Э. Ухтомского:

«Мадрас довольно бесцветен. Несмотря на свое продолжительное (250-летнее) пребывание под английским управлением, он мало усвоил западных черт и параллельно с тем значительно потерял всякую couleur locale (с фр. местный колорит – А.Х.). Желтые невысокие здания, жгучее солнце, однообразная растительность, темносиняя полоса окаймленного пеною океана за купами дерев. . . Природа окрест кажется грубо раскрашенною детскою сказкой, лишенною однако наивной прелести содержания. Мозаика разноплеменных типов и одежд, пленявшая в более северной Индии, здесь не существует.

Столица южного президентства отчасти живет и богата торговлей, по каналам стягивающеюся извне и поддерживаемою приходом многих судов на сравнительно безопасный рейд. Коромандельское побережье, отчасти благодаря мелководью, вообще отличается отсутствием хороших гаваней; а море крайне бурно. До последнего времени даже у Мадраса циклонами срывались с якоря и гибли целые корабли. В бытность принца Уэльского положено было основание могучему двойному молу и, хотя бешенство прибоя далеко не вполне ослаблено в виду неудовлетворительного характера инженерных заданий, однако волны не грозят уже до такой степени, как раньше, стоянке и деятельности грузохозяев. В прошлом столетии и начале нынешнего ураганы взяли немало жертв: напр., в 1746 г. около самого города разбилась французская эскадра, и 1200 человек экипажа утонуло (всего три недели после того, как адмирал вынудил мадрасских граждан сдаться и водрузил на британском берегу флаг своей нации!).

С главного бульвара «Mount Road» Августейшие путешественники въезжают в ограду парка вокруг губернаторской резиденции. Утренняя жара становится невыносимой. Теперь в южной Индии — еще чуть-ли не зимняя пора, но небо дышет огненными лучами.

Небольшой «Government House» (с англ. правительственная резиденция – А.Х.) с разбитыми на газоне палатками для свиты, сверкает ярче мрамора белыми стенами из замечательного туземного штука (чунам).

Внутри дворец не особенно интересен. Портреты разных грустных навабов и бледных губернаторш представляют лишь галлерею лиц, которым этот политический центр наверно не дал при жизни ничего, кроме огорчения.

Местное английское общество и множество туземцев съезжается днем на «Garden party», прием (под открытым небом) у лорда Уинлока. Главною целью служит увидеть Высоких Гостей ея величества королевы».

(Ухтомский Э.Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890-1891) Т. II. СПб. 1893. С. 85).

Примечания:

[1] Шканцы или квартердек — помост либо палуба в кормовой части парусного судна, где обычно находился капитан, а в его отсутствие — вахтенные или караульные офицеры и где устанавливались компасы. Шканцы считались на корабле почётным местом; там зачитывались перед строем законы, манифесты, приказы, приговоры.

[2] Алексеев Евгений Иванович (1843-1917)русский военный и государственный деятель, генерал-адъютант (1901), адмирал (1903 года). Из семьи флотского офицера. Окончил Морской кадетский корпус. Участвовал в ряде дальних плаваний, совершил три кругосветных похода. Во время путешествия Наследника Цесаревича на Восток капитан 1-го ранга Алексеев Е.И. командовал крейсером «Адмирал Корнилов».

[3] Дубасов Федор Васильевич — командир крейсера «Владимир Мономах», капитан 1-го ранга родился в 1845 году. По окончании Морского Корпуса был произведен в 1863 году в гардемарины. В 1870 г. успешно окончил гидрографическое отделение Николаевской Морской Академии. Участник Русско-турецкой войны (1877-1878), где командовал миноносным катером «Цесаревич» черноморского отряда Дунайской флотилии.

За боевые заслуги Ф.В. Дубасов награжден орденами Св. Георгия, Св. Владимира 4 ст. с мечами и золотым оружием, произведен в капитан-лейтенанты. В 1879-80 гг. командовал гвардейским отрядом миноносок, а в 1882 году — практическим отрядом миноносок. Затем он командир крейсера «Африка» (1883-1885).

В 1887 году произведен в капитаны 1-го ранга и занимает должность командира крейсера «Светлана». В 1888-1891 г. командир фрегата «Владимир Мономах», на котором сопровождает в составе русской эскадры Наследника Цесаревича в его путешествии на Восток.

Затем командует первым русским мореходным броненосцем «Петр Великий» и батареей «Не тронь меня». В 1893 году Федор Васильевич произведен был в контр-адмиралы и в 1897-1899 гг. командует эскадрой Тихого океана. В 1901-1905 гг. Дубасов был Председателем Морского Технического Комитета.

В Русско-японской войне 1904-1905 гг. непосредственного участия не принимал.

В 1905 году был направлен в Черниговскую, Полтавскую и Курскую губернии для подавления беспорядков. В ноябре 1905 года Дубасов был назначен Московским Генерал-Губернатором и руководил разгромом декабрьского восстания. Дважды пережил покушения революционеров. В 1906 году Ф.В. Дубасов произведен в полные адмиралы и назначен постоянным членом Совета Государственной Обороны. Одновременно он вошёл в состав Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования.

Умер Ф. В. Дубасов 19 июня 1912 года. Соболезнование выразил Император Николай II, бывший Наследник Цесаревич, которого адмирал Дубасов сопровождал в путешествии на Восток. Похоронили верноподданного Царя и Отечества 21 июня, в день его рождения, в Александро-Невской лавре рядом с могилами его деверя – министра Сипягина и адмирала Рикорда.

[4] Барятинский Владимир Анатольевич (1843—1914) — князь, генерал-майор Свиты, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, состоявший обер-гофмейстером при Дворе Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и бывший шефом 5-й роты Лейб-гвардии 4-го стрелкового полка. Главный руководитель восточного путешествия Наследника Цесаревича.

[5] Кочубей Виктор Сергеевич, князь (1860-1923) — сын Полтавского губ. предводителя дворянства князя С.В. Кочубея, внук министра внутр. дел, гос. канцлера Российской Империи князя В.П. Кочубея (1768-1834), генерал-лейтенант. Получил домашнее образование и военное по экзамену в Михайловском артиллерийском училище. Во время восточного путешествия штаб-ротмистр В.С. Кочубей входил в Свиту Его Высочества Николая Александровича.

[6] Malabar Point – один из фешенебельных районов Бомбея, где находятся богатейшие особняки и резиденция губернатора штата Махараштра.

[7] Ломен Николай Николаевич (1843-1909) – происходил из дворян Санкт-Петербургской губернии, сын генерал-майора. Окончил морское училище. Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Во время восточного путешествия Цесаревича капитан 1-го ранга, командир крейсера «Память Азова». Впоследствии командир императорской яхты «Полярная звезда», адмирал, генерал-адъютант.

[8] Георг, принц Греческий и Датский (Джоржи) (1869-1957) – член греческой королевской семьи. Второй сын короля Греции Георга I. В молодости играл достаточно важную политическую и социальную роль в Греции. Прошёл курс обучения во флоте Дании и России, активно участвовал в организации Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. В 1898-1906 гг. был правителем автономного острова Крит. Вплоть до смерти был официальным представителем Греции во Франции.

[9] ванты (от нидерл. want) — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.

[10] Ксения Александровна (1875-1960) – Великая Княгиня, дочь Императора Александра III, сестра Наследника Цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II. Во время восточного путешествия Брата Ксения Александровна была «без ума» от высокого, стройного брюнета Сандро, Великого Князя Александра Михайловича, считая его лучше всех на свете. Свою любовь она хранила в тайне, поведав о ней лишь старшему Брату, Наследнику Цесаревичу Николаю, другу Сандро. Впоследствии в 1894 году Великая Княгиня Ксения Александровна вышла замуж за Великого Князя Александра Михайловича.

[11] Мадрас — город на юге Индии, административный центр. Шестой по величине город страны. Основан в 1639 году на Коромандельском берегу (юго-восточное побережье Индии, омываемое водами Бенгальского залива).

В городе находятся такие памятники архитектуры как храмы Капалишварар и Партасарати (VII в.), католический собор святого Фомы (1504), Тысячесветная мечеть, маяк (1844) и др. В окрестностях Мадраса находятся храмовые комплексы VII-VIII, в которые входят прибрежный храм, 10 пещерных храмов, 5 храмов-колесниц, высеченные из камня скульптуры.

В XVI веке прибывшие в Индию португальцы основали здесь порт Сан-Томе, позднее территория отошла к голландцам. В 1639 году британская Ост-Индская компания основала поселение, а в следующем году был возведён форт Сент-Джордж, ставший впоследствии ядром, вокруг которого разросся колониальный город. Под властью англичан Мадрас превратился в крупный город и военную базу. В конце XIX в. город был соединён железными дорогами с Бомбеем и Калькуттой, что способствовало развитию торговли с северной Индией.

[12] Le Figaro («Фигаро») — популярная французская ежедневная газета новостей в области внутренней и внешней политики, экономики, культурной и общественной жизни во Франции и за рубежом. Газета основана в 1826 году. Название получила в честь Фигаро — героя пьес Бомарше. Из его же пьесы «Женитьба Фигаро» взят девиз газеты: «Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна» (фр. «Sans la liberté de blâmer, il n’est point d’éloge flatteur»).

До апреля 1854 года выходила нерегулярно в небольшом формате на четырех страницах. Имела сатирическое содержание. В 1854 году Ипполит де Вильмесан (1810-1879) приобрёл издание и предпринял с десяток попыток его оживить, публикуя всё скандальное и пикантное из парижской жизни и в самом занимательном изложении. Успех издания был чрезвычайный; из еженедельника оно выросло в большую газету, и с 1866 года газета выходит ежедневно.

Является прототипом того рода газет, за которым во Франции упрочилось название «boulevardiers» (с фран. бульварная – А.Х.). Отмеченные достоинства создали ему большую известность и за границей, где он получил большее распространение, чем какие-либо другие французские газеты.

Схожего направления с Le Figaro («Фигаро») был и «Gaulois» («Голуаз»), основанный в 1866 г., прибегавший сверх того для привлечения внимания публики к изобретению сенсационных слухов и сплетен. Издание колебалось между республиканцами и монархистами.

[13] Бейлби Лоули, 3-й барон Wenlock (1849–1912) – военный, один из просвещеннейших аристократов либерального лагеря (Liberal Unionists) и колониальный администратор, губернатор Мадраса с 1891 по 1896 год.

Лоули был сыном Бейлби Лоули, 2-го барона Уэнлока и его жены леди Элизабет Гросвенор, дочери Ричарда Гросвенора, 2-го маркиза Вестминстера. Получил образование в Итонском колледже и Тринити-колледже в Кембридже. В составе йоркширских гусар дослужился до звания капитана.

Уэнлок на родине, в Йоркском графстве, занимал несколько почетных должностей. На всеобщих выборах 1880 года был избран депутатом парламента от Честера, но в том же году унаследовал титул пэра и был возведен в Палату лордов.

В 1890 году Лоули был назначен губернатором Мадраса, на этом посту оставался до 1896 года. Известен рядом преобразований: строил железные дороги, создал Совет мусульманского образования, заложил фундамент солнечной обсерватории в Кодайканале, значительно расширил правительственную палату (ныне Радж Бахван) в Мадрасе и др.

В 1872 году женился на леди Констанс Мэри Ласселлз (1852-1932), дочери 4-го графа Харвуда, от которой у него была одна дочь: достопочтенная Ирен Констанс Лоули (род. 1889).

[14] Щербатов Александр Григорьевич (1850 – 1915) – князь, камергер (1899), президент Московского общества сельского хозяйства, учредитель и председатель «Российского союза торговли и промышленности», председатель Союза русских людей (1905-1909). Родился в Санкт-Петербурге в семье князя Григория Алексеевича Щербатова, будущего попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. По окончании Санкт-Петербургского университета состоял на государственной службе; в 1874 году вышел в отставку. Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) был уполномоченным Красного Креста при Рущукском отряде Наследника Цесаревича Александра Александровича, будущего Императора Александра III; награждён орденами Св. Владимира 4-й степени с мечами и Св. Станислава 2-й степени.

После женитьбы на О.А. Строгановой посвятил себя сельскому хозяйству, превратив свою усадьбу — Васильевское Рузского уезда — в образцовое хозяйство. Много путешествовал.

Щербатова Ольга Александровна (1857 – 1944) – княгиня, урождённая графиня Строганова, последняя из рода. Русская писательница, путешественница, меценатка. Родилась в семье егермейстера графа Александра Сергеевича Строганова (1818—1864) и княжны Татьяны Дмитриевны Васильчиковой (1823—1880).

С 1880-х годов Ольга Александровна вместе с мужем и братом совершила множество путешествий. Они посетили арабский Восток, Индию, Цейлон, Сингапур и Яву, на лошадях пересекли Сирийскую пустыню. Результатом стали книги, написанные Ольгой Александровной: «По Индии и Цейлону. Мои путевые заметки 1890-91 с 2 дополнительными главами о религии и архитектуре Индии», «В стране вулканов. Путевые заметки на Яве 1893» и «Верхом на родине бедуинов в поисках за кровными арабскими лошадьми (2600 верст по Аравийским пустыням в 1888 и 1900)».