10-я Неделя
10-я Неделя: с 23-го по 29-ое декабря 1890 года
23/4 января. Воскресенье. Преп. Павла и Нифонта
Вагон
Снова в постели на месте спал хорошо. Проснулся с трудом к 7 ½, после кофе все вместе поехали на охоту. Верхом проехали около мили, слезли и пошли искать кабанов. Мне удалось убить 2; Кочубею 5[1], Оболенскому 3[2]. Вернулись к завтраку. Смотрели на игру в поло; участвовали братья магараджи. Видели фокусников с змеями, обезьянами, медведем и попугаями. Обедали в 8 час(ов) – магараджа сам заехал за нами и отвез на станцию ж(елезной) д(ороги).
24/5 января. Понедельник. Преп.-мучц. Евгении
Ажмир
В вагоне не было так холодно, как в прошлую ночь. Приехали в Ажмир[3] в 7 ½. Англичане встречали, потому что провинция им принадлежит. Поехали в дом губернатора, отлично расположенный на скале над озером. Было прохладно весь день. После завтрака писал. В 4 ½ отправились на озеро, в лодках стреляли в уток. Убил с Джоржи[4] 14 штук, а также 15 больших летучих мышей. Обедали в 7 ½. Странно провести Сочельник в Индии.
25/6 января. Вторник. Рождество Господа Иисуса Христа
Вагон
День неприсутственный
Особенно думал о своих на родине в этот радостный праздник. Спал долго. Все утро писал. Перед завтраком покупали вещи. В 2 ч(аса) отправились на облаву на синих коров – род антилоп. Ничего не вышло, убил одного шакала. Стреляли уток на озере. В 7 ½ обедали. Кочубей убил гиену. Простились с губернатором и сели в поезд. Он стоял до часу.
26/7 января. Среда. Собор Пресв. Богородицы
Джайпур[5]
День неприсутственный
Опять приехали в гости к Магарадже в 7 ½. В город въехали великолепною процессией на слонах и выехали в др(угие) ворота. В 11 ч(асов) отдали визит Магарадже те же церемонии с цветами.
Живем у англ(ийского) резидента Peacock с семейством. После завтрака поехали на тигров. Опять Барятинский[6] и Оболенский оба убили по тигру. Проезжали (нрзб. – руины, развалины? – А.Х.) старого замка Амбер[7]. В 8 ч(асов) обедали у владыки страны. Снова видели танцы баядерок[8] и хороший фейерверк.
27/8 января. Четверг. Св. первомуч. архидиак. Стефана
Вагон
День неприсутственный
В 10 ч(асов) поехали к Магарадже. На одном из дворов его дворца показывали бои разных животных – очень интересно! Кончилось боем слонов. После завтрака долго покупали вещи и оружие. В 5 ч(асов) поехали осматривать музей всех индийских предметов, устроенный доктором. Обедали в 8 ч(асов).
28/9 января. Пятница. Св. Ап. Никанора
Ульуар
В 2 ч(аса) ночи тронулись дальше. Приехали в Ульуар[9] в 8 ч(асов). Третий магараджа встретил нас – этот говорил по-английски. Опять визиты и церемонии с цветами. Живем в его летнем дворце – очень красиво и оригинально.
После завтрака поехали на козлов. Наконец, мне удалось убить одного рогача. Вернулись домой пешком. Обедали с дамами, смотрели на фейерверк. Пог(ода) была очень холодная.
29/10 января. Суббота. Младенц. 14 т., избиен. в Вифлееме
Вагон
Я считаю этот день собственно потерянным. Обещали отличную охоту, вместо прокатили 4 часа туда и 2 ½ обратно на слонах и вернулись с пустыми руками. Олени и дикие синие коровы прошли горой, когда мы их ждали внизу на слонах. Магараджа сам участвовал в этой охоте. Езда на слонах нас докончила и мы вернулись в 7 ½ ч(асов), а выехали в 10 ч(асов). Обедали, мерзли и поехали на станцию в 11 ч(асов).
Комментарии:
На 10-ую неделю путешествия выпадает великий христианский праздник Рождества Христова. Цесаревич прислушивается к своим внутренним ощущениям: он впервые встречает Сочельник и Рождество так далеко от родины, вне близкого круга дорогих родителей, братьев и сестер. Его мысли постоянно обращаются к ним, уносятся в заснеженную Россию из цветущей Индии. Между тем программа визита идет своим чередом. В эти дни Августейшие путешественники вместе с хозяевами-магараджами часто бывают на различных видах охот.
К концу XIX века, когда состоялось восточное путешествие Цесаревича, придворная охота стала не только одним из атрибутов дипломатического этика, но и превратилась наряду с балами, военными парадами, благотворительными базарами и т.д. в часть высокой культуры, выразителями которой являлись венценосные правители всех стран мира.
В России к третьей четверти XVII столетия придворная охота превратилась в постоянное занятие русских Царей. Возник особый мир со своими правилами, традициями, атрибутикой, модой, этикой и эстетикой.
Второй Царь из Династии Романовых, Алексей Михайлович (1629-1676), образованнейший человек своей эпохи, составил специальное «Уложение сокольничья пути», посвященное охоте. Придворный врач англичанин Сэмюэль Коллинз писал о Царе Алексее Михайловиче: «Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трёхсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь. Он охотится на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками. Когда он выезжает, Восточные ворота и внутренняя стена города запираются до его возвращения…»
Как свидетельствуют источники, в царствование Государя Алексея Михайловича охота приобрела заметное политическое значение, так как способствовала налаживанию контактов с соседними странами. Соколов и кречетов посылали в подарок восточным ханам и европейским Королевским Домам, которые высоко ценили дары русских Царей. Поэтому соколиная и медвежья охоты находились в ведении Тайного приказа, т.е. составляли предмет постоянной заботы тогдашних спецслужб.
Ловчие птицы, охотничьи трофеи, охотничьи собаки преподносились в качестве дипломатических подарков и являлись социально-знаковыми символами. Обмен охотничьими трофеями между представителями государственной и политической элиты России и других стран содействовал развитию добрососедских отношений. Эти дары напоминали об услугах и благодеяниях уже совершенных и выражали надежду дарителей на такие же отношения в будущем.
Охота составляла особую статью дипломатического этикета. Участниками многих царских и императорских охот были главы государств, послы и другие представители дипломатического корпуса. Неотъемлемой частью царского охотничьего ритуала был пир — застолье, венчавшее саму охоту.
У русских Государей были свои любимые виды охоты. Царь Алексей Михайлович и Императрица Екатерина II отдавали предпочтение соколиной охоте, Государь Петр II увлекался псовой охотой, Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна любили птичью охоту, Императоры Александр II и Александр III были поклонниками больших зверовых охот на медведей, лосей, зубров. Цесаревич Николай Александрович, будущий Государь Император Николай II запомнился современникам как любитель ружейной охоты на любую дичь (См., напр.: Кутепов Н.И. «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» В 4-х тт. СПб. 1896-1911).
В Индии махараджи и навабы организовывали красочные охоты, так называемые шикары. Масштабы шикаров были грандиозны. В них участвовали тысячи человек. Вечерами в джунглях пели прославленные оперные исполнители и плясали десятки танцовщиц-баядерок. На охоту брали самое дорогое оружие от английских производителей, считавшихся тогда лучшими в мире.
Охота на тигра с применением слонов — особый вид индийской охоты. Для местной аристократии — кшатриев — помимо культурной, дипломатической, эстетической и т.п. сторон, этот вид охоты имел и чисто утилитарный интерес защиты домашнего скота своих подданных от набегов тигров. Нередко такие охоты заканчивались поражением человека и торжеством «хозяина джунглей».
Примечания:
[1] Кочубей Виктор Сергеевич, князь (1860-1923) — сын Полтавского губ. предводителя дворянства князя С.В. Кочубея, внук министра внутр. дел, гос. канцлера Российской Империи князя В.П. Кочубея (1768-1834), генерал-лейтенант. Получил домашнее образование и военное по экзамену в Михайловском артиллерийском училище. Во время восточного путешествия штаб-ротмистр В.С. Кочубей входил в Свиту Его Высочества Николая Александровича.
[2] Оболенский Николай Дмитриевич (1860–1912) — князь, флигель-адъютант Императора Александра III (1890), штабс-ротмистр лейб-гвардии Конного полка, генерал-майор лейб-гвардии Конного полка, генерал-майор Свиты, позднее генерал-адъютант, служил в Министерстве двора с 1902 г. Управляющий Кабинетом Его Императорского Величества при Государе Николае II с 1905 г. В последние годы состоял при Императрице Марии Федоровне.
[3] Ажмир (совр. Аджмер) — город в центральной части индийского штата Раджастан, административный центр округаАджмер, также известен под названием Ажамеру. Город дал название району и провинции Британской Индии, называвшейся Аджмер-Мервара.
[4] Георг, принц Греческий и Датский (Джоржи) (1869-1957) – член греческой королевской семьи. Второй сын короля Греции Георга I. В молодости играл достаточно важную политическую и социальную роль в Греции. Прошёл курс обучения во флоте Дании и России, активно участвовал в организации Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. В 1898-1906 гг. был правителем автономного острова Крит. Вплоть до смерти был официальным представителем Греции во Франции.
[5] Джайпур — столица штата Раджастан, называемый «Розовым» из-за необычного розового цвета камня, использовавшегося в строительстве. Основан в 1727 году махараджей Джай Сингхом II (годы правления 1699—1743) в качестве новой столицы государства. Родина группы воинских кланов (раджпуты), которые контролировали эту часть Индии на протяжении более тысячи лет. Проект молодого бенгальского архитектора Видхиадхара Бхаттачарья был разработан в соответствии с канонами древнеиндийской архитектуры, к которым относится и прямоугольное расположение кварталов. Весь Джайпур, окруженный стеной, охраняющей город от вражеских войск и диких зверей, разделен на девять прямоугольных секторов. Это был единственный в то время индийский город с прямоугольной планировкой.
[6] Барятинский Владимир Анатольевич (1843—1914) — князь, генерал-майор Свиты, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, состоявший обер-гофмейстером при Дворе Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и бывший шефом 5-й роты Лейб-гвардии 4-го стрелкового полка. Главный руководитель восточного путешествия Наследника Цесаревича.
[7] Амбер (или Амер) — замок, укреплённая резиденция раджи Манн Сингха I в одноимённом северном пригороде Джайпура, на гребне скалистого холма позади озера Маота. Внутренние покои Амберской цитадели поражают утончённостью пышной отделки в традиционном для могольского зодчества стиле.
[8] баядерки (или девадаси) (букв. слуга бога, богини (санскр.) – в Индии девочка, «посвящённая» божеству при рождении или по обету, живущая и служащая при храме до конца своей жизни. Кроме выполнения религиозных ритуалов и работ по уходу за храмом и его убранством девадаси обычно практиковали традиционные виды индийского искусства, связанного с религией. Девадаси, обученные сакральному искусству танца и выступающие как храмовые танцовщицы, в Европе назывались баяде́рами либо баядерками (от порт. bailadeira, фр. bayadère «танцовщица»).
[9] Ульуар (совр. – Алвар) — город в северо-западной части Индии, в штате Раджастан. Расположен в 160 км к югу от Дели и в 150 км к северу от города Джайпур. В нескольких километрах от города расположен национальный парк и тигриный заповедник Сариска.