Святыни Франции

«ПАРИЖСКАЯ ТЕТРАДЬ» получена из Франции вместе с другими историческими артефактами русского рассеяния, возникшего в мире после революции 1917 года. Она собиралась на протяжении многих лет одним русским эмигрантом и представляет собой сборник вырезок из русскоязычных газет и журналов, издаваемых во Франции. Они посвящены осмыслению остросовременной для нынешней России темы: как стало возможным свержение монархии и революция? Также в статьях речь идёт о судьбах Царской Семьи, других членов Династии Романовых, об исторических принципах российской государственности. Газетные вырезки и журнальные публикации читались с превеликим вниманием: они испещрены подчёркиванием красным и синим карандашами. В том, что прославление святых Царских мучеников, в конце концов, состоялось всей полнотой Русской Православной Церкви, есть вклад авторов статей из ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ и её составителя. Благодарю их и помню.
Монархический Париж является неотъемлемой частью Русского мира. Он тесно связан с нашей родиной и питается её живительными силами, выражаемыми понятием Святая Русь. Ныне Россию и Францию, помимо прочего, объединяет молитва Царственным страстотерпцам. Поэтому у франко-российского союза есть будущее.
Публикации первого тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parigskaya-tetrad/.
Публикации второго тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-2: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-2/.
Публикации третьего тома ПАРИЖСКОЙ ТЕТРАДИ-3: http://archive-khvalin.ru/category/imperskij-arxiv/parizhskaya-tetrad-3/.
 +
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВО ФРАНЦИИ
Русскому церковному сознанию очень ценна живая связь с апостольской христианской стариной, находящейся во французских пределах.

«Церковный Вестник» в последнем (6-м) номере (публикация 1928 г. – А.Х.) напечатал под приведённым заголовком чрезвычайно интересный очерк Петра Ковалевского, касающийся древних, всем христианским миром почитаемых святынь, находящихся в пределах приютившей нас Франции.

Из этого очерка узнаём, что в Камарге, по преданию, покоятся мощи Марии, сестры Лазаря, Марии из числа жён Мироносиц и служанки их — Сарры. Они пристали к южному берегу Франции, спасаясь от иудейских преследований, и на южном берегу в Камарге основали храм во имя Пресв(ятой) Девы Марии, под алтарём которого и погребены.

Мария Магдалина, приехавшая с ними, долго проповедовала по всей прибрежной полосе и была погребена в селении Сен-Бом над Тулоном.

В Ницце до 1923 года существовала пещера, в которой скрывалась Мария Магдалина. При постройке замка пещера была снесена. Такая же участь постигла место упокоения св. Трофима, присланного ап. Петром и епископствовавшего в Арле (древний Арелат), где он умер и был погребён. В Арле же находятся мощи Антония Великого. В Безансоне — мощи великого Фивейского отшельника Иоанна Кущника, а в Лузарше — мощи Св. целителей бессребреников Косьмы и Дамиана.

Частицы мощей св. Николая Чудотворца находятся в Суассоне, Корби, Сансе, Нороне, Мон-Сен-Кантене.

В соборе Парижской Богоматери находится часть Тернового венца.

В музее Гиме, на пляс Иена, находятся привезённые при Наполеоне из Египта мощи преп. Таисии и преп. Серапиона и голова Стефана Отшельника.

Вокруг прот. о. Н. Сахарова группируется сейчас кружок людей, поставивших задачей собрать, проверить и огласить во всеобщее сведение данные о древних православных святынях.

В свою очередь, участники этой работы просят всех русских, рассеянных по разным углам Франции, собирать подобного рода сведения и сообщать их на имя прот. о. Н. Сахарова, рю Дарю, 12, VIII.

Нашему церковному сознанию очень ценна живая связь с апостольской христианской стариной.

«Возрождение» (Париж). № 984, 11 февраля 1928 г.

Святыни Франции
Париж. Монмартр. Вход в базилику Сакре-Кёр – храм «Святого (Пылающего) Сердца Христова». Фото Андрея Хвалина.

+

Неутомимый исследователь вопроса о древних православных святынях во Франции П. Ковалевский в последнем номере «Церковного Вестника» сообщает новые сведения. Между прочим, он говорит (на основании научных данных), что Терновый Венец Спасителя (хранится в Нотр-Дам де Пари) был сделан не как венок из терновых веток (обычное изображение), а в форме обруча из особого камыша, в который были воткнуты ветки терновника, покрывавшие всю голову на подобие шапки. Такое изображение имеется, между прочим, в Римских катакомбах Претестата, относимых ко 2-му веку.

В Безансоне хранится рука св. Первомученика Архидиакона Стефана, мощи нескольких мучеников из римских катакомб, три частицы Животворящего Креста и один шип Тернового Венца.

В Лузарше (36 км. от Парижа по Северной дороге) находятся мощи мучеников 3-го века – братьев, врачей-бессребренников Косьмы и Дамиана в храме их имени. В том же храме хранятся частицы мощей свв. архидиакона Лаврентия, ап. Матфея, ап. Фомы, св. Антония, св. Стефана, св. Евтропия, св. Варвары, св. Аполлинарии.

От средних веков до настоящего времени (т.е. 1928 г., когда написана заметка – А.Х.) в Лузарш совершаются паломничества и, между прочим, ежегодно бывает паломничество студентов медицинского факультета Парижского университета, почитающих свв. бессребреников Косьму и Дамиана своими патронами. В розыске святынь принимает участие много русских, живущих на местах.

И. Н.

«Возрождение» (Париж). № 1129, 5 июля 1928 г.

+

Письмо в редакцию.

В № 1129 «Возрождения» помещена небольшая заметка И.Н. о ряде изображений, мощей и православных реликвий, находящихся во Франции. Я думаю, что это маленькое дополнение будет не безынтересным.

На Антибском мысу, около Гарупского маяка, возвышается старинная церковь Гарупской Богоматери – «Нотр-Дам де Гаруп» – особенно печатаемая моряками. Она вся заставлена деревянными корабликами, самодельными Распятиями, завешена ленточками, и моряки, и их семьи совершают к ней паломничества со всего берега, от Марселя до Сан-Ремо.

При входе в церковь сразу бросается в глаза большой православный крест, какой носят во время крестных ходов. Он стоит у первой колонны слева. Внизу, у ног Распятия, – русский двуглавый орёл Александровских времён с опущенными крыльями. Корона над ним обломана. У подножья креста – выцветшая от времени надпись о том, что он вывезен каким-то матросом из Севастополя в 1854-55 гг.

Напротив креста находится большая, в человеческий рост, старинная почерневшая икона Божьей Матери без риз. На цоколе следы надписи. Ясно видна буква «К». Корсунская?.. Керчинская?..

Маленькая дощечка, прикреплённая к иконе, гласит: «Tableau rapporté de Crimée sauvé de l’incendie par l’equipage de Vautour pris par Jean-Antoin Brigani matelot et deposé par Monsieur Aubert Barthelemy, maitre d’equipage. 1854-1855».

(С фр.: «Картина, привезённая из Крыма, спасена от пожара экипажем «Коршуна», взята Жаном-Антуаном Бригани, матросом, и отдана на хранение господином Альбертом Бартелеми, унтер-офицером. 1854-1855»).

К иконе начинаются паломничества живущих вблизи русских; ставят свечи, иногда видны перед иконой маленькие букетики цветов. Поднимался неоднократно вопрос о реставрации иконы, но для этого не хватало средств.

Ницца.

А. Волгин.

«Возрождение» (Париж). № 1140, 16 июля 1928 г.