Культ Пушкина

Первая мировая и гражданская война разделила Россию на советскую и зарубежную. В историографии период между двумя мировыми войнами получил наименование INTERBELLUM или, по-русски, МЕЖВОЙНА. Осмыслению русской национальной зарубежной мыслью процессов и событий, приведших к грандиозным военным столкновениям в истории человечества, их урокам и последствиям посвящен новый проект «Имперского архива» INTERBELLUM/МЕЖВОЙНА. Для свободной мысли нет железного занавеса, и дух дышит, где хочет.
АНДРЕЙ ХВАЛИН
+
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ ИНТЕРНАЦИOНАЛИСТОВ
«Русская национальная гордость» ныне введена в состав официальной доктрины кремлевских правителей».

Коммунистическая власть за последнее время усиленно подогревает русскую национальную гордость. Началось это летом минувшего года (т.е. 1935 г. – А.Х.), когда власть, учреждая комитет для чествования 100-летнего юбилея, демонстративно подчеркнула, что Пушкин – великий поэт русского народа. Кстати сказать, с тех пор пошло усердное не по разуму насаждение культа Пушкина: устраиваются съезды пушкинских крестьян, т.е. крестьян деревень, где бывал Пушкин; учреждаются пушкинские комитеты и тройки по колхозам, которые усиленно стремятся популяризовать Пушкина и тщетно ищут его произведения в городах – их по общему правилу там не оказывается; на заводах комсомольцы организуют пушкинские конференции; даются всё новые пушкинские спектакли, складываются новые песни на пушкинские слова, Пушкину посвящается бесконечное множество нудных и невразумительных статей, так что имя его сейчас встречается в советских газетах, пожалуй, чаще, нежели имя Маркса.

Культ Пушкина
Плакат, посвященный 100-летию со дня смерти Пушкина. 1937 г.
https://www.togdazine.ru/ upload/images/

Но политика подогревания русской национальной гордости далеко не исчерпывается казённым культом Пушкина. Не так давно мы писали о том, что произошло с учебниками истории. В то время в нашем распоряжении ещё не было большой статьи некоего Быстрянского, из коей выяснилось, в чём усмотрела власть их главные дефекты: они оказались в замалчивании положительной стороны таких явлений, как образование национального русского государства при московских великих князьях, реформы Петра Великого, освобождение крестьян. То сплошное и oгульное охаивание русского прошлого, которое ещё так недавно входило в состав официальной доктрины и проповедывалoсь со всех кафедр, вдруг было объявлено левацким загибом, идущим вразрез с подлинным ленинизмом-сталинизмом.

Передовая статья «Правды» от 1 февраля была написала в своеобразном «расистском» духе: с пафосом отвергалась, как неверная, мысль, будто Россию отстроили немцы, и возвеличивалась историческая роль русского народа.

Эта линия не оказалась случайной. В «Правде» 10 февраля появилась новая статья, по-видимому, редакционная, в которой обильными цитатами из Ленина доказывается, что клеветническое извращение «нашего» (русского) прошлого не имеет ничего общего с подлинным марксизмом. Попутно делается разнос Бухарину, который 21 января в статье, посвящённой Ленину, высказал мысль, будто обломовщина – самая универсальная черта русской нации. Указывается, что такие же мысли были повторены и в передовой статье редактируемых им «Известий» 2 февраля, т. е. уже после появления в «Правде» руководящей статьи о национальной гордости. «Бухарин очень серьёзно запутался в своей анти-ленинской концепции», предостерегающе говорит «Правда», которая напоминает о прежних грехах Бухарина и выражает надежду, что «он в кратчайший срок и с необходимой чёткостью исправит свою концепцию».

Таким образом, «русская национальная гордость» ныне введена в состав официальной доктрины кремлевских правителей. Что же это? – эволюция власти, национальное перерождение интернациональной революции?

Об эволюции можно было бы, пожалуй, говорить, если бы власть официально отреклась от своих прежних взглядов, тех самых, которые по недоразумению ещё защищаются Бухариным, не успевшим вовремя повернуться. Но власть делает не это, а нечто совсем иное: она обволакивает русскую национальную гордость и её олицетворение – Пушкина – сетью коммунистической доктрины. Новый официальный догмат гласит: русский народ — великий народ, русская история – великая история, потому что она дала Пушкина и Ленина, культуру мирового значения и мировую социальную революцию.

Таким образом, перед нами продолжение процесса, который течёт уже два года: власть хочет использовать для себя подымающуюся национальную стихию; она не меняет своего существа и своей цели, но отступает перед натиском, уступает неодолимой силе.

В этом смысле появление культа Пушкина и официальное признание русской национальной гордости – это как будто предварительные победы национальных сил над интернациональными правителями России, но именно предварительные, а не окончательные: власть на прежнем месте, по-прежнему держит в руках аппарат и отнюдь не намерена сдаваться. Подогревая русскую национальную гордость, она в то же время учреждает высшую школу пропагандистов, в которой основным предметом будет история партии и коминтерна. Правда, власть одновременно упраздняет коммунистическую академию и передаешь её дела Академии Наук, но делает она это, предварительно унизив Академию Наук, подведя её под общий коммунистический шаблон. Ярким свидетельством тому служит приветственное письмо президиума Академии союзу воинствующих безбожников по случаю его юбилея, полное и низкой клеветы на русское прошлое, и низкопоклонства перед её нынешними правителями.

Русские события, несомненно, сошли с мёртвой точки, на которой они годами стояли. Национальная Россия опять видна не только за рубежом, но и на коренной земле – конечно, не в недрах власти, а в той безымянной массе, которая, чем дальше, тем больше вынуждает власть к уступкам и еле прикрытым отречениям.

Ю.Ф. Семёнов,

главный редактор[*].  

«Возрождение» (Париж). № 3911, 17 февраля 1936 г.

 

Примечание:

[*] Семенов Юлий Фёдорович (1873-1947) – учёный, политический деятель, журналист. Учился на физико-математическом факультете Московского университета, затем продолжил образование в Сорбонне. Доктор физики Парижского университета (1904). После возвращения в Россию читал лекции по физике в Московском коммерческом училище и в Народном университете имени А. Л. Шанявского. Участник I Мировой войны. В 1917 году избран от русского населения в Закавказский сейм. В 1917-1918 годах председатель областного комитета Партии народной свободы в Тифлисе, товарищ (заместитель) председателя Тифлисского русского национального совета. В апреле 1919 года командирован правительством А.И. Деникина в Париж для переговоров с французским правительством, остался в эмиграции. В 1924-1936 годах член Русского комитета объединённых организаций. В 1926 году участвовал в деятельности зарубежного съезда от Национального центра. В 1927-1940 годах – редактор газеты «Возрождение».

Посвящён в масонство в 1922 г. в ложе Астрея. Член-основатель ложи Юпитер, её секретарь в 1926-1928 гг. После ряда антимасонских разоблачительных публикаций в газете «Возрождение», в 1934 г. исключён из рядов масонов. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.