Первый выпуск

заботы святителя Феофана Затворника об образовании

дочерей священников

 

«Молитва же моя всегда есть — о детях»

Из письма преосвященного Феофана к протоиерею Михаилу Хераскову

 

Глубокие и обширные теоретические богословские познания, полученные святителем Феофаном за годы учебы в Ливенском училище и Орловской духовной семинарии, в Киевской духовной академии, большой личный опыт, приобретенный им за время педагогическо-административной деятельности в Киевско-Софийском училище, Новгородской и Олонецкой Духовных семинариях, Петербургской Духовной Академии, сформировали у него самобытную систему взглядов на воспитание и образование русской молодежи, укорененную в святоотеческой традиции[1]. Определяя главную цель педагога как «просвещение ума и образование сердца питомцев», святитель Феофан «прочные основы и действенные орудия к тому и другому» не видит «решительно: нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе»[2]. В толкованиях на «Пастыря» св. Ермы, в собственных творениях о христианской нравственности Высокопреосвященный автор ставит учителя, наставника в один ряд с апостолами и священниками, определяя их основанием Церкви Христовой. Пастырь-учитель, ответственно воспитывающий вверенных ему детей, удостаивается от Господа высокой награды: «Тебя же Он запишет в книге жизни»[3]. В церковном сознании образ самого боговдохновенного святителя-педагога Феофана запечатлен как «премудрого учителя и христианского жития наставника», «богомудрия верного учителя», «пастыря благого и чадолюбивого», «благочестия учителя и чистоты» (Акафист Святителю Феофану, Затворнику Вышенскому).

Управляя сначала Тамбовской, а затем и Владимирской епархиями, Преосвященный Феофан много трудов положил для развития в них духовного и народного образования. При его непосредственном участии и попечении было открыто много церковно-приходских училищ, воскресных и частных школ, а также два женских епархиальных училища. И если епископу Феофану не довелось присутствовать на торжествах открытия созданного его усилиями Тамбовского женского епархиального училища по причине перевода на Владимирскую кафедру, то уже в новой епархии, обустроив и открыв аналогичное учебное заведение для девиц духовного звания, владыка не увидел воочию плодов своих многохлопотных трудов, удалившись для подвига затвора в любимую Вышу. Однако надзирать и попечительствовать над дорогим его сердцу детищем святитель не переставал и из монастырского уединения, о чем красноречиво свидетельствует его переписка с учащими и учащимися Владимирского женского училища. Среди адресатов святителя Феофана – священник Михаил Херасков, законоучитель училища и инспектор классов[4], и его сестра, воспитанница училища Е.И Хераскова[5].

Сведения о первом выпускном акте во Владимирском епархиальном женском училище и сам текст молитвы святителя Феофана об учащихся отроковицах содержатся в статье о. Михаила Хераскова, опубликованной в местных епархиальных ведомостях[6]. Из нее становится ясно, что сменивший епископа Феофана на Владимирской кафедре Преосвященный владыка Антоний (Павлинский)[7] не смог присутствовать на выпуске, т.к. в тот день, воскресенье 28 июня 1870 года, когда он состоялся, уже отправился для обозрения епархии. Литургию в училищном храме совершил Преосвященный викарий Иаков[8] соборно с членами училищного совета и кафедральным о. протоиереем Ф. М. Надеждиным[9]. После Литургии отслужили благодарственный молебен, «на ектениях которого было провозглашаемо имя преосвященного Феофана, первого учредителя и основателя училища»[10].

После того как в училищном зале преосвященный Иаков осенил воспитанниц крестным знамением и сказал несколько кратких наставительных слов по случаю выхода их из училища, с большой прощальной и напутственной речью к выпускницам обратился законоучитель училища и инспектор классов священник М. Херасков. Содержание речи представляет интерес с точки зрения того, как в ней отразилось влияние святителя Феофана, его подход к делу воспитания и образования детей.

Во-первых, о. Михаил Херасков наставляет любезных воспитанниц беречь как можно дольше чувство любви к училищу, где протекли их отроческие и самые первые юношеские годы, и главное – не разрывать духовной связи с училищем и после того, как перестали в нем учиться. Ибо в самостоятельной жизни «гораздо больше темных и суровых, чем светлых и приятных сторон. Вот на этот-то случай и важно для вас поддерживать духовную связь с местом прежнего вашего воспитания; а она будет поддерживаться тогда, когда вы будете освежать в своей памяти те добрые наставления и уроки, какие вы слышали здесь, и когда будете стараться навсегда удержать за собою приобретенное здесь преимущество людей образованных, облагороженных и хорошо направленных».

Во-вторых, «пастырь добрый», не снимая с себя ответственности за будущность своих воспитанниц, предупреждает их о трудностях и искушениях самостоятельной жизни и об их собственной ответственности за свои поступки перед Богом и людьми.

В-третьих, он призывает воспитанниц первого выпуска училища беречь личную репутацию, поскольку она будет отражаться так или иначе на чести целого заведения.

В-четвертых, необходимо продолжить самостоятельное научение в Законе Божием и просвещать себя церковно-отеческим учением и нести этот свет в народ, устраивать в своих домах школы и обучать грамоте крестьянских детей.

В-пятых, не избегать никакого, в том числе «черного» физического труда, навыки к которому были привиты воспитанницам в училище.

В-шестых, если выпускницы и в самостоятельной жизни будут скромны, благородны, трудолюбивы, целомудренны, благоговейны и благочестивы, то жизнь их будет честию и славою пред людьми, привлечет милость Божию на земле, и станет залогом безконечного блаженства на небе. Достичь такой награды от Господа поможет воспитанницам на тернистом жизненном пути обращение к молитве Богу и Царице Небесной. Молитва успокоит, даст силы и вдохновит на все высокое и прекрасное.

В заключение своей речи о. Михаил Херасков сказал: «На прощанье с вами невольно вспоминается та теплая святительская молитва, которою молился о вас первоначальный учредитель нашего училища, Преосвященный Феофан, когда вы были еще маленькими детьми, и только что поступали сюда учиться. Мы были свидетелями сей молитвы, — и вот Господь приводит — ею же проводить вас из училища:

«Господе Иисусе Христе, Боже наш! Сам благоволивший преуспевать возрастом и разумом и благодатию у Бога и людей, и во время Твоего на земле служения спасению нашему повелевший невозбранно приступать к Тебе малым детям, указуя в них образ совершенства христианского, благослови отроковиц сих, «уже возрасших и ныне вступающих в жизнь», умудри во спасительном учении Твоем и сердца их благонравием украси, Ангелов Твоих Хранителей посли, да всевают в сердца их всякое благопомышление и благорасположение, от всякаго же вреднаго приражения, могущаго «встретиться им в жизни», да охраняют во дни и нощи, да тако видимо и невидимо питаемы и руководствуемы… плод добраго жития и благих дел христианских принесут Пресвятому имени Твоему!.. Матерь Божия Пречистая, в объятиях своих носившая Христа Господа! Обыми отроковиц сих невидимыми объятиями Твоими, и всем нам милостива буди! Прими их под милостивый материнский покров Свой! Посещай, вразумляй и охраняй их, да будут во славу Сына Твоего, Ему же со Отцем и Св. Духом честь и слава во веки веков. Аминь»[11].

По окончанию речи своего законоучителя и духовного отца одна из воспитанниц – Е.И. Хераскова – от лица подруг сказала несколько благодарственных слов как теперешним, так и прежде бывшим наставникам и воспитательницам своим, а равно и покровителям и доброжелателям училища, в том числе: «Помилуй Господи и спаси Преосвященного Феофана, первоначально приютившего нас сюда!»[12].

Интересно отметить, что на выпускном акте кроме родственников воспитанниц и их знакомых было несколько и посторонних лиц, пришедших в тот день молиться в училищный храм на архиерейское богослужение. Среди них два уроженца владимирской земли – профессор Киевской духовной академии В.Ф. Певницкий[13] и инспектор Московской семинарии А.И. Цветков. Оба они пожелали видеть в подробностях устройство училища и с сочувствием отзывались обо всем, что увидели там.

Забота святителя Феофана о воспитанницах созданного им женского епархиального училища проявлялась не только в теплой молитве, сопровождавшей их все шесть лет обучения, а также в отеческих советах и наставлениях, даваемых в письмах, но выразилась в денежных пожертвованиях, сделанных владыкой для воспитанниц нынешнего выпуска. Из полученной суммы руководством училища было роздано по десяти рублей денежного вспоможения для каждой сироты и сверх сего куплено несколько золотых вещей для подарков лучшим воспитанницам в награду за успехи. По этому поводу автор статьи в епархиальных ведомостях восклицает: «Да благословит Бог преосвященного Феофана, не престающего благожелать и благотворить основанному им училищу и из своего пустынного уединения!»[14]. Следуя доброму примеру святителя Феофана, деятельное участие в судьбе воспитанниц принимала щедрая попечительница училища, известная на всю Россию благотворительница – Александра Дмитриевна Каретникова, а ее сестра, Елизавета Дмитриевна Мельгунова из Ростова, взяла к себе выпускницу Екатерину Петрову[15].

В воскресенье,12-го июля, за день до оставления училища, воспитанницы слушали последнюю литургию в училищном храме, отслужили молебны Спасителю, Божией Матери и молебен путешествующим. С благоговейною грустью, стоя на коленях, внимали они напутственной молитве церковной. И всю их последующую взрослую самостоятельную жизнь хранили выпускниц Владимирского женского училища Господь и Царица Небесная по молитве святителя Феофана, Затворника Вышенского.

 

2015 г.

 

Примечания

[1] См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана (Говорова). Составитель М.И. Щербакова. Рукопись.

[2] Феофан, еп. Созерцание и размышление. М. 1998. С. 214.

[3] Феофан, еп. Толкование на книгу св. Ермы «Пастырь». М. 2004. С. 244. См. также: Феофан, еп. Начертание христианского нравоучения. М., 2005; Он же. Путь ко спасению. М., 1994; Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника. 2-е изд. М., 1915.

[4] Протоиерей Михаил Херасков (1836-1901) — выпускник Киевской Духовной Академии, был преподавателем Нижегородской Духовной Семинарии, затем ректором Владимирской Духовной Семинарии. Его основные богословские труды: «Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева» (Владимир, 1903); «Послания апостольские и апокалипсис» (Владимир, 1907); «Обозрение исторических книг Ветхого Завета» (Владимир, 1908) являются учебными пособиями по Священному Писанию, неоднократно переиздававшимися, они и сегодня включены в список рекомендуемой литературы для  духовных учебных заведений. В них автор не только излагает содержание библейских книг, но и приводит толкования различных экзегетов и свои собственные. Личная переписка связывала долгие годы святителя Феофана и протоиерея М. Хераскова. Так, в одном из писем святитель  благодарил за присланный ему сборник проповедей о. Михаила и давал им высокую оценку. Благословляя в дальнейшем еще потрудиться на этой ниве и наставляя о высоте проповеднического дара, святитель напоминал о. Михаилу, что рассуждение в проповеди «занимает служебное место, а пишет и говорит авторски иной деятель и тут чем меньше рассуждения, тем лучше». (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски I,II,III,IV. Том 1. Репр. М.: Правило веры, 2000. Вып.1, п. №127. С.134). В другом письме протоиерею Михаилу Хераскову епископ Феофан, обсуждая близкую обоим тему толкования Священного Писания, сожалеет: «Священное Писание у нас совсем не тронуто, иностранные толковники, как они есть, негожи. Надо самим обдумывать и переделывать. Я и хотел бы заниматься этим предметом и занимаюсь…Но увы! Как тяжело». (Там же. Вып.1, п. №121. С.129).

[5] Много позже, вспоминая о той переписке, протоиерей М. Херасков дает пояснения для редакции журнала «Душеполезное чтение»: «Владимирское епархиальное женское училище основано и открыто преосвященным Феофаном в бытность его на Владимирской кафедре. Покойный владыка много положил хлопот об училище, радел об нем, как о своем детище, часто посещал его, ласкал воспитанниц, как родных дочерей своих, и затем, по отбытии из Владимира на Вышинский покой, переписывался с ними и следил за их судьбой. На их письма он находил время отвечать им. Так как Снегирева, урожденная Хераскова, была первою воспитанницею в училище, то он обыкновенно адресовал свои коллективные ответы на ее имя; по прочтении же письмо доставалось какой-либо воспитаннице во владение по жребию. <…> Великий и любвеобильный святитель не стеснялся нисходить до бедных воспитанниц и не жалел уделять своего драгоценного времени на письма к ним. Он писал им не только во время обучения их в училище, но и после по разным обстоятельствам их жизни. Первое из прилагаемых писем есть ответ на коллективное какое–то поздравление воспитанниц. Второе письмо – по случаю вступления в брак воспитанницы Херасковой. Третье по случаю смерти ее родителей. Сестра моя просит усердно редакцию по напечатании ее писем возвратить их ей обратно. Соборный суздальский протоиерей Михаил Херасков» («Душеполезное чтение», 1894, октябрь, с. 345).

Письмо преосвященного Феофана к Елизавете Ивановне Снегиревой, урожденной Херасковой:

«Милость Божия буди с вами, дети! Благодарю вас за праздничное поздравление и благожелания ваши мне. Мои же желания вам всего доброго и моя молитва о вас к Богу непрестанны. — Помоги вам Господи кончить курс воспитания и потом с пользою для других жить по выходе из оного, в том жребии, который готовится каждой из вас Промыслом Божиим.

Хороши ваши чувства к училищу. Память о жизни в нем и сама собою не изгладится, потому что вся жизнь ваша после будет приложение того, что здесь получили. — Но нельзя птичкам в гнездышке сидеть. Оперятся — и разлетятся. Так и ваше дело.

Карточки ваши иметь очень желаю. Пришлите и подпишите каждая. Теперь вас, верно, не угадаешь. — Желательно, чтобы училищное управление не отступило от своего доброго намерения.

Начальнице вашей — доброй матери — благословение от Господа и все мои благожелания, равно всем наставникам вашим и попечителям — членам управления.

Благослови Господи всех вас. Ваш богомолец теплый и благожелатель усердный. Епископ Феофан.

Пишу всем, а адресую на одну из вас — Хераскову… нет передумал… вам это трудновато будет. Получите письмо сие от матушки игумении». (Творения, вып. I, с. 197–198)

[6] Херасков М., свящ. Выпуск первого курса воспитанниц Владимирского епархиального женского училища. Владимирские епархиальные ведомости. № 14. 1870. С. 628-643.

[7] Антоний, архиепископ Владимирский и Суздальский (Павлинский Александр Иванович; 29.11.1801, с. Притыки Варнавинского у. Костромской губ.- 29.03.1878, Владимир). Род. в семье священника. Окончил Макарьевское ДУ, в 1827 г.- Костромскую ДС, в 1831 г.- СПбДА со степенью магистра богословия. 14 сент. 1829 г. пострижен в монашество, 6 июля 1831 г. рукоположен во иеромонаха. 30 сент. 1831 г. назначен на должность инспектора и профессора богословия в Калужской ДС, в 1832 г. переведен на те же должности в СПбДС и одновременно назначен ректором Александро-Невского ДУ. С 5 сент. 1838 г. архимандрит, с 17 сент. 1840 г. настоятель Антония Римлянина мон-ря и ректор Новгородской ДС. 8 июля 1852 г. хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии, с 3 окт. 1853 г. епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. С 28 дек. 1854 г. епископ Архангельский и Холмогорский, с 20 июля 1857 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 29 авг. 1860 г. епископ Волынский и Житомирский. С 8 апр. 1862 г. архиепископ. 17 июня 1866 г. переведен на Владимирскую и Суздальскую кафедру, в 1868 г. учредил Муромское вик-ство Владимирской епархии. Заботился о благоустройстве духовно-учебных заведений в епархиях, нередко жертвуя собственные средства на строительство и ремонт ДУ и ДС, на пополнение библиотек духовных школ. Открыл странноприимный дом при владимирском соборе. Погребен в Рождественском соборе г. Владимира. В 1879 г. во Владимирской ДС была учреждена стипендия его имени. (Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 158, № 292, 321, 1050; Оп. 159, № 240, 1668; Оп. 160, № 576; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 198.  Лит.: Владимирские ЕВ. 1878. № 10-13; 1879. № 20; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии. Новгород, 1897. С. 201-202; Виноградов А., прот. Иерархия на Владимирской кафедре. Владимир, 1905; РБС. Т. 2. С. 222).

[8] Епископ Муромский Иаков (Кротков), викарий Владимирской епархии (18.01.1870 — 28.01.1884) В миру Алексей Иванович Кротков. Родился в 1810 г. (по другим данным — в 1812 г.) в семье причетника Волоколамского собора Иоанна Протопопова. Впоследствии его отец был переведен в село Царево и посвящен во диакона. Окончив курс в МДА, Алексей Кротков женился и 6 августа 1836 г. был назначен диаконом московской Пятницкой, что в Охотном ряду, церкви. Однако всего через 11 месяцев своего священства молодой батюшка овдовел и после этого 27 ноября 1838 г. постригся в монашество в Донском монастыре с именем Иакова. Распоряжением митрополита Московского Филарета (Дроздова) о. Иаков был определен наставником Донского духовного училища и посвящен в иеромонаха. Чуть позже его назначили инспектором этого училища. Оттуда о. Иаков 19 марта 1839 г. был переведен на должность смотрителя Перервинского духовного училища, а оттуда — 24 декабря 1846 г. — настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря с возведением в сан архимандрита. Вскоре скончался настоятель Московского Данилова монастыря, и митрополит Филарет 31 августа 1855 г. назначил архимандрита Иакова на освободившееся настоятельское место.

В 1869 г. о. Иакова вызвали в Петербург на чреду священнослужения и преподавания слова Божия. 18 января 1870 г. архимандрит Иаков был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Одним из главных направлений деятельности викарного архиерея стала борьба с расколом. В 1876 г. ему было поручено наблюдать за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях.

Во Владимире владыка Иаков прослужил 13 лет. С апреля по декабрь 1878 г. после кончины архиепископа Владимирского и Суздальского Антония II (Павлинского) он исполнял обязанности епархиального архиерея. Некоторое время епископ Иаков управлял Могилевской епархией. В феврале 1884 г. Преосвященный Иаков по болезни отказался от предложенной ему самостоятельной кафедры и был уволен на покой. Вначале ему был дан в управление Муромский Благовещенский монастырь, а потом — Донской ставропигиальный монастырь в Москве. Владыка скончался 1 декабря 1885 г. без четверти шесть утра.

[9] Надеждин Федор Михайлович, протоиерей кафедрального Владимирского собора. Корреспондент преосвященного Феофана, о котором он неоднократно упоминает в своих письмах и к другим лицам. Из писем к священнику М. Хераскову: «Отцу протоиерею [Надеждину — Ред.] — с детками и внучатами — мои усердные благожелания» (Творения, вып. I, с. 128–129). «Кланяйтесь всем вашим, о. протоиерею [кафедральному протоиерею Федору Михайловичу Надеждину — Ред.] и прочим» (Творения, вып. I, с. 130–131).

[10] Владимирские епархиальные ведомости. № 14. 1870. С. 628.

[11] Там же. С. 636-637. Первоначальный текст молитвы см.: Владимирские епархиальные ведомости. 1865. № 5. Дополнения, специально сделанные к выпускному акту, обозначены кавычками.

[12] Там же. С. 638.

[13] Певницкий Василий Федорович (1832–1912), доктор богословия, профессор Киевской Духовной академии, писатель, сын священника. Окончил курс в Киевской духовной академии, где состоял профессором по кафедре гомилетики и истории проповедничества. Главные его труды: «Святой Ипполит, епископ римский и дошедшие до нас памятники его проповедничества» (Киев, 1885); «Святой Лев Великий и его проповеди» (Киев, 1871); «Святой Григорий Двоеслов» (докторская диссертация, Киев, 1871), «Средневековые гомилетики» (1895); ряд статей, обозревающих историю гомилетики после реформации, в «Трудах Киевской академии» за 1896–1898 годы; «Священник. Приготовление к священству и жизнь священника» (Киев, 5-е изд., 1897); «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан» (Киев, 3-е изд., 1898); «Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении» (Киев, 2-е изд., 1897). Другие его труды: «Из истории гомилетики. Гомилетика в новое время, после реформации Лютера» (Киев, 1899); «Об отношении к церкви нашего образованного общества» (Киев, 1902); «Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни» (СПб., 1901–1902) и другие.

[14] Владимирские епархиальные ведомости. № 14. 1870. С. 641.

[15] Каретникова Александра Дмитриевна, р. 17 марта 1810 † 11 сентября 1871, с. Тейково Шуйск. у. Владимирской губернии. Представитель славного рода московских купцов Каретниковых, основавших в с. Тейково вначале небольшую ткацкую мануфактуру, а затем и ситценабивную. С ростовскими купцами Хлебниковыми Каретниковых связывают несколько родственных связей. Фабрика Каретниковых в XVIII веке была одной из крупнейших в ивановском крае. В декабре 1834 г. для расширения торговой деятельности Степан Иванович Каретников заключил договор с двоюродным братом, ростовским мещанином Михаилом Александровичем Хлебниковым (одновременно М.Х. был и двоюродным братом его жены Александры Дмитриевны Каретниковой). После смерти М.А. Хлебникова в 1865 г. одной из основных наследниц его имущества и капитала стала его сестра Александра Дмитриевна Каретникова, урожденная Хлебникова.

Значительный рост тейковского предприятия в середине XIX века связан с именами Василия Степановича и Александры Дмитриевны Каретниковых. В 1853 году Александра Дмитриевна и сын Василий обратились в Плесскую городскую думу с просьбой: «…не желая делить сего имения и в торговых делах капитала, вознамерились продолжить производимую покойным (С.И. Каретниковым) торговлю и открыть для сего по второй гильдии торговый дом под фирмой «Александра Каретникова с Сыном»» (ГАИО, Ф. 12, Оп. 1, Д. 1300, Л. 3). Александра Дмитриевна была попечительницей девичьего училища для сирот духовного ведомства во Владимире. С конца 60-х г.г. XIX века она была почетной гражданкой Вознесенского посада, 1-й гильдии купчихой. Известный краевед Федор Журов так описал в газете «Владимирские губернские ведомости» похороны А.Д. Каретниковой: «Во 2-м часу за полдень послышался редкий благовест; народ толпами пошел за село на дорогу, по которой должны прибыть ожидаемые смертные останки покойной. Четверня вороных лошадей тихо приближала гроб, сокрытый в засмоленном ящике, поставленном на погребальной колеснице, особого устройства. При вступлении в село, гроб встретило со свещами местное духовенство. Селом гроб несен был на руках в сопровождении большого стечения народа» («Владимирские губернские ведомости» №41 от 8.10.1871 г.). Каретникова Александра Дмитриевна похоронена на родовом кладбище в ограде Троицкой церкви села Тейково.